Исследовательско–творческий проект «Знакомство с народным художественным промыслом "Дымковская игрушка".
проект (младшая группа)

Лаврентьева Ольга Сергеевна

Цель проекта: знакомить детей с одним из народных промыслов России – дымковской росписью; закрепить умение детей выполнять декоративные узоры дымковской росписи на разных шаблонных формах; обогащать духовную культуру детей, обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта «Дымковская игрушка».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

“ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР “ВЕРШИНА””

(МБОУ “ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР “ВЕРШИНА””)

________________________________________________________________________

143441, Московская область, г. о. Красногорск, д. Путилково, ул. 70-летия Победы, д. 5; ИНН 5024204108;

КПП 502401001; ОГРН 1205000031390; Тел.: 8 (977) 331-84-64; E-mail: oc.vershina@gmail.com

Исследовательско – творческий проект

«Знакомство с народным художественным промыслом «Дымковская игрушка».

                                                                                                                                                                                                                                                             Составила и провела:

 Лаврентьева О.С.

д. Путилково, 2022 г.

                                                                                                                                                               

Мы игрушки знатные,

Складные да ладные,

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся!

(П. Синявский)

Актуальность темы.

   

Промыслы народов России – это культурное наследие. Забыть их нельзя, их нужно помнить, знать и чтить.

Возрождение традиций русского ремесленного искусства – возможно и в детском саду. Для детей, как показывает мой опыт, это одно из самых привлекательных и занимательных занятий. Для многих со временем, оно принимает форму увлечения и становится хобби.

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. А ведь именно занятия декоративным рисованием лепка могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

 От занятия к занятию в ходе данного проекта развивается фантазия и воображение ребенка; вся деятельность подводит его к восприятию художественных достоинств предмета, учит сравнивать предметы, выделять их отличительные признаки, красоту, декоративность и любоваться дымковской игрушкой.

Цель проекта:  Создание условий для развития детского творчества, художественного вкуса и интереса к народному искусству, развивать эстетическое восприятие детей через приобщение к декоративной деятельности, формировать интерес к изучению русского прикладного искусства, учить видеть красоту цвета в народных игрушках (дымковских). Формирование теоретических знаний и практических умений.

ЗАДАЧИ:

1. Создать благоприятные условия для успешности реализации проекта по ознакомлению с Дымковской игрушкой.

2. Познакомить детей с дымковской игрушкой, учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек и других предметов.

3. Развивать восприятие цвета, закреплять знания цветов.

4. Развивать интерес детей к изобразительной деятельности, русской художественной культуре.

5. Формировать навыки использования инструментов и материалов для рисования (как держать карандаш, кисть, промывать ее, как набирать краску и т. д.) и аппликации (как намазывать кисточкой фигуру, прижимать салфеткой,формировать навыки аккуратной работы.

6. Вызвать желание самим создавать узоры по мотивам Дымковских мастеров.

7. Привлечь родителей воспитанников к реализации проекта.

МЕТОДЫ  И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

   Практический: опыты и эксперименты, решение проблемных ситуаций, лепка из глины, просмотр мультфильмов, презентаций:  «Дымковские игрушки», знакомство с лепбуками «Глиняные игрушки» «Дымковские игрушки».

Наглядный: показ опытов и экспериментов, презентации, иллюстрации, рассматривание различных видов глины.

Словесные: словесное поощрение, вопросы проблемного и поискового характера, художественное слово, словесное привлечение детей через рассуждение, рассказы детей и воспитателей, беседы.

Игровые: дидактические, сюжетно-ролевые игры.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ПРОЕКТУ:

ДЕТИ:

 

У дошкольников будут развиваться творческие способности, историческая и культурная память. Этап способствует расширению и уточнению знаний обучающихся о народных промыслах. Сформируется устойчивый интерес к дальнейшему изучению Дымковской игрушки.

Научить детей рисовать и лепить игрушку по мотивам дымковской росписи, использовать в работе знания об узорах, умение составлять орнамент из геометрических фигур при оформлении игрушки.

Воспитывать художественный вкус; трудолюбие, чувство товарищества и взаимопомощи. Доказать, что в наше время игрушка, сделанная своими руками можно принести работать и быть полезной.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

 

        Консультация «Глинотерапия», «Школа лепки», «Взаимодействие детского сада и семьи по ранней профориентации дошкольников»

        Привлечение родителей к созданию мини – музея в группе «Чудеса из глины».

        Оформление альбомов–презентаций «Гончарное ремесло», «Дымковская игрушка».

        Оформление папок-передвижек «Русская народная игрушка. История и виды», «2022 год-год культурного наследия народов России», «Дымковская игрушка».

          Привлечение родителей пополнить уголок по экспериментированию глиной разного вида.

          Вовлечь родителей  в совместную с детьми творческую деятельность, создание видео фильмов о совместном творчестве детей с родителями.

Пополнить  развивающую среду: творческими играми, книгами, иллюстрациями,  раскрасками по теме: Дымковская игрушка и др.

План-график мероприятий.

I этап – предварительный:

1.Сбор информации и подготовка методической литературы по теме проекта.

2.Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

3.Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание предметно-развивающей среды, мини - музея.

4.Мониторинг знаний детей.  

6.Изучение литературы

7.Подготовка материала и т.д.

Второй этап. Практический. Проведение запланированных мероприятий.

Третий этап. Заключительный. Подведение итогов.

1.Оформление материала проекта.

2.Выставка детских работ из пластилина и глины на тему: «Дымковская игрушка» в раздевалке группы.

3. Организовать выставку работ «Дымковские расписные», сделанных совместно детьми и родителями, с последующим оформлением уголка дымковской игрушки в группе.

Проект: краткосрочный, исследовательско – творческий.

Календарно – тематическое планирование

работы с детьми подготовительной группы (6-7 лет).

