Консультации для педагогов ДОО
материал


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОО

"Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через чувственные отношения к родственникам"

Подготовила: Воспитатель Соколенко О.А.

 В дошкольный период детства происходит становление личности ребенка, раскрываются его индивидуальные способности. Нельзя забывать, что на этом жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша становиться воспитатели и родственники.

В младенческие годы и весь дошкольный период человека воспитывается семьей, жизнью семьи. Здесь зарождаются его симпатий, потребности, интересы, здесь обозначается его характер. И поэтому жизнь семьи, ее нравы, традиций, влечения, идеалы, развлечения влияют на его дальнейшую судьбу.

Ребенок первоначально обучается различным чувственным ощущениям через чувства и отношения чему- либо матери и отца. Стало быть, семья является школой понимания, школой воспитания.

Через призму отношений ребенка к его близким мы, педагоги, имеем уникальную возможность прививать детям самые лучшие нравственно – патриотические качества характера.

Активное взаимодействие семьи и педагогов позволит воздвигнуть тот фундамент, на котором смогут базироваться лучшие семейные традиций, позволяющие воспитателю найти правильный подход к ребенку к его внутреннему миру.

С самого раннего возраста в детском саду у детей воспитывается чувство Родины. Программа воспитания и обучения дошкольников предполагает постепенное знакомство детей с фольклором, с народными традициями, а также с родной природой, особенностями места проживания.

Самые маленькие дети в возрасте 2-3 лет через наблюдение явлений природы знакомятся с растениями родного края. Народные потешки и заклинки про солнышко, дождик, радугу или снежок формируют у них представление не только о климатических особенностях региона, но и чувство малой Родины. В рамках этой же темы малыши знакомятся с детским садом, совершают экскурсии на почту и в магазин, к ближайшим памятникам и учреждениям культуры. Повторный просмотр слайдов презентации по темам экскурсий способствует лучшему усвоению детьми полученной информации.

Нравственное воспитание дошкольников тесно связано с патриотическим. Дети учатся уважительно относиться к людям других национальностей, изучают их обычаи и традиции, участвуют в национальных праздниках и обрядах, играют в игры

народов мира. Приобщение к своей культуре происходит через народные праздники, традиционно отмечаемые в данном регионе. Эстетическое воспитание дошкольников используется для формирования у детей чувства прекрасного в процессе любования родной природой, произведениями искусства своего народа, художественного слова.

С младшего дошкольного возраста, в 3-4 года, ребята начинают различать людей различной расовой принадлежности. Современная миграция народов позволяет им получать знания о разных расах, лично общаясь с детьми в своей группе. Патриотическое воспитание дошкольников начинается с запоминания названия своей страны – России. Дети получают сведения и о том, что существуют другие страны и континенты. Карта мира может быть расположена в группе, но педагоги пока не предъявляют к детям требования знать названия стран, а только обозначают место России.

Праздники, которые проводятся с дошкольниками, равномерно распределяются в течение всего учебного года и являются основой содержания образовательной программы. В возрасте 3-4 лет дети, подготавливаясь к торжеству, учат стихи, песни. Это и есть патриотическое воспитание дошкольников, т. к. у детей появляются не только знания, но и ценностное отношение к своим традициям. Праздник Победы, День защитника Отечества, День космонавтики, День народного единства и другие – это праздники, формирующие у детей гордость за свою Родину, за своих людей.

Патриотическое воспитание дошкольников охватывает несколько образовательных областей. Через область «Познавательное развитие» дети получают сведения о своей Родине, о других странах, о разных народностях и их традициях. Образовательная область «Речевое развитие» позволяет детям наладить общение со сверстниками, получать сведения от старших родственников об истории родного края, область «Художественно – эстетическое развитие» позволяют детям лучше изучить произведения искусства, освоить навыки изображения росписей и украшения одежды людей тех национальностей, которые проживают в регионе.

Педагоги помогают родителям правильно сделать отбор фильмов для просмотра и произведений для домашнего чтения с целью нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Торжественные мероприятия, посвященные государственным праздникам

Мероприятия по патриотическому воспитанию в ДОУ приурочивают обычно к празднованию соответствующих государственных праздников, таких как День Победы, День защитника Отечества, Международный женский день.

При подготовке к проведению мероприятия дети узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается.

