Особенности поведения ребенка раннего возраста.
консультация (младшая группа)

Зырянова Анита Викторовна

Ранний возраст охватывает период от 1 года до 3 лет. В этот период изменяется

социальная ситуация развития ребенка. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым, ибо нуждается в его

практической помощи, оценке и внимании. Это противоречие находит разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество или совместную деятельность ребенка и взрослого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_nezhelatelnoe_povedenie.docx358.36 КБ

Предварительный просмотр:

Ранний возраст охватывает период от 1 года до 3 лет. В этот период изменяется

социальная ситуация развития ребенка. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым, ибо нуждается в его

практической помощи, оценке и внимании. Это противоречие находит разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество или совместную деятельность ребенка и взрослого.

По причине изменения социальной ситуации, у ребенка может проявляться такое поведение как:

Непослушание. Не выполняет то, что просит взрослый, делает, то что запрещают.

Негативизм. Капризы, слезы, упрямство, отрицание. Характерен для кризиса 1,5 и 3-х лет.

Агрессия. Детская агрессия – это способ реагирования ребенка на невозможность

сделать то, что хочется, именно так, как хочется.

Непослушание.

Кризис первого года жизни протекает в период от 1 до 1,5 лет. В это время ребенок начинает самостоятельные действия на пути познания мира и его устройства. Он проходит под лозунгом «Я ХОЧУ!». Так до года ребенок был с мамой в тесной связи, полностью от нее зависел, это делало его неспособным осознать свои желания в полной мере. Так в год он осознает, что он отдельная личность, проявляется повышенная познавательная, предметная деятельность, потребности ребенка. И он понимает, что мама не всегда делает так, как ему хочется. Да и вообще, ему хочется чего-то другого. А вот как донести до мамы это что-то другое, если в твоем словарном запасе 20 слов, а самоконтроль еще недостаточно развит? Он хочет быть взрослым, даже чувствует себя таким. На втором году жизни приходит кризис трех лет, он проходит под лозунгом «Я сам». Поэтому он хочет быть независимым, делать самостоятельно, но в силу возраста еще не все может делать. Эти ограничения, правила, требования не дают ему проявлять самостоятельность в полной мере. Это вызывает внутренний протест, негативизм, который выливается в эмоционально-поведенческие отклонения, так пугающие родителей, в виде капризов, слез, упрямства иногда даже агрессии.

Агрессия. Порой ребенок, когда проявляет непослушание и негативизм, может проявлять признаки агрессии. Бить взрослого, других детей, кидать предметы.

Что бы исправить поведение ребенка, важно определить его причину. Это может быть:

Ограничения. Если его действия ограничили (к примеру, наказали или ввели систему запретов). Это может быть обычное «нельзя» или любое другое ограничение, которое

начинается с «не»: «не трогай», «не лезь», «не мешай» и т. д.

Что делать? Важно выстроить с ребенком такие отношения, когда существует меньшее количество ограничений. Безопасная среда, возможность ребенка изучать мир, заменять слова «не», «нельзя», а давай лучше сделаем. При ограничениях использовать прием переключения. 

 Индивидуальные особенности. 

Все дети реагируют на запрет по-разному, в зависимости от типа нервной системы, темперамента, кто-то легко переключается, кому-то сложно, есть дети кто может проявлять агрессивность. Ряд ученых считают агрессию выученной реакцией, которая может быть приобретена путем наблюдения ребенка за поведением мамы, папы или других родственников, или подражания авторитетному лицу (дядя, няня, другой ребенок, киногерой и др.). Например, если в семье приняты физические наказания, то ребенок воспринимает это как норму. Он привыкает к тому, что получить желаемое можно, просто ударив сверстника.

Что делать? Находить новые способы взаимодействия с ребёнком, не применяя физических наказаний. Следить за тем какие мультики смотрит ребенок. Учить разрешать конфликты конструктивным путем. Понимать особенности своего ребенка, если ребенок эмоциональный понимать, что со временем он перерастет и научится контролировать свои эмоции.

Желание ребенка получить желаемое. Иногда такое поведение как плач, капризы, агрессии объясняется тем, что она приносит ребенку возможность получить желаемое, в случае когда родители не могут отказать ребенку.

Что делать? Не давать ребенку желаемое если запретили, обучать просить не через слезы и капризы.

Желание ребенка привлечь к себе внимание. Когда ребенок плохо себя ведет, мама обращает на это внимание, больше чем обычно, жалеет, начинает с ним играть, обнимать, в следующий раз, когда ребенок захочет внимания, он будет плохо себя вести, с целью привлечь внимание.

Что делать? Если вы заметили, что ребенок привлекает ваше внимание неконструктивным путем, не реагируйте, перестаньте обращать внимание, спокойно переключите его на что то другое.

Усталость (разбалансирование нервных процессов). Когда дети устают, их возбуждение начинает нарастать. От этого они устают еще больше, и дело кончается срывом. В таком состоянии ребенок не может успокоиться сам, и сюжет проявлять нежелательное поведение.

Что делать? Соблюдать режим дня, проходить плановые осмотры врачей. Ежедневные прогулки, двигательные игры. Ограничение гаджетов.

Возникновение чувства ревности. Когда мама хвалит другого ребенка, в присутствии своего, это может вызвать вовсе не желание сделать лучше, а скорее обратную реакцию, ударить, испортить что то, заплакать.

Что делать? Не ставить в пример другого ребенка. Сравнивать своего ребенка только с самим собой.

Нет расстановки границ, что можно что нельзя. Когда родитель не ставит границ, что можно и нельзя или сегодня это можно, а завтра нельзя, это приводит к непониманию и ребёнок может себя плохо вести.

Что делать? Родителю важно выстраивать отношения где он договаривается с ребенком, но в то же время важно, четкая родительская позиция и авторитет.

Давать задания, не соответствующие возможностям ребенка. Когда ребенка просят выполнить какое-то задание, которое ребенок не может не выполнить в силу своего возраста и индивидуальных особенностей, он может проявлять нежелательное поведение.

Что делать? Придумать большее количество интересных вариантов переключения ребенка. Давать задания и просьбы, соответствующие возрасту ребенка.

МАДОУ № 133 города Тюмени

Служба ранней помощи.

Особенности поведения ребенка раннего возраста.

 

Педагог-психолог Зырянова А. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проявление агрессивного поведения ребенка раннего возраста в зависимости от типа привязанности

Статья на тему зависимости проявлений агрессии у детей раннего возраста в зависимости от отношений с родителями, в частности от типа привязанности, который устанавливается у ребенка раннего возраста с...

Особенности поведения детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада

Презентация "Особенности поведения детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада"...

Консультация для родителей "Особенности поведения детей раннего возрастав период адаптации к ДОУ"

Проблема адаптации детей раннего возраста в изменившихся условиях современного дошкольного образования: введение Федеральных государственных образовательных стандартов и появление новых форм обучения ...

Проблемы в поведении ребенка раннего возраста с ОВЗ, особенности эмоционального развития

Проблемы в поведении ребенка раннего возраста с ОВЗ, особенности эмоционального развития....