1 Этап «Выбор темы»

«Игрушка, в которую никто не играет…»

Так что же такое дымковская игрушка? Сувенир? Детская забава? Магический символ? Её лепят в детском саду и в школе, её можно встретить на сувенирных лотках для иностранцев, увидеть на фотографиях искусствоведческих альбомов. Дымковская игрушка входит в нашу жизнь под маркой "традиционное русское народное", но мало кто внимательно рассматривал ее и пытался понять "изюминку" своеобразной манеры росписи и лепки, и, уж тем более, мало кто пробовал постичь мировоззрение древних славян, так или иначе отраженное в дымковской игрушке.

На занятиях по познавательному развитию «Народные промыслы» дети стали задавать много вопросов о дымковской игрушке:

«Кто делает дымковские игрушки?», «Где появилась дымковская игрушка?», «Из чего и как лепят дымковские игрушки?», «Какие инструменты используют?» и т.д. 

Видя такой интерес к этому народному промыслу, я провела с детьми беседу, в ходе которой выяснила, что именно они хотят узнать об дымковских игрушках.

В работе над проектом я использовала метод трех вопросов и выяснила: «Что дети знают о промысле?», «Что хотят еще узнать?», «Как мы можем это узнать?»

Для введения детей в мир народного художественного промысла мною был создан мини-музей «Дымковская игрушка». 

Создание мини-музея — это отражение интересов и проявление инициативы детей, ведь в создании музея принимали участие сами ребята, их родители, что позволяет успешно взаимодействовать с семьей, вовлекать их в жизнь группы.

II этап – основной:

Сбор познавательной информации.

   

Период

Виды деятельности

Цели и задачи

1-2 неделя сентября

Разработка проекта и подбор материала.

  1. Экскурсия в мини-музей «Дымковская игрушка».

Презентация: «Дымковская игрушка»

  1. Поисковая деятельность «Гончарная глина - какая она и где её добывают?»

  1. Консультация для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи по ранней профориентации дошкольников»

Знакомство с народным художественным промыслом и воспитание интереса к народным традициям.

Закрепляем историю происхождения дымковской игрушки, материал из которого она сделана.

Уточнение и расширение знаний детей по теме «Глиняная игрушка».

Познакомить детей с видами глины и выяснить, какие виды можно использовать при изготовлении глиняных изделий и почему.

Познакомиться с историей происхождения и применением глины.

3-4 неделя сентября

  1. Что умеют делать золотые руки (о народных промыслах).

  1. Презентация «Дымковская игрушка».

  1. Знакомство со свойствами глины.

  1. Консультация для родителей «Зачем знакомить детей с народными промыслами».

Познакомить  детей с исторической справкой о возникновении глиняной игрушки.

Беседы по истории возникновения различных художественных промыслов изготовления глиняной игрушки в России (Дымковской) с показом презентаций, иллюстративного и предметного материала.

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Практическое знакомство с материалом.

Рабочее состояние глины.

Выявление особенностей материала в сравнении с песком, камнем и т.д.

1 неделя октября

  1. Первые шаги к творчеству.

Лепим простые формы: шар, яйцо, полоска, колбаска, капля, жгутик, завиток, трубочка, соломка, лепешка, морковка.

Рассматривание с детьми, из каких простых форм состоят сложные предметы, окружающие нас в жизни.

Анализ форм.

Рассматривание и анализ изделий народных промыслов.

 Знакомство с инструментами и приспособлениями, используемыми при лепке (стека, доска, блюдце для воды, тряпочка).

 Условия безопасной работы. Организация рабочего места. Лепка разных форм.

Закрепить умение дошкольников лепить шар, яйцо, полоску, колбаску, каплю, жгутик, завиток, трубочку, соломку, лепешку, морковку.

Напомнить детям основные приемы и способы работы с глиной: разминание, раскатывание, защипывание, сплющивание, скатывание, вытягивание, прищипывание, скручивание, декорирование, сглаживание пальцем, кисточкой или стекой.

 При анализе готовых работ учить выделять особенное и общее, находить простые формы в сложных предметах.

Развивать разговорную речь, обогащать словарь.

2 неделя октября

  1. Дидактическая игра из фетра «Укрась сарафан дымковской барышни»

  1.  Рисование «Дымковская лошадка».

Закреплять знания о характерных особенностях и технике росписи  дымковской игрушки (элементы узора, цветовая гамма), развивать умение складывать узор из отдельных элементов по образцу). В процессе игры у детей будет развиваться мелкая моторика рук, так же малыши вспомнят и закрепят знания об основных цветах, геометрических фигурах, а так же овладеют навыками работы с новым материалом – фетром.

Познакомить детей с дымковскими игрушками. Учить рисовать линии слева направо, вести кисть по ворсу неотрывно; хорошо набирать краску на кисть; тщательно промывать кисть; рисовать другим цветом аккуратно, Развивать восприятие цвета, закреплять знания цветов.

Вызвать положительный эмоциональный отклик на произведение искусства.

2 неделя октября

  1. Подвижная игра «Лошадки»

  1. Дидактическая игра «Собери целое»

Развивать мышление, мелкую моторику, координацию движений, артикуляционное дыхание, чувство ритма, темпа.

Закреплять знания детей о «дымке», учить собирать из нескольких частей целое.

3 неделя октября

  1. Занятие по оздоровительно-физической культуре «В гости к лошадке».

  1. Подвижные народные игры: «Ручеек»«Золотые ворота»«Шел козел по лесу»

Упражнять в ходьбе и беге врассыпную, в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд, воспитывать желание выполнять движения: бег, прыжки, ползание под дугу; получать удовольствие от выполнения; воспитывать отзывчивость, эмоциональность; в игре развивать умение согласовывать движения со словом.

4 неделя октября

  1. Дидактическая игра из фетра «Укрась силуэт дымковской лошадки».

Закреплять знания о характерных особенностях и технике росписи  дымковской игрушки (элементы узора, цветовая гамма), развивать умение складывать узор из отдельных элементов по образцу). В процессе игры у детей будет развиваться мелкая моторика рук, так же малыши вспомнят и закрепят знания об основных цветах, геометрических фигурах, а так же овладеют навыками работы с новым материалом – фетром.