Например, при подготовке празднования Дня Победы можно провести акцию «Голубь мира», изготовив вместе с родителями белых бумажных голубей как символов мирной жизни. Для самого мероприятия выучить военные песни, стихотворения соответствующей тематики. Можно организовать встречу с ветеранами или детьми войны в рамках проекта

«Такое разное детство: война и мир»

Народные праздники

Для того чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны проникнуться его устоями, понять его самобытность. Для этого в ДОУ организовывают беседы-занятия по ознакомлению с народным бытом, но лучше всего дети осваивают информацию во время игры. Можно отметить народные праздники песнями, танцами, хорошим настроением приобщиться к традициям.

Начинают празднования с Рождества и старого Нового года. Дети учат колядки, потом ходят в гости группами, поют, получая сладости в вознаграждение.

Празднование Равноденствие (Масленица) можно организовать во время прогулки, участвовать в нем могут все дети ДОУ одновременно. В представлении принимают участие Зима, Весна. Дошкольники знакомятся с историей возникновения праздника, его сутью и символами. Основной символ Масленицы – блины, к их изготовлению можно привлечь родителей, устроить своеобразную ярмарку.

Важную роль играет также поликультурное воспитание дошкольников, позволяющее жить всем детям в мире и дружбе, несмотря на национальные, религиозные и прочие отличия. Таким образом, подводя итоги можно сказать, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является важнейшей частью общего воспитания молодого поколения, которое необходимо вводить в общеобразовательную программу детских садов, поскольку в результате мы можем получить патриотический настроенных детей, которые будут любить свою страну и оберегать ее.



Предварительный просмотр:

           Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

 детский сад  общеразвивающего вида «Золотой ключик»

с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

ПАМЯТКА

для педагогов

«Предметно-развивающая среда

в патриотическом воспитании дошкольников»

Подготовила:

воспитатель

Соколенко О.А.

2019 г

Психологические особенности детей дошкольного возраста таковы, что именно в игровой деятельности достигаются основные педагогические задачи образовательного и воспитательного характера.

Нравственно-патриотическое воспитание является одним из основных направлений современного образования. Поэтому, необходимо серьезно подойти к созданию патриотического уголка в каждой возрастной группе дошкольного учреждения.

Требования к содержанию и оформлению патриотических уголков:

- Оборудование патриотического уголка: стеллажи, полки, этажерки для размещения игрового, дидактического и наглядного материала.

- Соответствие содержания образовательной программе ДОУ;

- Материал, содержащийся в патриотическом уголке, должен соответствовать возрасту детей группы, быть направленным на развитие познавательных способностей в познавательно-исследовательской деятельности;

- Оборудование патриотического уголка должно обеспечивать разнообразную познавательную и игровую деятельность под руководством взрослых.

- Разнообразность и доступность дидактического материала для самостоятельной деятельности детей.

По возможности, весь материал должен быть вариативным, что обеспечит разнообразие использования материала в дидактических играх, самостоятельной игровой деятельности, формируя и закрепляя патриотическое видение, создавая нужный образ для дальнейшей практической деятельности дошкольников.

Методические рекомендации по оформлению патриотического уголка.

1.Не следует перегружать патриотический уголок дидактическим оборудованием, наиболее целесообразно регулярное обновление дидактического оснащения уголка.

2. Оформление не должно носить выставочный характер. Игровой материал может быть систематизирован и помещён в коробки, папки, контейнеры, пластиковые боксы с легко снимающимися крышками и соответствующей маркировкой, и храниться в доступном для детей месте.

3. Представление и защита патриотического уголка с умением продемонстрировать творческий подход к применению дидактических пособий.

4. Расположение предметов и организация патриотического уголка могут иметь несколько вариантов в зависимости от возраста воспитанников.

Приветствуется творческий подход педагога в создании предметно-развивающей среды.

Учитывая программные требования в патриотическом воспитании дошкольников можно приблизительно рекомендовать содержание уголков в зависимости от возрастной группы:

Патриотические уголки в детском саду для младших групп могут быть представлены в основном материалами по знакомству с ближайшим окружением. Это в первую очередь: папки, дидактические игры, иллюстрации по темам «Взрослые люди», «Семья», «Дом, в котором ты живешь», «Ребенок и его сверстники», «Эмоции», «Правила поведения в общественных местах».

