Проект по организации работы театральной студии «Маленький актер» для детей старшего дошкольного возраста
проект (старшая группа)

Пояснительная записка

«Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью…», - писал В.А.Сухомлинский

Театрализованная деятельность представляет собой сложный феномен человеческой культуры. С древних времен различные формы театрализованного действия служили самым наглядным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Театрализация – это, в первую очередь, импровизация оживления предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т.д. Необходимость систематизировать ее в едином педагогическом процессе очевидна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malenkiy_akter.doc557.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение-

детский сад комбинированного вида № 1 «Ручеек»

Барабинского района Новосибирской области

X ОТКРЫТЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС

МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

«СЕКРЕТ УСПЕХА»

Организация работы театральной студии «Маленький актер» для детей старшего дошкольного возраста

C:\Users\PC\Desktop\Новая папка\IMG_0286.JPG

                                            Руководители кружка:

                                                           Первухина Л.В. Контарева А.Н.

                                 Воспитатели ВКК

                                                              Содержание

Пояснительная записка

         стр.3

Актуальность кружка

         стр.3

Цель, задачи кружка

         стр.4

Ожидаемые результаты

         стр.4

Принципы реализации проекта

         стр.4

Комплекс задач в образовательных областях

стр.5

Содержание кружка

стр.5

Предметно – развивающая среда

стр.6

Виды театров

стр.6

Перспективное планирование кружка

стр.7

Этапы работы кружка

стр.13

Результативность кружка

стр.16

Работа с родителями

стр.16

 Цель работы с родителями

стр.16

 Задачи работы с родителями

стр.17

 Направления работы с родителями

стр.17

 Формы работы с родителями

стр.17

Вывод

стр.17

Литература

стр.18

Фотоотчет

стр.19

                 

                                                       Пояснительная записка

«Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью…», - писал В.А.Сухомлинский

Театрализованная деятельность представляет собой сложный феномен человеческой культуры. С древних времен различные формы театрализованного действия служили самым наглядным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Театрализация – это, в первую очередь, импровизация оживления предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т.д. Необходимость систематизировать ее в едином педагогическом процессе очевидна.

                                                  Актуальность

    Театр - это огромный, прекрасный и многоликий мир, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Театр  позволяет решать многие актуальные проблемы, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскрепощённости и т.д. Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Театрализованная деятельность помогает не только раскрыть творческие способности, но и развить их. Таким образом, она помогает всесторонне развивать ребёнка.

Наш детский сад - дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида, реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования и коррекционную программу для детей, имеющих нарушения речи. Театрализованная деятельность для нас  - одно из средств развития всех психических процессов в воспитании, обучении и развитии детей.  Почему? Формируются коммуникативные навыки. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется  словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, совершенствуется  диалогическая и монологическая  речь, ее грамматический строй. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Коррекционно-развивающие игры, артикуляционные упражнения, игры на развитие мелкой моторики, творческие упражнения на снятие мышечного напряжения, игры на развитие интонационной выразительности, скороговорки на развитие дикции развивают все компоненты устной речи, произносительную сторону речи, связную речь. У дошкольников развивается литературная речь, они приобщаются к словесному искусству, происходит развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.  При  ознакомлении  с различными видами искусств расширяется кругозор детей,  развиваются интеллектуальные возможности.

Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события, формируют опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность  позволяет ребенку решать личные проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Для передачи  выразительности исполнения просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства и выступлением перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях. Эти факторы повлияли на необходимость  создания  кружка  по театрализованной деятельности.  (Слайд 2)

Цель: создание условий для развития творческих способностей  детей дошкольного возраста средствами театрализованной  деятельности.

Задачи:

  1. Формировать устойчивый интерес к театрализованной деятельности, к  различным  видам  театра, к  театральной  культуре.
  2. Побуждать детей к импровизации средствами мимики, пантомимики, жестов, движений и интонации.
  3. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации.
  4. Воспитывать личностные качества у детей: эмпатию (т.е. умение распознавать эмоциональное состояние человека,  умение  передавать словами, жестами, мимикой, интонацией, пантомимой его исполнение, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, быть активными в игровой деятельности со сверстниками, находить адекватные способы содействия); самостоятельность, творческую инициативу, эмоционально-положительное отношение к сотрудничеству с детьми и взрослыми, к собственной деятельности. 

Ожидаемые результаты:  (Слайд 3)

- Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание,  мимическую выразительность, навыки имитации) .

-  Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы,  фантазии).

- Развитие личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, уверенность).

           - Овладение навыками общения, умением быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.

                                                                                                                                                         

Работа кружка по театрализованной деятельности проводиться 1 раз в неделю. Продолжительность занятий в старших группах составляет  25-30 минут. Эти занятия  проводятся  во вторую половину дня. Целесообразно их проводить по подгруппам, что обеспечивает индивидуальный поход к каждому ребенку. Причем каждый раз подгруппы должны формироваться по – разному, в зависимости от содержания занятий.

(Слайд 4)

При построении работы кружка руководствуюсь следующими принципами:

  • Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей.
  • Принцип системности
  •  Принцип доступности
  • Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности (общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе).
  • Принцип интеграции (интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных).
  • Принцип постепенности погружения в проблему (создание проблемно-ситуативных заданий);
  • Принцип эмоционально-насыщенной тематики игровых упражнений, игр, заданий.

          Посредством театрализованной деятельности, решается комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО:

Социально - коммуникативное развитие   (Слайд 5)

• формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

• воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);

•воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;

• развитие эмоций;

• воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

Познавательное развитие  (Слайд 6)

• развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);

• наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);

• обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;

• развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

Речевое развитие  (Слайд 7)

• содействие развитию монологической и диалогической речи;

• обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ;

• овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами);

Художественно-эстетическое развитие  (Слайд 8)

• приобщение к художественной литературе, музыке, фольклору;

• развитие воображения;

• приобщение к совместной дизайн - деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

• создание выразительного художественного образа;

• формирование элементарных представлений о видах искусства;

• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие    (Слайд 9)

• согласование действий и сопровождающей их речи;

• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

• выразительность исполнения основных видов движений;

• развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

Содержание  кружка по театрализованной деятельности включает в себя:     (Слайд10)

• игры – драматизации;

• упражнения для социально-эмоционального развития детей;

• упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

• задания для развития речевой, интонационной выразительности;

• игры-превращения (учись владеть своим телом);

• упражнения на развитие детской пластики;

• ритмические минутки (логоритмика);

• упражнения на развитие выразительной мимики, жестов, элементов искусства пантомимы;

• театральные этюды;

•подготовка (репетиция) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; 

просмотр кукольных спектаклей;

разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;

пальчиковый игротренинг.

Фундаментом для благоприятного развития творческих способностей ребенка в театрализации является предметно – развивающая среда. 

(Слайд 11)

       В группе  оформили центр театрализованной  деятельности. В центре находится книжный уголок, костюмерная с необходимым театрально - игровым оборудованием. Помощь в создании разных видов театров, декораций, костюмов, ширмы  нам оказывают родители. Для театрализованной деятельности имеются технические средства: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, видео-фонотека литературных произведений. Театральный центр  построен по законам театра и имеет сцену (возвышение),  задник. Здесь же «Гримерная»: небольшой столик с гримерными принадлежностями, здесь же элементы ряженья (шляпы,  бусы, веера, детали костюмов, усы,  парики, очки, маски-шапочки, театральный реквизит и т.п.). Имеются альбомы с фотографиями детских постановок, альбом для знакомства с театральными профессиями. На стене  размещены фотографии артистов и детей в артистическом  гриме.

В центре также имеются различные виды театров и театральные куклы, соответствующие возрасту детей: (Слайд 12-13)

Стендовые: теневой театр, фланелеграф, аниматика (это покадровое воспроизведение сюжета,  путем смены прозрачных, жестких файлов с изображением героев сказки и декораций, наклееных скотчем на файл).

