Педагогическая игра – викторина для педагогов, узких специалистов Тема «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста »
консультация (подготовительная группа)

Иванова Валентина Семеновна

Педагогическая игра – викторина

для педагогов, узких специалистов

Тема  «Трудовое  воспитание детей

дошкольного возраста »

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult._dlya_vospit.docx38.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 58»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Педагогическая игра – викторина

для педагогов, узких специалистов

Тема  «Трудовое  воспитание детей

дошкольного возраста »

Подготовила

Воспитатель

Иванова  Валентина

Семеновна

высшая квалификационная

категория

февраль ,2022 г.

г. Нижнекамск

Педагогическая игра – викторина « Трудовое  воспитание детей дошкольного возраста »

Цель: систематизация работы педагогического коллектива, повышение компетенции в вопросах трудового воспитания дошкольников.

Задачи:

- расширить знания педагогов о содержании работы в ДОО по трудовому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования;

- формировать у педагогов умение быстро и логически мыслить, грамотно отвечать на вопросы;

- развивать творческий потенциал педагогов.

Материалы и оборудование:  карточки с заданиями, с пословицами, разноцветные фишки, медали победителям

Ход игры:

Ведущий: Сегодня мы с вами поиграем в деловую игру, где каждый из нас покажет свои творческие способности и знания по такому направлению нашей деятельности как трудовое воспитание дошкольников. Задания подобраны совершенно различного уровня и типа.

Оценивать ваши знания и ответы мы будем таким образом: за быстроту и правильный ответ вручается фишка. В конце мы выявим победителей – тех, у кого будет больше всего фишек. А теперь начинаем игру. Мы с вами совершим путешествие в страну трудолюбов – тех, кто любит трудиться и всё знает о труде. Путешествовать мы будем на скоростном поезде. Предлагаю каждому из вас представить себя пассажиром поезда, рассаживайтесь в вагоне поудобнее. Едем.

1 станция – «Вопрос-ответ»

Ведущий: Здесь мы  начинаем свой путь и показываем свои знания о трудовом воспитании в детском саду.

1.Назовите виды труда детей в детском саду.

(самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд).

2.Какие формы труда детей бывают в детском саду? (поручение, дежурство, коллективный труд).

3.Как называется труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей? (самообслуживание)

4.Задания, которые педагог дает одному или нескольким детям связанного как с самообслуживанием, так и с действиями для коллектива? (поручение)

5.Форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива? (дежурство)

6.Метод стимулирования детского труда? (поощрение).

7. Как называется труд, связанный с работой детей с бумагой, картоном, тканью, с природными материалами? (ручной труд)

2 станция – «Фольклорная»

Ведущий:

Здесь мы с вами вспомним пословицы и поговорки о труде и лени. В поговорках и пословицах заключена народная мудрость, накопленная веками. Ваша задача продолжить высказывание. Время – 5 минут. Получают фишку те, кто первым даёт верный ответ

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ТРУДЕ И ЛЕНИ

  1. Землю красит солнце, а человека — ………….. (труд)
  2. Делу — время, а потехе — ………….. (час)
  3. Кто не работает, ……………(тот не ест)
  4. Дерево ценят по плодам, а человека — по …………… (делам)
  5. Без труда не вынешь и ………………… (рыбку из пруда)
  6. Суди о человеке по его …………… (делам)
  7. Труд кормит, а лень ……………… (портит)
  8. Без труда жить — только небо …………… (коптить)

3 станция – «Игра наоборот».

Ведущий:

Мы помним, что одна из задач трудового воспитания в детском саду – формирование первичных представлений о труде взрослых.

Задание: назвать профессию. Переставьте буквы в словах так, чтобы получились названия профессий.

РЕТАПЕТВ -ТЕРАПЕВТ (медицинский работник)

СОПЛО — ПОСОЛ (дипломатический представитель)

МАРЛЯ — МАЛЯР («разноцветный» рабочий)

СЛОТЯР - СТОЛЯР (профессия связанная с пилой и топором)

КРЕДИТОР — ДИРЕКТОР (руководитель предприятия)

АВДОТКА — АДВОКАТ (юридическая профессия)

ЮСИРТ — ЮРИСТ (профессия знающая все законы)

4.«Изобрази без предмета».


Каждому участнику предлагается изобразить предмет или действие, а своя команда отгадывает, что было изображено. Жюри оценивают в данном задании артистичность, оригинальность.


1. Вдеть нитку в иголку.


2. Пришить пуговицу.


3. Наколоть дров.


4. Заточить карандаш.


5. Перенести предмет с одного места на другое.


6. Развернуть и сложить газету.


7. Несколько раз перелить воду с одного стакана в другой.

8. Понюхать яблоко.


9. Понюхать лук.

5. «Соедини в целое»

Ведущий: Пословицы разрезаны на 2 части. Собрать в единое целое и

прочитать.

Больше дела – меньше слов.

Глазам страшно, а руки делают.

Хочешь жить - умей вертеться!

          Труд человека кормит, а лень портит.

Не трудно сделать, да трудно задумать.

Лето собирает, а зима поедает.

Что посеешь, то и пожнешь.

Игра игрою, а дело делом.

Делали наспех и сделали на смех.

Меньше слов, да больше дела.

Тяжко тому жить, кто от работы бежит.

Кто много говорит, тот мало делает.

Век живи - век учись.

6. «Ты – мне, я - тебе» - вопросы команд друг другу.

Команды из мешочка достают киндер – сюрпризы с вопросами, и зачитывают их

соперникам.

Вопросы:

Какое оборудование необходимо иметь в группе для ухода за растениями?

Что необходимо для жизни растений?

Назовите растения, которые могут расти в пустыне и саванне?

Каких зимующих птиц вы знаете?

Какие виды детского труда вы знаете? (самообслуживание, хозяйственно-бытовой,

труд в природе, ручной труд)

С какой группы начинается дежурство детей по занятиям?

10. станция – «Призовая»

Ведущий: Считаем фишки. У кого больше фишек – тот победитель нашей игры. Поздравляем!

Награждение победителей.

Литература

1. Куцакова Л. В. «Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет», М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 128с.

Н.И.Бабок «Трудовое воспитание дошкольников».- Мозырь 2011.

РЕТАПЕТВ               СОПЛО

(медицинский работник)                                           (дипломатический представитель)

МАРЛЯ                       СЛОТЯР

(разноцветный» рабочий)                                                 (профессия связанная с пилой                                

                                                                                                          и топором)

КРЕДИТОР             АВДОТКА

(руководитель предприятия)                                            (юридическая профессия)

ЮСИРТ

(профессия  знающая все законы)

Больше дела – меньше слов.

Глазам страшно, а руки делают.

Хочешь жить - умей вертеться!

     Труд человека кормит, а лень портит.

Не трудно сделать, да трудно задумать.

Лето собирает, а зима поедает.

Что посеешь, то и пожнешь.

Игра игрою, а дело делом.

Делали наспех и сделали на смех.

Меньше слов, да больше дела.

Тяжко тому жить, кто от работы бежит.

Кто много говорит, тот мало делает.

Век живи - век учись.

Цели и задачи:

1.Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников трудовых навыков.

2. Выявление инициативы и творческого подхода у педагогов к созданию

условий для трудового воспитания дошкольников.

3. Развитие профессиональных качеств воспитателей по ОО «Труд»

4. Содействие укреплению связи ДОУ с семьёй

Содержание педагогической игры- викторины:

1. «Поехали »

Каждая команда отвечает на заданный вопрос, по очереди.

Ведущий: Жюри отмечает количество правильных ответов данных командами, объявляет результаты.

Командам, поочерёдно  надо ответить на  вопросы по теории и методики трудового воспитания.

Вопросы для первой команды

1.      Назовите формы организации труда?

2.       Как называется труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей?  

3.      Как называется труд, связанный с  работой детей с бумагой, картоном, тканью, с природными материалами?

4.      Задания, которые педагог эпизодически дает одному или нескольким детям связанного как с самообслуживанием, так и с действиями для коллектива? 

5.      В какой группе вводятся дежурства по уголку природе? 

6.      Какова продолжительность дежурств в младших группах? 

7.      Какую часть работы, по подготовке к занятиям должны выполнить дежурные, а что должен приготовить каждый ребенок сам? 

8.      Действия дежурных по уголку природы?

9.      Сколько длится непрерывная трудовая деятельность детей в средней группе?

10.  Методы стимулирования детского труда.

Вопросы для второй команды

  1. Как называется труд, связанный с уборкой групповой комнаты, участка?

2.       С какого возраста систематически осуществляется трудовое воспитание, включая его основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе,  (с первой младшей группы).

  1. Как называется труд в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду? 

4.      В какой группе вводятся дежурства по столовой? 

  1. В какой группе водятся дежурства по занятиям? 
  2. Какова продолжительность дежурств в старших группах? 
  3. Действия дежурных по столовой: полная сервировка стола, уборка после еды.

8.      Действия дежурных по занятиям в средней группе?

9.      Способы объединения детей в труде? 

10.  Чем трудовые поручения  отличаются от обязанностей?

2. «Соедини в целое»

Ведущий: Пословицы разрезаны на 2 части. Собрать в единое целое и

прочитать.

Больше дела – меньше слов.

Глазам страшно, а руки делают.

Хочешь жить - умей вертеться!

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

Не диво дело начать — диво кончить.

Труд человека кормит, а лень портит.

Не трудно сделать, да трудно задумать.

Лето собирает, а зима поедает.

Что посеешь, то и пожнешь.

Игра игрою, а дело делом.

Делали наспех и сделали на смех.

Тише едешь - дальше будешь.

Меньше слов, да больше дела.

Тяжко тому жить, кто от работы бежит.

Кто много говорит, тот мало делает.

Век живи - век учись.

Делали наспех и сделали на смех.

Меньше слов, да больше дела.

Ведущий: Одним из методических приёмов мотивирования детей на трудовую

деятельность является художественное слово. Следующее конкурсное задание

предполагает проявления творческих способностей воспитателей, он так и

называется «Творческий»

3. «Творческий»

Ведущий: Одним из методических приёмов мотивирования детей на трудовую деятельность является художественное слово. Следующее конкурсное задание предполагает проявления творческих способностей воспитателей, он так и называется «Творческий»

Придумайте четверостишие на следующие виды труда (умывание,

одевание, труд на участке, уборка игрушек.)

4.  «Заморочки из бочки»

Ведущий: Команды по очереди берут карточки из «бочки». Без подготовки нужно продолжить фразу, написанную на карточке.

1.      Если родитель возмущён фактом привлечения его ребёнка к сборке листьев?

2.      Если ребёнок отказывается выполнять обязанности дежурного?

3.      Если ребёнок отказывается самостоятельно одеваться на прогулку?

4.      Если ребёнок отказывается убирать игрушки или делает это небрежно?

5.      Если возник конфликт во время коллективного труда?

6.      Если дети не всегда выполняют точно трудовые действия в соответствии с ранее установленными правилами?

5.  «Кто знает, пусть дальше играет»

                                                                  Вы немножечко устали?

                                                                 Очень долго размышляли?

                                                                  Разомнитесь же скорей,

                                                                  Поиграйте - не робей!

Ведущий: Я предлагаю Вам принять участие в игре  "Поймай мяч и продолжи пословицу».

Педагоги встают в круг. Ведущий бросает мяч – говорит начало пословицы, а педагог продолжает.

Больше дела – меньше слов.          

Глазам страшно, а руки делают.

Хочешь жить - умей вертеться!

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

Не диво дело начать — диво кончить.

Труд человека кормит, а лень портит.

Не трудно сделать, да трудно задумать.

Лето собирает, а зима поедает.

Что посеешь, то и пожнешь.

Игра игрою, а дело делом.

Делали наспех и сделали на смех.

Тише едешь - дальше будешь.

Меньше слов, да больше дела.

Тяжко тому жить, кто от работы бежит.

Кто много говорит, тот мало делает.

Век живи - век учись.

Делали наспех и сделали на смех.

Меньше слов, да больше дела.

6. Изобрази без предмета».

Каждому участнику предлагается изобразить предмет или действие, а своя команда отгадывает, что было изображено. Жюри оценивают в данном задании артистичность, оригинальность.

  1. Вдеть нитку в иголку.
  2. Пришить пуговицу.
  3. Наколоть дров.
  4. Заточить карандаш.
  5. Перенести предмет с одного места на другое.
  6. Развернуть и сложить газету.
  7. Несколько раз перелить воду с одного стакана в другой.
  8. Понюхать яблоко.
  9. Понюхать лук.
  10. Поставить несколько тарелок одна в другую, не производя при этом ни малейшего шума.

7.  «Умелые руки не знают скуки».

Члены каждой группы придумывают и мастерят для своих соперников сувенир. Оценивается оригинальность поделки, качество изготовления (аккуратность, прочность, эстетичность оформления).

Из предложенных материалов (бумага, нитки, ножницы, клей) изготовить за 10 минут игрушку самоделку.

 Оцениваются: качество изготовления, оригинальность модели, многофункциональность (в каких играх можно ее использовать), представление игрушки.

8. «Рефлексия»

Взяв игрушку вы должны продолжить такое предложение: «Дети

будут трудиться если я...».

Конспект педагогической игры-викторины

«Трудовое воспитание дошкольников.»

Цели и задачи:

  1. Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников трудовых навыков.
  2. Развитие профессиональных качеств воспитателей по образовательной области «Труд»

Форма организации: Из всех присутствующих воспитателей формируются

две команды

Жюри отмечает.

Первый гейм «Поехали »

Каждая команда отвечает на заданный вопрос, по очереди.

Вопросы для первой команды.

Ведущий.Командам, поочерёдно надо ответить на вопросы по теории и методики трудового воспитания.

  1. Назовите формы организации труда?
  2. Как называется труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей?
  3. Как называется труд, связанный с работой детей с бумагой,

картоном, тканью, с природными материалами?

  1. Задания, которые педагог эпизодически дает одному или нескольким детям связанного как с самообслуживанием, так и с действиями для коллектива?
  2. В какой группе вводятся дежурства по уголку природе?
  3. Какова продолжительность дежурств в младших группах?
  4. Какую часть работы, по подготовке к занятиям должны выполнить дежурные, а что должен приготовить каждый ребенок сам?
  5. Действия дежурных по уголку природы?
  6. Сколько длится непрерывная трудовая деятельность детей в средней группе?
  7. Действия дежурных по занятиям в средней группе: Дежурные вместе с воспитателем готовят необходимые для занятий предметы на отдельном столе. Затем каждый воспитанник подготавливает свое рабочее место. По окончании занятия ребята уносят свои предметы на общий стол. Дежурные моют посуду, кисти, просушивают их и убирают на место.
  8. Методы стимулирования детского труда.


Вопросы для второй команды.

Ведущий.

  1. Как называется труд, связанный с уборкой групповой комнаты, участка?
  2. С какого возраста систематически осуществляется трудовое

воспитание, включая его основные виды: самообслуживание.

хозяйственно-бытовой труд и труд в природе, (с первой младшей группы).

  1. Как называется труд в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду?

4. В какой группе вводятся дежурства по столовой?

  1. В какой группе водятся дежурства по занятиям?
  2. Какова продолжительность дежурств в старших группах?
  3. Действия дежурных по столовой: полная сервировка стола, уборка после еды.
  4. Действия дежурных по занятиям в средней группе?

9. Способы объединения детей в труде?

  1. Чем трудовые поручения отличаются от обязанностей?

11 .В чём заключается оценка педагогом по окончании работы дежурного?

Оценка жюри

Третий гейм «Гонка за лидером»

Задание: Назовите методы и приёмы руководства трудового воспитания

(объяснение и показ, игровые ситуации, игровые приемы, поощрение, использование поэтических текстов, песен, потешек, поговорок, положительный пример сверстника, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, показ инсценировок с помощью игрушек («Кукла Катя умывается»); решение проблемных ситуаций (мокрые рукава, грязная рубашка, оторвалась пуговица, намело много снега, не пройти к веранде, разлилась вода), взаимопомогцъ, личный пример, рассказы на этические темы (как дети помогали дворнику убирать листья), поощрение успехов, взаимопомощь, привлечение детей к анализу результатов труда, объяснение и показ объективная оценка труда детей контроль за действиями детьми).

В форме переклички команды называют по одному приёму, выигрывает последний назвавший.

Четвёртый гейм «Заморочки из бочки»

Ведущий: Команды по очереди берут карточки из «бочки». Без подготовки нужно продолжить фразу, написанную на карточке.

  1. Если родитель возмущён фактом привлечения его ребёнка к сборке листьев?

2. Если ребёнок отказывается выполнять обязанности дежурного?

3. Если ребёнок отказывается убирать игрушки или делает это небрежно?

  1. Если возник конфликт во время коллективного труда?
  2. Если дети не всегда выполняют точно трудовые действия в соответствии с ранее установленными правилами

Пятый гейм «Кто знает, пусть дальше играет»

Ведущий: Я предлагаю Вам принять участие в игре 'Поймай мяч и продолжи пословицу».

Педагоги встают в круг. Ведущий бросает мяч - говорит начало пословицы, а педагог продолжает.

Больше дела - меньше слов.

Глазам страшно, а руки делают.

Хочешь жить - умей вертеться!

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

Груд человека кормит, а лень портит.

Не трудно сделать, да трудно задумать.

Лето собирает, а зима поедает.

Что посеешь, то и пожнешь.

Игра игрою, а дело делом.

Делали наспех и сделали на смех.

Тише едешь - дальше будешь.

Меньше слов, да больше дела.

Тяжко тому жить, кто от работы бежит.

Кто много говорит, тот мало делает.

Век живи - век учись.

Делали наспех и сделали на смех.

Меньше слов, да больше дела.

Ведущий: Одним из методических приёмов мотивирования детей на трудовую деятельность является художественное слово. Следующее конкурсное задание предполагает проявления творческих способностей воспитателей, он так и называется «Творческий»

Шестой гейм «Творческий»

Придумайте четверостишие на следующие виды труда (умывание, одевание, труд на участке, уборка игрушек).


Заключительный этап игры.


Ведущий предлагает встать в круг и ответить по очереди, передавая игрушку, что вам понравилось или не понравилось в этой игре-викторине.

Ведущий. «Спасибо всем за активное участие!»



Литература:


  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Соответствует ФГОС. - М., Мозаика-Синтез, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в форме интеллектуальной игры «Русская народная сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста».

педагогический совет - традиционная форма методической работы. изменение структуры педагогического совета, отказ от привычной формы требует дополнительной подготовки. Вашему вниманию предлагается ...

Консультация с элементами практики для педагогов ДОУ «Трудности в поведении детей дошкольного возраста. Методы и приемы психолого-педагогической помощи»

Эмоциональное неблагополучие у детей встречается все чаще. К психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия у детей относят особенности эмоционально – волевой сфе...

Деловая игра с педагогами по теме: «Педагогические условия формирования основ ОБЖ как социальной компетентности у детей дошкольного возраста»

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - одна изактуальнейших задач дошкольного образования. При этом важно не толькооберегать от опасностей, а готовить его к встрече с возможнымитрудностями...

Консультация для молодых специалистов: «Игры на липучках» - дидактическое пособие для познавательного развития детей дошкольного возраста

Представляю вашему вниманию такой вид дидактических игр, как игры на липучках. Практика применения таких игр в мой педагогической работе с детьми показала высокий развивающий эффект. В своей работе пр...

"Лучшая педагогическая практика для педагогов в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста"

10 января 2024 года в СП ГБОУ НШ с. Красноармейское детском саду "Огонек" воспитатель Головкина Марина Викторовна провела мастер-класс с педагогами по теме «Нравственно-патриотическое ...

"Лучшая педагогическая практика для педагогов в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста"

В января 2024 года в СП ГБОУ НШ с. Красноармейское детском саду "Огонек" воспитателем Никитиной Е.В. и учителем-логопедом/учителем-дефектологом Пичужкиной М.С. был проведен мастер-класс с педагогами п...

Окружной конкурс профессионального мастерства «Педагогическая находка – 2024» Номинация Конкурса: «Лучшая педагогическая практика для педагогов в познавательно - речевом развитии детей дошкольного возраста» (старшая группа)

Цель  пособия: развитие речи дошкольников, внимания, зрительного восприятия и мелкой моторики.  Пособие многофункционально, оно решает ряд коррекционно – развивающих задач....