Также в уголке располагают: макеты и фотографии группы, дошкольного учреждения, улицы; предметы старины, русские народные игрушки, художественная литература для малышей.

В уголок средней группы добавляется материал о семейных праздниках и традициях. Помимо макета улицы и ДОУ добавляются альбомы, открытки с достопримечательностями родного города, знаменитыми соотечественниками, представителями животного и растительного мира, транспорта, архитектуры. В средней группе в оформлении уголка появляются элементы государственной и муниципальной символики (флаг и герб), а также папки с иллюстрациями по теме «Защитники Отечества».

В старших группах уголки могут быть представлены семейными фотоальбомами, самодельными книгами на темы «Герб моей семьи», «Семейное древо». Тематические папки с иллюстрациями об истории родного края, промышленности, достопримечательностях, культуре и образовании и так далее. В уголке присутствуют все символы государства и родного края (гимн, флаг, герб, портреты Главы республики, мэра города); карты края, адаптированные для детей. Вводится материал о православии.



Предварительный просмотр:

           Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

 детский сад  общеразвивающего вида «Золотой ключик»

с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

КОНСУЛЬТАЦИЯ

 

для педагогов

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста

с историей российской армии»

 

 

Составила: воспитатель

Соколенко О.А.

2018 г

Детство для человека - это пора развития основных психических функций. В этот период формируется психический пол его личности. Проблема воспитания маскулинных качеств (качеств присущих мужскому полу) у мальчиков является одной из важнейших проблем детской психологии, так как без ее решения невозможно воспитать настоящего мужчину. В 6 лет с мальчиком происходят важные изменения. В них словно просыпается дремавшая до сих пор мужественность. В возрасте 6 лет мальчики словно замыкаются на отце, дяде или другом значимом мужчине. В них просыпается потребность быть рядом с мужчиной, учится у него, подражать. Им хочется «учится быть мужчиной».

Качества мужественности не возникают сами по себе, мужчиной в социальном плане не рождаются, им становятся в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать уже с дошкольного возраста.

Воспитание маскулинных качеств у мальчиков более эффективно в процессе ознакомления с российской Армией. Дети узнают о мужестве, героизме солдат, об их доброте, о красоте армейских ритуалов. Стремление к героическому, естественное желание детей подражать военным, создает благоприятные условия для формирования у ребенка мотива «Хочу быть таким, как солдат: смелым, сильным, выносливым, ловким».

Можно выделить три направления по ознакомлению детей с Российской армией: «В старину в Отечестве нашем»; «Великая отечественная война»; «Современная Российская Армия».

Следует подчеркнуть, что для дошкольника характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, быстрая утомляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса к этой теме. Целесообразно проводить эту работу с детьми систематически.

В работе следует использовать различные методы и приемы: беседа, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, разучивание стихотворений, пословиц, поговорок. Что позволит уточнить представления детей о своей стране, о ее столице, о жизни людей разных национальностей. Знакомить детей с особенностями военной службы в мирное время, с особенностями службы разных военных профессий: ракетчиков, летчиков, моряков, танкистов, радистов. Рассказать детям о разных странах, которые не всегда живут дружно. Подвести детей к выводу о необходимости защищать родину.

В процессе ознакомления с Российской Армией использовать военные игры. Они углубляют симпатии к российским солдатам и вызывают желание подражать им, быть выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на выручку друг другу.

Эффективными формами работы по ознакомлению детей с армией являются - посещение музеев боевой славы, памятников и обелисков, возложение детьми цветов к ним.

Серия проектов таких, как «Богатыри земли русской», «Награды России», «Отчизны верные сыны», «Военные профессии», «Русский военный костюм», «Армия вчера, сегодня завтра». С целью уточнения и обогащения представлений детей о своей стране, знакомства детей с государственной символикой России, вызвать познавательный интерес к истории Российской Армии.

Беседы о службе отцов детей группы в армии, просмотр фотоальбомов их армейских фотографий, будет способствовать положительным эмоциям у детей, восторгу и желанию действовать.

Особую роль отводиться музыке, так как она в силу своего эмоционального воздействия, может вызвать желание подражать полюбившимся героям, помочь детям в нравственной оценке тех или иных явлений действительности.

Обогащать предметно-развивающую среду группы материалами об Армии: фигурками солдат и моряков, разных войск; атрибутами для сюжетно-ролевой игры мальчиков, а также наглядными пособиями, иллюстрациями, дидактическими играми.

С большим интересом мальчики будут складывать мозаику, на которой изображены солдаты, военная техника, разгадывать загадки военной тематики.

В работе с семьей дошкольников необходимо сделать родителей своими помощниками. Практика показала, что родители изредка совершают прогулки с детьми по городу, и сами мало знают о своём городе, его памятных местах. Для просвещения родителей можно использовать папки-передвижки, информационные материалы, беседы, родительские встречи и т. д.

Посоветуйте им совершить с детьми прогулки по памятным местам. Это могут быть разные объекты, с учётом места жительства семьи. Желательно посмотреть праздничный парад (по телевидению), праздничный салют, поучаствовать в массовом празднике города.

Я уверена, что благодатное зерно, брошенное однажды в детские умы воспитанникам нашего детского сада, когда-нибудь прорастет и даст свои положительные всходы.

Литература

1. Биддалф С, «Воспитывать мальчишек …Как?» // Ребенок в детском саду. - 2008. -№2. - С.86-89.

2. Доможанова, Т.И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста // Управление ДОУ. - 2006. - №8.- С.80-85.

3. Жуковская, Р.И. Родной край: Пособие для воспитателей детского сада/ Под ред. С.А. Козловой. - М.: Просвещение, 1985. - 238с.

4. Юдина, Р. Воспитание патриотических чувств // Дошкольное воспитание. - 1986. -№2. - С.12-14.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

 детский сад «Золотой ключик»

Консультация 

для педагогов ДОУ

«Немного о математике и не только о ней»

                                                                                     

Подготовила воспитатель:

Соколенко О.А.

2020 г.

Дошкольник отличается удивительной активностью в познании окружающего, а интерес к математике проявляет и довольно рано. Кругозор складывается сначала из того, что попалось на глаза, привлекло внимание, удалось наблюдать у взрослых, получить самому путем проб и ошибок. Затем горизонты расширяются. Ребенок усваивает то, о чем рассказывают, читают. Сам строит догадки, фантазирует. У него начинают складываться представления о предметах, их назначении и свойствах, величине и численности, форме и составе, о действиях, которые можно производить с ними: уменьшить, увеличить, разделить, пересчитать, со-поставить, измерить.

Появляются суждения, отражающие накопленный опыт. Ребенок движется от незнания к знанию, от непонятного к понятному, отчетливому. Он постепенно поднимается в своем развитии все выше.

Каждая новая ступенька расширяет его возможности, обогащает представления, совершенствует способы их применения. Возникают связи между новыми и уже имеющимися знаниями. Происходит их своеобразное «распределение» по понятиям, т. е. систематизация.

Однако умственное развитие становится полноценным не только при движении от незнания к знанию, но и, по мысли известного детского психолога академика Н. Н. Подцьякова, тогда, когда возникает противоположное направление движения — от понятного, определенного, объяснимого к непонятному и неопределенному. Это выражается в том, что в представлениях детей об отдельных сторонах окружающего вдруг возникают противоречия. Привычные аргументы становятся неубедительными, отчетливые знания — размытыми. Чтобы найти ответы на возникшие вопросы, необходима активная познавательная деятельность самого ребенка. Эти же закономерности обнаруживаются и при усвоении математических представлений.

Однако взрослые, поддерживая естественный интерес детей к математике, нередко стремятся облегчить им путь познания, уберечь от трудностей, опередить время, чтобы потом в школе стало легче изучать математику. Они делятся с дошкольниками своим опытом, к которому шли многие годы, излагают исчерпывающую информацию, разъясняют механизмы взаимодействия предметов и систем, стремятся дать как можно больше. При этом часто навязывают стереотипы, форсируют усвоение отвлеченных представлений, рассчитывая на большой детский потенциал.

В восточной мудрости на этот счет есть своя точка зрения. Древняя притча рассказывает: «Однажды мулла пришел в зал, чтобы обратиться к верующим. Зал был пуст, если не считать молодого конюха, что сидел в первом ряду. Мулла подумал про себя: „Должен я говорить или нет?" И он решился спросить у конюха: „Кроме тебя, здесь никого нет, как ты думаешь, должен я говорить или нет?" Конюх ответил: „Господин, я простой человек, я в этом ничего не понимаю. Но когда я прихожу в конюшню и вижу, что все лошади разбежались, а осталась только одна, я все равно дам ей поесть". Мулла, приняв близко к сердцу эти слова, начал свою проповедь. Он говорил больше двух часов и, закончив, почувствовал на душе облегчение. Ему захотелось услышать подтверждение, насколько хороша была его речь. Он спросил: „Как тебе понравилась моя проповедь?" Конюх ответил: „Я уже сказал, что я простой человек и не очень понимаю все это. Но если я прихожу в конюшню и вижу, что все лошади разбежались, а осталась только одна, я все равно ее накормлю. Но я не дам ей весь корм, который предназначен для всех лошадей"».

Как и где дошкольник может изучать математику?

Достижения материальной и духовной культуры, в том числе и математической сферы, которые усваивает ребенок, чрезвычайно многообразны. В ходе организованного обучения ему передается лишь небольшая часть социального опыта. Багаж знаний пополняется и обогащается благодаря любознательности и активности ребенка, удовлетворению его познавательных интересов.

Дошкольник воспринимает представления об окружающем, общаясь с взрослыми, детьми старше себя и сверстниками. Казалось бы, готовые знания, которые он получает от других, ребенку нужно только запомнить и использовать в нужное время и в нужном месте. Что может быть проще? Однако этого не происходит. Рассказанное взрослым становится для ребенка ясным, но... формальным. При этом, как считает Н. Н. Поддьяков, нарушается закон развития мышления, искажается суть самостимуляции. Мамы недоумевают, папы сердятся, бабушки требуют оставить ребенка в покое. Ведь дошкольник пока еще мал.

А что же сам ребенок? Его-то как раз интересует многое, если не сказать все, что вокруг, — и далекое, и близкое. Но познавать это и решать все противоречия он хочет сам, а затем поделиться «своими открытиями» с другими: мамой, плюшевым мишкой, товарищем.

Многими учеными подчеркивается значение дошкольного возраста для интеллектуального развития человека, так как около 60% способностей к переработке информации формируется у детей к 5-6 годам. Однако это не означает, что нужно стремиться вложить в голову ребенка как можно больше знаний, сведений, информации, пройти программу первого класса в пятилетнем возрасте. Значительно важнее научить дошкольника мыслить, развить самостоятельность, независимость суждений и оценок. Не только научить воспроизводить знания, а помочь находить наиболее адекватный путь решения, объяснять свой выбор, устанавливать зависимости.

Период дошкольного детства — важный этап в жизни человека. Это центральное положение мировой научной педагогики прошлого и настоящего. Реализовать его необходимо своевременно и эффективно.

Необходимо поддерживать познавательный интерес и активность ребенка. Учеными подмечено, что в словаре пяти-шестилетнего ребенка наиболее употребляемое слово — «почему». С этого начинается открытие мира. Размышляя над увиденным, ребенок стремится объяснить его, используя свой жизненный опыт. Иногда логика в детских рассуждениях  наивна, но она позволяет увидеть, что ребенок пытается связать разрозненные факты и осмыслить их.

Приведем ряд таких рассуждений: «Давай перевернем несколько листков календаря, чтобы день рождения настал скорее», — в ожидании праздника просит дочка. «Почему, когда глазки начинают чесаться, сразу ночь наступает?» — рассуждает ребенок перед сном. «Бабушка, твоя бессонница ко мне перешла. Сейчас всем детям ночь раздадут, а мне не останется...» — философствует малыш.

Эти высказывания отражают путь осознания окружающей, и в том числе математической, действительности: выявление зависимостей, которые ребенок установил. Он стремится внести порядок в разрозненные знания о мире. Как отмечал К. И. Чуковский, ребенок пытается применить, результаты жизненного опыта, добытые в других областях, к пониманию новых для него явлений.

Необходимо тактично относиться к высказываниям и вопросам ребенка, не иронизировать, не навязывать набор готовых знаний и суждений, ибо грубое вмешательство взрослой может резко затормозить мыслительную активность ребенка. Взрослые должны уметь понять и поддержать процесс и знания.

