Встреча в родительской гостиной " Агрессивное поведение детей раннего возраста"
учебно-методическое пособие (младшая группа)

Димитрюк Наталья Владимировна

Оптимизация детско-родительских отношений в семье с ребенком, имеющим агрессивное поведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agressivnoe_povedenie_detey.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Встреча в родительской гостиной.

«Агрессивное поведение у детей раннего возраста».

Цель встречи: Оптимизация детско-родительских отношений в семье с ребёнком, проявляющим агрессивное поведение.

Задачи:

- Знакомство с понятиями «агрессия», «агрессивный ребёнок», причинами возникновения агрессивного поведения ребёнка раннего возраста.

 - Развитие активной родительской позиции в вопросах воспитания детей с проявлениями агрессивности;

- Обучение родителей  формам эффективного взаимодействия, техникам и приёмам работы над агрессивным поведением их ребёнка.

Ход встречи

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с вами собрались, чтобы обсудить очень актуальную на сегодняшний день проблему детской агрессивности. Что же такое агрессия?

Агрессия – это склонность к причинению другим морального и физического ущерба, достижению своих целей средствами насилия, а порой просто бессмысленное насилие по отношению к окружающим.  Э. Фромм рассматривал два совершенно разных вида агрессии. Это оборонительная, «доброкачественная» агрессия, которая служит делу выживания человека. Она имеет биологические корни и затухает, как только исчезает   опасность.   Другой   вид   представляет «злокачественная» агрессия - это жестокость, которая свойственна только человеку и определяются различными психологическими и социальными факторами. Младенцы еще не умеют говорить и выразить свое недовольство или свои желания, поэтому агрессия – это единственный способ их выражения.

Никакое другое поведение так не раздражает родителей как агрессивное.

Подобные дети раздражают родителей, и разговор о них, как правило, ведется в осуждающих терминах.  Агрессивность проявляется в широком диапазоне от резких высказываний до физических действий, являя собой тот редкий случай, когда ребенок вызывает вместо сочувствия всеобщее раздражение и нередко – ответную агрессию.

 -Я предлагаю вам, уважаемые родители, составить «портрет агрессивного ребёнка». Вы мне называете качества, проявления в поведении ребёнка, а я их записываю на доске.

Характерной особенностью агрессии в раннем возрасте является непосредственность. У такой агрессии нет предварительной стадии обдумывания, предвкушения, накопления напряжения, которое ищет выхода и, наконец, находит его. У детей отсутствуют понимание последствий своих действий и чувство вины.

 Агрессия чаще всего является частью обычного роста и развития нормальных детей и она часто проявляется у детей младшего возраста.

Если агрессивные действия ребенка и являются «нормальными» в определенной степени, все равно на приступы агрессии необходимо реагировать и стараться их пресекать. Меры по предотвращения агрессии также будут отличаться, но они необходимы, чтобы продемонстрировать ребенку, что его действия неприемлемы и что существуют другие способы для выражения своих эмоций, а также, чтобы предотвратить повторение этих приступов агрессии.

Чтобы контролировать свою агрессию, дети нуждаются в активной поддержке своих родителей. Эффективные меры, принятые в связи с агрессивным поведением у детей раннего возраста оказывают положительное влияние на последующее их социальное развитие и адаптацию.

Детские психологи  считают, что легче еще в дошкольном возрасте изменить тенденцию к агрессивному поведению, чем влиять на нее в подростковом и взрослом возрасте.

Как проявляется «нормальная» агрессия у детей разного возраста?

Ребенок до 1 года

Может кричать или плакать, выражая свое недовольство. 
Наблюдаются некоторые характерные действия, например, таскание за волосы, кусание, бросание предметов и т.п. 
В агрессивном поведении нет враждебности. 
Такие малыши крайне неуклюжи в своих контактах с другими людьми.

Ребенок в возрасте от 1 года до 2 лет

В этом возрасте проявления агрессии достигают своего пика. 
Ребенок выражает свое разочарование криками, бросается на землю, колотит ногами и руками и т.д. 
Он повторяет эти свои жесты, чтобы увидеть реакцию окружающих и проверить, всегда ли эта реакция одинакова. 
К концу второго года жизни ребенок сам может себе сказать «нет», когда он делает попытку нарушить запрет. Поэтому именно в этом возрасте  необходимо раз и навсегда установить строгие правила поведения. Ребенок должен точно знать, что можно, а чего нельзя.

Ребенок в возрасте от 2 до 3 лет

Частота приступов агрессии в этом возрасте часто очень высока. Этим дети выражают свое разочарование. 
Их мысли состоят из двух составляющих - «мое» и «не мое». Ограничения, налагаемые взрослыми на часть «не мое», приводят к сопротивлению в виде агрессии. 
Крики и вопли часто возникают из-за того, что ребенок не смог что-то сделать без посторонней помощи. Его стремление к автономии в этом возрасте очень велико. 
Есть много конфликтов из-за обладания чем-то между двумя детьми. Это приводит к таким агрессивным действиям, как таскание за волосы, кусание, драка игрушками. 
Ребенок уже умеет говорить, что позволяет ему выразить словами свое недовольство.

Причины агрессии у детей раннего возраста:

- Ребенок получает мало внимания со стороны значимых взрослых или его эмоциональные потребности не              принимаются во внимание. Именно поэтому он тоже мало беспокоится о чувствах других.

-  Стремление ребёнка к автономии, самостоятельности, ограждению своего «Я». Нередко это выступает как защита в ситуации давления, ограничения желаний, унижения личности.
- Он отказывается делиться чем-то с другими детьми. 
- Он регулярно был свидетелем семейных споров. 
-    Он взволнован появлением нового ребенка в семье, разводом родителей, смертью кого-то из близких.

-     Он пытается адаптироваться к изменениям в семье, что делает его более усталым и раздражительным. 
- Он проводит слишком много времени в детском саду. Ему нужно побыть одному, чтобы успокоиться или расслабиться. 
Его регулярно и жестоко наказывают, что приводит к усилению агрессии. 
При приступах агрессии последнее слово всегда остается за ним, что приводит его к мысли, что его поведение будет вознаграждено.

Эффективные способы снижения агрессивного поведения

Представляется необходимым именно на ранних стадиях развития личности обучать цивилизованным способам выхода гнева, чтобы уже к 5-6 годам у ребенка сформировалась правильная социальная ориентация, развилась способность к адаптации и саморегуляции.

Основными способами снижения агрессивности детей раннего возраста являются:

         -   творческая деятельность (лепка, рисование, прослушивание музыки); песочная терапия; сказкотерапия, упражнения на устойчивость к стрессу.

 - научиться самим и научить детей выражать гнев приемлемыми способами. Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения взрослого негативные эмоции, а вслед за этим услышавших о себе что-то приятное – уменьшается желание действовать агрессивно. Помочь детям в этом помогут такое упражнение как  «Мешочек для криков».

- Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Поэтому, если агрессор сможет посочувствовать жертве, его агрессия в следующий раз будет слабее. Именно с этой целью  в работе с агрессивным ребёнком используются упражнения по формированию чувства эмпатии.

- Очень полезны для снятия агрессии и физического напряжения игры с водой, песком, глиной. Песочная терапия помогает ребёнку с помощью построения  песочных построек отразить все свои переживания, негативные чувства на песке.  Ребёнок выступает организатором среды, где чувствует себя комфортно и защищёно, где у него есть собственное пространство.

Я предлагаю вам, уважаемые родители,  попытаться разрешить педагогическую ситуацию, которая произошла в одной из младших групп детского сада.

Педагогическая ситуация

Девочка Света (1год 9 месяцев) физически развитая.более крупная  по сравнению с другими детьми, девочка. Очень чувствительна к собственности: если взяла игрушку, то считает её на это время своей, даже если потом с ней не играет. Сначала Света стукала других детей, если ей мешали играть или отбирали игрушки  другие дети, но затем стала применять подобное поведение если ей хотелось что-то отобрать у другого ребёнка. Мамы детей возмущались, сразу подходили и уводили своего ребёнка. Мама Светы объясняла дочери, что так себя вести нельзя, что нужно не толкаться, а погрозить другому ребёнку пальчиком и сказать «нельзя». Такие разговоры велись и после инцидента, и перед занятиями. Света слушала и даже репетировала. Но если у Светы другой ребёнок отбирал игрушку она его догоняла, вцеплялась в волосы, возвращала игрушку себе. Недовольство родителей обиженных детей росло они стали обучать их «давать сдачи».

- Как Вы думаете почему Света поступала по- прежнему, хотя мама и обучала её вести в таких ситуациях? (Ответы родителей).

 -  Как Вы оцениваете поведение других родителей? (Ответы родителей).

Желание мамы Светы разумно: она хотела обучить дочь вербальному способу выражения своего недовольства, причём действия ребёнка должны были носить предупредительный характер. Но мама Светы не учла, что научив свою дочь этим действиям, нужно сделать чтобы эти действия были понятны и другому ребёнку.

А как вели себя взрослые? Пока Света   пыталась  что- то объяснить другому ребёнку, мамы слушали, но никаких действий не предпринимали, не подходили к ним, не говорили своему ребёнку, что не надо мешать и т.п. Но как только Света кого- то толкала или кусала, мамы реагировали тут же подходили, забирали детей, высказывая недовольство. Таким образом поведение взрослых способствовало закреплению агрессивного  поведения ребёнка.

Как вести себя взрослым, столкнувшимся с агрессивным поведением своего ребёнка? Как воспитать ребёнка, чтобы он не был задирой, делился своими игрушками, но мог и постоять за себя?

Во- первых, нужно быть готовым к тому, что ребёнок будет осваивать активные, физические способы взаимодействия (толкаться, пинаться, кусаться. драться), и не паниковать, что малыш растёт агрессивным.

Во- вторых, необходимо понаблюдать и проанализировать, чем вызвано такое поведение: недостатком любви, вседозволенностью в семье или копированием чужого поведения.

В – третьих, стоит себе честно ответить на вопросы» « А как себя должен вести себя мой ребёнок в подобных ситуациях?», «Что я сам(а) умею и чему могу научить ребёнка, чтобы он вёл себя соответственно желаемому?».

В – четвёртых, надо принять решение, кто (скорее всего мама), чему ( какому поведению) и где ( в каких ситуациях) будет обучать ребёнка.

В – пятых, нужно выполнять следующие правила во время обучения:

- находиться рядом с ребёнком, чтобы быстро реагировать на ситуацию;

- стараться предупреждать ситуацию. Не ждать пака ребёнок изберёт деструктивный способ. При первых признаках агрессии направить малыша по желаемому пути: отвлечь, предложить другую игрушку, изменить место игры, поменяться с другим ребёнком игрушкой, поиграть вместе с ним, настоять на возвращении отнятого;

- если ребёнок всё сделал правильно, как вы его учили, необходимо его похвалить, обнять, побыть рядом (закрепить новое поведение своим вниманием). Самая лучшая поддержка для малыша – это любовь и внимание мамы.

Спасибо. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа на родительском собрании "Особенности психики и поведения детей раннего возраста"

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представле...

Проявление агрессивного поведения ребенка раннего возраста в зависимости от типа привязанности

Статья на тему зависимости проявлений агрессии у детей раннего возраста в зависимости от отношений с родителями, в частности от типа привязанности, который устанавливается у ребенка раннего возраста с...

Родительское собрание с элементами практического семинара "Роль семьи в профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста"

Данная работа может быть интересна педагогам-психологам, воспитателям  ДОО при организации работы с детьми....

"Агрессивное поведение детей раннего возраста" февраль 2022 года

laquo;Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми»...

Консультация для педагогов Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...