Из опыта работы «Инновационный подход к внедрению регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Нецветаева Татьяна Валерьевна

В методической разработке отражена система работы в ДОУ по внедрению регионального компонента через программу "Наш дом - Южный Урал" (Е. Бабунова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta.docx32.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15» Еманжелинского муниципалього района

Челябинской области

Из опыта работы по теме:

«Инновационный подход к внедрению регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»

Выполнила: Нецветаева Татьяна Валерьевна,

старший воспитатель высшей  категории

2018 г.

Внедрение регионального компонента через реализацию программы «Наш дом — Южный Урал» (Е. Бабунова, С.Багаутдинова, Л. Градусова) в проектной  деятельности.

Целью первого, подготовительного этапа проекта «Урал – наш край родной» было повышение компетентности педагогов в аспекте внедрения регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОУ через изучение образовательной программы воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом — Южный Урал» (Е. Бабунова, С.Багаутдинова, Л. Градусова). Программа изучалась на заседаниях «Педагогического университета». На первом его заседании, проведенном в форме «круглого стола», педагоги ознакомились со структурой программы, ее целями, задачами, концептуальными основами, целевыми ориентирами, особенностями организации развивающей предметно-пространственной среды. На втором заседании «Педагогического университета» педагоги ознакомились с содержательным разделом программы по всем образовательным областям, методическим материалом по использованию народных традиций в обучении и воспитании детей, особенностями планирования образовательной деятельности с участниками образовательных отношений. Третье заседание прошло в форме презентаций в группах развивающей среды по краеведческому воспитанию детей. Целью данного мероприятия было создание в группах условий для реализации программы «Наш дом — Южный Урал» (Е. Бабунова, С.Багаутдинова, Л. Градусова). Педагоги всех возрастных групп отразили в развивающей среде интеграцию регионального компонента в разные виды деятельности и образовательные области . В физкультурных уголках групп были оформлены картотеки народных игр и атрибуты к ним, в уголках изобразительной деятельности тематические выставки по народно-прикладному искусству, в санаторной группе был создан мини-музей «Промыслы Южного Урала». Музыкальные уголки групп пополнились народными музыкальными инструментами, картотекой хороводных игр. В книжных уголках групп появились картотеки фольклора Южного Урала, в старшей группе была оформлена тематическая выставка, которая позволила детям ознакомиться с творчеством уральской поэтессы Н.Пикулевой, в подготовительной группе детьми был изготовлен макет по сказке Бажова «Серебренное копытце» и оформлена тематическая выставка по его творчеству. В театральных уголках совместно с родителями дети изготовили разные виды театра по народным сказкам. В санаторной группе была оформлена сюжетно-ролевая игра «Туристическое агентство» через которую дети в игровой форме в самостоятельной деятельности закрепили знания о любимых местах отдыха Южного Урала. В группах младшего дошкольного возраста педагоги с помощью родителей оформили семейные уголки. В средней группе организован уголок  «Мой любимый город», в нем с помощью фотографий, иллюстраций, рисунков детей отражены природа, животный мир, достопримечательности родного города, его геральдика. В группе старшего дошкольного возраста оформлен краеведческий мини-музей «Мы жители Урала». В мини-музее имеются предметы быта народов, населяющих Южный Урал, гербарии растений, геральдика Челябинска и Челябинской области, альбомы национальных костюмов, жилища, национальной кухни народов Южного Урала. В подготовительной группе оформлен патриотический уголок, в котором помимо наглядного материала и информации о городе, Южном Урале, представлены материалы о России, Москве, как ее столице, в группе оформлен мини-музей русского народного быта с самоваром, куклами в национальной одежде, предметами народного быта, в самостоятельной деятельности детьми изготовлен макет «Подворье». В музыкальном зале дошкольного учреждения организован мини-музей «Культура и традиции народов Южного Урала». В нем были представлены макеты жилища, предметы быта народов, живущих на Южном Урале, куклы в национальной одежде. В дошкольном учреждении функционировала творческая группа по внедрению регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОУ результатом ее деятельности стала разработка вариативной части ООП ДОУ и плана-схемы проектной деятельности по теме «Наша малая родина – Южный Урал». Педагогами всех возрастных групп были разработаны проекты по внедрению регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения с учетом возраста детей и результатов диагностики освоения детьми целевых ориентиров программы «Наш дом — Южный Урал» (Е. Бабунова, С.Багаутдинова, Л. Градусова). На основном (практическом) этапе проекта реализовывались мероприятия, запланированные на подготовительном этапе. Первая младшая группа работала над проектом «Фольклор Южного Урала» .

