Проявление агрессивного поведения ребенка раннего возраста в зависимости от типа привязанности
методическая разработка (младшая группа) по теме

Киракосян Екатерина Самвеловна

Статья на тему зависимости проявлений агрессии у детей раннего возраста в зависимости от отношений с родителями, в частности от типа привязанности, который устанавливается у ребенка раннего возраста с матерью. Статья была написана для конференции "Молодые ученые - столичному образованию"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проявление агрессивного поведения ребенка раннего возраста в зависимости от типа привязанности

Киракосян Е.С.

аспирантка факультета социальной психологии

ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия

igrein@mail.ru

Научный руководитель - Хаймовская Н.А.

В настоящее время специалистов, работающих с детьми, беспокоит вопрос роста агрессивности в детской среде, не только среди подростов, но и младших школьников и дошкольников.

Существуют различные взгляды на определение понятий агрессии и агрессивности. Как пишет Ениколопов С.Н. в своей статье можно выделить несколько основных взглядов на содержание этих понятий:

  • «Под агрессией понимают сильную активность, стремление к самоутверждению…
  • …агрессией называют стремление к подчинению себе других людей или обладанию объектами…
  • …акты враждебности, атаки, разрушения…» [2]

Агрессия у детей чаще всего возникает из-за проблем в семье, неверной стратегии воспитания.  Пусковыми механизмами могут стать конфликты в семье, агрессивный паттерн поведения самих родителей, противоречивость требований к ребенку. Но также одной из важнейших причин является нарушения привязанности в диаде ребенок – значимый взрослый. Это может быть как сильная привязанность ребенка к одному из родителей (следовательно, агрессия может быть направлена на второго взрослого), так  и ненадежный тип привязанности. П. Криттенден, исследуя амбивалентную привязанность у детей, «…выявила подгруппы детей с агрессивным, угрожающим поведением…» [1].

Привязанность представляет собой важнейшую связь, возникающую между ребенком и значимым взрослым, которая формируется в первые годы жизни ребенка (до 3 лет). Привязанность в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый строится, прежде всего, на эмоциональном взаимодействии. От характера сформированной привязанности зависит успешность социализации ребенка, его будущее поведение. Следовательно, истоки агрессивности детей также во многом определяются этим возрастным периодом.  

Исследования западных психологов и психиатров связывает рост агрессивного поведения детей, увеличение асоциальных форм поведения с «...прекращением передачи культуры общества по вертикали» [3], т.е. от родителей к ребенку в связи с ослаблением эмоциональной связи между ними, нарушениями взаимоотношений привязанности.  Этот процесс Г. Ньюфелд обозначил как «ориентационная пустота»  [3]. Родители, из-за нарушения отношений привязанности с ребенком, перестают служить им ориентиром, идеалом, т.е. они теряют свою «значимость» для ребенка.

В связи с этим, современным специалистам важно понимать механизмы влияния взаимоотношений привязанности в диаде ребенок раннего возраста – значимый взрослый на поведение ребенка и способы укрепления этих взаимоотношений, поскольку неблагополучный тип привязанности может сказаться  не только на проявлении агрессивного поведения, но и на снижении инициативности, нежелании выполнять какую-либо деятельность.  Исследования Смирновой Е.О., Павловой Л.Н. показывают, что многие родители не знают психологические особенности ребенка раннего возраста, не умеют общаться и играть с ним. Одной из важнейших задач является обучение родителей способам гармоничного взаимодействия с ребенком. Основная роль в этом отводится дошкольным образовательным организациям, а точнее вариативным структурным подразделениям, в которые родители приходят на занятия вместе с детьми. Такими формами являются группы кратковременного пребывания «Вместе с мамой», « Центр игровой поддержки ребенка» и т.п. Необходимо тесное взаимодействие сотрудников ДОО и семьей. Специалистам важно понимать,  в каких условиях протекает общение ребенка раннего возраста с родителями.

В рамках обозначенной проблематики планируется проведение исследования, которое ставит своей целью изучить влияние характера привязанности ребенка раннего возраста к значимому взрослому на такие проявления как агрессивность ребенка, снижение инициативы, поскольку похожие исследования проводились за рубежом, важно проследить их специфику для нашей страны.

Литература

  1. Бриш К.Х. Терапия нарушений привязанности: От теории к практике. Пер. с нем. – М.: Когито –Центр, 2012.
  2. Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. — 2001. — № 1. — С. 60—72...." [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/pp102001/PP011060.HTM#]
  3. Ньюфелд Г, Матэ Г. Не упускайте своих детей/ Габор Матэ, Гордон Ньюфелд/ Перевод Петровой Е., Абрамовой А. – 2-е изд, испр. – М.: Ресурс, 2012.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Особенности проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста"

Статья на тему "Особенности проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста"Выполнила: воспитатель старшей группы № 11 Фалина Ирина Сергеевна.Цель статьи : познакомить педагогов...

Консультация для воспитателей и родителей «Причины и проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста и методы его коррекции»

Агрессивное поведение - одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста. Агрессия - это мотивированное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в общес...

Встреча в родительской гостиной " Агрессивное поведение детей раннего возраста"

Оптимизация детско-родительских отношений в семье с ребенком, имеющим агрессивное поведение....

«Причины и проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста и методы его коррекции»

консультация для воспитателейАгрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели....

"Агрессивное поведение детей раннего возраста" февраль 2022 года

laquo;Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми»...

Педагогическое взаимодействие с детьми раннего возраста в зависимости от типа привязанности к значимому взрослому

Данный материал позволяет педагогам расширить свои представления о типах привязанности, провести самоэкспертизу осуществляемого педагогическ...

Особенности поведения ребенка раннего возраста.

Ранний возраст охватывает период от 1 года до 3 лет. В этот период изменяетсясоциальная ситуация развития ребенка. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и незави...