Презентация проекта "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской-народной культуры"
проект (подготовительная группа)

Тип проекта: познавательный, творческий.

По составу участников: групповой.

По срокам реализации: долгосрочный.

Состав участников:

- педагоги;

- воспитанники и их родители.

Цель проекта: Формирование чувства патриотизма и приобщение к жизни русского народа, его истории и культуре детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_priobshcheniyu_k_rus-kulture_14gr.docx208.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №196» общеразвивающего вида

Проект

Тема: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской-народной культуры».

C:\Users\09\Desktop\N7P2iaJTi-g.jpg

Подготовили:

Воспитатели группы №14

Милованова Елена Сергеевна

Вологдина Елизавета Юрьевна

Барнаул

2022

Введение

Старинная мудрость гласит:

 «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

Сегодня одна из наиболее актуальных проблем подрастающего поколения – это проблема патриотического воспитания. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, развивается внутренний мир человека.

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут народные игры, в которые дети очень любят играть.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с народной культурой, с произведениями устного народного творчества, родной речью, жизнью и бытом русского народа, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины, и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались, и будут восхищаться в России и за ее пределами.

 Актуальность проекта:

В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы.

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.

 Использование в работе с детьми старшего дошкольного возраста и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель -  как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию.

 «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А.С.Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.

Тип проекта: познавательный, творческий.

По составу участников: групповой.

По срокам реализации: долгосрочный.

Состав участников:

- педагоги;

- воспитанники и их родители.

Цель проекта: Формирование чувства патриотизма и приобщение к жизни русского народа, его истории и культуре детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта :

  •  Формировать систему знаний о русской народной культуре и истории;
  • Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
  • Формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров;
  • Освоение истории – культурного наследия России через памятные даты народного календаря;
  • Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников;
  • Приобщение к эстетической культуре;
  • Воспитывать желание возродить лучшие традиции русского народа;
  • Обогащать словарный запас детей.

Формы работы с детьми:

  • Беседы;
  • Занятия на основе метода интеграции;
  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов;
  • Дидактические игры;
  • Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
  • Использование народных игр, в том числе хороводов.

Методы и приемы:        

  • Одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
  • Метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
  • Словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
  • Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе совместной деятельности педагога и детьми); сотворчество;
  • Мотивационный (убеждение, поощрение).

Направления работы по приобщению детей к истокам русской народной культуре:

  • Создание атмосферы национального быта. 
  • Широкое использование фольклора в воспитательно-образовательном процессе. 
  • Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками русского народа. 
  • Знакомство с народным искусством русского народа. 
  • Знакомство с русскими народными играми. 

Ожидаемые результаты проекта:

  • Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю. 
  • Сформировано чувство национального достоинства. 
  • Расширен кругозор детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей. 
  • Широко используются все виды фольклора. 
  • Объединены усилия педагогов, детей и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре. 

  Условия реализации проекта:

  • Создание предметно - развивающей групповой зоны по поликультурному
  • развитию детей, включающей в себя предметы быта русского народа.
  • Сформированность у детей устойчивого интереса к культуре и традициям русского народа.
  • Создание условия для развития этнической толерантности в процессе ознакомления с национальными достижениями, народными промыслами и прикладным искусством       

   Этапы проекта:

1 этап.   Подготовительный:

Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, дидактического  материала  по теме проекта;

Подбор  материала для изобразительной и продуктивной деятельности;

Составление плана работы с детьми по проекту.

Информирование родителей о задачах и содержании проекта;

Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;

Обогащение предметно-развивающей среды в группе.

2 этап. Основной:

Организация и проведение различных мероприятий с педагогами, детьми, родителями.

3 этап. Заключительный:

Анализ   результатов   работы;

Создание презентации из опыта работы над проектом.

