Консультация для педагогов
консультация

Сергеева Елена Юрьевна

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки».

        Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

        «Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни», говорил, замечательный актер Е.Леонов. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.

        Для себя я выделила следующие задачи :

- Формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду.

- Развивать познавательные, художественные и творческие способности детей через ознакомление с музыкальными произведениями.

- Побуждать детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления через речь, пение и творческое движение.

- Воспитывать потребность в познавательной активности через восприятие произведений искусства.

        Работа с детьми по теме «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки» осуществляется через организацию интегрированных занятий, развлечений, творческих встреч, праздников, которые объединяют музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность детей и ознакомление их с художественной литературой. И, конечно, это работа должна производиться в тесном творческом сотрудничестве с воспитателями. Разнообразие тем охватывает то, что близко и доступно ребенку. Это фольклор, природа, искусство, сказка, человек.

        Конечно, большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые в слушании и ритмической деятельности для детей дошкольного возраста, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. Органично вплетённые в жизнь детей мудрые народные пословицы и поговорки, забавные частушки, загадки и потешки вызывают у детей интерес к творчеству России, желание продолжать знакомство с ним. Использование на занятиях народных инструментов: ложек, трещоток, бубнов, помогает ярче выразить характер и настроение русской народной музыки, повышает интерес детей к исполнительству и проявлению творчества. Русская народная музыка – это богатство, потому что в нем собрана народная мудрость, это завет наш от предков, как воспитывать ребенка и что в нем необходимо воспитать, чтобы он стал хорошим, порядочным человеком, любящим свою Родину и свой народ. А, кроме того, они интересны, хорошо запоминаются, они забавные и веселые. Так что надо помнить, что это подарок всем нам от наших предков, и беречь это достояние.

        Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, воспитываю такое же отношение и к образам реальной природы.

        Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы в разделе слушания музыки предлагается масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы: П.Чайковский цикл “Времена года”, А. Вивальди, цикл “Времена года”, С. Прокофьев цикл “Детская музыка”, В. Косенко "Дождик" и множество других пьес и музыкальных произведений для детей. Я часто использую в своей работе с детьми активное слушание. Это познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки, из пассивной формы в активную. Ребёнок движением собственного тела, вызванное музыкой, выражает её образ. Так же в репертуаре много народных произведений: песни и потешки: "Петушок", "Выйди, солнышко", "Сворушка", "Заинька походи"; музыкальные игры: "Воробышки", "Дудочка - дуда", "Как у деде Ермолая", "Вот летели птички"и др. . Музыкально ритмические движения и игры под народную музыку: "Калинка", "Березка", "Сапожки", "Ходила младёшенька", "Плетень", "Как на тоненький ледок", "Мы на луг ходили". Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) мы заканчиваем тематическим праздником или развлечением. Уже становится традицией нашего детского сада проводить “Праздник Осени”, «Проводы Зимы».

        Всегда проводятся  патриотические праздники: “День защитника Отечества”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей” и др.

        

        В настоящее время всё шире и активнее применяют педагоги компьютерные технологии, которые соответствуют качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает интеллектуальную деятельность. Дети знакомятся со слайд-презентациями, слайд-шоу, фотографиями, видеофильмами, которые в сочетании с музыкальным сопровождением доставляет детям огромную радость, восторг, вызывает эмоционально-положительный отклик в их душах.

        Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка.

        Каждая встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....