1 неделя

ноября

  1. Консультация для родителей «Сундучок фетровых идей»

 Занятия с пособиями из фетра позволяют в игровой форме формировать различные познавательные функции - восприятие, память, внимание, речь, развивать интеллектуальные и творческие способности, мелкую моторику.

2-3 неделя

ноября

  1. Индивидуальная работа «Обведи и раскрась дымковскую роспись»

  1. Задание: «Загадки про дымковские игрушки»

Развивать мелкую моторику пальцев рук, закрепить цветовую гамму, которую используют в дымковской росписи.

Закрепление ранее полученных знаний детей о художественном промысле России дымковской игрушке через  логико-интерактивные игры.

4 неделя

ноября

  1. Лепка из пластилина «Дымковская лошадка»

  1. Беседа «Из чего же мы сделаны»

Продолжать формировать у детей представления о традиционной народной глиняной игрушке.

Учить лепить дымковскую лошадку из целого куска пластилина, используя различные приемы декорирования  игрушки (налепы, насечки, разрезы, вдавливания).

Учить совершенствовать готовое изделие (сглаживать трещинки, устранять вмятины).

Воспитывать аккуратность в работе.

Закрепляем историю происхождения дымковской игрушки, материал из которого они сделаны.

3 этап «Реализация проекта»

  1. Мультимедийная презентация «Дымковская игрушка».
  2. Выставка изделий из фетра «Дымковская лошадка»
  3. Выставка изделий из фетра «Дымковская барышня»
  4. Мини-музей «Дымковская игрушка»

4 этап Заключительный:

подведение итогов работы по проекту.

 Проектная деятельность была организована во всех видах детской деятельности, режимных моментах: проводились беседы, игры, творческие мастерские.

В результате проведения комплексной работы у детей сформировалось представление об одном из самых древних народно художественном промысле – Дымковская игрушка. 

Поделки из фетра создают особую атмосферу, в каждой из них заложен кусочек души, что добавляет им ценность и значимость.

Свою работу я считаю эффективной, плодотворной и нужной. Так как занятия творческой деятельностью благотворно сказываются на развитии детей, помогают в развитии мелкой моторики, развитии речи, к тому же очень интересны детям. Я предполагаю продолжить работу в этом направлении и в дальнейшем.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Берсенева, Л. Мастерами славится земля: дымковская игрушка) /Берсенева Л.// Дошкольное воспитание. - 2012 - №2. - C. 58-63.
  2. Богуславская И. Я. Дымковская игрушка / И. Я. Богуславская. - Л. :Художник - декоратор, 2013 - 332 с.
  3. Дайн, Г.Л. Русская народная игрушка / Дайн Г.Л. - М. : Легкая и пищевая промышленность, 2010 - 190 с.
  4. Изготовление дымковской игрушки. © "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2009 гг. http://www.patlah.ru
  5. Народное искусство: художественные промыслы : фотоальбом / Сост. Б.М. Носик. - М.: Планета, 2011 - 235 с.
  6. Основы художественного ремесла. Послушная глина./ Г. Федотов .1997г.
  7. Н.К.Шевчук «Дети и народное творчество»

Приложение

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:

 

«ЗАЧЕМ ЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ?»

 

В современном мире дети увлечены различными модными гаджетами, захватывающими компьютерными играми, различными видами и разных по сложности конструкторов, что, несомненно, развивает их способности.

 

  Зачем развивать интерес у ребенка к народным промыслам? Многие родители задумываются над тем, для чего их детям в дошкольном возрасте необходимо знакомиться с различными видами народно - прикладного искусства. Действительно, в наше прогрессивное время, ребятам с самого раннего возраста приходится овладевать большим количеством знаний в разнообразных областях, где, казалось бы, такому предмету, как народные промыслы, отведено отнюдь не лидирующее место. Однако культура родной страны не должна теряться в указанном массиве окружающей информации. Воспитание гражданина и патриота своей страны, знающего и любящего свою Родину (задача особенно актуальная сегодня), не может быть успешно решено без познания народной культуры. Этот процесс должен начинаться как можно раньше. Только в этом случае народное искусство, как источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след и вызовет устойчивый интерес.

 

  Народные промыслы — не просто застывшие во времени образцы искусства далекого прошлого. Это наша живая история, традиции, наследие предков, красота любимой природы. В изделиях, созданных руками мастеров, нашла свое отражение тысячелетняя история Руси. Вряд ли можно представить нечто более древнее и более важное для нашей культуры, чем традиционные ремесла и народное творчество.

  Работа в детском коллективе, индивидуальные занятия дома, рассказы воспитателя в детском саду помогают понять всю красоту, уникальность, бесценность произведений народных мастеров. В детях воспитывается уважение к труду других людей и к своему собственному, к неповторимости каждого человека и его взглядов на мир, к старшему поколению, к жителями сел и деревень, к художникам и рабочим. Дети развивают вкус, понимают, как сочетать цвета, как выразить одним цветом целую картину и множеством цветов — одно настроение. Народное искусство многофункционально, и одна из функций воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.

 

 Трудясь над какой-либо игрушкой или рисунком вместе со своим ребенком, Вы сможете понять его настроение, черты характера, причину конфликта, если он вдруг произойдет. Психологами доказано, что народные промыслы являются прекрасной терапией, участие в них успокаивает, способствует приобретению гармонии, налаживает общение, излечивает от стремления к спорам, разногласиям, капризам.

 Знакомство с народным искусством способствует формированию эстетического отношения к окружающему. Все это необходимо для развития ребенка как личности.

 

  Наличие художественно-творческих способностей у детей является залогом успешного обучения в школе, поэтому развивать эти способности следует как можно раньше. Занятия рисованием, лепкой и аппликацией способствуют развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность.

 

  Дети во всей полноте ощущают богатство родного края, родной культуры, родного языка. Сказочные животные знакомят их с традиционным фольклором, самовары и другая посуда — с народным бытом, свистульки и ложки — с музыкальными истоками, сценки из крестьянской жизни — с историей родного края, страны.

Народное искусство, как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (прстота и завершенность формы, обобщенность образа) , именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему.