Настольный: театр картинок, театр игрушек, театр с «посудной полки», вязаный театр, коробковый, театр из бутылок, театр из бисера.

Кукольный: би-ба-бо, пальчиковый, театр марионеток, театр на ложках, театр тростевых кукол, театр на гапите, люди - куклы и т. д.

Напольный:  конусный,  театр марионеток.

      Создана картотека театрализованных, психологических  игр, этюдов, игровых упражнений.

Хранителем-талисманом театрального центра, служит кукла - зазывалка Ариша. Она зачинщица и помощница для детей в любом виде театрализованной деятельности. С ней они могут отправиться в любое путешествие.

     Размещенное в  центре оборудование,  позволяет детям объединиться по общим интересам. Каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом.  

    Работа кружка  ведется в системе и поэтапно, в соответствии  с планированием  и возрастом  детей.  

                              Перспективное планирование в старшей группе

                                       Театр – студия «Маленький актер»

Сроки

Тема

Цели

Литература

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

(инсценирование сказок, используя различные  виды театров)

1-е занятие. «Путешествие в театр»

2-е занятие. «Театральные профессии».

«Волшебники театра»

3-е занятие. «Здравствуй театр»

4-е занятие. «У солнышка в гостях» (варежковый театр)

1-е занятие Знакомство с пиктограммами. Занятие № 2

2-е занятие. Знакомство с верховыми куклами способы их изготовления.

3-е занятие. Способ управления верховыми куклами

4-е занятие. Занятие. Инсценирование сказки «Заяц хвастун» (верховые куклы)

1-е занятие.

Занятие № 6

2-е занятие. Знакомство с куклами-марионетками

3-е занятие. Способы вождения куклами – марионетками

4-е занятие. Инсценирование сказки «Петух и собака»

1-е занятие. Занятия № 10, 11

2-е занятие. Знакомство с театром «С живой рукой».

3-е занятие. Способы управления куклами «С живой рукой»

4-е занятие. Инсценирование «Лягушка-путешественница»

1-е занятие.

Занятие № 14

2-е занятие. Знакомство с тростевыми куклами.

3-е занятие. Способы управления тростевыми куклами

4-е занятие. Инсценирование сказки «Снегурочка и лиса».

1-е занятие.

Занятия № 16, 17

2-е занятие. Способы изготовления кукол системы «Люди-куклы»

3-е занятие. Способы управления куклами системы «Люди-куклы».

4-е занятие. Инсценирование  фрагмента произведения Э. Успенского «Трое из Простоквашино».

1-е занятие.

Занятия № 26, 28

2-е занятие. Подготовка к драматизации сказки «Белоснежка и семь гномов»

3-е занятие. Изготовление декораций, костюмов к сказке

4-е занятие. Драматизация сказки «Белоснежка и семь гномов» (в исполнении детей).

1-е занятие. Занятия № 29, 31, 32

2-е занятие. Знакомство с куклами «Би-ба-бо».

3-е занятие. Способы управления куклами «Би-ба-бо».

4-е занятие. Инсценирование сказки «Волк и лиса» (на новый лад в стихах).

1-е занятие. Инсценирование сказки «Кот в сапогах» (театр резиновой игрушки).

2-е занятие. Инсценирование сказки «Вершки – корешки» (театр коробок).

3-е занятие. Исценирование сказки «Кот, Петух и лиса» (теневой театр).

4-е занятие. Инсценирование сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» (театр воздушных шаров).

Воспитывать интерес к театральному искусству, к театру, познакомить с историей возникновения театра, уточнить правила поведения в театре.

Словарная работа театра, программка, рамка, гардероб.

Сценка «Кто кого обидел»

 

Воспитывать интерес к театральному искусству, желание проявлять активность в театрализованных играх. Учитывать знание детей о театральных профессиях, различных видах театров. Акцентировать внимание детей на настольном виде театра. Развить коммуникативные способности детей, творческое мышление.

