Сказкотерапия для детей с ОВЗ
консультация

Автамонова Анна Алексеевна

Сказкотерапия для детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya_dlya_detey_s_ovz.docx16.79 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия для детей с ОВЗ

На сегодняшний день деток с различными нарушениями становится всё больше. Дети с ограниченными возможностями имеют физиологические и психоэмоциональные дефекты и обучению поддаются нелегко. К наиболее распространённым отклонениям относятся проблемы с речью (заикание, ЗРР), слухом, нарушения опорно-двигательной системы, задержка в развитии. В коррекции эмоционально-волевой сферы особых детей большая роль отводится сказкам.

Что такое сказкотерапия?

Сказкотерапия – это психотерапевтический метод воздействия на ребёнка, с помощью которого он сможет пересилить свои страхи, определиться в том, что хорошо и что плохо. Кроме того, этот способ помогает развить индивидуальность и, при необходимости, корректирует поведение.

С древнейших времён до наших дней люди рассказывали сказки детям, потому что через них ребёнку открывался мир, правильные и важные истины, принципы жизни, способы взаимоотношений. Поэтому это самый древний метод воспитания и образования.

Сказка адресована живому творческому созидательному » детскому началу » в человеке, но это вовсе не значит, что метод имеет возрастные ограничения. Сказка – древнейшее знание, зашифрованное в привлекательных образах и интригующих ситуациях. Первоначально сказка была жанром, предназначенным для взрослых людей, она наставляла, разъясняла, давала ответы на самые непростые вопросы мироздания. Каждый раскрывал в ней тот подтекст, который был более созвучен мировосприятию, который мог дать ответы на внутренние вопросы.

Сегодня же в мире появилось новое направление – сказкотерапия – которое весьма популярно и востребовано при взаимодействии с детьми с ограниченными возможностями или умственной недостаточностью.

Виды терапевтических сказок

Дидактическая сказка

В ней ребёнок узнает об обычных окружающих его вещах, предметах, людях (семья, дом, животное, дерево, солнце), а также об общих правилах поведения. В таких сказках обычно содержатся ещё и задания, которые помогают закрепить полученную информацию на практике. Такие сказки могут иметь разный формат – рассказ в книге, мультфильм, игра – и обычно они вызывают у детей живой интерес, отвлекая от рутинных занятий.

Психологическая сказка

Психологические сказки служат для развития личности ребёнка, формирования различных позитивных моделей поведения.

Художественная сказка

Такие сказки учат детей морально-этическим принципам, знакомят их с традициями народа.

Диагностическая сказка

Диагностическая сказка помогает скорее взрослому, чем ребёнку, потому что позволяет определить тип личности малыша, особенности его характера и отношения к миру.

Медитативная сказка

Особый вид сказок, который помогает ребёнку погрузиться внутрь себя, обратиться к своему подсознанию через яркие визуальные образы и погружение в сказочный процесс. Такие сказки лучше всего рассказывать перед сном или в специально созданных условиях. Можно включить расслабляющую музыку, попросить ребёнка закрыть глаза, убрать яркое освещение.

Сказка для гиперактивных детей

Из названия понятно, что эти сказки предназначены для слишком активных детей или детей с синдромом дефицита внимания. Они помогают малышу сконцентрироваться, учиться контролировать своё поведение, нормализовать эмоциональное состояние, стать спокойнее.

Логопедическая сказка

Подходят для детей с тяжёлыми нарушениями речи и в основном воспроизводятся в виде простых и познавательных игр. Логопедические сказки помогают устанавливать причинно-следственные связи и усваивать социальные нормы, принятые в обществе.

Сказка для детей с интеллектуальной недостаточностью

Здесь тоже почти всегда используется формат игры. Эти сказки помогают развивать творческое мышление, учиться визуализировать и создавать образы, устанавливать причинно-следственные связи, общаться на вербальном языке, развивать чувство юмора.

Применение сказкотерапии в коррекционном процессе

Коррекционными задачами сказки могут быть: постижение ребенком глубин его собственного внутреннего мира, становление его самосознания, знакомство с базовыми психологическими понятиями, поддержка на пути зарождения его индивидуальности.

Слушая сказку, дети погружаются в другой мир, полный неизведанных тайн, учатся сопереживать героям и иногда даже придумывают собственные истории.

В сказке ребёнок получает первые понятия о честности и подлости. Сказки позволяют малышу впервые ощутить различные эмоции, о которых он ещё не знал. А ещё процесс сказкотерапии даёт ребёнку альтернативную концепцию, с которой он либо согласится, либо нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»" Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида №12. Тема:“Сказка в гости к нам пришла”.

Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»"Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»

Что такое СКАЗКОТЕРАПИЯ. И для чего она нам нужна....

Сказкотерапия для детей старшего дошкольного возраста

Сказкотерапия для дошкольников -современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет ...

Консультация для родителей:"Сказкотерапия для детей как метод психологической коррекции. Сказки для детей дошкольного возраста."

Психологическая коррекция поведенческих навыков, нравственных качеств и черт характера посредством сказки доказывает свою результативность вот уже много лет. Сказкотерапия является уникальным психолог...

Сказкотерапия для детей. Читаем детям терапевтические сказки

Сказкотерапия для детей. Читаем детям терапевтические сказки...