 В младшем дошкольном возрасте ведущими задачами являются задачи по развитию эмоционального отклика на произведения фольклора, формированию понимания его основного содержания, речевое развитие детей через средства фольклора. Целью проекта было развивать у детей интерес к народному фольклору, и желание его разучивать. Проект групповой, познавательно – творческий, краткосрочный .Участники проекта: дети, воспитатели, родители. В ходе проектной деятельности делался акцент на интеграцию содержания программы «Наш дом – Южный Урал» в разные образовательные области. Например, дети во время организованной образовательной деятельности познакомились с колыбелью (люлькой), рассмотрели ее, познакомились с ее назначением и разучили колыбельную песню «Баю-баю,баю-бай! К нам приехал Мамай..» на лицо интеграция образовательных областей «Познавательного», «Речевого развития» «Художественно-эстетического» (музыка). Знакомство с потешкой «Ладушки-ладошки» сопровождалось 17 лепкой оладушков (интеграция образовательных областей «Речевого развития» и «Художественно-эстетического»). В совместной деятельности педагога с детьми воспитанники познакомились с народной подвижной игрой ««Маленькие ножки – большие ножки» (интеграция регионального компонента в образовательную область «Физическое развитии»). Широко использовался фольклор из программы «Наш дом — Южный Урал» (Е. Бабунова, С.Багаутдинова, Л. Градусова) в режимных моментах во время умывания, приема пищи, одевания-раздевания. Итоговым мероприятием проектной деятельности стало развлечение «Ладушки в гостях у бабушки» вовремя которого дети показали знание фольклора Южного Урала. Во второй младшей группе реализовывался проект «Фольклор для малышей» (групповой, познавательно-творческий краткосрочный ). Целью проекта было приобщить детей к культурным ценностям и народным традициям Южного Урала. Развивать у детей интерес к народному фольклору. Ожидаемый результат: создание системы работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, средствами народного фольклора Южного Урала развитие диалогической и монологической речи детей, использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок, колыбельных песен, установление партнёрских взаимоотношений педагога и родителей по вопросам патриотического воспитания детей. На первом, подготовительном этапе проекта педагогами было проанализировано состояние воспитательно-образовательного процесса по использованию фольклора Южного Урала, подобрана литература по фольклору, изучено программно-методическое обеспечение по развитию речи, оформлены картотеки фольклора, народных игр, лэп-бук по теме «Фольклор для самых маленьких», изготовлен макет «Русская изба», пополнены предметами народного быта сюжетно-ролевая игра «Дом-семья», музыкальный уголок аудиозаписями колыбельных из серии «Нянюшкины сказки». На основном этапе реализации проекта акцент делался на интеграцию регионального компонента в разные образовательные области и виды детской деятельности. Так народные игры с движениями из серии «Говорушки» способствовали его интеграции в образовательные области «Речевое развитие» и «Физическое развитие», словесные игры «Расскажи сказку», «Ладушки ладошки» в «Речевое развитие» и «Познавательное развитие», через театрализованную деятельность дети познакомились с народной сказкой «Сказка о глупой мыши», через игровую деятельность, настольно-печатную игру «Вспомни сказку», дети закрепили знание сказок. Результатом проектной деятельности стало использование детьми в самостоятельной деятельности средств фольклора.

