Консультация для педагогов "Реализация регионального компонента дошкольного образования в старшей группе"
консультация (старшая группа)

Тарасенко Татьяна Юрьевна

Детство - каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

                                                                                                                                                                                                    В. А. Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Реализации регионального компонента дошкольного образования в старшей группе»

Подготовила: Тарасенко Т.Ю.

2017 год

 Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. 

            В. А. Сухомлинский.

«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает»

«Конвенция о правах ребенка», статья 29

   В соответствии с утверждением и введением в действие с 1 января 2014г. – Федерального государственного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 изменяется форма и структура Образовательной программы ДОУ. В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей – обязательной части и формируемый участниками. Среди направленной образовательной программы  дошкольного учреждения важное место занимает региональный компонент. 

   Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе.

Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования  региональных культурных традиций и особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; физическая направленность деятельности региона; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение дошкольников системой знаний о регионе.      Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.  

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.      Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.    

 Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования выявлены и обоснованы следующие педагогические условия:  

- формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования;  

- подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования;

- создание культурно-развивающей среды ДОУ;

- организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.  

 Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:

  1. Ознакомление дошкольников с родным краем в ходе реализации образовательной программы ДОУ.
  2.  Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам.
  3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.
  4. Взаимодействие с родителями.
  5. Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, узких специалистов);
  6. Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями. 

Наша цель: формировать первоначальные представления у дошкольников об особенностях родного города.

Задачи которые стоят перед нами:

 - знакомить детей с особенностями и традициями района;

- формировать представления о родном районе: истории, улицах, профессиях;

 - знакомить с именами знаменитых земляков;

- формировать знания о живой и неживой природе района;

- заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания. 

Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов:

  • использование программ и технологий по краеведению;
  • комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка;
  • создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;
  •  учет специфики организации и построения педагогического процесса;
  • использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств. 

Для эффективной реализации регионального компонента необходим ряд педагогических условий:

  • Создание культурно-развивающей среды в ДОУ;
  •  Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования;
  •  Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума;
  •  Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность;
  •  Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. 

Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, чтобы привить дошкольникам любовь и уважение к народным традициям своего региона. 

Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства (музеи, театры, фольклорные группы и т.п.) 

Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам: Рождество, Новый год, Масленица, День птиц и др. 

 Поддержка со стороны родителей имеет большое значение. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним. 

Для обеспечения реализации регионального компонента важно создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО. 

Результативность работы по реализации регионального компонента предполагает, что в процессе формирования основ краеведения ребенок:

приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого;

 овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода;

определяет свою социальную роль;

имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях;

обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение;

учится рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности;

приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом; развивает самостоятельность, творчество, инициативность. 

Уважаемые коллеги! Чтобы было у нас представление о содержании направлений с учетом регионального компонента, мы проделаем практическую работу. Нужно к каждой области подобрать содержание каждой области с учетом регионального компонента. (Работа в группах.)

Содержание направлений с учетом назначения регионального компонента

1. Образовательная область «Физическое развитие»      Необходимыми условиями в физическом развитии детей с учетом региональных климатических и сезонных особенностей являются:

 -  создание условий в дошкольном образовательном учреждении;

 -  развитие потребности в двигательной активности детей при помощи подвижных народных (татарских, русских, башкирских, украинских, казахских, белорусских), спортивных игр, физических упражнений, соответствующих их возрастным особенностям;

 -  осуществление комплекса профилактических и оздоровительных работ с учетом специфики ДОУ района;

 -  совершенствование физического развития детей через национальные праздники, народные игры.

2. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»   

 Использование национального регионального компонента в направлении, социально личностного развития ребенка включает:

-  развитие игровой деятельности, в которой отражается окружающая действительность РТ, мир взрослых людей, формирование представлений о труде, профессиях взрослых работающих;

- ознакомление детей  народами Оренбуржья другой национальности, родной природы, общественной жизни.  

- обеспечение безопасности детей дошкольного возраста на улицах и дорогах района.

 -  расширение знания детей о работе пожарной службы, службы скорой медицинской помощи района.

3. Образовательная область «Познавательное развитие»      Основными задачами в познавательном развитии детей с учетом национально – регионального компонента являются:

- воспитание познавательного интереса и чувств восхищения результатами культурного творчества представителей разных народов, проживающих в Оренбургской области.

- формирование целостной  картины мира, расширение кругозора детей, культуры познания и интеллектуальной активности,  шире использовать возможности народной и музейной педагогики.

4. Образовательная область «Речевое развитие»   

  Речевое  развитие детей с учетом национально – регионального компонента включает:

 - обучение детей двум государственным языкам (русскому и татарскому) в равных объемах.

- ознакомление детей с художественной литературой разных жанров;

- проявление интереса к произведениям татарского, русского и других народов, проживающих в РТ, устного народного творчества: сказкам, преданиям, легендам, пословицам, поговоркам, загадкам.

5. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»     

 Художественно-эстетическое развитие дошкольников через приобщение детей к культуре народов Оренбуржья и включает в себя:

 - создание условий для проявления детьми своих способностей в музыке, живописи, танцах, театре и литературе;

 - развитие продуктивной деятельности через приобщение детей к изобразительному, декоративно-прикладному искусству народов, проживающих в Оренбургской области.

- воспитание нравственно-патриотических чувств посредством знакомства детей с произведениями уральских писателей.

Уважаемые коллеги! Вам даются задания. Вам нужно показать, продемонстрировать, сделать то, что там написано.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОВЕНЬ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА КОНСТАТИРУЮЩЕМ ЭТАПЕ

УРОВЕНЬ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  НА КОНСТАТИРУЮЩЕМ ЭТАПЕ СОДЕРЖАНИЕВведение. Глава 1. Теоретико-методологические основы  регионально...

Комплексно-тематическое планирование по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство». (старшая группа)

Комплексно-тематическое планирование по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство». (старшая группа)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД...

Современные подходы к организации проектно-исследовательской деятельности старших дошкольников в рамках реализации национального-регионального компонента дошкольного образования

В дошкольном возрасте во время проведения занятий дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход...

Комплексно-тематическое планирование по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство». (старшая группа)

Комплексно-тематическое планирование по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство». (старшая группа) Срок реализацииТема Содержание работы...

региональный компонент "Русское гостеприимство" в старшей группе

конспект НОД по программе патриотического воспитания в старшей группе...