Познавательно-творческий проект «Русская народная игрушка»
проект (средняя группа)

Трохимчук Наталия Олеговна

Познавательно-творческий проект

«Русская народная игрушка»

группы общеразвивающей направленности

для детей от 4 до 5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_russkaya_narodnaya_igrushka.docx95.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад №6 «Буратино»

Познавательно-творческий проект

«Русская народная игрушка»

группы общеразвивающей направленности

для детей от 4 до 5 лет

                                                                                                                           

                                                                                                                                 

Выполнила: Трохимчук Н.О.

г. Мегион, 2020г.

Методический паспорт проекта.

Цели и задачи проектной деятельности

Цель проекта: познакомить детей с русской народной игрушкой.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • приобщить детей к народному искусству;
  • рассказать детям о традициях изготовления кукол на Руси;
  • познакомить с различными материалами, из которых изготавливали игрушки.

Развивающие:

  • развивать наглядно-образное мышление;
  • умение обобщать и систематизировать;
  • творческое воображение и фантазию;
  • первичные элементарные навыки познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста.

  Воспитывающие:

  • прививать детям и их родителям интерес и любовь к своему народу, истории, традициям;
  • продолжать формировать эмоционально-окрашенное чувство причастности детей к наследию прошлого;
  • воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Возраст детей: 4 – 5 лет.

Участники проекта: дети, воспитатели групп, родители, музыкальный руководитель.

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)

Тип проекта: познавательно – творческий.

Образовательная область: «Познание».

Основной вид деятельности: «познавательная, продуктивная».

Области интеграции: «Речевое развитие», «Музыкальное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

По форме реализации: групповой.

Способы и методы представления: беседы познавательного характера, рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях, чтение произведений художественной литературы, художественно-творческая деятельность: рисование, изготовление простейших кукол из различных материалов: глины, лоскутков.

Планируемый результат

Для детей:

Имеют элементарные представления:

  • о русских народных игрушках;
  • об истории и технологии изготовления различных традиционных игрушек,
  • о традициях и обрядах древней Руси.

Для родителей:

  • установление партнерских отношений родителей и педагогов,
  • родителей и детей в организации совместной деятельности в рамках реализации проекта.
  • умение подбирать интересный познавательный и наглядный материал.
  • развитие творческих способностей родителей.
  • педагогическое просвещение родителей.

Для педагога:

  • повышение уровня педагогической компетентности;
  • профессиональный рост;
  • повышение качества работы с детьми и родителями;
  • пополнение наглядно – дидактического материала группы;

Актуальность.

Игрушка - важнейшее составляющее любой культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение.  Игрушки – носитель сакральных ценностей, родовой информации. Нет такого места на земле, где бы дети не играли в игрушки. Для ребенка игрушки служат мостом между вымыслом и реальностью.  Ребенок видит в игрушках весь мир своих мыслей и фантазий. С игрушками связывает ребенок свои представления о цвете, форме, звуке, чувствах, привязанности, нежности, взаимоотношениях между людьми и даже ощущение безопасности.

В семье, да и в детском саду – изобилие игрушек, которые покупаются постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребенка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче выбросить, чем отремонтировать вместе с ребенком, прививать любовь и доброе отношение к труду человека.

Взрослые сегодня мало интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Между тем в любой стране мира чтят и бережно относятся к своей истории и традициям. В России, прежде всего перед педагогами – воспитателями, стоит задача – помочь детям и их родителям найти пути возвращения традиций и обычаев. Одним из приемлемых путей является детская традиционная игра и игрушка. Недаром говорят: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети».

Традиционные народные куклы служили ритуальными оберегами, некоторые из кукол изготавливались для совершения обряда, а другие бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколения, их берегли, нельзя было поломать намеренно куклу, выбросить. Это отношение не от того, что игрушек было мало, просто живы были народные заповеди: игрушка живая. Мастер, создавая её, передавал своему творению часть души. Всё же делалось вручную, конкретному ребёнку, в единственном экземпляре.

