Исследовательский проект "За чем дырочки дудочке"
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Силикова Яна Рафитовна

Цель: Как можно больше узнать про дудочку и ответить на свой вопрос нужны ли ей дырочки и сколько их должно быть.

 задачи:

  • Узнать, что такое дудочка и её историю.
  • Выяснить какие виды дудочек бывают.
  • Выяснить, нужны ли дырочки в дудочке и сколько.
  • Рассказать друзьям про дудочку, чтобы проявить интерес к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prekt_sonya.docx29.92 КБ

Предварительный просмотр:

Придя в детский сад, я узнала, что существует много музыкальных инструментов, и все они звучат по-разному. Но больше всего меня заинтересовала дудочка, мне стало интересно, зачем ей дырочки и сколько их должно быть. Я, задумалась всерьез, и мне захотелось больше узнать об этом, а так же рассказать своим друзьям.

Для начала я поставила цель:

Как можно больше узнать про дудочку и ответить на свой вопрос нужны ли ей дырочки и сколько их должно быть.

Затем поставила такие задачи:

  • Узнать, что такое дудочка и её историю.
  • Выяснить какие виды дудочек бывают.
  • Выяснить, нужны ли дырочки в дудочке и сколько.
  • Рассказать друзьям про дудочку, чтобы проявить интерес к окружающему миру.

Я предположила, чем больше отверстий в дудочке, тем мелодичнее и разнообразнее будет мелодия.  

Итак, я

  • Выясню, кто поможет мне узнать, нужны дырочке в дудочке
  • Я узнаю, что такое дудочка, её виды
  •  Расскажу друзьям о проделанной работе

1 этап проекта

  • На  первом  этапе  мы вместе  с  воспитателем провели  в  группе  опрос, кто знает про дудочку, зачем в ней дырочки и сколько их должно быть.
  • Просмотрели сказку С. Прокофьева  «Петя и волк». В своей сказке он дал каждому герою особую дудочку, которая звучит по-своему.
  • Оказалось, что ребята с моей группы тоже ничего не знают про это. Поэтому мне захотелось узнать об этом больше, чтобы потом поделиться с ними.

2 этап проекта

Цель второго этапа: узнать об истории возникновения дудочки, какие виды бывают.

План работы:

  1. Попросить старшую сестрёнку посмотреть в интернете, что можно узнать о дудочке?
  2. Побеседовать с воспитателем своей группы.
  3. Взять интервью у музыкального работника
  4. Провести опрос с детьми, которые ходят в музыкальную школу.

3 этап проекта

Цель третьего этапа: вместе с взрослыми найти информацию о дудочке и её видах.

Старшая сестра Арина мне рассказала, что Дудочка  - это русский народный музыкальный инструмент. Что раньше пастух подзывал красивой мелодией к себе животных.

Из беседы с воспитателем я узнала, что Дудки  относятся к  продольным флейтам, самой древней формой которых является свистковая. Выглядела следующим образом: трубка из тростника, бамбука или кости. Вначале ее использовали только для свиста, но затем люди поняли, что если вырезать или выдолбить в ней отверстия, а затем при игре закрывать и открывать некоторые из них, можно получить различные по высоте звуки.

Возраст самой древней флейты, найденной археологами, очень большой. Материалом для её изготовления послужила кость молодого медведя, в которой сбоку при помощи клыка животного были аккуратно проделаны 4 отверстия. Со временем  флейты улучшили.

Дудка представляет собой трубку с игральными отверстиями и свистковым приспособлением. Дудки отличаются размерами, формой трубок, количеством игральных отверстий, свистка. Для изготовления используют клён, ясень, орешник, сосну, липу и другие деревья.

Сейчас в практике используют алюминий и эбонит. Бывают цельные и разборные. Дудки высверливаются, выжигаются, выкручиваются вручную,

точатся на токарном станке.

Из интервью у музыкального руководителя, я узнала, что существуют ещё двойные дудки: в две сложенные трубки дуют через один общий мундштук.

Бывают:

Сопилка

Украинский музыкальный инструмент. Существует три вида

Свистковая — с 5 и 6 игровыми отверстиями.

Открытая — c 6 отверстиями.

Губнощелевая со свистковым вырезом без втулки — с 6 отверстиями.

Дудка-поршнёвка

Это белорусский народный инструмент. Представляет собой цилиндрическую деревянную трубку со свистковым приспособлением, в которую вставлен поршень с ручкой.

Дудка с тремя отверстиями

Распространённая в Западной Европе дудка. Музыкант одной рукой играет на дудке, другой — на барабане или на колокольчике.

Калюка является разновидностью продольной  флейты. Представляет

собой  цилиндр со специальными отверстиями. 