Познакомить с различными видами театров: опера, оперетта, балет. Дать представление о профессиях хореографа, композитора, балетмейстера.

Закрепить знание детей о варежковом театре, движение руки. Развивать монологическую и диалогическую речь детей.

Познакомить детей с пиктограммами, развивать интонационную выразительную речь, воображение, фантазию, пантомимические навыки побуждать детей к активному участию в театрализованной игре.

Познакомить детей с верховыми куклами, показать способ изготовления этих кукол, дать понятие слов: театр, гример, суфлер, репетиция.

Обучить детей приемам вождению верховых кукол, обращая внимание на точность каждого движения, вызывать интерес к театру верховых кукол, желание участвовать в спектаклях.

Закрепить навыки вождения верховых кукол, развивать монологическую речь, находить новую трактовку роли и исполнении ее.

Развивать пантомимические и творческое воображение, формировать коммуникативные способности и навыки импровизации, учить детей выразительно и интонационно проговаривать заданные образы, развивать фантазию и воображение

Упражнения на развитие дикции. Познакомить детей с куклами-марионетками, рассказать, как изготавливаются они, познакомить с терминами: дирижер, композитор

Обучать приемам вождения куклами-марионетками, развивать интерес к театру марионеток, желание участвовать в спектакле, развивать умение детей разыгрывать этюды. Этюд «Идет петушок».

Учить детей управлять куклами-марионетками, развивать творческие способности детей, развивать средства образной выразительности при создании образа.

Развивать интонационную выразительность речи, артикуляционный аппарат, совершенствовать диалогическую и монологическую связную речь, развивать воображение и пантомимические навыки, воспитывать толерантное отношение к партнерам.

Познакомить детей с театром куклы «с живой рукой», показать как изготавливают куклы «С живой рукой».

Словарная работа: виды театров – пародий, кукольный, детский, драматический, театр сатиры

Обучить приемам управления куклами «С живой рукой», научить жестикулировать, учить ребенка находиться лицом к зрителям, развивать способности к песенному, игровому, танцевальному творчеству, а также импровизации на музыкальных инструментах.

Этюд: «Неожиданная встреча».

Развивать творческую активность, самостоятельность детей в создании художественного образа героя, используя игровые, танцевальные импровизации.

Развивать навыки импровизации пантомимики, развивать творческую инициативу, фантазию, воспитывать коммуникативные качества

Познакомить детей с тростевыми куклами, познакомить со способами изготовления, развивать творческие способности в поиске выразительных средств, при создании образа.

Обучить приемам управления тростевыми куклами, рассказать какими возможностями обладает тростевая кукла.

Этюд «Ветер дует нам в лицо».

Развивать творческую активность, совершенствовать диалогическую речь, учить моделировать предметно-игровую среду.

Развивать интонационную выразительность речи, развивать умение четко произносить скороговорки, уточнить знание детей о театральных профессиях гримера и костюмера, развивать пантомимические навыки, артикуляцию и воображение

Познакомить детей со способами изготовления кукол «Люди-куклы», показать способы изготовления, поощрять игровое, песенное, танцевальное творчество детей, развивать творческие способности

Обучить приемам управления «Люди-куклы», рассказать, что они не имеют ничего общего с вождением игрушек других систем, что кукла бегает, танцует, совершает различные действия, жестикулирует, говорит, поет, читает стихи.

Этюд «Маленький вальс».

Развивать творческую активность детей в создании художественного образа героя, используя игровые, танцевальные импровизации

Развивать коммуникативные способности детей, пантомимические навыки (мимика, жесты), формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, развивать творческую активность

Обсудить содержание сказки, выбор ролей по желанию, работа над средствами образной выразительности, развивать диалогическую и монологическую речь.

Привлечь к участию по созданию спектакля детей в творческие группы, уметь применять на себя театральные профессии. Работа над ролевыми диалогами

Развивать творческую активность, средства образно выразительности речи, развивать умения успешного публичного выступления

Вызвать радостный настрой, развивать пантомимические навыки, воображение, логическое мышление, инициативу, воспитывать доброжелательно отношение друг к другу, партнерские качества, способствовать развитию моторике, побуждать к импровизации посредством театрализованной игры.

