Что в себя включает понятие "школьная готовность ребенка ?"
консультация (подготовительная группа)

 

           Не секрет, что от степени подготовленности ребенка –дошкольника к школе во многом будет зависеть, насколько успешной будет его адаптация, вхождение в режим школьной жизни, его успехи в учебе, а также психологическое самочувствие.  Если ребенок к 6,5 годам способен сохранять внимание в течении 30 минут, находясь в коллективе сверстников, подчинять свои игровые мотивы учебным, если его познавательная мотивация выходит за рамки дошкольного уровня, мы можем говорить о его готовности к школьному обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что значит быть готовым к школьному обучению?

      Не секрет, что от степени подготовленности ребенка –дошкольника к школе во многом будет зависеть, насколько успешной будет его адаптация, вхождение в режим школьной жизни, его успехи в учебе, а также психологическое самочувствие.

     Если ребенок к 6,5 годам способен сохранять внимание в течении 30 минут, находясь в коллективе сверстников, подчинять свои игровые мотивы учебным, если его познавательная мотивация выходит за рамки дошкольного уровня, мы можем говорить о его готовности к школьному обучению.

На что следует обратить внимание родителям и воспитателям?

     К шести годам в основном происходит формирование основных компонентов волевого действия. Удержание цели зависит от трудности задания и мотивов его выполнения, поэтому при подготовке ребенка к школе воспитателям и родителям необходимо:

Ставить перед ребенком такую цель, которую он не только понял, но и принял, сделал ее «своей»;

  • Направлять и помогать дошкольнику в достижении целей;
  • Приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а учиться их преодолевать;
  •  Воспитывать стремление к достижению результата в различных видах деятельности - играх, спортивных состязаниях, изобразительной деятельности и т.д.
  •  Научить дошкольника организовывать свое рабочее место;
  • Своевременно начинать и заканчивать работу, поддерживать порядок на рабочем месте.

Можно условно выделить три основные задачи, стоящие перед будущим первоклассником. Он должен:

1) знать о жизни своей семьи;

2) обладать достаточной информацией об окружающем мире и уметь ею пользоваться;

3) уметь анализировать сказанное, делать выводы, высказывать собственные мысли.

Основные показатели и критерии готовности ребёнка к школе.

 Физическая готовность организма;

  • правильная осанка, сидя за партой.
  •  развитие мелких групп мышц.
  • развитие основных двигательных навыков (бег, прыжки, лазанье, метание и т.д.)

Интеллектуальная готовность;

  • сформированность определенного кругозора,

логических форм мышления, понимания общих

закономерностей между предметами и явлениями окружающего мира.

  • умение выделять учебную задачу (поиски сходств и различии предметов и их свойств.)
  • Ребенок должен уметь концентрировать внимание, находить логические связи между предметами и явлениями. Необходимо развитие речи, памяти и мелкой моторики, то есть умения хорошо владеть ручкой и карандашами. Будущий первоклассник должен знать свой адрес, название родного города, имена и отчества родных и близких, их профессию, место работы. Дошкольник должен уметь перечислить месяцы и дни недели, знать последовательность и основные признаки времен года, различать основные виды деревьев, цветов и животных.

Будущий первоклассник должен уметь рассказать о своей семье, о том, что он делал вчера, о прочитанной книге. При этом малыш должен выделять в рассказе главное и второстепенное.

Психологическая готовность;

Психологическая подготовка призвана выработать у ребенка желание играть новую роль – роль ученика.  Здесь важно создать мотивацию к обучению, развить умений концентрировать внимание и управлять эмоциями. Школьник – более высокая социальная ступень по сравнению с детсадовцем. Если ребенок осознанно подходит к поступлению в школу и готов принять все правила, которые диктует ему новое положение в обществе, то можно говорить о высоком уровне психологической подготовки. В школе у ребенка появится новое окружение – одноклассники и учителя. В сознании ребенка многое изменится – школьная жизнь накладывает на него определенную ответственность. Если ребенок чувствует эту ответственность и готов к ней, значит, он психологически созрел для поступления в школу. Такой малыш будет правильно воспринимать требования учителя, адекватно реагировать на замечания, сумеет установить контакт.  Именно отсутствие мотивационной готовности влечет за собой огромное количество трудностей, которые будут противоречить успешному систематическому обучению ребенка в школе.

