Педагогическое взаимодействие с детьми раннего возраста в зависимости от типа привязанности к значимому взрослому
статья

Ключникова Наталья Васильевна

Данный материал позволяет педагогам расширить свои представления о типах привязанности, провести самоэкспертизу осуществляемого педагогического взаимодействия, дифференцировать свою работу в зависимости от особенностей детей, обусловленных типом привязанности ребенка раннего возраста к значимому взрослому. Цикл игр-занятий с содержанием социальной направленности позволяет взрослым помочь ребенку раннего возраста социализироваться в детском коллективе, научиться взаимодействовать с детьми и взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_privyazannosti_detey_rannego_vozrasta.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое взаимодействие с детьми раннего возраста в зависимости от типа привязанности к значимому взрослому

Привязанность – это такая связь, которая возникает между ребенком и значимым для него взрослым (фигурой или объектом привязанности), а также особый вид поведения ребенка для сохранения его безопасности. Такая связь возникает на стадии новорожденности и сохраняется во время всего периода жизни человека.

Положил начало теории привязанности Дж.Боулби. Исследователями этой теории также были М.Эйнсворт, М.Мейн, Р.Шэффер и др. Отечественные исследователи теории привязанности: Н.Н.Авдеева и Н.А.Хаймовская, Р.Ж.Мухамедрахимов, Л.В.Петрановская и др.

В основе качества привязанности лежит уверенность ребенка, которую обеспечивает объект привязанности, а поведение ребенка отражает его внутреннюю рабочую модель, что проявляется в играх, исследовательской и самостоятельной деятельности, в общении со сверстниками.

 Привязанность формируется с рождения, проходя последовательно четыре стадии от асоциальной до стадии множественных привязанностей; причем если первичные объекты привязанности в равной степени участвуют в жизни ребенка, то у таких детей интерес к общению возникает чаще.

Педагогическое взаимодействие – это специально организованный процесс между ребенком и наставником, который влияет на развитие  взаимодействующих сторон и их взаимоотношений. Оно возможно в том случае, если ребенок и педагог являются равноправными участниками этого процесса, в котором педагог дает ребенку быть самостоятельным, активным, поощряет его лучшие проявления, уважает его личность и стремится установить благоприятную атмосферу их взаимоотношений.

Педагогическое взаимодействие включает в себя определенные знания, мотивы взаимодействия, педагогическое влияние и ответную реакцию на это влияние.

Педагогическое взаимодействие с ребенком раннего возраста - это такое взаимодействие, при котором необходимы такие личностные и профессиональные качества, как искренность, эмоциональность, умение общаться и играть с маленькими детьми, поддержать в любой ситуации, позитивно принять любого ребенка, а также знание закономерностей развития ребенка, способы разрешения конфликтных ситуаций в этом возрасте.

В ходе наблюдений было чаще всего выявляется 3 типа привязанности детей раннего возраста ко взрослому. Более 70% детей группы - с надежным типом привязанности. Такие дети активны и во взаимоотношениях с другими участниками образовательного процесса, и в совместной деятельности, с охотой идут на контакт.  

Изучение специфики педагогического взаимодействия показывает, что педагог в группе чаще всего взаимодействует с детьми по типу равноправного сотрудничества: оказывает поддержку, активизирует, направляет, воодушевляет, положительно оценивает, развивает. Однако иногда проявляются признаки подавляющего и пассивного взаимодействия, когда педагог пассивно наблюдает за игрой и действиями детей или жестко дисциплинирует их. Анализ наблюдений показывает, что тип педагогического взаимодействия не зависит от типа привязанности ребенка ко взрослому.

Проведенная экспериментальная работа позволила наметить логику, этапы, содержание преобразующей части исследования, направленной на изменение позиции педагога, позволяющей ему осуществлять развивающее и развивающееся взаимодействие с детьми в зависимости от типа привязанности.

ПРОЕКТ ИЗМЕНЕНИЯ ВИДА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА ПРИВЯЗАННОСТИ

Цель: разработать педагогический проект изменения вида педагогического взаимодействия в зависимости от типа привязанности ребенка раннего возраста ко взрослому.

Задачи:

  • Провести самообследование по изучению представлений о типах детско-родительской привязанности и их расширению.
  • Оценить осуществляемое педагогическое взаимодействие в рамках ДОО.
  • Спланировать этапы создания условий для изменения педагогического взаимодействия с детьми раннего возраста.

Реализация проекта предполагает три этапа:

  • Организация условий для изучения типов привязанности ребенка раннего возраста к значимому взрослому.
  • Оценка осуществляемого педагогического взаимодействия в рамках ДОО.
  • Организация такого педагогического взаимодействия, в котором педагоги и родители занимают позицию “равноправного партнерства” при взаимодействии с детьми раннего возраста в зависимости от типа привязанности.

Первый этап  направлен на самодиагностику представлений педагогов о специфике детско-родительской привязанности и их расширению.

Задачи этапа:

1. Изучить теоретические знания педагогов о детско-родительской привязанности.

2. Расширить представления о привязанности детей раннего возраста.

3. Оценить привязанность детей, включенность родителей в процесс взаимодействия.

Предполагаемые формы реализации первого этапа:

  • диагностическая анкета;
  • обучающие вебинары;
  • тематические консультации;
  • онлайн-вебинары и лекции психологов;
  • анкетирование родителей.

Диагностическая анкета позволяет выявить представления о типах привязанности детей к родителям или значимым взрослым.

Обучающие вебинары и тематические консультации направлены на расширение знаний о типах привязанности детей раннего возраста к взрослому.

Предполагаемая тематика консультаций:

-“Тайная опора: привязанность в жизни ребенка”;

- “Детско-родительская привязанность”;

-“Типы привязанности детей раннего возраста к значимому взрослому”;

- “Амбивалентная привязанность. Десять шагов навстречу”;

- “Избегающая привязанность. Шаги навстречу ребенку”.

        Анкетирование родителей может быть по темам:

- “Детско-родительская привязанность”;

- “Знаю ли я своего ребенка”.

        Второй этап направлен на оценку осуществляемого педагогического взаимодействия, углубление практических знаний и умений в организации взаимодействия с детьми.

        Задачи этапа:

        1. Самонаблюдение и самоэкспертиза осуществляемого педагогического взаимодействия.

2. Освоение и активное применение приемов и способов взаимодействия с детьми в практической деятельности. Изменение типа взаимодействия на “партнерство”.

Предполагаемые формы реализации второго этапа:

- самоэкспертиза (тесты, решение профессиональных задач);

- деловые игры;

- семинары-практикумы, мастер-классы.

Для реализации самоэкспертизы можно использовать специальные тесты, выявляющие тип педагогического взаимодействия. Могут быть предложены следующие показатели: интерес, стиль поведения, эмоции, поощрения и ограничения во время педагогического взаимодействия.

Для реализации второй задачи необходимо обогащение педагогического взаимодействия играми, имеющими социальную направленность, а также обучение взаимодействию в игре и совместной деятельности.

Как показали результаты наблюдений, некоторые педагоги используют в своей работе пассивное взаимодействие либо подавляющее взаимодействие. На данном этапе рациональным будет проведение деловых игр с привлечением консультанта-психолога. Предполагается, что деловые игры будут способствовать проявлению воспитателями своих социальных личностных качеств; помощи педагогам в применении разнообразных методов организации взаимодействия с детьми для равноправного партнерства.

Деловые игры, направленные на овладение эффективными способами взаимодействия с детьми, решают следующие задачи:

1. Выявить проблемы, возникающие у педагогов при взаимодействии с детьми раннего возраста.

2. Дать возможность игрового взаимодействия на практике с детьми разного типа привязанности.

Семинары-практикумы, мастер-классы также имеют практическую направленность, возможность поделиться собственным опытом эффективного педагогического взаимодействия с детьми раннего возраста.

Предполагаемые темы семинаров-практикумов:

- “Педагогическое взаимодействие с детьми раннего возраста. Особенности и развивающий потенциал”;

- “Культура эмоционального общения с малышом и игровое взаимодействие с ним»;

- “Как справиться с детским гневом”;

- “Равноправное партнерство: ребенок и педагог, ребенок и родитель”.

        Третий этап направлен на дифференцированность “равноправного партнерства”, работу с родителями с целью коррекции их взаимодействия с детьми в зависимости от типа привязанности.

Для реализации третьего этапа необходимо создание ситуаций взаимодействия всех субъектов педагогического процесса: ребенка, педагога, родителя. Особое внимание необходимо уделить взаимодействию с родителями детей с небезопасными типами привязанности (избегающего (тип А) и амбивалентного (тип С)) с целью организации поддержки и педагогической помощи при их взаимодействии с детьми в зависимости от детско-родительской привязанности.  

Взаимодействие с родителями педагог строит на следующих принципах:

- безоценочное позитивное принятие родителя;

- взаимодействие с родителем в позиции диалога - это личностно равноправное общение, приобретение совместного опыта;  

- ориентация на запросы и интересы родителей, потребности семьи;

- взаимно развивающее взаимодействие с родителем, обязательная обратная связь.

Для этого этапа подобраны игры-занятия и ситуации взаимодействия (игры-беседы, сюжетно-ролевые игры, дидактические и подвижные игры, игры-имитации), направленные на эмоциональное и социальное развитие ребенка, для них возможно включение в совместную деятельность родителей и детей дома.

Содержание предложенных игр способствует решению следующих задач:

  • Формировать представления о средствах и способах коммуникации с окружающими.
  • Развивать умения понимать и проявлять социальные чувства и эмоции.
  • Воспитывать у ребенка положительное отношение к себе, к взаимодействию со взрослым и сверстниками.

        Цикл игр-занятий и ситуаций взаимодействия с детьми раннего возраста, направленных на социальное развитие при условии развивающего взаимодействия со взрослым:

1. “Здравствуйте”

2. “Передай мяч”

3. “Ладонь в ладонь”

4. “Дай ручку”

5. “Привет! Пока!”

6. “Ку-ку!”

7. “Платочек”

8. “Хлопаем в ладоши”

9. “Хлопушки”

10. “Часики”

11. “Иди ко мне”

12. “Хоровод”

13. “Подарки”

14. “Передай колокольчик”

15. “Поссорились и помирились”

      Пособия в помощь родителям и педагогам для развития коммуникативных навыков: Маханева М.Д., Рещикова С.В. ”Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет”; Н.Н.Серова “Поиграем, малыш!”; Т.В.Галанова “Развивающие игры с малышами до трех лет”; И.А.Орлова “Учим малышей общаться”.

Представленный цикл игр-занятий с содержанием социальной направленности позволяет взрослым помочь ребенку раннего возраста социализироваться в детском коллективе, научиться взаимодействовать с детьми и взрослыми.

Предложенный алгоритм проекта позволяет педагогам расширить свои представления о типах привязанности, провести самоэкспертизу осуществляемого педагогического взаимодействия, дифференцировать свою работу в зависимости от особенностей детей, обусловленных типом привязанности ребенка раннего возраста к значимому взрослому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проявление агрессивного поведения ребенка раннего возраста в зависимости от типа привязанности

Статья на тему зависимости проявлений агрессии у детей раннего возраста в зависимости от отношений с родителями, в частности от типа привязанности, который устанавливается у ребенка раннего возраста с...

Проектная деятельность как основа педагогического взаимодействия с детьми раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Обмен опытом по работе в проектной деятельности, презентация проекта "Дружба начинается с улыбки", описание слайдов...

Проектная деятельность как основа педагогического взаимодействия с детьми раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Обмен опытом по работе в проектной деятельности, презентация проекта "Дружба начинается с улыбки", описание слайдов...

«Педагогические находки во взаимодействии с детьми раннего возраста»

Одним из направлений в деятельности дошкольного педагога-психолога является работа с детьми раннего возраста. Ранний возраст является ответственным периодом в жизни ребенка, когда формируются наиболее...

«Педагогические находки во взаимодействии с детьми раннего возраста»

Одним из направлений в деятельности дошкольного педагога-психолога является работа с детьми раннего возраста. Ранний возраст является ответственным периодом в жизни ребенка, когда формируются наиболее...

Статья "ОСОБЕННОСТИ психолого-педагогического взаимодействия с детьми раннего возраста с интеллектуальными нарушениями "

В данной статье рассматривается проблема психолого-педагогического взаимодействия с детьми раннего возраста. Особую актуальность приобретает вопрос, связанный с нахождением путей и особенностей психол...

Особенности педагогического взаимодействия с детьми раннего возраста

Педагогическое взаимодействие – это специально организованный процесс между ребенком и наставником, который влияет на развитие взаимодействующих сторон и их взаимоотношений....