Продолжать  знакомить  детей  с  куклами  «Би-ба-бо», рассказать,  как  устроена  кукла.    Словарная  работа: декорация, художник декоратор, билет, сцена, зал.

Обучить приемам кукловождения кукол «Би-ба-бо», особенностями их управления. Разыгрывания диалога двух лиц (волк и козлят)

Закрепить знания об этом виде театра, уточнить способы изготовления кукол, закрепить навыки кукловождения, развивать интонационную выразительность речи, творческие способности, закрепить понятия «партнерство в игре».

Учить приемам кукловождения по столу, продолжать работу над интонацией, средствами образной выразительности речи, уметь импровизировать

Уточнить знание детей о настольных видах театра, учить передавать характер героев, используя средства выразительности, воспитывать заботливые отношения друг к другу.

Закрепить представления о теневом театре, правилах вождения силуэтов, развивать речевую выразительность.

Развивать фантазию детей, побуждать к проявлению самостоятельности в выборе роли, развивать артистические способности.

Н.Ф.Сорокина

стр.7

Н.Ф.Сорокина

стр.9

Краткий словарь терминов  о балете «взрослым и детям» стр.244-246

Конспект

Т.И.Петрова

стр.66

Н.Ф.Сорокина

стр.15

Н.Ф.Сорокина

стр.118 § 4

Конспект

Т.И.Петрова

стр. 73

Антипина

стр. 22

Н.Ф.Сорокина

стр. 113

стр. 114 § 2,3

Н.Ф.Сорокина

стр. 115

Конспект

Т.И.Петрова

стр. 81,83

Н.Ф.Сорокина

стр. 124 §1

стр. 122-125 §2,3

Н.Ф.Сорокина

стр. 127

Конспект

Т.И.Петрова

стр. 85

Н.Ф.Сорокина

стр. 152 §1

стр. 154 §2,3

Н.Ф.Сорокина

стр. 152, 153

Конспект

Т.И.Петрова

стр. 88-91

Н.Ф.Сорокина

стр. 160, 161

§2,3

Н.Ф.Сорокина

стр. 160

Конспект

Т.И.Петрова

стр. 106, 109

Конспект

Т.И.Петрова

стр.100

Конспект

Т.И.Петрова

 стр. 111,

114-115

Т.И.Петрова

стр. 79 §9

Конспект

Конспект

Л.В. Куцакова

стр. 191

Л.В. Куцакова

стр. 191

Л.В. Куцакова

стр. 197

Конспект

                                   Этапы работы кружка «Маленький актер» (Слайд 14)

         Первым этапом  является знакомство с театром, с историей театра, театральными  профессиями, жанрами, с различными видами кукольных  театров.

Дети узнают о том, что делают в театре зрители, кто участвует в спектакле, кто распределяет роли между артистами, кто отвечает за театральные костюмы и т.д. Знакомятся с видами   театров, с приемами кукловождения.

Вторым этапом работе кружка является развитие средств  образной выразительности.

, как:

- интонация (предлагаю произнести слова и предложения с разной интонацией)

- позы (предлагаю изобразить кого-нибудь или что-нибудь и объяснить, почему они выбрали именно эту позу)

- жесты (предлагаю показать состояния или ощущения человека «очень горячо», «я замерз» и т.д.)

- мимикой (учу детей по выражению лица, глазам, бровям, губам определять настроение человека, а затем с помощью мимики выражать свое эмоциональное состояние, пластические позы)

- пантомимикой (сочетание жестов и мимики).

 Постепенно переходим к работе  над этюдами. Этюд – это маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях, ситуациях.  Они дают возможность ребенку  осознать  себя, посмотреть на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля и повышают уверенность в себе.

Этюдный тренаж для детей старшей группы

Цель: развитие артистических способностей и сценического мастерства.