Проведя опрос с детьми которые ходят в музыкальную школу я узнала, что популярность у дудочки не большое, но количество пословиц и поговорок, в которых она встречается очень много, например:

  • «дуть в свою дуду» — упорно повторять одно и то же;
  • «плясать под чужую дудку» — послушно выполнять чьи-либо требования.

Итак, я вместе с ребятами провела первый эксперимент.

Мы с ребятами взяли лист бумаги свернули в трубочку и подули в неё. Если тонкий голосок – словно тонкий ручеек. Если громче звук сильней – заливается ручей. Тише все труба звучит – ручеёк устал и спит. Делаю вывод, что если подуть в любую трубочку, то получиться звук. И чем сильнее подуть, тем громче звук.

Затем я провела второй эксперимент.

Я решила проверить на дудочке, которая есть в нашей группе, залепила все дырочки пластилином, попробовала дунуть, звука не получилось. Тогда я убрала пластилин с одной дырочки и дунула, звук появился, но слабый. Постепенно, убирая пластилин, я поняла, что чем больше отверстий в дудочке, тем мелодичнее и разнообразнее будет мелодия.

Таким образом, моя гипотеза подтвердилась, чем больше отверстий в дудочке, тем мелодичнее и разнообразнее будет мелодия.

4 этап проекта

А в конце своей работы предложила ребятам сделать вместе своими руками дудку, которая бы радовала нас своим звучанием. Нам понадобилась картонная втулка от туалетной бумаги, пергаментная бумага, ножницы, резинка, карандаш, клей и цветная бумага. Мы приложили втулку к бумаге и нарисовали круг, затем вокруг круга нарисовали квадрат и вырезали его. На нашей втулке проделали отверстия, не забывая про технику безопасности. Для того чтобы наша дудка была красивой обклеили её цветной бумагой. Затем обернули втулку бумагой и закрепили резинкой. Сверху приделали горловину, которую вырезали по шаблону. Наша замечательная дудка готова. Ребята были довольны, хотя не сразу у всех получилось. Мне пришлось подсказать ребятам, что нужно дуть сильнее, дудка получилась.

5 этап проекта

На  последнем  этапе  проекта  я  поделилась своими  знаниями  про дудочку,  

о  том,  как  много их бывает,   с  ребятами не  только  своей  группы,  но  и  на  конкурсе  проектов  в  своем детском саду.

Ещё в ходе своего проекта, я узнала -  много новых профессий и новых слов.

  •  Столяр - это работник, который делает, например, мебель, двери, окна и другое.
  •  Археолог – это ученый, который изучает историю человека и занимается раскопками.
  • Пастух - человек, пасущий скот. Хороший пастух не только хорошо знает время и место пастьбы, но и правила ухода за животными, умеет оказывать первую помощь при заболеваниях.
  •  Эбонит – это чёрное дерево.
  •  Мундштук – часть какого - либо устройства, который берут в рот или прикладывают к губам.
  • Алюминий –  пластичный и лёгкий металл белого цвета.
  • Цилиндр  - это фигура.
  • Пергаментная бумага - это плотная бумага, не пропускающая влагу и жиры.

А в заключении хочу сказать, что вся наша жизнь состоит из звуков.

Без них было бы скучно, иногда опасно, не так радостно и великолепно!

Желаю всем наслаждаться и радоваться звучащему миру!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Почему в хлебе столько дырочек?"

Презентация для детей подготовительной группы на тему "Почему в хлебе столько дырочек?"...

Детский исследовательский проект: «Откуда в хлебе дырочки?»

Данный проект способствует развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Работа над данным проектом предполагает воспитание бережного отношения к хлебу....

Исследовательская работа на тему: "Откуда в хлебе дырочки?"

Исследовательская работа воспитанника подготовительной к школе группы...

Исследовательская работа на тему: "Откуда в хлебе дырочки?"

Исследовательская работа на тему "Откуда в хлебе дырочки?" (метод исследования и экспериментирования)...

Детский исследовательский проект "Откуда в хлебе берутся дырочки?"

Проект детский, краткосрочный, групповой, исследовательский.Цель проекта: выяснить, почему в хлебе появляются дырочки и что влияет на их размер.Задачи: найти информацию о хлебе; узнать, как выпекают х...

Детский исследовательский проект " Откуда в хлебе дырочки?"

Цель: Выяснение причины появления дырочек в хлебе и их влияние на вкус и качество хлеба....

детский исследовательский проект "Откуда в сыре дырочки?"

Проблема: у детей недостаточно знаний о пользе сыра для организма человека.Гипотеза исследовательской работы:Дырки в сыре могут образоваться в процессе его изготовления.Дырки в сыре делают мыши....