Если ребенок умеет читать и считать, это не значит, что он готов к обучению. Чтение и счет – учебные умения, которые ребенок приобретает в ходе обучения. Бесспорно, беглое чтение, осознанный счет положительно скажутся на обучении, но этого мало, важно, чтобы у будущего первоклассника были сформированы предпосылки учебной деятельности, «внутренняя позиция школьника».

 Чтобы ребенок хотел пойти в школу, именно родители должны мотивировать его. Рассказывайте интересные истории из своего детства, читайте книжки о школе. Информация должна быть позитивной, но и идеализировать школу не стоит. Можно поведать и о двойках, и о том, что у вас бывали трудности, но вы с ними справлялись, потому что вам хотелось быть успешным учеником. Рассказывая о своих любимых учителях и читая ребенку книжки, обращайтесь не только к сознанию малыша, но и к его чувствам. Нужно, чтобы у ребенка было желание учиться.

Эмоционально-волевая готовность к обучению в школе;

•        состояние управлять своим поведением, эмоциями, своей памятью, вниманием, мышлением,

•        речью, вовремя подключать воображение, действовать по инструкции взрослого.

Эмоциональная готовность заключается в том, что ребенок может контролировать свои эмоции, сдерживать их во время урока. Даже если ему очень хочется разговаривать и смеяться, он будет молча сидеть и слушать учителя. Отвечать на вопросы в школе тоже надо правильно: предварительно подняв руку, а не выкрикивая с места. Некоторым детям трудно привыкнуть к новому поведению, ведь в детском саду и дома они могли говорить и бурно проявлять свои эмоции, когда хотели.  Эмоциональная готовность наступает с возрастом. Каждый по-разному достигает ее. Один – в шесть лет, другой – в семь, третий – в восемь. Родителям необходимо обращать внимание ребенка на то, как надо себя вести. Например, не размахивать руками и не разговаривать во время спектакля. В автобусе можно поговорить с мамой, но тихо, чтобы не мешать другим пассажирам. Все это родители должны объяснять малышу, ведь он сам не понимает еще многих правил.  Ребенок должен научиться контролировать поведение и эмоции в зависимости от обстановки.

Социальная готовность;

 В понятие «социальная готовность» входит умение ребенка вести себя в школе в соответствии с правилами. Это означает:

 1) способность общаться с одноклассниками;

 2) умение адекватно реагировать на замечания учителей;

 3) умение быть внимательным и сосредоточенным на уроках.

 Ребенок должен обладать социальными навыками, понимать слова «нельзя» и «должен». Без этого невозможен процесс обучения. Важно, чтобы ребенок был самостоятельным: умел одеваться, завязывать шнурки на ботинках, не терял и не забывал одежду в гардеробе, аккуратно складывал

школьные принадлежности в портфель и т.д. Если ребенку сложно ладить с детьми, разговаривать со взрослыми (он будет пугаться вопросов или вести себя слишком вольно, дерзить). Заметив это, нужно корректировать поведение ребенка. Конечно, крики и обвинения только повредят. Нужно спокойное разъяснение, личный пример правильного поведения в обществе.

Если ребенок недостаточно подготовлен социально, родителям необходимо, показать ему, например, как ведут себя большие дети, которые ходят в школу, а как – совсем маленькие, которые не могут поделить игрушки.

Ребенок, предоставленный сам себе, вряд ли получит хорошую социальную подготовку. Ведь именно в семье закладываются основы его развития, как духовного и интеллектуального, так и физического, психического и социального. Поэтому родители должны общаться с малышом, играть с ним и учить его жизни собственным примером.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. "Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению".

Готовность к школе (физическая готовность и физиологическая зрелость ребенка, специальная и психологическая готовность), школьная зрелость. Школьная зрелость как совокупность морфо-физиологических и п...

Консультация для родителей подготовительной группы «Что включает в себя понятие «готовность ребенка к школе»?».

Консультация «Что включает в себя понятие «готовность ребенка к школе»?» будет полезна для родителей старшей и подготовительной к школе групп. Она поможет родителям при подготовке ребёнка к школе поня...

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

Памятка "Как родителям себя вести себя с одаренным ребенком"

Памятка для родителей"Как родителям себя вести с одаренным ребенком"...

Статья: Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению.

Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы....

Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться  к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...