Методическая разработка "Физические эксперименты в доу"
методическая разработка

Марикова Татьяна Олеговна

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника – представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. На мой взгляд именно познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в области физических экспериментов поможет подготовить ребенка к жизни в обществе. Живой интерес к науке – залог успешной учебы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx32.89 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ПО СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ

АДМИНИСТРАЦИИ ЗАВОДОУКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

ДЕТСКИЙ САД «ЕЛОЧКА»,

ФИЛИАЛ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАВОДОУКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК»

Физические эксперименты в ДОУ

Выполнила: воспитатель

Марикова Татьяна Олеговна

   

п. Комсомольский 2021г.

Оглавление

1. Пояснительная записка ………………………………  3

2. Содержание …………………………………………… 4

3. Методические рекомендации………………………….  7

4. Заключение……………………………………………. 8

5. Список литературы…………………………………… 9

Пояснительная записка

«Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать». П. П. Блонский

В стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-исследовательской деятельности, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить в дошкольном детстве.

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника – представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. На наш взгляд именно познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в области физических экспериментов поможет подготовить ребенка к жизни в обществе. Несмотря на простоту опытов, но поняв основные физические принципы и законы, дети ощущают себя всемогущими волшебниками. Это прекрасно, ведь живой интерес к науке – залог успешной учебы.

Детские способности не всегда раскрываются самостоятельно. Часто требуется предложить детворе определенную научную деятельность, лишь потом проявляются склонности к тем или иным знаниям. Простое экспериментирование – легкий способ выяснить, интересуется ли ребенок естественными науками. Маленькие открыватели мира редко остаются равнодушными к «чудесным» действиям. Даже если желание изучать физику ярко не проявится, заложить азы физических знаний все же стоит.

Простейшее экспериментирование, хорошо тем, что даже стеснительные, сомневающиеся в себе дети с удовольствием занимаются экспериментами. Достижение ожидаемого результата рождает уверенность в собственных силах. Ровесники восторженно принимают демонстрацию подобных «фокусов», что улучшает отношения между ребятами.

Содержание

Цель - влияние познавательно-исследовательской деятельности с элементами физики на формирование понятийного типа мышления, при котором дети учатся находить причинно-следственные связи, логические объяснения тем или иным явлениям, умеют анализировать полученную информацию, делать элементарные выводы.

Задачи:

1. Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое и понятийное мышление, способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

2. Развивать собственный познавательный опыт в обобщённом виде с помощью наглядных средств.

3.Расширять перспективы развития исследовательской деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

4. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность и самостоятельность.

Требования к постановке экспериментов:

1. Абсолютно все эксперименты проводятся с участием взрослых. Конечно, многие исследования безопасны. Беда в том, что ребята не всегда проводят четкую границу между безобидными и опасными манипуляциями.

2. Необходимо быть особенно внимательными, если используются острые, колюще-режущие предметы, открытый огонь. Здесь присутствие старших обязательно.

3. Использование ядовитых веществ запрещено.

4. Ребенку нужно подробно описать порядок действий, которые следует произвести. Необходимо ясно сформулировать цель работы.

5. Взрослые должны объяснять суть опытов, принципы действия законов физики.

Важно! Желательно предусмотреть возможные детские вопросы, чтобы ответить на них максимально подробно. Неприятно, когда воспитатель предлагает провести опыт, смутно понимая, что он подтверждает. Поэтому лучше подготовиться, прочитав нужную литературу.

Физические эксперименты для детей:

  • Замораживание жидкостей

Материя меняет свойства с переменой температуры. Детей интересует изменение свойств всяческих жидкостей при обращении в лед. Различные вещества имеют отличную друг от друга температуру замерзания. Также при низкой температуре меняется их плотность.

Обратите внимание! Замораживая жидкости, следует применять только пластиковые контейнеры. Использовать стеклянные емкости нежелательно, так как они могут лопнуть. Причина в том, что жидкости, замерзая, меняют свою структуру. Молекулы образуют кристаллы, расстояние между ними увеличивается, увеличивается объем вещества.

• Если наполнить разные формочки водой и апельсиновым соком, оставить в морозильной камере, что получится? Вода уже замерзнет, а сок частично останется жидким. Причина – температура замерзания жидкости. Подобные эксперименты можно проводить с разными веществами.

• Налив в прозрачный контейнер воду и масло, можно увидеть уже привычное расслоение. Масло всплывает на поверхность воды, так как обладает меньшей плотностью. Что можно наблюдать при замораживании контейнера с содержимым? Вода и масло меняются местами. Сверху будет находиться лед, масло теперь окажется внизу. Замерзая, вода стала легче.

  • Работа с магнитом

Большой интерес вызывает проявление магнитных свойств различных веществ. Проверка способности притягиваться различных предметов. Можно вести записи, указывая свойства материалов (пластик, дерево, железо, медь). Интересный материал – железная стружка, движение которой выглядит завораживающе.

Изучение способности магнита действовать сквозь другие материалы. Например, металлический предмет подвергается воздействию магнита через стекло, картон, деревянную поверхность.

Рассмотрение способности магнитов притягиваться и отталкиваться. Изучение магнитных полюсов (одноименные отталкиваются, разноименные притягиваются). Зрелищный вариант – прикрепление магнитов к плавающим игрушечным корабликам.