Тематическое планирование на 2021-2022 год по работе с детьми подготовительной группы (6-7 лет)

Номер занятия

Тема занятия

Содержание

1

«Россия, Россия – края дорогие»

Формировать любовь к своей большой Родине – России. Знакомство с русской народной мелодией «Белый день», рассказ воспитателя о государстве Россия

2

«Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса»

Знакомство с образом жизни людей в старину. Рассказ воспитателя сказки о князе Юрии Долгоруком. Познакомить с загадками

3

«Как жили славяне»

Формировать понимание слова «предки», понимание того, что Россия – страна с большой многовековой историей. Чтение стихотворения Дж. Родари «Всеобщая история»

4

«В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

Формировать представления о предметах быта в Русской избе. Познакомить с пословицами и поговорками

5

«Святая Русь и её защитники»

Рассказ воспитателя о русских защитниках (А. Невский, князья К. Минин, Д. Пожарский). Чтение стихотворения И. Суслов «Русь называют Святой»

6

«Богатыри земли русской»

Познакомить с русскими былинными богатырями. Знакомство с репродукцией картины В. Васнецова «Три богатыря»

7

«На героя и слава бежит»

Продолжать формировать представления о различных аспектах жизни героев Древней Руси на основе былины «Илья Муромец и Соловей - Разбойник». Русская народная подвижная игра «Петушиные бои»

8

«История русского костюма»

Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида. Рассматривание иллюстраций мужской и женской одежды. Разучивание хоровода «Пошла млада за водой»

9

«Древняя магия хоровода»

Обобщать и систематизировать представления детей о происхождении, историческом развитии и особенностях народного танца. Разучивание хоровода «Ходит царь»

10

«Живет в народе песня»

Познакомить детей с народной песней; прийти к новому понятию «Народная протяжная песня». Заучивание песни «Заинька по сенечкам гуляй, погуляй»

11

«Осинины»

Воспитывать интерес и любовь к фольклору; формировать знания об осенних явлениях природы. Русская народная подвижная игра «Тяни холсты»

12

«Осенние посиделки»

Знакомство с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный». Русская народная игра «Репка - репонька», повторение пословиц

13

«У природы нет плохой погоды…»

Расширять знания детей о явлениях природы в разное время года с помощью пословиц, загадок, народных попевок. Игра «Горелки»

14

«Идет волшебница - зима»

Расширять представление детей о зимних явлениях и приметах. Разучивание поговорок о зиме. Слушание русской народной песни «Здравствуй, гостья - зима»

15

«Пришла Коляда – отворяй ворота»

Рассказ воспитателя об обычае колядования. Загадывание загадок. Русские народные подвижные игры «Прялица», «Башмачник»

16

«Пришло Рождество, начинаем торжество»

Формировать знания об обрядах, традициях, песнопении. Чтение А. Мень «Свет миру. Рождество»

17

«Встреча весны»

Создать у детей радостное весеннее настроение. Используя фольклор; воспитывать любовь к народной песне. Разучивание песенки «Галочка - ключница»

18

«Весенний праздник птиц»

Закрепить знания о природе; воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам. Развивать эмоциональное отношение к фольклору, поэтическому слову. Русские народные попевки «Кукушка», «Скворец», «Грачи - киричи»

19

«Широкая масленица»

Продолжать знакомить с русскими народными обычаями и традициями. Рассказ воспитателя о Масленице. Хоровод «Ой ладушки, ладу». Русская народная игра «Горелки»

20

«Обрядовая кукла»

Знакомство с обрядовой куклой. Изготовление обрядовой куклы

21

«Цветы и травы – земной красоты начало»

Уточнить знания о цветах и травах, об их целебных свойствах; воспитывать любовь и уважение к родной природе посредством народной культуры. Чтение сказки М. А. Кузнецовой, А. С. Родинковой «Сказание о лекарственных растениях»

22

«Откуда хлеб пришел»

Познакомить детей с тем как выращивали хлеб в старину; воспитывать бережное отношение к хлебу. Чтение загадок, пословиц. Чтение стихотворения А. Мусатов «Откуда хлеб пришел»

23

«Дорого яичко к Христову дню»

Рассказ воспитателя о праздновании Пасхи. Русская народная игра «Верба - вербочка», «Солнышко - ведрышко». Заучивание примет

24

«Праздник русской березки»

