Статья « Повышение квалификации и аттестация руководителей и педагогов дошкольного учреждения».
статья

Артеменко Ирина Николаевна

Современное дошкольное образование является одной из самых развивающихся ступеней образовательной системы Российской Федерации. Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования в ДОУ. Дошкольное воспитание - это первая ступень образования, на которой закладываются основы социальной личности, и важнейший институт поддержки семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_attestatsiya.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

« Повышение квалификации и аттестация руководителей и педагогов дошкольного учреждения».

Современное дошкольное образование является одной из самых развивающихся ступеней образовательной системы Российской Федерации. Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования в ДОУ. Дошкольное воспитание - это первая ступень образования, на которой закладываются основы социальной личности, и важнейший институт поддержки семьи.

Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днём. Перед руководителем и работниками ДОУ стоит непрерывная задача - построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. Каждое дошкольное учреждение должно сегодня постоянно доказывать свою привлекательность, необходимость. А это достигается, в первую очередь, высоким качеством воспитательно-образовательного процесса в детском саду.

В сфере дошкольного образования на сегодняшний день особенно актуальными являются вопросы, связанные с повышением эффективности деятельности дошкольных учреждений, изучением стиля, методов и форм руководства, а также вопросов планирования, контроля, обобщения и внедрения передового опыта.

В законе «Об Образовании в Российской Федерации» (статья 2) дано следующее определение: «Повышение квалификации – это обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации».

Целью повышения квалификации является формирование профессионального мастерства, освоение новых профессиональных компетентностей, обновление теоретических и практических знаний специалистов системы образования в связи с возросшими требованиями к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач [3].

Существуют различные способы повышения квалификации: курсы (семинары, семинары - практикумы); накопительная система повышения квалификации; плановые курсы повышения квалификации; обучение в ВУЗе; прохождение переподготовки.

В детском саду существуют различные формы работы, чтобы повысить квалификацию педагогов. Каждая из которых имеет свои характерные особенности: педагогические советы, обучающие семинары и деловые игры, индивидуальные и групповые консультации, открытые просмотры, психологические тренинги, научная среда, педагогические часы и др.

В рамках этого направления, методическая служба также перешла на новые формы организации работы с педагогами, чаще всего практико – ориентированные, такие как мастер – классы, создание педагогических и управленческих инновационных проектов, участие в конкурсах профессионального мастерства, тренинги, работа в микро- группах по созданию электронных пособий, распространению собственного педагогического опыта через публикации и интернет пространство [5].

Важным теоретическим положением концепции государственного стандарта профессионального образования является обоснование ведущей роли понятий «квалификация», «ступень квалификации» и «уровень квалификации».

Ступень квалификации — это завершенный этап подготовки кадров в системе непрерывного профессионального образования, характеризуемый определенным объемом и соотношением общего и профессионального образования, требуемого для освоения профессии {специальности). Совокупность ступеней квалификации составляет квалификационную структуру профессионального образования, которая отражает традиции и тенденции развития профессиональной подготовки в России, определяет роль и место профессии или специальности в экономической системе и учитывает фактически сложившиеся требования стандарта профессионального образования развитых стран.

Уровень квалификации характеризует профессиональное мастерство конкретной личности в рамках определенной ступени. Уровень квалификации зависит от обученности индивидуума и в этом контексте характеризуется такими достаточно объективными и диагностично проверяемыми параметрами, как объем, диапазон и качество знаний и умений.

Эффективным средством мотивации и стимулирования труда педагогов и руководителей образовательных учреждений является использование возможностей системы аттестации педагогических работников.

Аттестация (от лат. attestatio — свидетельство) — определение квалификации, уровня знаний работника или учащегося, отзыв о его способностях, деловых или иных качествах.

Цель аттестации — создание эффективной системы дифференцированной оценки и оплаты труда работников образования, стимулирующей их профессиональный рост, непрерывное повышение квалификации и результативности труда.

Целью аттестации руководящих работников является подтверждение соответствия работников ими занимаемой должности.

Аттестация педагогических работников направлена на решение следующих задач:

- подтверждение соответствия работников занимаемой ими должности;

-повышение уровня профессионального мастерства и распространение инновационного опыта;

- стимулирование их внутри организационного личностного карьерного (статусного) профессионального роста.

Основными задачами аттестации являются: стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников; обеспечение педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений возможности повышения уровня оплаты труда.

Форма аттестации — это четкая, протекающая во времени организация аттестационного процесса, в котором в единстве выступают задачи, содержание и процедуры аттестации. Формы аттестации, позволяющие определить уровень компетентности педагогических работников. К ним относятся: 

1. Собеседование (по определенной программе).

2. Письменный самоанализ собственного педагогического опыта с последующей внешней оценкой.

3. Письменный опрос, сопутствующий образовательному процессу (накопление информации о знаниях педагога).

4. Защита творческой разработки и оценка ее учебной комиссией.

5. Защита авторской программы (учебного предмета, факультатива, кружка, спецкурса).

6. Защита индивидуального творческого проекта (ИТП).

7. Защита реферата.

8. Проведение педагогом деловой игры («круглого стола», учебной дискуссии, обучающего методического совета).

9. Обобщение личного опыта по модульной технологии и представление его в банк данных.

10.Выступление на научно-практической конференции.

11.Тестирование педагога.

Процедура аттестации понимается как структура действий в рамках одной формы аттестации.

Квалификационные категории педагогическим и руководящим работникам присваиваются сроком на пять лет.

Под квалификационной категорией понимается соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического и управленческого труда.

По итогам аттестации могут быть установлены следующие квалификационные категории: для руководящих работников - базовая квалификационная категория; для педагогических работников базовая, первая и высшая квалификационные категории.

1. Базовая квалификационная категория присваивается педагогическим и руководящим работникам, подтвердившим соответствие занимаемой должности.

 Соответствие занимаемой должности педагогического или руководящего работника определяется посредством оценки уровня профессиональной подготовленности (теоретической, предметной, психолого-педагогической, методической и т.п.) с учетом современных достижений в области профессиональной деятельности.

Аттестация на подтверждение права занятия соответствующей должности для педагогических и руководящих работников является обязательной и проводится не реже 1 раза в пять лет.

Для вновь принимаемых на должность педагогических работников из числа молодых специалистов базовая категория присваивается на срок не более 1 года

2. Первая квалификационная категория присваивается педагогическим работникам, владеющим и эффективно применяющим в практической профессиональной деятельности инновационные образовательные методики и технологии.

3. Высшая квалификационная категория присваивается педагогам, владеющим инновационными образовательными методиками и технологиями, и активно их распространяющими в профессиональном сообществе.

Аттестация на первую и высшую квалификационные категории для педагогических работников является добровольной. При этом сохраняется обязательность получения педагогическими работниками базовой категории вне зависимости от факта и сроков получения первой или высшей квалификационной категории-.

Срок действия первой и высшей квалификационных категорий - 5 лет.

Педагогические работники до истечения срока действия первой квалификационной категории могут пройти аттестацию на высшую квалификационную категорию досрочно.

 Работники, выполняющие педагогическую работу в образовательных учреждениях на условиях совместительства, также имеют право проходить аттестацию в этих учреждениях.

При переходе педагогического или руководящего работника из образовательного учреждения одного субъекта Российской Федерации в образовательное учреждение, расположенное в другом субъекте Российской Федерации, базовая, первая и высшая квалификационные категории сохраняются за работником до конца срока её действия.

По результатам педагогической деятельности в межаттестационный период педагогическому работнику могут присваиваться статусные звания. Статусные звания (учитель-наставник, учитель-исследователь, учитель-методист, старший учитель, куратор, учитель-консультант, учитель- воспитатель и т.п.) отражают успешность и качество выполнения конкретных видов работ, включая педагогический портфолио, и определяются образовательным учреждением самостоятельно.

Статусное звание присваивается на основании анализа произведённых стимулирующих выплат за три предшествующих года..

За ненадлежащее исполнение педагогическим или руководящим работником должностных обязанностей по критериям, по которым присваивается квалификационная категория, может быть произведена процедура их аннулирования, в порядке, определяемым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.

Нельзя не затронуть и актуальные вопросы, связанные с проблемами повышения квалификации педагогических работников в дошкольном образовательном. Некоторые из них мы с Вами рассмотрим.

  1. Почему без качественной подготовки педагогичеких и управленческих кадров нельзя было решить проблему введения ФГОС? И с какими затруднениями сталкнулись педагогические работники на данном этапе?

Дошкольные учреждения вступили в период глубоких качественных изменений. В новом Федеральном образовательном стандарте изменены содержание и структура образования в целом. Целью дошкольного образования становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование универсальной учебной деятельности и, на их основе, усвоения базовых знаний, а главное – умения самостоятельно обновлять и совершенствовать свое образование в соответствии с условиями быстро меняющего мира.

        В системе дошкольного образования за последние годы произошли большие изменения, которые повысили требования к личностному и профессиональному развитию педагога. Необходим единый подход к пониманию профессиональных компетенций педагога дошкольного образования, к определению содержания, эффективных методов и форм организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагога, обеспечивающих его готовность к реализации ООП (основной образовательной программ) в соответствии с ФГОС ДО.

Основные затруднения педагогических работников на этапе введения ФГОС ДО:

• упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно - деятельного подхода;

• сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения занятий, необходимость отказа методических разработок, накопившихся за многие годы;

• отсутствие готовности руководителей ОУ и педагогических работников к планированию и организации образовательного процесса в дошкольном воспитании в соответствии с требованиями ФГОС;

• традиционный подход руководителей ОУ к анализу занятия и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности воспитателя;

• принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных).

  1. Почему воспитателю не владеющими определенными профессиональными компетенциями сложно осуществлять свою образовательную деятельность на высоком профессиональном уровне?

Педагогу приходится работать с совершенно иными детьми, которые владеют современными технологиями иногда даже лучше, чем взрослые, которых подчас интересуют совсем не детские проблемы. Воспитатель должен уметь работать и с одаренными детьми, и с детьми с особыми образовательными потребностями, и с детьми различных национальностей. Соответственно, необходим и другой подход к образовательному процессу. Чтобы соответствовать современным требованиям, понимать детей, быть участником процесса формирования личности ребенка, воспитателю также необходимо быть готовым и способным к изменениям, активным, компетентным. Осваивать новые подходы к профессиональной деятельности.

  1. Как Вы думаете, в чем заключается проблема аттестации педагогических кадров?

Проблема аттестации педагогических кадров — это проблема достоверной диагностики и оценки эффективности их учебно-воспитательной деятельности в единстве с оценкой качества и результативности деятельности обучаемых.

  1. Какими факторами объясняется проблемы повышения  классификации?

Внимание к проблеме повышения квалификации объясняется многими факторами:

-нарастающим объемом научной информации;

-прогрессом в области техники и технологии;

-интеграцией образования, наук и производства;

-углубляющимися глобальными (демографическими, экономическими, энергетическими и экономическими) проблемами.

 Подводя итоги можно сказать что - Повышение квалификации и профессиональная переподготовка являются неотъемлемой частью современного образовательного процесса. В эпоху быстро меняющихся условий труда, появления новых направлений в профессиональной среде особенно важно постоянно повышать квалификацию и профессиональный уровень каждого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы для педагогов дошкольных учреждений «Новые подходы в реализации регионального компонента музыкального образования»

Национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. Поэтому задача приобщения детей к националь...

Мастер-класс «Повышение информационно-коммуникативной компетентности педагогов дошкольного учреждения»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в применении ИКТ при реализации ООП ДО....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня музыкального руководителя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №20» г. Лнениногорск Цибизовой Лилии Рафгатовны на межаттестационный пер

Индивидуальный план повышения профессионального уровня музыкального руководителя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего  вида № 20&qu...

Статья "Взаимодействие родителей и педагогов дошкольного учреждения в процессе подготовки детей к школе"

Л. А. Венгер     Взаимодействие семьи и педагогов – это процесс, при котором создаются положительные условия для развития ребенка. Успешное решение  проблемы воспитания ...

Статья Внедрение модели «Умная прогулка» в образовательный процесс дошкольного учреждения для повышения уровня креативного мышления старших дошкольников

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования предполагают, что выпускник детского сада должен обладать развитым воображением, самостоятельностью, инициативностью, прив...

Современные подходы в повышении профессиональной компетентности педагогов дошкольных учреждений

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования. В ряде законодательных актов говорится об актуальности проблемы подготовки высококвалифицированного педагога,...