Намагниченная иголка – аналог компаса. В воде она указывает направление «север – юг». Намагниченная иголка притягивает другие мелкие предметы.

  • Разная плотность

Каждое вещество обладает плотностью, влияющей на его вес. Разные показатели этого параметра имеют интересные проявления в виде многослойной жидкости. Даже дошкольники могут проводить такие простейшие опыты с жидкостями и наблюдать за их свойствами.

Для эксперимента понадобятся:

• сахарный сироп;

• растительное масло;

• вода;

• стеклянная банка;

• несколько мелких предметов (например, монета, пластиковая бусина, кусочек пенопласта, булавка).

Банку нужно заполнить примерно на 1/3 сиропом, добавить такое же количество воды и масла. Жидкости не будут смешиваться, а образуют слои. Причина – плотность, вещество с меньшей плотностью легче. Затем поочередно в банку нужно опустить предметы. Они «зависнут» на разных уровнях. Все зависит от того, как соотносятся между собой плотности жидкостей и предметов. Если плотность материала меньше, чем жидкости, вещица не утонет.

  • Непроливающаяся вода

Необходимо:

• стеклянный стакан;

• вода;

• канцелярские скрепки.

Стакан до краев наполняется водой. Кажется, одной скрепки достаточно, чтобы жидкость пролилась. Необходимо осторожно погружать скрепки в стакан одну за другой. Опустив около десятка скрепок, можно увидеть, что вода не выливается, а образует на поверхности небольшой купол.

  • Плавающие спички

Необходимо:

• миска;

• вода;

• 4 спички;

• жидкое мыло.

В миску следует налить воду, опустить спички. Они будут практически неподвижны на поверхности. Если капнуть в центр моющее средство, спички мгновенно расплывутся к краям миски. Мыло уменьшает поверхностное натяжение воды.


Методические рекомендации

О чем нужно подумать, прежде чем начать:

• Для начала нужно подготовить место для опытов, отвечающее всем требованиям техники безопасности. Ведь во время знакомства со свойствами льда и огня неосторожные движения ребенка и взрослого могут привести к пожару или повреждению электроприборов, которое часто случается при попадании воды внутрь устройства.

• Имейте в виду, что после того, как взрослый закончит демонстрацию того или иного опыта, у ребенка естественным образом появится желание сделать то же самое самостоятельно. Поэтому во время самой демонстрации обращайте внимание малыша на запах, цвет, форму и другие аспекты.

• Позволяйте детям помогать Вам в процессе подготовки реактивов, дайте им почувствовать то, что законы физики и химии понятны и просты, и даже «маленький Эйнштейн» может влиять на мир, используя знания во благо.

• Чтобы у ребенка возникла заинтересованность при проведении опыта, старайтесь не выкладывать все сразу, а создайте атмосферу таинственности. Такой подход поможет привлечь внимание детей и вызовет главный вопрос, который задают все ученые«Почему это происходит?».

• Продумайте не только процесс демонстрации физического опыта, но и то, как Вы будете объяснить причину явления природы, при этом учитывайте возрастные особенности когнитивного развития данного возраста. Для дошкольника достаточно краткого и ясного ответа, который упростит понимание продемонстрированного явления.

• Самое важное, что хочет узнать ребенок во время опыта, это причина, вызывающая то или иное изменение, происходящее с предметами при определенных условиях. Поэтому продумайте все «Потому» для того, чтобы удовлетворить потребность маленького почемучки. В этом Вам помогут наши небольшие подсказки.

Заключение

Таким образом, целенаправленное применение экспериментов с элементами физики, в процессе обучения позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер, вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. При корректном развитие познавательно-исследовательской деятельности в области физических экспериментов, у детей значительно повысится уровень познавательной активности, уровень личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

Работая с детьми дошкольного возраста, можно наблюдать развитие силы воли и терпения. Данный возраст – это итог всего дошкольного развития: чему ребёнок научился, что он знает и умеет делать. Родители и воспитатели начинают отмечать, что ребёнок взрослеет, он начинает больше проявлять самостоятельности, лучше контролирует своё поведение и уже может сформулировать своё собственное мнение.

В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Список литературы

1. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.

2. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

3. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 64с.

4. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 79 с.

5. Лосева, Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы / Е. В. Лосева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.

6. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.

7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под редакцией Л. Н. Прохоровой – 3–е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические требования к проведению экспериментов.

Методические требования к проведению экспериментов...

Опыты и эксперименты в детском саду. (методическая разработка)

Цель: Раскрывать многогранность весенних явлений в природе и жизни человека.Задачи:Формировать знания детей о явлениях природы весной.Учить наблюдать, видеть причинно – следственные связи, делат...

Методическая разработка на тему: «Опыты и эксперименты с водой» в подготовительной «А» группе

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение«Верхнемамонский  детский сад №1Верхнемамонского  муниципального  района Воронежской области»...

Консультация для воспитателей: "Методические рекомендации к использованию карточек – схем проведения экспериментов"

Методические рекомендации к использованию карточек – схем проведения экспериментов. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормал...

Методическое пособие "Экологическое воспитание дошкольников в процессе проведения опытов и экспериментов с природными объектами"

В данной работе представлены эксперименты с различными объектами природы: вода, воздух, лучи света, цвета, статическое электричество и др....