 

  Приложите к этому руку и Вы, уважаемые родители, обогатите представления о народных промыслах Вашего малыша. Может быть, из младшего поколения в скором времени вырастут новые народные умельцы, которые продолжат бережно хранить вековые традиции, внесут вклад в развитие культурного наследия, еще более прославят наши драгоценные, неповторимые ремесла во всем мире. И воспитают любовь и уважение к ним у своих детей и внуков. 

 

О народных промыслах написано много книг, в которых присутствуют живописные иллюстрации с пояснениями и элементами орнаментов. В дополнение к ним выпускаются детские раскраски, рабочие тетради и комплекты для творчества, которые помогут ребенку на практике закрепить услышанное в детском саду или увиденное при просмотре  фильма.

 

  Дидактические игры, созданные руками мамы или папы, не оставят равнодушным ни одного ребенка. Красочные, захватывающие, требующие внимания и смекалки, они создадут прекрасную атмосферу творческого вечера в кругу семьи.

 

  Совместный досуг можно провести, посетив музеи, выставочные залы, ярмарки народных промыслов. Такие мероприятия надолго останутся в памяти детей, помогут пережить яркие эмоции и запастись множеством впечатлений.

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:

«Сундучок фетровых идей»

Все чаще и чаще мелькают игрушки, сделанные своими руками. Наибольшей популярностью среди таких игрушек пользуются пособия, игры и даже книги, сшитые из фетра.

Почему именно фетр? Фетровая игрушка способна привлечь внимание ребенка, удивить и подарить радость от игры. Это безопасный, прочный, теплый и приятный на ощупь материал, который очень удобен в использовании  при изготовлении игрушек. Не нужно специально обрабатывать край игрушки, фетр не сыпется на разрезе,  достаточно просто раскроить по выкройке, и при необходимости сшить детали. Вы не любите шить?! Тогда достаточно просто вырезать фигуры, буквы или цифры. Изделие будет долго выглядеть как новое. Самым важным в фетровых игрушках является огромный потенциал для сенсорного развития ребенка. Окружающий мир входит в сознание ребенка лишь через дверь органов чувств – зрение, слух, осязание, вкус и обоняние.

 Игрушки из фетра способны одновременно активизировать различные каналы восприятия ребенка, включенные в игровую деятельность:

• кинестетический - разнообразные тактильные ощущения от прикосновения с фактурой фетра (различная толщина, шероховатость, мягкость/жесткость);

• визуальный - изучение цвета, знакомство с формой и размером с помощью фетровой игрушки;

• аудиальный - сопровождение игровых действий с фетровой игрушкой речью и изменением голоса (громкость, паузы, интонации).

Занятия с игрушками из фетра позволяют в игровой форме формировать различные познавательные функции - восприятие, память, внимание, речь, развивать интеллектуальные и творческие способности, мелкую моторику. Игрушка, сделанная своими руками, как правило, становится самой любимой у каждого ребенка.

При желании любая мастерица, которая ладит со швейной машинкой и тканью, сделает такую книгу сама. Материал легок в обработке: фетр не сыпется на разрезе, достаточно просто раскроить по выкройке, и при необходимости сшить детали.

Для шитья понадобится фетр для игровых элементов, ткань для фонов и синтепон, дублерин для уплотнения страниц книжки. Для креплений и застежек — липучки, крючки, молнии и пуговицы, а для украшения — любая фурнитура вроде бусин и лент. Сначала детали рисуют на бумаге, а потом вырезают из ткани и пришивают к основе.

МЕЛКАЯ МОТОРИКА И ИДЕИ СЮЖЕТА

Кармашки. Много заданий для отработки умения вкладывать что-то в кармашек. Например, кормим Мишку малиной, вложив её в плюшевый кармашек. Тренируем мелкую моторику и координацию движений, развешиваем малинку на веточки. В травке находим червячка и улитку,

трогаем бабочку. Развиваем речь: поем песенки про мишку, звукоподражаем, придумываем истории.

Липучки. Самый легкий вид застежек, подойдет для малышей с 10 мес. Идея страничка с мышкой и сыром. Изучаем геометрические фигуры различных цветов. Мышка закреплена на кожаный шнур, может пробежать в любое отверстие в сыре (свободная шнуровка).Однако каждая фигура имеет свое место. Развиваем логическое мышление малыша.

Маленькие молниии и магнитные кнопки легко открыть, но требуется опыт, старание, ловкость, чтобы прикрепить деталь на место.

Пуговицы на воздушной петле Обычно открываются сами книги, различные двери и «тайные ходы».

Шнуровка Малыша манит все неизведанное. Даже шнуровать можно научиться в игре.

КрючкиДвижение ручкой нужно сделать другое, не оторвать, как кнопку, как липучку, а аккуратно мелким движением поднять деталь, снять с крючка!

Массаж пальчиков при передвижении пуговички под сеткой. Детям очень интересно толкать их. Толкать по лабиринту, через препятствия, через узкие места. Это основные виды креплений, которые развивают координацию, мелкую моторику.

ОТ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ЦЕЛЯМ.

Как только ребёнок достигает возраста, когда у него накоплено достаточно опыта и обобщений, есть интерес, немного усидчивости, то в развивающие книги можно включать сложные сюжеты. Любые! Что хотим развить, то и включаем! Математика, геометрические фигуры, тематические группы, режим дня, явление природы и прочее. Игры станут носить совершенно иной характер примерно с двух лет.

Львиная доля времени будет уходить на РОЛЕВЫЕ ИГРЫ. Это абсолютно самостоятельный процесс. То есть все-все книги ДОЛГОИГРАЮЩИЕ! Сначала учимся по ним вдоль и поперёк, развиваем работу пальчиков, а потом все эти действия ИДУТ ФОНОМ. А ребёнок включается в ролевую игру.

ПАМЯТКА «РАЗВИВАЮЩАЯ КНИЖКА. ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ».

