"Особенности организации работы по профилактике нарушений зрения у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
консультация (старшая группа)

Чмихун Дарья Александровна

Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение испособствует предепреждению нарушения зрения и развитию глазных заболеваний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации работы по профилактике нарушений зрения у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Цель зрительной гимнастики – включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности.

Гимнастику глаз проводят постоянно со всеми детьми или индивидуально во всех возрастных группах, несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти мин. Упражнения для глаз одинаковы для всех возрастных групп, но дозировка должна постепенно увеличиваться в старшем дошкольном возрасте.

Условия проведения зрительной гимнастики.

1. Фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони,  дети лежат на ковре руки за головой)- это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.

2. Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.

3. Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.

При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:

- всегда снимать очки

- сидеть (стоять) прямо, не напрягаться расслабить плечи и опустить их

- следить за дыханием оно должно быть глубоким  и равномерным

- сосредоточить все внимание на глазах

- после выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.

 

Виды зрительной гимнастики для глаз

  1. «Темное расслабление»

Детям закрыть ладонями глаза, добиваясь идеального черного цвета в глазах (очки снять)

  1. «Диагонали»

Направить взор в левый нижний угол (взор в сторону плеча), затем моргнуть 3 раза, то же самое повторить, направляя взор в правый нижний угол. Затем перевести взор в верхний левый угол, поморгать 3 раза, то же самое повторить с переводом взора в правый верхний угол.

  1. «Удивление»

Сильно зажмурить глаза, посмотреть в темноту. Затем широко открыть глаза, сделать удивленный вид.

  1. «Расслабление»

Сильно зажмурить глаза, затем расслабить лоб и веки.

  1. «Моргание»

Быстро закрывать и открывать глаза.

  1. «Вертикали»

Перемещать взор то вверх, то вниз (не поднимая и не опуская головы)

  1. «Горизонтали»

Перемещать взор то влево, то вправо (не поворачивая головы)

  1. «Вращение»

Вращать глазами по часовой стрелке, затем в обратную сторону. Закрыть глаза, отдохнуть.

  1. «Косые глаза»

Переводить взгляд с дальнего предмета на кончик носа и обратно в медленном темпе (30 – 40с)

  1. «Метка на стекле»

Смотреть то на метку на стекле окна, то на предмет вдали на линии взора. Вместо метки можно смотреть на близко стоящий предмет 3 мин, 5 мин, 7 мин.

Проведения зрительной гимнастики для глаз в стихах

Стихи

Движения

Огород

Раз, два, три, четыре, пять,

Собираемся гулять.

Смотрим вправо – огород,

Там морковочка растет

Слева – белая капуста,

А направо – везде пусто.

Вот где можно погулять,

Огород не затоптать

И в футбол нам поиграть.

Знайте, будет все на пять.

Упражнения:

- «Диагонали»

- «Горизонтали»

- «Удивление»

- «Горизонтали»

- «Расслабление»

(Повторить 3 - 4 раза)

Кот

Что за чудо из чудес!

Серый кот на шкаф залез,

Машет он хвостом, урчит.

Костя смотрит и молчит.

Кот под шкаф пенал загнал,

Спрыгнул, зацепил карман,

Опрокинул чемодан.

Долго Костя наблюдал,

А потом кота прогнал.

Упражнения:

- «Удивление»

- «Вертикали»

- «Горизонтали»

- «Метка на стекле»

- «Расслабление»

(Повторить 3 - 4 раза)

Зайчик и тучка

Зайчик вышел погулять.

Глянул солнца не видать.

Тучка быстро набежала,

Узелок свой развязала,

И закапал сильный дождь –

Кап, кап, кап, кап…….

Зайчик тучке улыбнулся,

Сладко, сладко потянулся

И сказал: «Пойду гулять,

С летним дождиком играть!»

Упражнения:

- «Удивление»

- «Темное расслабление»

- «Моргание»

- «Горизонтали»

- «Расслабление»

(Повторить 3 - 4 раза)

Зима

Деревья зимою,

Деревья зимою

Пронизаны ветром

И стужей самою.

И старые сосны,

И острые ели

Встают, как солдаты,

Навстречу метели.

Упражнения:

- «Вертикали», «Горизонтали»

- «Расслабление»

- « Жмурки»

- «Расслабление»

(Повторить 2 - 3 раза)

Сшила дочке платье голубое –

Платье голубое с белою каймою.

До чего ж нарядно –

Весело глядеть!

Надо это платье

К празднику надеть.

Мама дочке туфли

Новые купила,

Новые купила,

Дочке говорила:

- До чего ж нарядно,

Весело глядеть!

Надо эти туфли

К празднику надеть

Упражнения:

- «Горизонтали»

- «Вертикали»

- «Удивление»

- «Моргание»

- «Расслабление»

- «Горизонтали»

- «Вертикали2

- «Расслабление»

(Повторить 2 – 3 раза»)

Мебель

Стул высокий, а стол еще выше,

Есть у каждого свои крыши.

На одной из них сидят,

На другой – блины едят.

Есть кровать – на ней лежат.

А в шкафу белье хранят.

(Упражнения:

- «Вертикали»

- «Горизонтали»

- «Стрельба глазами»

- «Расслабление» (10 – 15 сек)

- «Удивление»

Повторить 3- 4 раза )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Гимнастика для глаз, как средство профилактики нарушений зрения у детей старшего дошкольного возраста"

Памятка для родителей "Гимнастика для глаз, как средство профилактики нарушений зрения у детей старшего дошкольного возраста"...

Памятка для родителей "Гимнастика для глаз, как средство профилактики нарушений зрения у детей старшего дошкольного возраста"

Гимнастика для глаз, как средство профилактики нарушений зрения у детей старшего дошкольного возраста...

Организация работы учителя-логопеда по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Знакомство детей с трудом взрослых является не только средством формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми...

Выпускная квалификационная работа. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

   Проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. В России у 50% детей дошкольного и школьного возраста от...