Направление

Тема

Цель

Упражнения на развитие внимание

«Не будем скучать», «Будь внимателен», «Сочиним сказку», «Ты всегда со мной»

Развитие психических процессов

Упражнения на развитие памяти

«Художник», «Придумай сказку», «Запомни позу», «Обезьянки», «В музее восковых фигур», «Строитель»

Развитие психических процессов: воображения, восприятия, памяти, мышления, внимания

Упражнения на развитие воображения

«Оживи предмет», «Фантазеры», «Выбери профессию», «Слушаем звуки»

«Нам грустно»

Упражнения на развитие восприятия

«Распознай атмосферу», «Обидели», «Угадай», «Произнеси слово», «Удержи атмосферу»

Упражнение на развитие мышления

«Караван зверей», «Смастери и сочини», «Бывает же такое», «Друг заболел»

«Наш оркестр»

Этюды на выразительность жестов

«Чух – чух», «Ерема», «Собака садится играть на гармошке», «Как у нашего Данилы» (русские народные потешки)

«Пошла Маня на базар» (русская народная прибаутка), «А тары, тары, тары», «Я на камушке сижу», «Уж как шла лиса» (р.н. потешки)

«Во кузнице» (п.н. песня)

«На блины» (р.н. игра)

Развитие творческих способностей.

Умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль

Этюды на выражение основных эмоций

«Егорушка – Егор», «Федул, что губы надул», «Уж ты, серенький коток» (русские народные потешки)

«Белка с ветки в свой домишко» (русская народная прибаутка)

«Заяц, заяц, чем ты занят?» (русская народная скороговорка), «Курочка», «Сидит, сидит зайка», «Как задумал комарик жениться», «Заинька, где ты был-побывал?», «Как повадился коток», «Ехала деревня» (р.н. потешки)

Развитие психофизических способностей: мимики, пантомимики; учить детей интонационно и выразительно проговаривать фразы

Развитие психофизических способностей: мимики, пантомимики.

Развитие психофизических способностей: мимики, пантомимики.

Этюды на сопоставление различных эмоций

«Я медведя поймал» (р.н. шутка),

«Ты, мороз, мороз, мороз», «Идет котенька из кухни» (р.н. прибаутки)

«Собака, что лаешь?», «Вставай, Дунбшка, уже день занимается» (р.н. потешки)

«Дождик, дождик, лей, лей» (р.н. закличка)

Шерсть чесать – рука болит» (считалка)

Этюды на воспроизведение отдельных черт характера

«Наша-то хозяюшка» (р.н. прибаутка)

«Вдоль улицы во конец шел удалой молодец» (р.н. потешка)

«Филя, есть хочешь?» (р.н. шутка),

Развитие средств образной выразительности (мимики, жестов); развитие дикции

              Третьим этапом  работы является чтение произведений и обыгрывание фрагментов из сказок. Литературное произведение выбираем,  учитывая знания и интересы детей. Заранее продумываем, как донести до ребят содержание текста и музыки. Стараемся, чтобы каждый ребенок заинтересовался сказкой, выразил желание играть в ней ту или иную роль. После прочтения сказки  проводим с детьми беседу, в которой обсуждаем  особенности поведения персонажей, используя монологическую и диалогическую речь.  Предлагаем прослушать музыку, под которую действует каждый персонаж, разучиваем текст, особо обращаю внимание на выразительность речи, её интонационность, чёткость. Дети  проявляют самостоятельность и свободу в  своих действиях и фантазии.  После чего предлагаем детям разыгрывать ролевые диалоги.

Главное в работе над диалогами – научить детей общаться друг с другом, распределять роли. Затем переходим к разыгрыванию небольших сценок, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации средствами образной выразительности. Особое внимание уделяем силе голоса, темпу, интонационным и логическим ударениям.

            Заключительным этапом является самостоятельная деятельность детей в театрализованной деятельности. Это театрализованные представления самих детей и с театральными куклами. Здесь дети при создании образов персонажей используют все средства актерской выразительности. В конце года показываем подготовленный «отчетный» спектакль воспитанникам детского сада, родителям. Кроме запланированной работы мы  с детьми принимаем участие в конкурсах  различного уровня. Постановка спектаклей может быть приурочена к определенным праздникам. 

 Нами  были проведены следующие мероприятия:  фотоотчет

-открытый показ спектакля в старшей группе «Золушка» для родителей и педагогов; 

- ежегодно принимаем  участие  в районном конкурсе «Петрушкины забавы» с показом сказки «Вышли сказки погулять», занявшие призовое место;

 - для детей  младших групп показали сказку  «У солнышка в гостях»; 

- выступление детьми на  обще родительских собраниях;

- еженедельно: выступление детьми на праздниках, развлечениях  в ДОУ;                                                   - на РМО для воспитателей показали мюзикл «Летучий корабль»; 

спектакль «Дорога без опасности»;

-Приняли участие в районном конкурсе «Театральная маска», стали лауреатами; Фотоотчет

для педагогов:

-выступление на августовской конференции «Театральные куклы - как средство развития творческих способностей детей»;

-мастер – класс для педагогов (районного уровня) по изготовлению театральных кукол, разыгрывание спектакля «Кто сказал мяу?»

- Обобщение опыта: кружковая деятельность театральной студии «Маленький актер»

- выступление на родительском собрании с темой «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»;

-круглый стол для родителей по изготовлению и пошиву театральных кукол.

Совместно с работающим в ДОУ патриотическим клубом «Славяночка» проводим различные мероприятия: праздники, развлечения, драматизации русских народных сказок, былин.  На базе ДОУ организовала открытый просмотр театрализованных представлений «У солнышка в гостях», сказка «Про Дуню-ленивицу и волшебника Оха». С представлениями выступаем на родительских собраниях.

Ежегодно    приглашением детей и педагогов МКОУ СОШ №1, № 92 на театральные постановки.  На базе ДОУ представила открытое занятие на тему: «Путешествие в волшебный мир театра».

 На  РМО  провела мастер – класс с педагогами на тему: «Развитие детской инициативы в театрализованной деятельности».      

Об эффективности и целесообразности кружка  говорят достигнутые результаты: (Слайд 15)

*У детей сформировался устойчивый интерес к театрализованной деятельности, к  различным  видам  театра, к  театральной  культуре;

*С помощью таких выразительных средств,  как интонация, мимика, жест, пластика, они умеют импровизировать  определенные литературные произведения;

*Совершенствовались  игровые, песенные, танцевальные импровизации; 

*стали более эмоциональными, раскрепощёнными,  социально адаптированными.

      Развитие театрализованной деятельности –  длительная работа, которая                   требует непосредственного участия родителей.    (Слайд 16)

Целью нашей работы в этом направлении стало создание  условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, обеспечение становления партнёрских доверительных  отношений между семьёй и ДОУ, объединение в одну команду, развитие потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. (Слайд 17)

Мы выделила следующие задачи взаимодействия с родителями по театрализованной деятельности:     (Слайд 18)

-  вызвать интерес у детей и родителей к театрализованной деятельности;

- привлечь родителей к созданию условий для театрализованной деятельности;

-  приобщать родителей к совместной театрализованной деятельности;

- педагогически  просвещать родителей по развитию речи через театрализованную деятельность;

-  совершенствовать художественно-прикладные и музыкально-театральные способности воспитанников в художественно-продуктивной деятельности и музыкально-театральном искусстве;

-  перевести родителей от наблюдателя за игровыми действиями к прямому включению в процесс театральной деятельности в детском саду.  