Приобщать детей к духовным ценностям народной культуры; воспитывать уважение к русской природе, любовь к березке – символу России. Русская народная песня «Ой березка моя беленькая». Русская народная игра «Гори, гори ясно»

25

«Русские народные промыслы»

Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах. Побуждать восхищаться народными умельцами, и предметами их народного творчества. Рассматривание игрушек: Дымки, Каргополь, Филимонова, Жостово

26

«Городецкие узоры – сколько радости для глаз»

Познакомить с историей возникновения городецкого промысла Разучивание русской народной попевке «Ворон»

27

«Путешествие к мастерам Хохломы»

Познакомить детей с особенностями и этапами изготовление хохломских изделий. Художественное слово о хохломе

28

«В гости к дымковским мастерам»

Познакомить с особенностями и этапами изготовления дымковских изделий и историей возникновения этого промысла. Рассказ воспитателя об истории создания игрушки. Рассматривание игрушек. Чтение стихов.

29

«Филимоновская игрушка»

Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления Филимоновской игрушки, с историей возникновения этого промысла. Филимоновские легенды. Стихи о Филимоновских игрушках

30

«Очень любим, мы, матрешки разноцветные одежки»

Закреплять знание детей о матрешках из разных областях России. Рассматривание игрушек. Чтение стихов о русской матрешке

31

«Шаль всем на диво – нарядна, красива»

Развивать чувство цвета, уметь составлять композицию узора, передавать колорит цветов. Беседа – знакомство с Павлово – Посадскими платками, шалями; рассматривание изделий

32

«Гжель»

Познакомить с особенностями и этапами изготовления гжельских изделий и историей возникновения этого промысла. Рассказ – легенда Гжель

33

«Жостовский букет»

Познакомить детей с искусством жостовского промысла. Рассмотреть изделия выделяя характерные элементы узора

34

«В гостях у мастеров»

Закрепить знание детей о разных видах народного декоративно – прикладного искусства; прививать любовь к народным промыслам. Разучивание русской народной попевки «Коробейники»

35

«Ярмарка»

Обобщить и систематизировать представления о народных промыслах; продолжать знакомить с русскими народными обычаями и традициями

36

Итоговое занятие: «Человек без Родины, что соловей без песни».

Заключительная беседа о своей Родине. Просмотр видео презентации «Россия, Россия – края дорогие»

Выводы: Воспитание подрастающего поколения на русских-народных традициях способствует расширению кругозора, развитие художественного вкуса, любви к Родине, родному краю.  Организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний становится предпосылкой их устойчивого интереса к народному искусству, способствует лучшему пониманию его необходимости и ценности. Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.

Реализация данного педагогического проекта по приобщению к русской народной культуре воспитывает общечеловеческие нравственные ценности. В век разносторонней информации нелегко убедить ребенка в необходимости быть добрым. Но если в нем зародилась искорка любви, уважения к ближнему, значит такая работа не напрасна и обязательно принесет свои плоды.

Поставленные цели и задачи проекта успешно реализованы. Ожидаемые результаты достигнуты.

Используемая литература:

1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного младшего школьного возраста: Практическое пособие.- М.: Айриспресс, 2003 г.

2. О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2004 г.

3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учереждений/ Авт. Сост. Л. С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004 г.

4. Народный календарь-основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План—программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учереждений/ Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н. и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004 г.

5. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусство, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004 г.

6. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства

 Ознакомление детей с народной декоративной росписью, при систематичности этой работы, способствует развитию у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, уважения в своей Родине, ...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Наш народ оставил большой след: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые сказки.Приобщая детей к  истокам наро...

Фольклор как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Народное творчество можно рассматривать, как средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, в целом, как средство развития творческих способностей детей, как средство патриотического воспитания,...

Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через народные подвижные игры"

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что трево...

"Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры".

От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки и т. д, но современный ребёнок очень мало знает о традициях русского народа, о его культуре, так ...

ПРОЕКТ на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, через ознакомление с народной игрой»

Национальные игры способствуют передаче младшему поколению от старшего накопленного предками бесценного положительного опыта, касающегося рационального ведения хозяйства, жизни в гармонии с природой.Н...