Важно научиться распознавать возникающий формализм в математических понятиях дошкольников и преодолевать его. Порой взрослые поражаются, как быстро ребенок усваивает некоторые довольно сложные математические представления: легко узнает трехзначный номер автобуса, двузначный номер квартиры, ориентируется в «нулях» на денежных купюрах, умеет отвлеченно считать, называя числительные до ста, тысячи, миллиона. Это само по себе хорошо, но не является абсолютным показателем математического развития и не гарантирует школьные успехи в будущем. Вместе с тем у ребенка может вызвать затруднение простой вопрос, где надо не просто воспроизвести знания, а применить их в новой ситуации.

Если у дошкольника отсутствуют образы представлений, то включается механическое запоминание, позволяющее некоторое время удерживать в памяти те или иные понятия. А главное, механическое запоминание имеет ограниченные возможности применения знаний. Перенос в аналогичные ситуации производится с трудом, а в нестандартные становится вообще невозможным.

Важно помогать ребенку находить разнообразные пути решения познавательных задач, рассуждать, доказывать. Научить ребенка не бояться ошибок, проявлять упорство в преодолении трудностей.

Ни знания, ни складывающиеся умения не становятся самоцелью обучения. Конечной целью, как указывал Д. Б. Эльконин, является вклад в умственное развитие, качественные позитивные сдвиги в нем.

« Математика всегда... остается для учеников трудной работой», — утверждал много десятилетий назад русский писатель и критик Д. И. Писарев. Изменилось ли восприятие математики новыми поколениями   учеников? «Математика продолжает оставаться наиболее трудоемким учебным предметом в школе», — об этом твердят и родители, и учителя, и сами ученики.

А дошкольники? Они еще не знают, что математика трудна. И не должны об этом узнать никогда. Задача взрослых — дать ребенку почувствовать, что он справится, что он сможет усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное, познать радость от преодоления трудностей и гордость за свои достижения.

Содержание элементарных математических представлений, которое усваивают дети дошкольного возраста, вытекает из самой науки, ее первоначальных, основополагающих понятий, составляющих математическую действительность. Каждое направление наполняется конкретным, доступным для детей содержанием и позволяет формировать представления о свойствах (величине, форме, количестве) предметов окружающего мира; упорядочивать представления об отношении объектов по отдельным параметрам (характеристикам): форме, величине, количеству, пространственному расположению, временной зависимости.

На основе развернутых практических действий с предметами, наглядным материалом и условными символами происходит развитие мышления и элементов поисковой деятельности.

Накопленный чувственный и интеллектуальный опыт ребенка может быть объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло, формировать частные и обобщенные способы познания и необходимо в процессе обучения и познавательного общения. Все это служит фундаментом дальнейшего математического образования детей.

Исследования и практика обучения дошкольников показали, что на успешность влияет не только содержание предлагаемого материала, но также и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность.

Важное место в обучении отводится поисковой деятельности детей. Нередко в семье взрослые не позволяют ребенку изучать свойства предметов, экспериментировать, так как боятся, что они замочат рукава, испачкают стены или стол, насорят на полу, разобьют что-то, чрезмерно долго будут увлечены какими-то действиями, тогда как занятие имеет свои временные границы, и т. д. Все эти опасения обоснованны. Однако они не должны явиться препятствием для детского экспериментирования.

Необходимо и дома, и в группе детского сада создать специальную обстановку, чтобы ребенок мог посредством практических действий (иногда многократных) подтвердить свои предположения, утвердиться в понимании протяженности, формы, численности, тяжести, равенства и других свойств: например, измерение объема жид кости в сосудах разной формы, сыпучих продуктов (муки, сахарного песка, соли, крупы) при приготовлении пищи, использование измерения при перестановке мебели, подготовке обоев для ремонта, раскрое материала.

В математическом развитии дошкольников широко используется важное средство обучения — игра. Однако эффективным оно становится в том случае, если применяется «в нужном месте, в нужное время и в необходимых дозах». Игра, формализованная, жестко регламентированная взрослым, затянутая во времени, лишенная эмоционального накала, может принести больше вреда, чем пользы, так как гасит интерес ребенка и к играм, и к обучению.

Замена игры однообразными упражнениями при обучении математике нередко встречается в домашнем и общественном воспитании. Детей подолгу заставляют упражняться в счете, выполнять однотипные задания, предлагают однообразный наглядный материал, используют примитивное содержание, занижающее интеллектуальные возможности детей. Взрослые, руководя игрой, сердятся, если ребенок дает неверный ответ, рассеян, проявляет откровенную скуку. У детей появляется отрицательное отношение к подобным играм. На самом деле достаточно сложные вещи можно преподнести ребенку в такой увлекательной форме, что он будет просить позаниматься с ним еще.

Литература:

1.Е.В.Колесникова.Математика для дошкольников.М.,2001Г.

2.М.А.Бежетова Веселая математика.Д:Сталкер ,1998г.

3.В.Волина.Праздник числа.-М.,1993г.

4.Е.В.Сербина .математика для малышей.-М.,1992г.

5.А.В.Столяр.Давайте поиграем.М.,1991г.

6.З.А.Михайлова.Математика от трех до шести.СПб,1996г.

7.Б.П.Никитин.Развивающие игры.М-,1981г.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Развиваем речь детей с

помощью ТРИЗ-игр»

Подготовила: воспитатель

Соколенко О.А.

Пыть-Ях

Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребёнку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться творческим способностям.

Пусть Вас не смущает это громкое название – ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.  Всё грандиозное начинается с малого.  А ТРИЗ – это уже, скорее, символ умных, ищущих инженеров, конструкторов, которые, наконец, поняли, что чем раньше начать развивать у детей речь, логическое мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, тем плодотворнее будет работа.

Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в ТРИЗ - педагогике основное внимание уделяется именно этому направлению. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребёнка по мере  развития его речи. Именно методы ТРИЗ-РТВ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития.

Пособие «Гусеничка»

Формирует  умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам. Составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов. Учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.

«Волшебная дорожка». 

В основе сюжета многих сказок - действия какого- либо героя: он путешествует с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами (преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия), и многому может научиться.

"Дидактический мяч» 

Активно используется в младшем возрасте пособие "Дидактический мяч", с помощью которого детей учим находить слова - антонимы.     Приведём пример использования пособия в разных возрастных группах.    Задания для детей 4-х лет.   Воспитатель предлагает слово - существительное (прилагательное, глагол), а ребёнок говорит противоположное по значению. Пример: грусть - радость; белый - чёрный; плакать - смеяться.

Пособие «Часы»  

Символы имён признаков вводились постепенно: от простых (цвет, форма, размер) к более сложным (температура, вес, расстояние, запах и т.д.). В пособиях расположили 17 имён признаков, оставили ещё дополнительные пустые ячейки для будущего. Пособие стало универсальным: использовалось на разных видах занятий и как алгоритм для составления описательных рассказов и загадок.  

«Вертолина»

Игра, способствующая расширению и активизации словарного запаса детей, поле разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют  слова, относящиеся к данной области. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество баллов.

Игра «Дразнилка»

На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок,  дать  им шуточные имена-дразнилки.

 Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки и др.- … глаза

 Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка - … лошадка.

  Забивалка, ударялка, стучалка - … молоток.

Можно поменяться ролями, дети сами придумывают и загадывают загадки, а родители должны угадать, о чём идёт речь.

Игра «По кругу»

Дети сидят вокруг стола. В руках мамы стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например «шуба», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «шуба пушистая».  Картинка передвигается к маме, папе, брату и т.д. каждый игрок дополняет картинку определением и передвигает  по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.

Игра «Превращения»

Содержание: Взрослый даёт задание назвать то, во что может превратиться кружка без ручки (в стакан), кепка без козырька (в шапку), кувшин без горлышка и ручки (в вазу), диван без спинки (в кровать), стул без спинки (в табурет), кресло без подлокотников (стул).

Игра «Исправь ошибку»

 Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два предмета (объекта). Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая. В первой части сравнения сказано о цвете, а во второй части – о твёрдости. Правильно будет так: мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а сажа мягкая».

Примерный речевой материал:

   внучка маленькая, а бабушка старенькая;

      Лиса хитрая, а Колобок жёлтый;

  Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая;

     Заяц серый, а петушок смелый;

      Винни Пух любит мёд, а Пятачок розовый;

    У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....