Познакомив детей с некоторыми традициями и обычаями русского народа, дав сведения о жизни и творчестве наших предков, мы рассчитываем на то, что дети начнут проявлять интерес к истории Руси, что не будет им чуждо понятие «нравственность», что данное поколение хотя бы попытается возродить забытые традиции своего народа, что дети будут добрее, терпимее друг к другу.

Новизна проекта заключается в том, что он составлен в соответствии с требованиями ФГОС.

Этапы проведения и реализации проекта.

Подготовительный:

На подготовительном этапе проводилась работа по следующим направлениям:

  • выбор темы и разработка проекта;
  • подбор материала и оборудование для работы;
  • составление конспектов, сценариев бесед, НОД, развлечения;
  • подготовка к консультации;

Практический:

  • проведение совместных мероприятий с родителями;
  • рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях;
  • познавательные беседы с детьми;
  • НОД;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • прослушивание музыкальных произведений;

Обобщающий:

  • обобщение итогов работы с детьми;
  • организация выставки детских работ (рисунков, кукол, свистулек из глины);
  • создание мини-музея народной игрушки;
  • развлечение;
  • подготовка отчета о проделанной работе и оформление материала.

Содержание проекта «Русская народная игрушка».

Срок проведения

Мероприятие

Цель

Взаимодействие с семьей

1нед.

  • Познавательная беседа с детьми «Откуда появились игрушки».
  • НОД «История возникновения куклы» (ознакомление с окружающим)
  • Рисование «Игрушки бабушек».
  • Беседа «Русская матрешка».
  • НОД «Составление краткого рассказа о матрешке» (речевое развитие).

•        Продолжать формировать эмоционально-окрашенное чувство причастности детей к наследию прошлого;

•        учить бережно относиться к игрушкам и другим вещам;

•        развивать общие познавательные способности детей: умение наблюдать, описывать, высказывать предположения, сравнивать;

  • Консультация «Игрушки для современных детей».
  • Сбор информации о традиционной игрушке
  • Рисование «Кукла моей бабушки»

2нед.

  • Познавательная беседа о тряпичных куклах. Рассказ о куклах-оберегах и их предназначении.
  • НОД.  Ручной труд. Изготовление кукол из тряпочек.
  • Сюжетно-ролевые игры детей с тряпичными куклами.
  • Познавательная беседа с детьми о звучащих игрушках.
  • Слушание народных мелодий с присутствием звучащих игрушек.
  • Знакомство детей со свистульками.
  • НОД «Лепим свистульку»

  • Активизировать познавательную деятельность, вызвать интерес к предметам рукотворного мира из жизни в прошлые времена;
  • знакомить со способом изготовления традиционных лоскутных кукол.
  • Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер;
  • подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке.  
  • Дать представление о том, что в разных уголках России живут и трудятся мастера народной игрушки;
  • учить детей лепить свистульку из глины.

  • Мастер-класс «Изготовление тряпичной куклы для ребенка».
  • Совместная работа по созданию мини-музея, посвященного игрушке.

  • Подведение итогов. Развлечение «Вот она какая первая игрушка».
  • Выставка народной игрушки.

Обобщение знаний о традициях изготовления кукол, а также подведение итогов проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

образовательный проект "Русская народная игрушка"

Образовательный проект для детей средней группы "Русская народная игрушка"...

Проект «Русская народная игрушка-Матрёшка»

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации , которая может быть ими воспринята , что положительно повлияло на различные виды деяте...

Патриотическое вопитание в ДОУ по приобщению детей к русской народной культуре. Проект "Русская народная игрушка"

Материал содержит описание проекта "Русская народная игрушка" (актуальность проекта, его цели и задачи, необходимое оборудование, содержание работы с детьми и родителями)....

Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...

Проект "Русские народные игрушки и игры" как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры"

Как жили люди на Руси? Чем занимались? В какие игры и какими игрушками играли? Данный проект поможет ответить на все вопросы....

Кратковременный познавательно-творческий проект «Русская народная игрушка - матрёшка» для детей старшей группы (5-6 лет)

формирование интереса к народным промыслам России на примере русской национальной игрушки - матрёшки...