В средней группе реализовывался проект познавтельно-творческий, долгосрочный «Мой любимый город». Целью проекта было познакомить детей с родным городом, его историей, достопримечательностями, природой и животным миром. На первом, подготовительном этапе, была составлена план-схема мероприятий по реализации проекта, проведено анкетирование родителей по патриотическому воспитанию, изучена и подобрана литература по теме проекта, созданы условий для его реализации: организован уголок «Моя семья», оформлена тематическая выставка «Мой любимый город». На втором этапе работа над реализацией проекта велась последовательно по трем темам: «Моя семья» (декабрь), «Природа и животный мир родного города» (январь), «Достопримечательности и геральдика родного города»(февраль). Тема «Моя семья» прошла через интеграцию во все образовательные области. Так во время непосредственно организованной образовательной деятельности (НОД) «Речевое развитие» дети с помощью семейного уголка закрепили знания о родственных связях (мама-папа, дедушка-бабушка, братсестра), именах-отчествах ближайших родственников, разучили пальчиковую гимнастику «Этот пальчик..». В ходе НОД «Познавательное развитие» воспитанники познакомились с профессиями родителей (продавец, врач, шофер). Рисование на тему «Портрет семьи» сопровождалось слушанием музыкальных произведений о семье, маме, папе, что говорит об интеграции темы «Моя семья» в «Художественно-эстетическое развитие». Создание условий для сюжетно-ролевой игры «Дом» способствовало интеграции темы «Моя семья» в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Различные формы работы использовались при реализации темы «Природа и животный мир родного города». Работа велась как в организованной образовательной деятельности, так и в совместной деятельности педагога с детьми, и в самостоятельной детской деятельности. Во время организованной образовательной деятельности «Познавательное развитие» по теме «Природа нашего города» дошкольники закрепили, имеющиеся у них знания о растениях, познакомились с птицами, животным озера Сарыкуль. В ходе «Речевого развития» дети составляли описательные рассказы о своих любимых местах отдыха в городе. Через игровую деятельность, дидактические игры: «С какого дерева лист?», «Чей малыш?», «Времена года», «Кто где живёт?» дети закрепили знания о природе и животном мире родного края. Работа над третьей темой, «Достопримечательности города», велась через следующие формы работы: просмотр презентации «Разговор о родном городе» во время ее дети познакомились с названиями улиц города, затем полученные знания закреплялись в совместной деятельности через дидактическую игру «Назови свою улицу», беседу «Вот моя улица, вот мой  дом родной». Воспитанники просмотрели видеофильм «7 чудес  Еманжелинска» о достопримечательностях города. Во время организованной образовательной деятельности «Художественно-эстетическое развитие» они оформили газету «Шагая по улицам города» в виде коллажа, целью дидактической игры «Я начну, а ты продолжи» было обобщение знаний о достопримечательностях города. На заключительном этапе проекта было проведено итоговое мероприятие: развлечение «Мой Еманжелинск», дети в игровой форме закрепили знания о семье, природе и животном мире родного города, его достопримечательностях. Педагоги подготовили презентацию проекта и участвовали с ней в конкурсе «На лучший проект по региональному компоненту» на итоговом педсовете. В группе старшего дошкольного возраста программа «Наш дом - Южный Урал» реализовывалась через проект «Мы жители Урала» (долгосрочный, познавательно-творческий, исследовательский). Проект  был нацелен  на краеведческое воспитания детей старшего дошкольного возраста, организацию взаимодействия с родителями по формированию краеведческого воспитания дошкольников в семье и создание в группе развивающей предметно-пространственной среды с учетом программы «Наш дом - Южный Урал». На первом, подготовительном, этапе был составлен план-схема реализации проекта, созданы условия для его реализации: организован мини-музей, разработаны конспекты запланированных мероприятий, оформлены тематические папки по теме проектной деятельности. Проведена диагностика по целевым ориентирам программы «Наш дом - Южный Урал» . На втором, основном, этапе проекта работа шла по трем направлениям: «Человек и его семья», «Природа Южного Урала» , «Обычаи и традиции народов Южного Урала». Целью работы по первому направлению «Человек и его семья» было приобщение детей к народной семейной культуре Южного Урала. Данная цель реализовывалась через комплекс непосредственно организованной образовательной деятельности (далее НОД). Во время НОД (образовательная область «Познавательное развитие») по теме «Сила семьи в ее родне» дети познакомились со смысловым значением слова «семья», они закрепили знания о родственных связях в семье, познакомились с особенностями взаимоотношений между членами семьи у разных народов, наличием традиций в семье. НОД по теме «Портрет семьи» позволила интегрировать региональный компонент в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие», закрепить у детей знания о родственных связях в семье . НОД по теме «Жилище семьи» позволила ознакомить воспитанников с традициями и обычаями, связанными со строительством жилища у разных  народов. Знания данной темы дети закрепили во время изготовления макета юрты в совместной деятельности педагога с детьми. Тема «Предметы народного быта» раскрыла детям значение слова «утварь», дети получили сведения о различных видах утвари в доме, о способах хранения домашней утвари. Знакомство с темой «Особенности взаимоотношений в семье» позволило дать дошкольникам знания о народных особенностях режима семьи, познакомить детей с взаимоотношениями членов семьи: отец – хозяин дома, кормилец семьи, мать – хозяйка дома, «ведет» дом. Тема «Нравственные основы семьи» раскрыла детям сведения о традициях и обычаях, связанных с укреплением семьи, со знанием своей родословной. В домашних условиях, совместно с родителями, дети изобразили герб семьи. Тема «Народные праздники семьи» позволила дать детям знания об особенностях народного гостеприимства в семье. Подготовке к праздникам в семьях: приготовление пищи, украшение жилища, подготовка одежды, встреча гостей (песни, игры, пляски). Полученные в организованной образовательной деятельности знания о семье дети закрепляли через сюжетно-ролевую игру «Дом», она была пополнена предметами домашней утвари. Второе направление работы по теме «Природа Южного Урала» было нацелено на знакомство детей с географическими и экологическими особенностями региона. Работа по ней реализовывалась через комплекс занятий-путешествий: «Человек, род и природа» воспитанники познакомились с семантическим значением слова «природа» - то, что дано при рождении. Дети сравнили родственные отношения в семье с природными явлениями, познакомились с фольклором народов Южного Урала, отражающим сравнение человека, его характера с природой. «Человек и природа Южного Урала» на данном занятии детям были даны сведения об озерах, реках, горах Южного Урала. «Человек и календарь природы» дети получили представления о том, как изменения в природе по сезонам отражались на основных видах труда народов Южного Урала. Для закрепления детьми знаний, полученных во время НОД были проведены виртуальная экскурсия «Экспедиция по Уральским горным вершинам», дидактические игры «Составь уральский букет», «Откуда пришел предмет?» и другие. Третье направление работы по теме: «Обычаи и традиции народов Южного Урала» так же было интегрировано в разные образовательные области. Воспитанников познакомили с разными формами фольклора (интеграция регионального компонента в образовательную область «Речевое развитие»). Большой интерес у детей вызвали легенды о происхождении названий реки Урал и Уральских гор. В совместной деятельности педагогов с детьми осуществлялось их знакомство с пословицами и поговорками разных народов, что позволило  показать воспитанникам общность нравственных идеалов представителей разных народов. Дети сами придумывали потешки, заклички, поговорки в самостоятельной деятельности. Детское творчество нашло свое отражение в альбоме, в котором были записаны придуманные детьми потешки, заклички, приговорки. Помимо произведений фольклора народов Южного Урала дети познакомились и с произведениями писателей, творчество которых связано с регионом, позволяет рассказать детям о красоте уральского края, познакомить с его природой, обычаями, людьми это творчество Л. Татьяничевой, Н.