Консультация для воспитателей. "Квест технология как средство приобщения детей дошкольного возраста к читательской грамотности."
консультация

Логачева Елена Геннадьевна

Читательская грамотность это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигнуть своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_chitatelskaya_gramotnost.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

"Квест технология как средство приобщения детей дошкольного возраста к читательской грамотности."

Логачева. Е.Г.

Читательская грамотность это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигнуть своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Дошкольный возраст это самый активный возраст для включения детей в читательскую деятельность. Мы знаем, что в эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатывают навыки, привычки, характер. У детей формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности.

Конечно, дети дошкольного возраста являются слушателями, а не читателями. И перед нами стоит задача заинтересовать, влюбить и заразить маленьких слушателей  эмоциональным отношением к прочитанным произведениям.

Речь идет не столько об обучению к чтению, а прежде всего формированию интереса к этому процессу, умению и желанию работать с книгой, воспитывать читательскую культуру и грамотность.

Для формирования читательской грамоте я использую такие методы.

  1. Проектная деятельность. « Мы любим сказки»; « Хорошая книга наш друг» и др.  ( Где использую театральную деятельность литературной викторины, тематические досуги, конкурсы чтецов, изготовление книжек-самоделок, книжные выставки, мнемотехника и т.)
  2. Создание РППС (Уголок чтение мини детской библиотеки, уголок театральной деятельности, речевой активности, уголки для родителей « Читаем дома»)
  3. Взаимодействие с библиотекой. Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мире большой литературы. И от нас в большой степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем.
  4. Сотрудничество с родителями. ( это литературная гостиная, тематические часы, конкурсы « Книжки своими руками)
  5. Квест-игры -это технология особенно полюбившаяся и моим детям и мне. Это форма работы открывает неограниченные возможности. Способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Интегрируется содержание различных образовательных технологий. У квестов можно выделить большое количество достоинств для детей дошкольного возраста, которые по многим направлениям полностью соответствуют ФГОСДО

Я использую в своей работе реальные  квест-игры. Квест-технологии направлена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Форма проведения образовательной деятельности в виде квест-игр нестандартна, интересна и увлекательна для детей. Использование квест-игр в детском саду позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства. Квест-игра позволяет решать задачи любой образовательной области и как правило создать дополнительные возможности для интеграции сложно переоценить эффективность этой технологии и для речевого развития детей.

Квест-игра требует хорошо продуманной развивающей ППСР, поскольку необходимо учитывать, что это пространство, которое дает детям возможность экспериментировать фантазировать, творить. Поэтому создание среды- первый шаг к достижению поставленной цели.

В ходе организации работы по квест-технологии реализую следующие задачи.

  1. Образовательная- вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс.
  2. Развивающая- развитие интереса, творческих способностей, воображение дошкольников, поисковой активности стремление к новизне.
  3. Воспитательная- воспитание  толерантности, личной ответственности за выполнение работы.

Для того, чтобы эти задачи решались. Наиболее успешно, при разработке квеста я следую следующим принципам.

  1. Доступность- задание не должны быть чересчур сложными для ребенка.
  2. Системность- задание должны быть логически связаны друг с другом.
  3. Эмоциональная окрашенность заданий.
  4. Разумность по времени- необходимо  рассчитать время нам выполнение заданий такими образом чтобы ребенок не устал и сохранил интерес
  5. Использование разных видов детской деятельности по времени прохождения квеста.
  6. Наличие видимого конечного результата.

Квесты отличаются друг от друга

  1. По числу участников: одиночные –групповые
  2. По продолжительности: кратковременные и долговременные
  3. По содержанию: сюжетные и несюжетные
  4. По структуре:  

линейные - основное содержание квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно задание, получишь следующее и так пока не дойдешь до финиша.

Штурмовой -каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать воедино.

Кольцевой- отправляется по кольцевой траектории выполняя определенные задания он вновь и вновь возвращается в пункт А.

Формы организации квест -игр.

  • Путешествие
  • Детектив
  • Журналистское расследование
  • Научное исследование

Для составления маршрута использую разные варианты.

  • Маршрутный лист
  • Волшебный клубок
  • Карта
  • Волшебный экран.

Задания для квеста.

  • Поиск сокровищ
  • Расследование происшествий
  • Помощь героям
  • Путешествие
  • Приключение по мотивам художественного произведения.

В своей работе в основном использую квесты.

  • По количеству участников- групповые
  • По продолжительности- краткосрочные
  • По содержанию- сюжетные
  • По структуре сюжетов- линейные или кольцевые
  • По форме организации- путешествие.

В нашей группе были проведены квест-игры по читательской  грамоте

  • Путешествие по иллюстрациям Ю.А.Васнецова
  • Путешествие по сказкам
  • По следам любимых книжек
  • « Сто загадок»
  • Путешествие в страну « Красивой речи»
  •  « В гостях у дедушки Корнея»
  •  « Путешествие по сказкам В. Бианки»

 Квест по сказкам « Путешествие по сказкам».

 Цель: Способствовать лучшему усвоению детьми программного материала по речевому развитию, сплочению коллектива детей, воспитанию доброжелательных, дружеских взаимоотношений.

Вывод: Квест-игра является одним из интересных средств, направленных на  самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией что является основным требованием ФГОС ДО.

В зависимости от наполнения квест-игры, эта педагогическая -технология может наиболее полно удовлетворить ведущие потребности каждого конкретного возраста. Наблюдая за детьми и анализируя результат своей работы могу отметить, что процесс внедрения в практику квест-технологии  помогли дошкольникам справиться с застенчивостью способствовании развитию речи, памяти, вниманию, расширению кругозора во всех направлениях, развитию умения слушать и слышать другого, активизировать речевое общение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Изобразительная деятельность, как средство коррекции детей дошкольного возраста с задержкой психического развития"

Консультация для воспитателей "Изобразительная деятельность, как средство коррекции детей дошкольного возраста  с задержкой психического развития"...

Консультации для воспитателей: "Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей«Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»подготовила воспитатель:Шиянова Т.А.«Без игры нет и не может быть полноценного ...

Консультация для воспитателей " Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

Использование игр в воспитании экологической культуры способствует получению дошкольниками более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе....

Консультация для воспитателей "Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают ...

Консультация для воспитателей "Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

Расширить представление педагогов о методах экологического воспитания дошкольников из личного опыта....