Работу с родителями организуем по 4 направлениям: (Слайд 19-22) информационно-аналитическому, познавательному, наглядно – информационному, досуговому, используя различные  традиционные и нетрадиционные  формы: (Слайд23)   Самые распространенные формы работы являются родительские собрания; семинары-практикумы индивидуальное консультирование; тематические выставки и папки-передвижки.  В уголках для родителей постоянно размещаем материалы работы театральной студии, фотоотчёт. Родители оказывают помощь в создании развивающей среды: изготовлении атрибутов, театральных костюмов и декораций, участвуют в театральных представлениях, праздниках, развлечениях, конкурсах. Тесное взаимодействие с родителями обеспечивает воспитание  творчески активного, любознательного, инициативного ребёнка. (Слайд 24-25)

         Результатом нашей работы являются конкурсы различного уровня, в том числе и региональные: «Росточек», «Призвание», «Секрет успеха», за которые были отмечены дипломами и серебряными медалями. За участие во Всероссийском конкурсе «Росточек. Мир спасут дети»  были награждены  дипломом и серебряной  медалью за технологию  «Театр – творчество – дети». Вместе с коллегами, приняли участие во Всероссийском  образовательном форуме «Школа будущего. Проблемы и перспективы развития дошкольного образования в Росси» с технологией «Театр – творчество – дети» и награждены дипломом лауреата конкурса «100 лучшие ДОУ России» в номинации «Проект года» и были награждены золотой медалью. (Слайд 26-28)

        Вывод:  подобная организация нашей кружковой деятельности по театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребёнка и взаимообогащению всех, т.к. взрослые и дети вступают здесь, как равноправные партнёры взаимодействия. Именно в общем спектакле или концерте ребёнок естественно и непринуждённо усваивают богатейший опыт взрослых, перенимая образцы поведения. Кроме того, в такой совместной деятельности педагоги лучше знают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания, создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека,  забота о нём, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Литература и ссылки на источник.

1.Т.Н.Доронова «Играем в театр», М.-2005,

2.Л.В.Куцакова «Воспитание ребёнка-дошкольника», М.-2003,

3.А.Е.Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду», М.-2003,

4.Н.Д.Сорокина «Играем в кукольный театр», М.-2006,

5.Т.И.Петрова «Театрализованные игры в детском саду», М.-2000,

6.О,А,Соломенникова «Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада», М.-2006,

7.«Детство». Программа развития и воспитания детей в детском саду. С-П.Детство-Пресс.2010,

8.Л.В. Артемова. Театрализованные игры дошкольников. М., 1991,

9.Л.С. Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: книга для учителя. М.: Просвещение, 1981,

10.Н.Ф.Губанова. Игровая деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации, М.: 2006

11.Л.С.Фурмина. Возможность творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх: Монография / Под. ред. Н.А.Ветлучиной. М., 1972,

12.Д.Б.Эльконин. Психология игры. М.,1978,

13.А.П.Усова. Роль игры в воспитании детей / Под. ред. А.В.Запорожца. М., 1976,

14.В.И.Березкин. Искусство оформления спектакля.- М.,1986,

15.Л.П.Буева. Личность и среда. Ребенок в системе коллективных отношений.- М.,1972,

16.Л.С.Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.,1991,

17.Ю.В.Колчеев, Н.И.Колчеева. Театрализованные игры в школе. М.,2000,

18.А.Д.Понсов. Конструкции и технология изготовления театральных декораций.- М.,1988,

19.В.Ф.Рындин. Как создается художественное оформление спектакля.- М.,1962,

20.Э.Т.Чурилова. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.,2001.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы клуба "Маленькие волшебники" для детей старшего дошкольного возраста.

В клубе "Маленькие волшебники" дети изготавливают поделки из природного материала....

ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА "Маленькие артисты"» для детей среднего дошкольного возраста

Театр – это удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как скачет белочка или зайчик, как передвигается косолапый медведь. Те...

Дополнительная образовательная программа кружка по художественно – эстетическому развитию театральной студии «Золотой ключик» для детей старшего дошкольного возраста

Новизна программы:Коллективная театрализованная деятельность направлена на  целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических ...

Презентация. Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного  возраста.

Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста....

"Особенности организации работы по профилактике нарушений зрения у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение испособствует предепреждению нарушения зрения и развитию глазных заболеваний....