Экспериментирование в старшем дошкольном возрасте с использованием интерактивного оборудования
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Вилкова Юлия Дмитриевна

Каким образом в наше время рассказать ребенку о таких понятиях, как температура, свет, звук, магнитное поле, познавательно и грамотно с научной точки зрения? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вилкова Юлия Дмитриевна,

воспитатель,

МАДОУ № 29,

г. Мончегорск.

 «Экспериментирование в старшем дошкольном возрасте с использованием интерактивного оборудования»

Каким образом в наше время рассказать ребенку о таких понятиях, как температура, свет, звук, магнитное поле, познавательно и грамотно с научной точки зрения?

Актуальность.

Инновационные процессы в настоящее время являются закономерностью в развитии дошкольного образования.  Использование ИКТ  в дошкольном учреждении позволяет модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность.

Современные дети очень рано приобщаются к компьютерной технике и совершенно естественно воспринимают ее как интересного игрового партнера, со всеми плюсами и минусами виртуального общения. Понимая недостатки современных электронных приборов в контексте образования, разработчики создали цифровую лабораторию, позволяющую работать одновременно со всеми основными каналами восприятия ребенка: аудиальным, визуальным и кинестетическим.

Сегодня я представлю вашему вниманию опыт работы с  цифровой лабораторией «Наураша», которая отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования и обеспечивает содействие и сотрудничество детей и взрослого, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержку инициативы детей в различных видах деятельности.

        Особенностью данного продукта является то, что, используя реальные датчики, подключаемые  к компьютеру, игра становится живой по-настоящему, когда ребенок исследует реальный, а не виртуальный мир. При этом Наураша, мультипликационный герой, общается с ребенком, рассказывая о различных явлениях, советует, как лучше провести опыт и живо реагирует на действия маленького экспериментатора, делая остроумные замечания и комментарии. 

Главная цель цифровой лаборатории – пробудить в ребенке интерес к исследованию окружающего мира, возможность приоткрыть дверь в сложный мир физики, химии, биологии.

Одной из основных задач этой лаборатории - дать понять маленькому испытателю, что существует некий добрый, почти одушевлённый прибор, который обладает, как и он сам, разными способностями чувствовать окружающий мир.

 Сопровождает  юных исследователей мальчик Наураша, анимационный персонаж, маленький ученый, помощник педагогов и друг детей, который делится знаниями по заданной теме и советует детям провести тот или иной опыт.

Наураша помогает исследовать не только окружающий мир, но также понять, как мы влияем на окружающую среду и как она, в свою очередь,  влияет на нас.

Дети узнают, с помощью датчика «Божья коровка», какие явления и свойства являются опасными и безопасными, что является комфортной и не комфортной средой, проводят исследования, узнают и чувствуют то, что нельзя увидеть глазами.

Датчиками «Божья коровка» оснащены все модули цифровой лаборатории, предлагающиеся к ней.

Наша лаборатория представлена восьмью модулями: «Температура»

«Кислотность»«Электричество»«Магнитное поле»«Свет»«Звук», «Пульс», «Сила».

Состав каждого модуля индивидуален. Перечень необходимого оборудования и материалов представлен в пособии, находящимся в комплекте.

В каждом цифровом модуле есть свой определённый набор оборудования и инструментов.

Таким образом, всё необходимое для работы готово, ничего не надо искать и придумывать самостоятельно.

Измерения и опыты, заложенные в компьютерной программе, обеспечены необходимым оборудованием в цифровых модулях.

С помощью этой лаборатории на основе модулей можно планировать и организовывать деятельность с детьми в парах или группах.

Ведущим видом деятельности ребенка является игра, и авторы лаборатории сделали так, чтобы свои первые научные открытия дети совершали в игровой форме и с большим интересом. Занятия проводятся по 30 минут 2 раза в месяц и проходят во второй половине дня. Познавательное развитие детей с использованием цифровой лаборатории проходит интересно, захватывающе. Каждое занятие дети ждут новых открытий!

Учитывая методические рекомендации разработчиков, возможности лаборатории я стала использовать «Наурашу» в своей работе с детьми по детскому экспериментированию.

Вашему вниманию был предоставлен фрагмент познавательно – исследовательской деятельности на тему: «Электричество», где воспитанники знакомились со способами получения электричества.

При проведении образовательной деятельности я имею возможность в игровой форме познакомить детей с различными природными явлениями и ввести понятия, описывающие эти явления.

     Занятия провожу с подгруппой детей от 6 до 10 человек.

Наши занятия имеют определенную структуру - игра-эксперимент проводится по определенному плану, и это не случайно.

- постановка познавательной задачи (ставится воспитателем);

- выдвижение детьми предположений;

- проверка гипотез ( непосредственно исследовательская деятельность)

- фиксация результатов и подведение итогов;

- обсуждение работы.

Таким образом, ребенок получает бесценный опыт: ставить перед собой цель и достигать ее, совершать при этом ошибки и находить правильное решение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. 

Работая в лаборатории с подгруппой детей, так и индивидуально, я заметила, как интересные идеи и научные эксперименты объединяют духом сотрудничества детей и взрослых, несут радость познания, улучшают микроклимат в детском коллективе.

Было отмечено значительное повышение знаний детей об окружающем мире,  расширение кругозора, словарного запаса, развитие навыков экспериментирования и совместной деятельности. Дети с желанием участвуют в опытно-экспериментальной деятельности, эмоционально реагируют на достигнутые результаты. Овладевают навыками самоконтроля.

Давайте перейдем к модулям Наураша.

Первый модуль лаборатории - это «Температура». Мы знакомимся с понятиями «температура», «градус». Измеряем температуру тела человека, температуру в различных частях кабинета. Учимся делать выводы. Измеряем температуры холодных и горячих предметов, температуры комфорта. Экспериментируем с водой - как охладить или нагреть воду. Что такое лед и кипяток. Основы безопасного экспериментирования. Изучение изменений температуры предметов от различных воздействий трение). Измеряем температуры любимых лакомств. Делаем выводы о составе и свойствах мороженого.

Второй модуль лаборатории – это «Свет». Мы знакомимся с понятиями «свет», «скорость света». Что такое свет. Узнаем что экран компьютера или телевизора – это источник света. Измеряем силы света (фонарика, экрана компьютера, освещённость в комнате). Узнаем, как влияет света на жизнь растений. Какая скорость света. Проводим эксперименты со светом (яркий свет, темнота, комфортный свет). Проводим опыты с отражателями.

Третий модуль лаборатории – это «Звук». Знакомимся с понятиями «звук», «громкость». Что такое звук. Что такое громкость. Узнаем, почему одни звуки высокие, а другие низкие. Измеряем звуки (игра на ксилофоне, флейте, исследование звука свистка). Услышим как звук передаётся по воздуху. Игровые измерения проводим (создание громкого и высокого звука).

Четвертый модуль лаборатории – это «Сила». Знакомимся с понятиями «сила», «вес предмета». Что такое сила. Что такое вес. Измеряем силу, вес, силу удара, силы пальцев. Играем в «Кто сильнее ударит». Измеряем давление под колёсами автомобиля. Узнаем силу в единстве.  Игровые измерения проводим (сильный, слабый удар, удар средней силы).

Пятый модуль лаборатории – это «Кислотность». Введение в понятие «Кислотность». Что такое кислота и щелочь. Проводим опыты с водой и лимонной кислотой. Экспериментируем с «Вкусной кислинкой». Беседуем «Как получается газировка». Проводим опыт с газировкой, апельсиновым, яблочным, виноградным, лимонным соком. Узнаем про кислоту в желудке и проводим опыт на снижение кислотности. Экспериментируем с разбавлением и добавлением соды. Проводим экспериментирование с созданием кислых, менее кислых, некислых напитков. Учимся ухаживать за лабораторным оборудованием.

Шестой модуль лаборатории – это «Пульс». Узнаем что такое пульс. Почему у разных людей разный пульс. Измеряем пульс (взрослого, ребёнка). Разбираемся, как взаимосвязаны пульс и упражнения. Создаем пульс (медленный, быстрый пульс). Узнаем, когда сердце бьется чаще.

Седьмой модуль лаборатории – это «Электричество». Знакомимся с понятием «электричество». Проводим опыт «Электрическое яблоко». Знакомимся с батарейкой и проводим опыты с батарейкой, измеряем напряжения в батарейке. Узнаем первоначальные понятия об электрических цепях. Еще проводим опыты с картофелем, лимоном, измеряем напряжения в различных вещах. Изучаем электрической лампочки. Проводим опыты с электромотором. Измеряем напряжения использованной и новой батарейки. Узнаем что такое солевая батарейка – и какое ее устройство и принцип действия. Узнаем как снять напряжение. Доброе и злое напряжение. Делаем опыты с напряжением. Усваиваем основы безопасного экспериментирования с напряжением.

Восьмой модуль лаборатории – это «Магнитное поле». Показ Магнитных фокусов. Узнаем полюсы магнита. Виды магнитов. Плоский и кольцевой магнит.  Проводим опыты с магнитами. Беседуем о магнитном поле Земли. Магнит на холодильнике. Исследуем немагнитные материалы. Проводим опыты с магнитами, узнаем их особенности и свойства. Изучаем явления остаточного магнетизма, и проводим опыты с отверткой. Измеряем остаточный магнетизма, и проводим опыты с металлическими предметами. Показываем фокусы «Магнитная левитация». «Магнитные рыбки». Беседуем о магнитном поле, и проводим опыты с магнитами и металлическими предметами. Играем в игру «Рыбаки».

Таким образом, можно сделать вывод, что именно опытно-экспериментальная деятельность дает более широкое поле для раскрытия талантов и возможностей детей. Хотелось бы отметить, что у детей расширились представления детей об окружающем мире, повысился интерес к познавательно-исследовательской деятельности, легкое обучение с цифровыми датчиками, ненавязчивое знакомство с терминологией и использование ее в дальнейшем. На таких занятиях дети чувствуют себя свободно, проявляют инициативу, творчество, самостоятельно принимают решения. Детям очень интересно, у детей горят глаза, и они с нетерпением ждут следующей встречи с Наурашей. С большим удовольствием проводят эксперименты, обсуждая их потом. Работая с лабораторией, дети учатся взаимодействовать друг с другом, слушать чужое мнение и отстаивать свое.

Анализируя свою работу, на будущее, наметила следующие задачи:

- Научить ребенка ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской деятельности.

- Научить ребенка наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, быть милосердными, любить и беречь природу.

- Пополнить методическую литературу.

- Пополнить практический материал.

- Представить к распространению опыт работы по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и воспитателей ДОУ "Разработка образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использованием интерактивных форм, методов, технологий и мультимедиа оборудования"

В помощь педагогам и воспитателям, которые пока обращаются к мультимедиа технике на "Вы", но очень хотели бы узнать ее поближе, и чаще использовать при подготовке к проведению НОД и различных мероприя...

Схема конспекта непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционного оборудования. Тема: "Зимнее путешествие"

Схема конспекта непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционного оборудо...

мастер-класс для педагогов тема: «Развитие мелкой моторики и воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования»

Теоретическая частьМелкая моторика -  это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трёх систем: нервной, мышечн...

мастер-класс для педагогов тема: «Развитие мелкой моторики и воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования»

Теоретическая частьМелкая моторика -  это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трёх систем: нервной, мышечн...

Мастер – класс «Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста через использование нестандартного оборудования»

Российская ФедерацияКалининградская областьмуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 6 «Светлячок»...

Мастер –класс для воспитателей На тему: «Ум на кончиках пальцев» Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозг...