План самообразования воспитателя на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
материал (младшая группа)

План разработан для работы с детьми 2 группы раннего возраста, направленный на развитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования воспитателя

на тему

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Актуальность темы: на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой  плохо держат ложку, карандаш, кисточку, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать  детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.

           Низкий уровень развития мелкой моторики  формирует в начальной школе трудности с обучением. Поэтому,  в дошкольном возрасте, работа по развитию мелкой моторики  и  координации движений руки  должна стать важной частью развития ребёнка. От этого зависят формирование навыков самообслуживания и подготовка руки ребёнка  к  письму. Оттого, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

 Цель: развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

3. Улучшить общую двигательную активность;

4. Содействовать нормализации речевой функции;

5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;

 6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

                                   

Срок

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

Октябрь -

май

Октябрь–

май

Ноябрь

Декабрь.- январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Самореализация

Составить и оформить картотеку «Сенсорные игры для детей раннего возраста»

Составить картотеку «Пальчиковая гимнастика»

Работа с родителями

Работа с родителями

Работа с родителями

Работа с родителями

Работа с родителями

Самореализация

Подбор и изучение литературы по теме:

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Формирование картотеки дидактических игр, направленных на сенсорное развитие детей раннего возраста

Формирование картотеки пальчиковой гимнастики

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»

Консультация для родителей «Изготовление наглядных пособий по сенсорному развитию»

Консультация для родителей «Сенсорное развитие малышей»

Консультация для родителей «Сенсорные игры для детей раннего возраста»

Консультация для родителей «Какие игрушки необходимы детям»

Оценка уровня сенсорного развития

Составить список литературы

Наличие дидактических игр в картотеке и материалов к ним

Оформление игр в картотеке

Папка- передвижка

Наличие пособий

Папка-передвижка

Папка-передвижка

Папка-передвижка

Выявление индивидуального уровня сенсорного развития детей на конец учебного года.

Литература

  • Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;
  • Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
  • Сост. Т.В. Галанова «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998.

Изучение статей в журналах:

  • «Воспитатель ДОУ»,
  • «Дошкольное воспитание»,
  •  «Ребенок в детском саду»,
  • «Обруч»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование не тему: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

Самообразование составила и выполнила воспитатель младшей группыШаламова Алена Руслановна...

Самообразование :«Аппликация как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Тема по самообразованию выбрана не случайно, у 70% детей  трудности в произношении. А развивая мелкую моторику развивается речь ребенка....

План по самообразованию по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

С позиции физиологии «мелкая моторика» — это движения, которые выполняются мелкими мышцами кистей рук ребёнка. Учитывая то, что действия рук координируются глазами, несложно сделать ...

Программа по самообразованию "Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

Программа содержит пояснительную записку и календарное планирование занятий с детьми 4-5 лет с перечнем необходимых материалов....

План самообразования воспитателя на 2021-2024 гг. «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»

Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»Цель: Совершенствование педагогической компетентности в вопросах ра...

План самообразования воспитателя ДОУ по теме: "Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей и культурой родного города."

Формирование патриотических чувств у детей  дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей и культурой родного города....

Самообразование воспитателя по теме " Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через технику "Квиллинг"

Занятия квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности....