Программа по развитию эмоционального интеллекта детей среднего дошкольного возраста
рабочая программа (средняя группа)
Программа по эмоциональному развитию детей среднего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_emotsii.docx | 25.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент Образования г. Москвы
государственное бюджетное образовательное учреждение
Школа №657 дошкольное отделение 4
Составитель: педагог Полуэктова Е.А.
г. Москва, 2022 г.
Программа по развитию эмоционального интеллекта детей среднего
дошкольного возраста
Дошкольное детство — это особый период в развитии ребёнка, когда развиваются самые общие способности, которые необходимы любому человеку в любом виде деятельности. «Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, способность хотеть, радоваться и огорчаться, познавать новое, пускай наивно, но зато ярко и нестандартно, по-своему видеть и понимать жизнь — это и ещё многое другое несёт в себе дошкольное детство» (Л. А. Венгер).
В современной психологии проблема эмоционального развития детей по праву признана одной из самых значимых и дискуссионных. Прежде всего, это связано с многозначностью понимания термина «эмоциональное развитие» в различных научно-теоретических подходах и отдельных концепциях.
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребёнку нравится, что сердит, что огорчает. По мере того, как ребёнок растёт, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее.
По всей кажущейся простоте распознавание и передача эмоций - достаточно сложный процесс, требующий от ребёнка определённых знаний, определённого уровня развития. Дети обращают внимание в основном на выражение лица, не придавая значения пантомимике (позе, жестам) и имеют недостаточные представления об эмоциональных состояниях человека и их проявлениях.
Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют своей собственной истории. Изменяются установки личности, её отношения к миру, и вместе с ними преобразуются эмоции.
Воспитание через эмоциональное воздействие - очень тонкий процесс.
Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять.
- ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ
Развитие эмоциональной сферы детей
среднего дошкольного возраста
(4-5 лет)
Задачи программы:
• расширить знания детей о чувствах, эмоциях и способах их выражения, обогатить словарь детей за счёт слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;
• развивать и совершенствовать умение детей распознавать собственные эмоциональные состояния;
• формировать и развивать умение детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации);
• способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, творческими и так далее);
• развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и окружающими взрослыми.
- Структура программы
Программа развития эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста «В стране эмоций» включает 18 занятий 1 раз в две недели по 20 минут.
Программа состоит из двух разделов:
1 раздел – занятия по ознакомлению детей с эмоциями
Цель: научить ребёнка понимать и распознавать свои эмоции, уметь ими владеть, правильно реагировать, откликаться на происходящее.
Задачи:
- Познакомить с некоторыми базовыми эмоциями: «радость», «печаль», «страх», «гнев».
- Научить проявлять, и выражать своё эмоциональное состояние
- Сформировать умение контролировать свои эмоции, быть их «хозяином».
2 раздел – закрепление знаний полученных на предыдущих занятиях
(игры, пантомимы, рассматривание фотографий людей и
детей с различными эмоциями, проигрывание ситуаций по
предложенной теме)
Методы и формы занятий: этюды, игры на воспроизведение отдельных черт характера, сказкотерапия, рисование своих проблем, обучение навыкам самопомощи в напряженных ситуациях, психогимнастика, ролевые ситуативные игры, проблемные ситуации.
Ожидаемый результат:
- Знать основные базовые эмоции «радость», «печаль», «страх», «гнев».
- Выражать свои мысли, чувства при помощи мимики, пантомимики, интонацией голоса.
- Отличать хорошие и плохие поступки.
- Соблюдать и пользоваться правилами и нормами поведения.
- Уметь взаимодействовать друг с другом в процессе общения.
- Дети должны получить представление о способах выражения собственных эмоций.
3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Месяц | Разделы, темы | Кол-во занятий |
Сентябрь | Знакомство | 1 |
Определение эмоции по фотографиям и рисункам (радость, печаль, гнев и страх) | 1 | |
Октябрь | Выражение и распознание эмоций (радость) | 1 |
Игра «Волшебное зеркало» Игра «Угадай эмоцию» | 1 | |
Ноябрь | Восприятие и понимание эмоций (грусть) | 1 |
Игра пентаграммы | 1 | |
Декабрь | Выражение и распознание эмоций (гнев, злость) | 1 |
Игра «Злюка» Игра «Уходи злость» | 1 | |
Январь | Распознание эмоций в музыке | 1 |
Прослушивание музыкальных произведений и определений эмоций | 1 | |
Февраль | Игра рисуем настроение | 1 |
Игра «Покажи животное» | 1 | |
Март | Развития словаря эмоций | 1 |
Игра «Назови похожее» | 1 | |
Апрель | Выражение и распознание эмоций (страх) | 1 |
Игра в жмурки Игра «Волшебный мешочек» | 1 | |
Май | Определение эмоций по мимическим признакам | 1 |
Игра «Сделай лицо» Игра «Встреча эмоций» Игра «Испорченный телефон» | 1 | |
Итого |
Литература
Сергиенко Е.А, Марциновска Т.Д. Руководство по проведения
развивающих занятий (для воспитателей, педагогов, психологов
ДОУ)
Хухлаева О.В. Психологические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2006.
Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушин И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М: Генезис, 2004.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Издательства «Речь», 2006.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб.: Издательства «Речь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Раскрытие понятий "эмоции" и "эмоциональный интеллект", особенности развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте....
Картотека игр и упражнений для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Развитие эмоционального интеллекта — одно из важнейших направлений дошкольной педагогики. От способности человека понимать чужие и собственные переживания, от его навыков контроля над своим эмоц...
Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
В настоящее время стала все более актуальной проблема изучения связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Это связано с изменениями, происходящими ...
Познавательно-творческий проект «По следам сказочных героев» (использование сказкотерапии для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста)
проект педагога-психолога в ДОУ...
Картотека игр для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
В связи с теми изменениями, которые происходят в российском обществе и образовании, проблема развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в последние годы приобрел...
Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Данный материал посвящен вопросу развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста....
Сегодня дошкольник - завтра успешный взрослый. Способы развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизн...