Статья из опыта работы для педагогов дошкольных учреждений «Новые подходы в реализации регионального компонента музыкального образования»
статья по музыке по теме

Менязева Ольга Сергеевна

 

Национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. Поэтому задача приобщения детей к национальной культуре коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений Югры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_nsportal_menyazevoy_os.doc82.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Сказка» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей

пгт. Фёдоровский Сургутского района

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Статья из опыта работы

для педагогов дошкольных учреждений


«Новые подходы в реализации регионального компонента музыкального образования»


подготовила

музыкальный руководитель

Менязева Ольга Сергеевна

п.Фёдоровский

 2012

     В  настоящее время всё большее внимание уделяется использованию фольклора в обучении и воспитании дошкольников. По свидетельству исследователей, фольклорные произведения способствуют активизации процесса обучения. Внедрение   элементов   фольклора   в   практику дошкольного учреждения, изучение традиций и обычаев  народов  является важнейшим звеном в процессе формирования у детей эстетических чувств и высокой художественной культуры. Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является культура народная – совокупность ценностей группы людей, объединенных сходством языка (славянская, тюркская, финно-угорская), общностью обрядов и традиций. Она отличается определенной долей простоты и поэтому является доступной детям с рождения. Передаваемая из уст в уста, она обогащается различными вариациями и представляет огромный интерес для ребенка в плане познания богатства и красоты традиций, праздников, обрядов. Национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. Поэтому задача приобщения детей к национальной культуре коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений Югры. 

     Задача развития творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности в процессе воспитания и обучения, поставленная в Законе РФ "Об образовании", является одной из социально значимых задач современного общества. В связи с этим, в педагогических системах зафиксировано противоречивое положение: педагоги должны учить своих подопечных жить и творить в постоянно изменяющемся мире. Отсюда вытекает достаточно чёткий вывод о стратегии преподавания: необходимо формировать у детей творческие способности, исследовательские навыки, способность быстро входить в новые предметные области; адаптировать к динамичной картине мира.  В российском образовательном процессе есть педагогическая система,  называемая РТВ ТРИЗ-педагогикой (развитие творческого воображения в теории решения изобретательских задач).  Созданная Г. Альтшуллером теория решения изобретательских  задач дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов ребёнка в различных предметных областях. Отличительной особенностью данной педагогической системы является усвоение ребенком обобщенных алгоритмов организации собственной творческой деятельности. Поэтому возникла идея соединения технологии развития творческого воображения и традиционных подходов ознакомления детей с культурными традициями родного края. В ее основе лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности.

     Таким образом, стремление к повышению уровня развития творческих  возможностей будущих школьников в музыкально-эстетической сфере подтверждают актуальность данной технологии и позволяют выделить следующие противоречия:

- между процессом музыкально-творческого развития детей и системой традиционного образования;

- потребностью общества в повышении доли толерантности, чувства этнической принадлежности и недостаточным опытом учёта регионального компонента образования.

      В связи  с введением  Федеральных государственных требований  появился вопрос об использовании интегративного подхода к образованию дошкольников, организации интегрированной непосредственно образовательной деятельности. Потребность в этом объясняется целым рядом причин: мир, окружающий детей, познаётся ими в своем многообразии и единстве; интегрированная непосредственно образовательная деятельность развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, развитию мышления, коммуникативных и творческих способностей; форма проведения интегрированной деятельности нестандартна, интересна, снимает утомляемость воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышается познавательный интерес.

       Источник изменений: В условиях многонациональности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры большую актуальность приобрела проблема сохранения исторического наследия и развития самобытной национальной культуры и искусства коренных народов – ханты и манси.  Осуществление синтеза как взаимодействия, соединения (интеграции) образовательных областей в приобщении дошкольников к этнокультурным традициям народов Крайнего Севера выступает основным принципом построения содержания образования и приводит к такому важному познавательному результату, как формирование целостной естественнонаучной картины мира.    

    Через приобщение дошкольников к культурным традициям родного края формируются духовно-нравственные ценности. Изучение традиций, быта коренных народов Севера в сочетании с приёмами развития творческого воображения позволяет строить обучение и воспитание на основе сотворчества педагога и детей. 

    Знакомство детей с национальными традициями народов ханты и манси начинается со сбора и изучения краеведческого материала. Созданный в детском саду мини-музей «Музыкальные инструменты народов Севера» позволяет приобщать детей к музицированию, истории инструментов. В группах общеразвивающей направленности оформлены уголки Севера, подобраны дидактический материал, художественная литература, песенный материал, из которых можно почерпнуть знания об истории народов Севера. Системность и динамичность предметно-развивающей среды позволяют ребенку  самостоятельно знакомиться с  материалами по краеведению, совместно с родителями регулярно пополнять и обновлять содержание развивающих центров группы. Разработана система мероприятий по воспитанию любви к родному краю, составлена картотека подвижных игр и самобытных упражнений народов Севера, перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности с учётом регионального компонента для детей дошкольного возраста.

     Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать знания краеведческого содержания, так как материал включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, быта коренных народов. Работа в данном направлении ориентирует детей на организацию личностного познания родного края, его обрядов и традиций, музыкальной культуры от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению. Дети проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество. Чтобы воспитать человека-патриота, знающего свой Ханты-Мансийский край – малую родину, ежегодным стало проведение праздника народов Севера, творческих мини-проектов. Готовятся к мероприятиям все: родители, дети, педагоги. Организуются творческие выставки, праздничные концерты, посвященные датам основания округа, народным праздникам.

   Форма представления педагогического опыта – педагогическая технология. Это совокупность форм, методов, способов музыкального воспитания, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, один из способов воздействия на процессы творческого развития, обучения и воспитания ребенка. В основе данной технологии лежат: приёмы, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ – развитие творческого воображения); воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности.

    В данной технологии используются в основном приемы и методы, направленные на интенсивное развитие творческого воображения дошкольников в процессе приобщения к культуре народов ханты и манси. Успешно использую методы развития творческого воображения, адаптированные к дошкольному возрасту, системный оператор и типовые приемы фантазирования.

     Акцентами целей стало приобщение детей к творческой деятельности, ознакомление с приемами творческого воображения.

     Особенности содержания: процесс творческой, поисковой деятельности в системе приобщения к музыкальным традициям народов Севера, воспитания любви к родному краю представляет собой основное содержание обучения. Имеют место как индивидуальные, так и коллективные приемы. К последним относятся: эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск.                                         

     Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Требования к современному образованию и социальный заказ ставят дошкольное образовательное учреждение перед необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но и развития. Именно поэтому наше дошкольное учреждение определяет в качестве одного из приоритетных направлений -  развитие творческого потенциала детей. Адаптированная к дошкольному возрасту технология позволит воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Музыка - фольклор и творчество». В настоящее время актуальным направлением  воспитания  является становление этнического самосознания дошкольника, интереса к национальной культуре и традициям. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности становления у дошкольников этнокультурной  осведомлённости.

    Для приобщения детей к истокам народной культуры, были определены следующие направления работы:

- разработка перспективно-тематического плана работы с включением  словесных, музыкальных, хореографических видов народного творчества во все формы организации музыкального образования. Перспективно-тематический план включил в себя:

-проведение познавательных бесед о народных праздниках, обрядах, рассказывание детям о традициях и обрядах населения Югры,  знакомство детей с народными музыкальными инструментами, их звучанием и историей происхождения. Созданию условий для приобщения ребенка к лучшим образцам поэтического, музыкального, игрового фольклора способствует организация встреч в музыкальной гостиной с представителями коренных народов Севера.

 - образовательную деятельность по развитию певческих навыков детей: решение задачи развития певческого голоса ребенка дошкольного возраста выстраивается на основе специально подобранного репертуара.

- исполнение песен с детьми без музыкального сопровождения: с учётом традиции звучания фольклорной песни одной из задач использования средств народной педагогики в работе с дошкольниками является обучение детей пению без сопровождения.

-музыкально-образовательную деятельность по освоению дошкольниками элементов музыкальной грамоты. Способствую становлению  представлений детей о таких средствах выразительности, как темп, динамика, регистр, тембр, метроритм в процессе ознакомления с известными и доступными жанрами детского фольклора.

- использование пения в сочетании с хореографическими движениями при инсценировании знакомого детям фольклорного репертуара: естественной формой исполнения народной песни является выражение ее содержания в хореографическом движении. Незаменимым средством в работе с дошкольниками по развитию двигательных навыков являются игры со словом, использование которых знакомит детей с основными видами движений (пружинным, переменным шагом, поскоками, галопом, элементами танца), совершенствует качество их выполнения.

 - включение фольклорного материала в праздники, развлечения, самостоятельную деятельность: разученные в непосредственно образовательной деятельности песни, танцы, импровизации на музыкальных инструментах становятся близкими и доступными ребенку, когда включаются в его повседневную жизнь, используются в самостоятельной игровой деятельности. Традиционно каждый фольклорный праздник - это общая организация детско-взрослой жизни. Он естественным образом ориентирован на проявление  общей радости, совместного проживания празднества, что способствует созданию благоприятной воспитательной среды для детей разных возрастов. В народных праздниках нашло ярко выраженное ощущение народом своего единства с окружающей природой. Организуем праздники, в которых на Севере традиционно принимали участие дети: «Вороний день», «Медвежьи пляски».

 - использование средств народной педагогики в режимных моментах дня и нерегламентированной образовательной деятельности: в тесном взаимодействии с другими педагогами  знакомлю детей с важнейшими датами народного календаря, различными сведениями из русской истории, фольклорным материалом. Совместная образовательная деятельность основывается на игре, творческом фантазировании, стремлении пробудить в детях интерес к открытию богатств народной игры.

     Эффективным в работе оказывается слушание музыки без предварительного объяснения, но со специально поставленной проблемной задачей - определить назначение фольклорного произведения на основе лишь слухового восприятия и слухового анализа, что даёт возможность показать детям зависимость содержания фольклорных произведений от их жизненного назначения.

- взаимодействие с семьей: возраст дошкольного детства - период, когда ребенок особенно привязан к дому, семье. Для него важным являются, прежде всего, те ценности, которые признаются его родителями, поэтому эффективность проводимой в детском саду работы зависит от отношения к ней в семье ребенка. Проводим детско-взрослые праздники, где родители выступают активными участниками общего праздничного действа.

   Ежегодно участвуя в детских фольклорных мероприятиях, пропагандируя народное творчество своего края, дети испытывают чувство уважения и гордости к искусству народа. Привлечение родителей воспитанников к участию в фольклорных мероприятиях способствует  пониманию ими значимости всей работы дошкольного учреждения по становлению этнокультурного образования дошкольников.

    Результаты анализа литературы по формированию у детей народной музыкальной культуры показали, что дошкольные учреждения используют разные формы приобщения детей к истокам народной культуры. Но недостаточно освещаются вопросы творческого развития дошкольников при изучении детского музыкального фольклора родного края. Поэтому новизна данного педагогического опыта заключается в том, что была предпринята адекватная, системная, инновационная попытка изменить существующую ситуацию к лучшему:

- Были разработаны творческие задачи для детей дошкольного возраста по образовательной области «Музыка», так как барьером к активному использованию в работе творческих задач является недостаточное количество примеров в методической литературе.      

- Разработана система педагогических условий успешного формирования творческого потенциала и музыкальных способностей детей, использование интерактивных форм взаимодействия участников педагогического процесса в процессе ознакомления с музыкальным фольклором родного края.                                  

- Разработаны музыкально-дидактические игры с фольклорным материалом по развитию творческого воображения у детей. Оптимальной формой овладения детьми методиками творчества являются системы творческих заданий, которые даются детям через игры, алгоритмы творчества.                                                                        

    Спроектированная технология по формированию творческого потенциала у детей будет реализоваться наиболее эффективно, если:

- методы народной педагогики будут адаптированы к условиям современного образовательного учреждения;

- в образовательном процессе будет обеспечено гармоничное интеллектуальное, нравственное, эстетическое развитие личности дошкольника на основе использования фольклора;                                

- реализуется система активного включения во взаимодействие всех субъектов педагогического процесса;                                                          - подготовка педагогов дошкольных групп будет носить опережающий характер, предметное содержание процесса - реализоваться в системе;

- будет иметь место практическое воплощение творческой мысли в танце, сочинениях, сказках, песнях, загадках, поделках, игровых сюжетах и движениях;

- творческое развитие будет рассматриваться как целостный личностно-ориентированный процесс, органично сочетающий в себе современные и исторически сложившиеся ценности.                                     

     Несомненно, мероприятия по краеведению в сочетании с приёмами музыкально-творческого развития детей – актуальная  проблема музыкального образования детей дошкольного возраста, требующая преодоления сложившихся стереотипов, новых идей и способов их реализации.

 

Список использованной литературы:

  1. Кищенко Е.Г., Пошибайло М.В. Гуманизация образовательного процесса в ДОУ через личностно-ориентированные технологии.                             - М., 2006.
  2. Корзун А. В. Веселая картинка. Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками.- Минск-2000.-64с.
  3. Кузнецова В. В., Пыстина Л. А. Формирование талантливого мышления у дошкольников. -Саратов-2001.-76с.
  4. Никашин А. И., Страунинг А. М. Системный подход в ознакомлении с окружающим миром и развитием фантазии. Ростов-на-Дону-1993.-32с.
  5. Сидорчук Т. А. Программа формирования творческих способностей дошкольников.- Обнинск, ООО “Росток”, 1998.-63с.
  6. Темина С.Ю. Воспитание развивающейся личности: истоки, искания, функционально – ролевые позиции. - М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы по теме: "Реализация регионального компонента в ДОУ"

Приоритетность регионального культурного  наследия означает воспитание патриотизма на  местном материале с  целью  формирования  уважения к  своему  дому (семье, дру...

«Инновационный подход к реализации регионального компонента вариативной части основной образовательной программы ДОУ»

В настоящее время начинает расти интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде русских национальных культурных традиций. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей...

из опыта работы по реализации регионального компонента

Наша задача развивать интерес маленьких детей средствами, которые его окружают. Прививать интерес к родному краю. Воспитывать гордость за свое село и людей, которые его прославляют....

Выступление на семинаре для педагогов дошкольных учреждений ЗАТО Озерный На тему: Региональный компонент как способ формирования духовно-нравственных компетенций у дошкольников.

Региональный компонент как способ формирования духовно-нравственных компетенций у дошкольников.Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была  актуальной. Духовно-нравс...

Консультация для педагогов "Реализация регионального компонента дошкольного образования в старшей группе"

Детство - каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия....

Из опыта работы «Инновационный подход к внедрению регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»

В методической разработке отражена система работы в ДОУ по внедрению регионального компонента через программу "Наш дом - Южный Урал" (Е. Бабунова)...