Пикулевой, Н. Кондратковской. Познавательные беседы по истории и культуре разных народов раскрывались через празднично-игровую культуру (один раз в неделю). На физкультурных занятиях дети разучивали новую подвижную народную игру(интеграция регионального компонента в образовательную область «Физическое развитие»). На музыкальных занятиях один раз в две недели – новую хороводную игру (интеграция регионального компонента в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие»). Одновременно закреплялись знакомые игры в совместной деятельности воспитателя с детьми и в непосредственной образовательной деятельности. Подвижные и хороводные народные игры использовались на прогулке и во время народных праздников («Колядки», «Масленица). Интеграции регионального компонента в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие» способствовали: комплекс занятийпутешествий «Мастерами Урал славится» (по промыслам Южного Урала), рассматривание занимательной географической карты региона «Путешествие по уральским промыслам», беседы-интервью «О красоте», «О мастерстве», конкурс «Секреты малахитовой шкатулки». В содержание календарно-тематического плана были включены образовательные ситуации «Салон ювелирных изделий», «Диво-дивное», «Музыка в камне» и другие. В содержание образовательных ситуаций включались эврестические задания для детей: например, придумывание сказов «Необыкновенная история красивой и нужной вещи». Поддержка детской инициативности и закрепление активного действенного интереса к культуре народов Южного Урала осуществлялась при организации конкурсов, соревнований, типа «Кто больше знает народных игр», «Кто больше знает считалок (потешек, закличек)», «Подари всем ребятам свою любимую народную игру». Это позволяет развивать у детей самостоятельность в придумывании и усложнении правил в народных играх, совместном изготовлении атрибутов к играм. На третьем, заключительном этапе проекта была проведена диагностика освоения воспитанниками целевых ориентиров программы «Наш дом - Южный Урал» в форме викторины «Уральский калейдоскоп». Диагностика проводилась для того, чтобы зафиксировать оценочные показатели данной группы после внедрения проекта. Она показала, что воспитанники, значительно улучшили свои показатели по уровню освоения целевых ориентиров программы «Наш дом - Южный Урал», в группе отсутствуют дети не знакомые с культурой народов Южного Урала. Полученные результаты отчетливо свидетельствуют об эффективности проведённой работы по внедрению регионального компонента на основе программы «Наш дом – Южный Урал». В подготовительной к школе группе реализовывался проект по теме: «Мой край родной» (познавательно-творческий, долгосрочный). Целью проекта было: способствовать обучению и воспитанию детей на идеях народной педагогики Южного Урала, помочь детям войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием, через разные виды деятельности формировать представление о культуре Южного Урала, его традициях. Во время первого, подготовительного этапа педагоги разработали комплексно-тематическое планирования по теме проекта и планы-конспектов педагогических мероприятий, подобрали методическую и художественную литератур по теме проекта, подготовили атрибуты для продуктивной деятельности, подобрали музыкальное сопровождение, демонстрационный материал (моделей, игрушек, атрибутов для творческой, познавательной деятельности); подготовили дидактические игры, пособия. В физкультурном уголке была оформлена картотека народных подвижных игр и подготовлены к ним атрибуты. В книжном уголке оформлена картотека фольклора, тематическая выставка по творчеству П.Бажова. В уголке изобразительной деятельности оформлены тематические папки по промыслам народов Южного Урала. В уголке природы изготовлены лэп-бук «Красная книга животных Южного Урала», макет «Подворье». В познавательной зоне оформлен мини-музей «Русская народная изба». Сюжетно-ролевая игра «Дом» была пополнена предметами народной утвари. То есть региональный компонент был интегрирован практически во все зоны предметно-развивающей среды группы. Для того чтобы, определить особенности краеведческого воспитания детей дошкольного возраста по реализации программы «Наш дом – Южный Урал», провели диагностическую работу по уровню усвоения детьми целевых ориентиров данной программы.

В диагностике участвовало 20 детей подготовительной группы, в результате было выявлено распределение дошкольников по уровням освоения детьми целевых ориентиров программы «Наш дом – Южный Урал». Диагностика показала, что дети знакомы с природой и животным миром Южного Урала, но не знают историю его развития и культуру народов, проживающих на Южном Урале. На втором, практическом этапе проекта работа по его реализации велась в трех направлениях: «Природа и животный мир Южного Урала», «Традиции и быт народов Южного Урала», «История и культура Южного Урала». Целью первого направления работы по теме: «Природа и животный мир Южного Урала» было закрепить у детей имеющиеся знания о природе родного края, познакомить их с природно-географичесими зонами Южного Урала. Виртуальное путешествие: «В страну озер и рудных скал» содействовало расширению представлений детей о природе Урала при рассматривании занимательных географических карт. На первой остановке путешествия детям было предложено разгадать загадки об уральской природе, на второй дети включаются в выполнение эвристического задания – подобрать с помощью музыкальных инструментов голоса леса, и на третьей остановке дети изображают уральский лес в смешанной технике акварели и восковых мелков. В образовательную область «Познавательное развитие» программа «Наш дом – Южный Урал» была интегрирована следующим образом:

 - НОД «Человек и мир вокруг» дети закрепили имеющиеся у них знания о природе и животном мире родного края, познакомились с природногеографичесими зонами Южного Урала, детям были даны сведения о народном представлении космоса, мира, природы. Их познакомили с образными выражениями о природе.

 - НОД «Человек и календарь природы» детям было объяснено смысловое значение «круглый год», рассказано о том, что виды труда чередуются по сезонам. Большой интерес у дошкольников вызвало разгадывание занимательного кроссворда «Красота Урала». «Традиции и быт народов Южного Урала».

 Работа по реализации содержания народных традиций, как рекомендовано программой «Наш дом - Южный Урал», шла в три этапа: Первый этап - отбор содержания и формы подачи знаний о традициях народов Южного Урала, адаптация содержания народных традиций к психологическим особенностям детей. Второй этап – приобщение дошкольников к традициям народов Южного Урала через интеграцию в разные формы организации детей (организованную образовательную деятельность, совместную деятельность педагога с детьми, самостоятельную детскую деятельность). НОД «Человек и календарные традиции» способствовала формированию у детей представления о тесной взаимосвязи человека, его

 семьи и рода с природой, воспитанникам были даны сведения о календарных обрядах и традициях народов Южного Урала. Во время НОД «Предметы народного домашнего быта» дети познакомились с различными видами утвари в доме. Узнали об особенностях украшения народного жилища, предметов домашнего быта, одежды, узнали о способах хранения домашней утвари. Третий этап - анализ усвоения детьми содержательной стороны традиций народов Южного Урала, определение динамики формирования первичных представлений о традициях. «История и культура Южного Урала» Данное направление работы было интегрировано в следующие образовательные области: «Познавательное развитие» Целью НОД «История жизни человека на Южном Урале» было познакомить детей с историей заселения Южного Урала, со строением первых жилищ человека, с понятиями «каменный век», «бронзовая», «медная» эпохи. Во время НОД «Труд человека на Южном Урале» дети были познакомлены с понятиями «кочевой народ», «оседлый народ», с их традициями, им были даны сведения о появлении первых железо- и медеплавильных заводах Южного Урала. «Речевое развитие» Знакомство детей с творчеством П.П. Бажова позволило педагогам рассказать детям о красоте уральского края, познакомить с его прошлым, с обычаями и обрядами людей их бытом. Сказы Бажова обогащают литературный опыт детей, развивают познавательные интересы. «Физическое развитие» На физкультурных занятиях дети продолжали знакомиться с подвижными народными играми рекомендованными программой «Наш дом – Южный Урал». «Художественно-эстетическое развитие» В ходе НОД «Мы – уральцы» дети познакомились с промыслами декоративно-прикладного искусства Урала: каслинским литьем, златоуствоской гравюрой, росписью на металле, по дереву, бересте. Детям было предложено совершить виртуальное путешествие по Уралу и посетить несколько станций. Первая станция «Народные умельцы», на которой дети познакомились с народными уральскими промыслами. Вторая станция «Урал – мастеровой», на которой дети познакомились с профессиональным искусством Урала. На третьей станции детям предлагается отразить в коллективной коллажной работе то, что особенно запомнилось из путешествия по Уралу. 25 Путешествие сопровождалось народными играми, состязаниями, распространенными на Урале. Эстетическое отношение к произведениям камнерезного искусства Урала формировалось у дошкольников во время НОД «Малахитчики». Воспитатель рассказала о появлении в уральских горах камня малахит, продемонстрировала детям коллекцию минералов и иллюстрации с изображением изделий из малахита. Затем педагог рассказала детям о труде камнереза, ювелира, зачитала народную песню «Ах, вы камушки – самоцветики». Дети изготовили малахитовую шкатулку из бумаги. НОД «Каслинские кудесники» способствовала расширению представлений детей об искусстве каслинского чугунного литья. Занятие началось с рассматривания выставки произведений каслинского литья. С детьми была проведена минута созерцания, заслушены высказывания детей о об эстетических характеристиках произведений каслинского литья. Детям было предложено выбрать отрывки музыкальных произведений, подходящих по характеру к произведениям из чугуна. Затем дети лепили из пластилина фигурки по собственному замыслу. Знакомству с искусством росписи по бересте содействовала НОД по теме «Берстяной туесок». Воспитатель раскрыла семантическое название значение росписи. Дети рассмотрели особенности конструкции и украшения туеска. Дети в парах склеили и расписали туесок. При организации продуктивной художественной деятельности были использованы разнообразные формы организации детей: - самостоятельные работы детей, из которых можно составить единую целостную композицию. Данная форма организации детской деятельности использовалась на занятиях по темам: «Оружейных дел мастера», «Диводивное»; - работа в парах, при которой каждая пара выполняет часть общей работы использовалась на занятиях: «Малахитчики», «Берестяной туесок» - работа в мини-группах, при которой каждая мини-группа выполняет часть общей работы на занятиях: «Урал –земля золотая», «Музыка в камне»; - коллективная работа, когда каждый ребенок выполняет самостоятельную часть общей работы, была предложена на занятиях: «Самоцветные россыпи Урала», «Секреты хозяйки медной горы»; - работа по конвееру, при которой каждый ребенок выполняет одну операцию общей творческой работы, а результат его работы является началом работы сверстника применена на занятии: «Камень, заговори». На музыкальных занятиях продолжалось знакомство с хороводными играми из программы «Наш дом – Южный Урал»

 Важным моментом в организации работы по приобщению дошкольников к декоративному искусству Урала является проведение занятий, имеющих интегративный характер. В ходе занятий использовался синтез регионального художественного слова и музыки (народных песен, попевок), в качестве физминуток использовались народные подвижные игры или хороводные игры. Дидактическая игра «Исправь ошибку мастера» способствовала уточнению представлений детей о разных видах декоративно-прикладного искусства Урала. Оптимизации педагогического процесса по проблеме внедрения регионального компонента способствовало проведение народных праздников: колядок, Масленицы, Сабантуя. На заключительном этапе проекта были проведены фестиваль «Разные народы в нашем городе живут» и диагностика в форме занятия-олимпиады с целью выявления уровня освоения детьми целевых ориентиров программы «Наш дом – Южный Урал». Данные мероприятия показали, что реализованная проектная деятельность способствовала расширению и закреплению знаний воспитанников об истории и культуре родного края. В санаторной группе программа «Наш дом – Южный Урал» реализовывалась через проект «Радость творчества» (познавательнотворческий, краткосрочный). На первом, подготовительном этапе проекта были созданы необходимые условия для реализации проекта: подобраны методическая литература по теме и художественная литература для чтения детям о народных умельцах, организован «Музей народного творчества». Диагностика, проведенная перед началом проектной деятельности показала, что 59 % детей не знакомы с декаративно-прикладным искусством Южного Урала, частично знакомы с ним 36 %, что свидетельствует о необходимости проведения соответствующей работы по повышению уровня знаний детей о декаративно-прикладном искусстве Южного Урала, организации проектной деятельности по теме: «Радость творчества». На основном этапе знакомство детей с декаративно-прикладным искусством Южного Урала осуществлялось через интеграцию данной темы в разные образовательные области. В «Познавательное развитие» интеграция осуществлялась через комплекс занятий-путешествий. С уральским расписным домом, как самобытным художественным явлением дети познакомились во время НОД «Искусство домовой росписи на Урале», воспитанники узнали о своеобразии семантики урало-сибирской росписи. 27 Во время НОД «Каслинское чугунное литье» дети узнали о истории возникновения данного промысла, о трех слагаемых успеха данного промысла. НОД «Златоустовская гравюра» способствовала знакомству детей с основателями промысла И. Бушуевым и И. Бояршиновым, со спецификой промысла. В «Социально – коммуникативное развитие» региональный компонент был внедрен через дидактические игры: «Выложи узор», «Чудо – кубик», «Узнай роспись». Проект реализовывался через разные формы организации детской деятельности. В совместной деятельности педагога с детьми: проведен конкурс пословиц и поговорок о труде умельцев, оформлен макет «Русская изба». Большой интерес у детей вызвало виртуальное путешествие по музеям народного прикладного искусства уральских мастеров. На заключительном этапе проектной деятельности для педагогов детского сада был проведен показ НОД по теме: «Уральская ярмарка» дети презентовали изделия разных промыслов, которые изготовили своими руками во время НОД «Художественно-эстетическое развитие». Так же по результатам проекта оформлен фотоальбом: «Наше творчество», в котором нашли отражение лучшие продукты детской деятельности. В программе «Наш дом - Южный Урал» даны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Согласно им, на начало проектной деятельности 53 ребенка старшего дошкольного возраста на начало проектной деятельности 38 % (20 детей) не были знакомы с историей и культурой народов Южного Урала, частично знали ее 62 % (32 ребенка), воспитанников, знающих историю и культуру народов Южного Урала, на начало проекта не было. Диагностика на конец проектной деятельности показала, что усвоили целевые ориентиры программы «Наш дом - Южный Урал» 58 % детей, частично усвоили -  42 %, воспитанников, не усвоивших целевые ориентиры  нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение национально-регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения

внедрение национально–регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения в соответствии с ФГТ...

ОТЧЕТ О деятельности муниципальной экспериментальной площадки «Внедрение регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОО» за 2017-2018 год.

ОТЧЕТ О деятельности муниципальной экспериментальной площадки на базе МАДОУ № 38 «Внедрение регионального компонента  в  воспитательно-образовательный процесс ДОО» за 2017-2018 г...

«Инновационный подход к внедрению регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»

Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, что позволяет достичь определенных целей в познании и понимании детьми общечеловеческих цен...

«Инновационный подход к внедрению регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОУ» Малая Родина. У каждого человека она своя,

Дл         - изучение становление исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе;          - выявление противоречия в теории и практике по...

Доклад «Внедрение регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс» (из опыта работы)

Доклад «Внедрение регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс» (из опыта работы)Цель: формирование основ патриотизма у дошкольников через ознакомление с малой Род...