Развивающие игрушки являются игровым и обучающим материалом одновременно. Рекомендуется после занятия убирать их из поля зрения малыша. Это необходимо для того, чтобы ребёнок не потерял к ней интерес, и игрушка сохранила обучающие функции для ребёнка.

Проводите игровые упражнения только тогда, когда у ребёнка хорошее настроение. Малыш должен испытывать положительные эмоции от занятий.

Прививая ребёнку знания, не забывайте, что для малыша это новые открытия и ему необходимо многократное повторение для закрепления.

После того как Вы показали ребёнку упражнение, дайте ему возможность самостоятельно попробовать. Если его действия ошибочны, Вы можете аккуратно помочь. Малыш должен ошибаться, чтобы прийти к правильному действию. Так изучаются свойства предметов.

Прекращайте игру, если видите, что ребёнок потерял к ней интерес или начал уставать и отвлекаться, вы вернётесь к ней позже.

Помните, что для ребёнка раннего возраста является большой победой удерживать внимание хотя бы на несколько минут.

Хвалите вашего малыша за успехи и поддерживайте его.

 Конспект организованной образовательной деятельности во второй младшей группе

Тема: «Мини – музей “Дымковская игрушка”. Чудеса из глины. Гончарное ремесло»


 
Цель: познакомить детей с народным ремеслом – гончарством, с его историческими истоками и современным использованием, приобщать к культуре прошлого своего народа.

Задачи:

закрепление знаний детей о народных промыслах;

формировать "образ музея", углублять интерес к художественным музеям, прикладному искусству, закрепление правил поведения в музее;

уточнение и расширение знаний детей по теме: «Посуда»; формировать бережное отношение к посуде;

Уточнение и расширение знаний детей по теме “Глиняная игрушка” - дымковская, филимоновская.

расширение и активизация словаря по лексической теме «Посуда», “глиняная игрушка”, активизировать словарь: экскурсовод, экспонаты, коллекция, выставка; обогатить словарь детей словами: гончар, гончарство; совершенствовать умение отвечать на вопросы;

формировать культуру эстетического восприятия художественного образа при просмотре произведения;

продолжать развивать координацию речи и движений; зрительное восприятие

совершенствовать развитие общей и мелкой моторики.

Материалы и оборудование: предметы быта: глиняные горшки, кувшин для кваса, крынка для молока, глиняные плошки, глиняные игрушки (дымковские, филимоновские, авторские); глина, стеки, дощечки для лепки, стаканчики с водой, губки, салфетки.

Предварительная работа:

Беседа «Путешествие в прошлое посуды».

Беседа и просмотр презентации “В гости к Дымковской игрушке”

Просмотр презентации “Филимоновская игрушка - свистулька”

Чтение художественной литературы: К. И. Чуковский «Федорино горе».

Ход ООД.

1. Организационный момент.

-Ребята, я приглашаю вас сегодня в свой мини музей “Чудеса из глины”.

-Посмотрите внимательно и скажите, чем похожи все эти изделия (что у них может быть общего? (Ответы детей)

-Верно, все эти изделия сделаны из одного материала.

-А кто же их создал? (Ответы.)

-Чтобы узнать (проверить) верно ли ваше предположение давайте расшифруем это слово. Но чтобы мы смогли все вместе выполнить это задание, необходимо разделиться на две команды. А помогут нам в этом четные и нечетные числа. (Дети делятся на две команды и собирают слово с двух сторон на магнитной доске из своего комплекта карточек)

ГОНЧАР

1 2 3 4 5 6 (Читают)

-Правильно, есть такая древняя профессия – гончар, а что означает это слово, вы узнаете, посетив мой мини - музей “Чудеса из глины”

2. Основная часть.

Динамическая пауза.

В. – Сегодня наши ушки слушают и все слышат. Глазки наши смотрят и все видят.

Игра «Собери осколки»

В. - Пока я к вам сюда спешила, со мной приключилась беда. Часть моей посуды, которую я несла вам показать – разбилась. Поможете мне ее собрать?

Д. - Поможем.

В. - Тогда дружно, все вместе возьмем осколки посуды и соберем. (Дети собирают разрезанные карточки)

В. - Молодцы, быстро справились. А как вы думаете, почему моя посуда разбилась?

Д. - Она хрупкая.

В. – Как вы думаете, из какого материала изготовлена эта посуда?

Д. - Из глины.

В. - Совершенно верно. Эта посуда из глины, значит она какая….

Д. - Глиняная.

В. - А что такое музей?

Ответы детей.

В. - Музей – это место, где хранятся старинные, редкие вещи или предметы. Но прежде, чем мы пойдем в музей я хотела бы вспомнить правила поведения в музее. (Показываю знаки, запрещающие использовать напитки и еду, громко разговаривать, использовать ролики, бегать, трогать музейные экспонаты руками). В музее работает человек, который все знает о музее и предметах, которые в нем хранятся. Как называется эта профессия?

Д. - Экскурсовод.

В. - Совершенно верно. Сегодня экскурсоводом в нашем мини музее буду я.

В. - Вы сегодня пришли в музей глиняной посуды и игрушек. Предметы, которые выставлены в музее называются экспонаты.

С давних времен наша земля славилась народными мастерами. В древней Руси умели и ткать, резать по дереву, вышивать, изготавливали глиняную посуду. Это мастерство передавалось из поколения в поколение.

- Эта посуда изготовлена из глины, поэтому имеет коричневый цвет. Иногда глину раскрашивали. Во многих русских деревнях до сих пор пользуемся этой посудой. Это кувшин для кваса, это крынка для молока, это глиняные горшки и плошки, глиняная кондюшка, глиняная ваза. ( Рассматривание  и рассказ об экспонатах посуды мини-музея).

В. - А на этой полке нашего музея расположились необычные экспонаты.

Послушайте про них рассказ:

В некотором царстве в Российском государстве среди полей, лесов и рек жили смелые и умные, весёлые и красивые мастера. Нашли они глину чудесную и стали лепить из неё красивые игрушки, расписывать их ярким узором.

И славятся эти игрушки на весь мир. Как называются эти игрушки (дымковские, филимоновские).

В.-Из чего они сделаны?

Д.- Из глины.

В.- Как вы думаете, кто мастерил эти игрушки? Ответы детей.

В. - Глиняную посуду и игрушки изготавливает гончар. И теперь я вас приглашаю в гончарную мастерскую.

В.- Гончар – это мастер по выделке глиняной посуды. (Показ иллюстрации с изображением гончара, работающим за гончарным кругом)

-Что же необходимо ему для работы? Без чего он не сможет обойтись? (Ответы детей)

-Верно, основной материал для его работы - это глина.

-А вы знаете, откуда берут глину? (Ответы)

-Глина — добывается из земли обычно в местах, где когда-то проходили реки. Она является продуктом земной коры, это остатки гор и образуется в результате их разрушения, и в процессе выветривания.

-Бывает она разного цвета: красная глина, белая глина, глина для производства фарфора, огнеупорная глина и глина из песчаника (песка)

-Как вы думаете, почему именно глину используют мастера?

Экспериментальная деятельность.

-Посмотрите, вот у меня кусочки глины возьмите их, потрогайте, обследуйте её, какая она? (твердая, шершавая, крошится, трескается, не пачкает руки) Давайте попробуем залить её водой (заливают) и через некоторое время посмотрим, что с ей стало.

-А в этой мисочке глина, которая уже постояла в воде. Какая она? (липкая, пластичная, пачкает руки, легко меняет форму, скользкая)

-Основным свойством глины, определяющим ее пригодность для гончарных изделий, является пластичность. Глина — единственный в своем роде такой природный материал, имеющийся в большом количестве.

Изготовление настоящего глиняного изделия процесс достаточно долгий: сначала происходит приготовление тестообразной массы, формовка изделия, нанесение декора (рисунка, сушка на воздухе или обжиг в печи.

-А сами изделия мастера изготавливают различными способами: формовка изделий вручную и формовка изделий на гончарном круге. (Показ иллюстрации)

-Гончарный круг позволяет создавать симметричные, равномерно расширяющиеся или сужающиеся сосуды разнообразной формы.

-Работа на гончарном круге требует мастерства. Сырую глину, брошенную на гончарный круг, мокрыми руками вытягивают в конус. Нажимая на него сверху рукой, гончар опускает массу вниз. Это повторяется несколько раз (для выравнивания глиняной массы). Вытянутый ком в результате нажима большим пальцем превращают в полый цилиндр. Пропуская стенки цилиндра между двумя пальцами, вытачивают корпус и шейку изделия. С помощью деревянного резака массе придают необходимую форму. Во время формования руки следует периодически смачивать водой, чтобы усилить скольжение пальцев. Придав изделию законченную форму, его срезают с гончарного круга тонкой проволокой и ставят для сушки — чаще всего на воздухе. Если изделие состоит из нескольких деталей, их склеивают. Далее идет раскрашивание и декорирование.

-Не все мастера могли изготовить такую посуду. Для этого требовалось большое умение и навык. Поэтому настоящих гончаров ценили и уважали среди народа.

- А вы как думаете, достойны эти мастера почета? (ответы)

-Я хочу прочитать вам отрывок из стихотворения С. Я. Маршака о работе гончара.

(Чтение стихотворения «Гончар сидит за верстаком.)

В конце дороги у горы
 
Копают грунт машины.
 
А вот готовят гончары
 
Горшки из красной глины.
 
Гончар сидит за верстаком
 
И мнет руками мягкий ком,
 
Вертящийся на диске,
 
И ком становится горшком,
 
Кувшином или миской.

Чтоб глина сделалась тверда,
 
Чтоб из нее ушла вода,
 
Стоят горшки и кружки
 
На полках для просушки.

А для того, чтоб стал красив
 
Горшок из глины красной,
 
Его должны мы, просушив,
 
Покрыть глазурью ясной.

Теперь горшок пора обжечь,
 
И в первый раз идет он в печь.
 
Горшок выходит из огня
 
Румянее и краше,
 
Готовый с завтрашнего дня
 
Варить борщи и каши.

Один в другом стоят горшки,
 
И ждут они отправки.
 
Их повезут грузовики
 
К дверям посудной лавки.

Итак, гончарство – изготовление посуды и других изделий из глины.

Практическая деятельность под музыкальное сопровождение.

В. - А сейчас я предлагаю вам побыть мастерами гончарного дела. Гончарным кругом мы сегодня пользоваться не будем. А вот свои ручки к работе подготовим. Вначале смажем руки кремом. Теперь подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

«Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.

Раз, два, три, четыре, пять.

Руки, руки потираем.

Руки, руки согреваем и к работе приступаем»

В. - Давайте познакомимся какими способами мастера лепят посуду?

- Из целого куска способом вдавливания, ленточным способом, способом кругового налепа (из валиков), способом выбирания глины стекой.

В. - Давайте подробно познакомимся с последовательностью выполнения лепки тарелки способом вдавливания (рассматривание технологической карты и практический показ лепки).

Дети: (ответы детей сопровождаю показом образца)    

1 катаем шар из глины

2 прилепляем его к доске

3делаем углубление в шаре

4 расплющиваем стенки тарелки, придавая им определённую форму.

5 наша тарелка, вылепленная способом вдавливания готова.

Проходите за столы мастера. Приступайте к работе. (Включаю музыкальное сопровождение. Во время работы напоминаю детям смачивать изделие водой)

При выполнении работ не забывайте русские пословицы: «Поспешишь, людей насмешишь», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «Дело мастера боится». (Готовые работы детей выставляю на поднос)

Вот какая красивые тарелки у вас получились. Поставим их на стол, для того чтобы они подсохли. Затем тарелки раскрасим.

3. Заключительная часть.

Рефлексия.

Ребята, давайте с вами вспомним, что я организовала в нашей группе?

А какие экспонаты я разместила в музее?

Скажите, кто такой гончар и что он делает?

Что мы с вами делали из глины? 

Для чего мы лепили посуду из глины? (Для нашего музея)

Ребята, я предлагаю спросить у своих родителей, бабушек и дедушек есть ли у них глиняные изделия и принести их в наш музей, узнать их историю и рассказать детям.

 

Используемая литература:

 Н.А.Ветлугина «Художественное творчество в детском саду»;

А.Н.Усова «Русское народное творчество в детском саду»;

Н.К.Шевчук «Дети и народное творчество»;

Ю.С.Аракчеев «Чудеса из глины»;

Использование ИКТ.

Конспект во второй младшей группе
«Знакомство с дымковской игрушкой»

ЦельЗнакомство с декоративно-прикладным искусством; расширять представления детей о народных традициях; формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью.

Задачи:

познакомить с дымковской игрушкой, учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек; вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту узора дымковской игрушки, радость от созданного изображения.

- развивать чувство цвета, вырисовывать узоры по мотивам игрушки;

- воспитывать самостоятельность, творческую активность.

Методы:

1. Объяснительно-репродуктивный.

2. Наглядный метод.

3. Практический.

Оборудование: фигурки Дымковских игрушек, иллюстрации по теме; образец дымковской лошадки, гуашь, ватные палочки, салфетки, стаканы с водой.

Предварительная работа:

1. Рассматривание альбома «Дымковские игрушки».

2. Чтение стихов о Дымке.

3. Прорисовывание элементов Дымковской росписи.

Ход занятия:

- Ребята, нам сегодня в группу почтальон принес посылку. Давайте посмотрим, что нам прислали? (воспитатель достает дымковские игрушки).

- Вы любите играть в игрушки?

- Какая ваша самая любимая игрушка?

- Ребята, нам прислали необычные игрушки. Они называются - дымковскими игрушками. Эти игрушки делали, да и сейчас делают, в Дымковской слободе еще с древних времен. Всю долгую зиму лепили дымковские мастера из глины забавные фигурки людей и животных, обжигали в печи, покрывали мелом, разведенном в молоке, украшали узором. А сами за работой сказки сказывали. Поэтому такими веселыми и получались игрушки. А с приходом весны несли их на ярмарку - солнце зазывать, весну закликать. Себе – на радость, людям - на потеху. Благодаря трудам народных умельцев слобода стала известна во всем мире как родина знаменитых глиняных расписных игрушек. Такие игрушки созданы мастерами, которые жили в деревне Дымково.

Вьется голубой дымок

Дым идет из труб столбом

Точно в дымке все кругом

Голубые дали

И село большое

Дымково назвали

Давайте рассмотрим эти удивительные глиняные игрушки : птичек, лошадок, барышень.

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный

У большого индюка

Все расписаны бока.

(слайд 1)

Как хороша это девица-душа

Щеки алые горят, удивительный наряд

Сидит кокошник горделиво

Барышня так красива!

(слайд 2)

А вот стоит козёл

На стройных ногах

Вся краса у козла в рогах!

Он качает головой

Посмотрите я какой! (слайд 3)

Конь бежит

Вся земля дрожит.

В поле травушка-муравушка,

Ничком лежит.

(слайд 4)

Утка - Марфутка

Бережком идет,

Уточек - Марфуточек

Купаться ведет.

(слайд 5)

- Какие цвета используют мастера при росписи этих замечательных игрушек?

Дети рассматривают игрушки и описывают узоры : кружочки, точки, горошины, полосочки.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные

Белоснежны как березки

Кружочки, клеточки, полоски-

Простой, казалось бы, узор

Но отвести не в силах взор.

(слайд 6)

- Ребята, посмотрите на эту красочную карусель. Вы хотели бы прокатиться на карусели? (слайд 7)

Воспитатель предлагает детям покататься на карусели вместе с дымковскими игрушками (силуэты игрушек прикрепляются к свободным ленточкам карусели).

Карусель

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом кругом-кругом,

Всё бегом-бегом-бегом.

Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут.

Тише, тише, не спишите!

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается.

II. Практическая часть

- Ребята, а вы хотите стать дымковскими мастерами? Я предлагаю вам самим украсить дымковскую игрушку – лошадку. Но сначала давайте вспомним, какие краски используют мастера при росписи дымковских игрушек(Красный, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый).

- Ребята мастер и нам дал фигуру лошадки и попросил ее украсить кружочками и точками.

- Посмотрите, как я украшу свою лошадку. (Рисование пальчиком кружочков разного цвета, точки рисуем ватной палочкой).

- Вот и украсила я свою лошадку. Посмотрите, какая она красивая! Я знаю, что у вас получится еще лучше.

Но прежде, чем вы приступите к работе, мы сделаем зарядку для наших пальчиков.

Пальчиковая гимнастика

Есть у нас игрушки :

(Хлопки).

Пластмассовые погремушки,

(Встряхивают кулачки).

Мишка мягкий меховой,

(Сжимают и разжимают пальцы).

Мяч резиновый цветной,

(Делают шар из пальцев).

Кубик деревянный,

Солдатик оловянный,

(Руки сложить в круг перед собой).

Шарик легкий надувной,

(Руки сложить в круг перед собой).

Я люблю играть с тобой.

(Хлопают в ладоши).

- А сейчас приступаем к работе, рисуем узоры на своих лошадках.

Дети рисуют узор на фигурке лошадки. Воспитатель оказывает помощь детям, испытывающим затруднения.

- Какие замечательные игрушки – лошадки у нас получились. Яркие, нарядные.

Мастеров из славной «Дымки»

Никогда нам не забыть.

Итог:

- С какими игрушками мы познакомились?

- Какую дымковскую игрушку мы украшали?

Конспект занятия во второй младшей группе по лепке
«Дымковская лошадка»

Цель:

Знакомство с дымковской игрушкой.

Задачи:

- учить детей лепить дымковскую игрушку – Лошадку;

- обучать приёмам лепки (оттягивание, прищипывание, скрепление деталей);

- развивать моторику пальцев рук;

- воспитывать интерес и любовь к народному промыслу.

Предварительная работа:

беседы, рассматривание картин, альбомов и игрушек по теме.

Материал:

мольберт, картина с изображением дымковской игрушки - олешки, дощечка для лепки, пластилин, стеки.

1. Вступительная часть

Воспитатель на мольберте демонстрирует картины с дымковской росписью. Читает стихотворение

Мы игрушки расписные,

Складные да ладные.

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся!

Воспитатель: Ребята, вам нравятся эти игрушки? Почему? (ответы детей)

Кто знает, как их называют? (ответы детей: дымовские)

Это дымковские игрушки. И мы сейчас, о древней дымковской игрушке поведём рассказ:

2. Беседа

Давным - давно недалеко от города Вятки на берегу реки, жили в одном селе люди. Когда становилось холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливали печи.

Дым окутывал все крыши домов, да так, что ничего не было видно, только один дым. И поэтому это село назвали Дымково. Люди в этом селе трудились в поле, пасли скотину, а маленькие детки играли на лугу, шутили. У этих детей не было таких игрушек как у вас.

И задумались все взрослые, чем порадовать детишек. Они набрали на берегу реки красную глину и вылепили разные игрушки, просушили, обожгли их в печи, покрыли мелом разведённом на молоке и расписали красками. Вот так и появились эти яркие, весёлые и задорные игрушки.

В начале лепили свистульки в виде коней, медведей, баранов, козлов, уточек, а игрушки стали лепить чуть позже. Все свистульки и игрушки лепили и расписывали только женщины и девочки. Потом эти игрушки и свистульки стали продавать на ярмарке. Всем очень полюбились игрушки умельцев из Дымково и стали их называть ласково "дымка".

Узор на игрушках очень простой. Посмотрите и скажите, какие узоры видите (ответы детей: разные кружочки, полоски)

Правильно, узор состоит из клетки, кругов, точек полосок, зигзагов и ромбиков. Расписывают их самыми яркими, весёлыми красками. Каких только игрушек не лепят, посмотрите, всадники, дамы, кавалеры, птицы, звери, сказочные персонажи.

А мы сегодня будем лепить лошадку.

3 .Практическая часть

Воспитатель лепит вместе с детьми и оказывает при необходимости помощь.

4. Заключительная часть

Анализ готовых работ. Организация выставки.

+❤ В Мои закладки

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Диагностика по исследовательско-творческому проекту «Знакомство с народным художественным промыслом
«Дымковская игрушка»».

Младшая группа

 

  1. Беседа и просмотр мини-музея «Путешествие в прошлое».

Цель: знакомство, расширение и закрепление знаний детей с народным художественным промыслом и воспитание интереса к народным традициям.

Закрепляем историю происхождения дымковской игрушки, материал из которого она сделана. Уточнение и расширение знаний детей по теме «Глиняная игрушка».

Материалы: предметы быта: глиняные горшки, кувшин для кваса, крынка для молока, глиняные плошки, глиняные игрушки (дымковские, филимоновские, авторские).

Содержание: воспитатель проводит беседу с детьми по теме «Гончарное мастерство», «Дымковская игрушка», задает вопросы по теме. Далее приглашает детей познакомиться с мини-музеем «Дымковская игрушка». Дети рассматривают альбом «Дымковские игрушки». Читают стихи о Дымке.

Критерии оценки: 

1 балл - ребенок не может даже при помощи взрослого рассказать о народных промыслах, глине, гончарном мастерстве, дымковских игрушках и тд. Не способен по образцу описать предмет.

2 балла - ребенок составляет рассказ с помощью наводящих вопросов. Отмечаются единичные случаи нарушения последовательности в описании признаков.

3 балла - ребенок подробно рассказывает о выбранном объекте (предмете), последовательно составляет рассказ.

  1. Поисковая деятельность «Гончарная глина - какая она и где её добывают?»

Цель: Познакомить детей с видами глины и выяснить, какие виды можно использовать при изготовлении глиняных изделий и почему.

Материалы: глина, стеки, дощечки для лепки, стаканчики с водой, губки, салфетки.

Содержание: воспитатель знакомит детей с инструментами для лепки, дает ими поработать. Далее воспитатель знакомит детей с глиной, ее свойствами, обсуждает с детьми отличие глины от пластилина. Дети учатся мять и собирать кусочки глины в небольшие композиции, лепят несложные фигуры.

Критерии оценки: 

1 балл - ребенок не может даже при помощи взрослого использовать инструменты для лепки, не может работать с глиной.

2 балла - ребенок использует инструменты и работает с глиной при помощи воспитателя. Совместно с воспитателем способен вылепить несложные элементы.

3 балла - ребенок хорошо владеет техникой лепки из глины и инструментами. Лепит как отдельные элементы, так и способен слепить из них композицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка детского проекта "Знакомство с народной игрушкой и традициями"

Проект направлен на вовлечение в активный познавательный процесс, на воспитание у детей интереса к народным традициям и обычеям, на воспитание эстетических и патриотических чувств....

Проект "Знакомство с народной игрушкой"

Проект "Знакомство с народной игрушкой"...

Конспекты занятий к проекту "Знакомство с народной игрушкой"

Конспекты занятий к проекту "Знакомство с народной игрушкой"...

Недельный проект 2-младшая группа Тема проекта: «Знакомство с народной культурой и традициями»

Тема проекта: «Знакомство с народной культурой и традициями»  Цель: создание условий для расширения представления детей о народных традициях и обычаях...

ПРОЕКТ «МИР КАМНЕЙ» информационно-познавательно-исследовательски-творческий долгосрочный проект

Паспорт проектаНаименование проекта«Мир камней».Заказчик Администрация МБДОУ «Детский сад «Островок»Ответственный за исполнение Собгайда П. Е - воспитатель перв...

Проект "Знакомство с народной игрушкой"

                                      Актуальность проекта.    Проблема соврем...

Презентация к исследовательско–творческому проекту «Знакомство с народным художественным промыслом "Дымковская игрушка".

Цель проекта: знакомить детей с одним из народных промыслов России – дымковской росписью; закрепить умение детей выполнять декоративные узоры дымковской росписи на разных шаблонных формах; ...