Взаимодействие педагогов и воспитанников – основа успешного решения целей воспитания
статья (старшая группа)

Михайлова Наталья Викторовна

Взаимодействие педагогов и воспитанников – основа успешного решения целей воспитания

Для человека характерно стремление к взаимодействию с различными объектами окружающего мира. Через взаимодействие человек постигает природные и общественные явления, закономерности, процессы, ориентируется в окружающей реальности, определяет способы своего мышления и поведения, с этим пониманием связана и потребность человека в общении, образовании, собственном развитии.

Понятие «педагогическое взаимодействие» отражает только одну из характеристик более широкого философского понимания категории «взаимодействие» в педагогическом процессе.

Под взаимодействием в общем значении подразумевается процесс взаимовлияния как объектов (педагогических ресурсов и средств) на участников образования, так и его субъектов друг на друга.

Адекватность взаимопонимания педагогов и воспитанников зависит от ряда факторов: времени знакомства, установки на взаимодействие, длительности и интенсивности общения, индивидуальных особенностей обеих сторон, психологической атмосферы в коллективе и группе, способов организации совместной деятельности.

Психологическое восприятие и понимание педагогом детей способствует эффективному сотрудничеству между ними, создает возможность воспитателю входить в душевный мир ребенка, объективно оценивать душевное состояние его, его речь, привычки и манеры поведения, улавливать настроение и переживания воспитанников. Поэтому одним из важных условий воспитания культуры общения является сотрудничество воспитателя с детьми. В технологии сотрудничества воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: «Не рядом и не над, а вместе!»

Важнейшие аспекты сотрудничества:

  • умение прислушиваться друг к другу;
  • принимать совместные решения;
  • доверять друг другу;
  • ощущать свою ответственность за работу группы.

Существует так же классификация В.А.Кан-Калика, в которой он выделяет следующие стили педагогического общения:

  • общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;
  • общение на основе дружеского расположения;
  • общение дистанция;
  • общение устрашение;
  • общение-заигрывание.

Самым плодотворным, по мнению В.А.Кан-Калика, является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе этого стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Увлеченность совместным с воспитанниками творческим поиском – результат не только коммуникативной деятельности педагога, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом.

Продуктивным является и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Такой стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Дружеское расположение – важнейший регулятор делового педагогического общения. Это стимулятор развития и плодотворности взаимоотношений педагога с учащимися. Но необходимо отметить, что дружественность, как и любое эмоциональное построение и педагогическая установка должна иметь меру.

Распространенным является общение-дистанция. Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога воспитанника в качестве ограничителя выступает дистанция. Но превращение «дистанционного показателя» в доминанту педагогического общения резко снижает творческий уровень совместной работы педагога и воспитанника. Это зачастую ведет к утверждению авторитарного принципа в системе взаимоотношений педагога с детьми, который, в конечном счете, отрицательно сказывается на результатах деятельности.

Педагогический такт, чуткое отношение к воспитанникам, безусловно играют решающую роль в успешности труда воспитателя. Это весьма важная сторона мастерства педагога. И от нее во многом зависят взаимоотношения между воспитателем и воспитанником.

Все начинается с воспитателя, с его умения организовать с детьми педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения. Педагог – это тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом, а ребенок их перенимает.

Для того чтобы педагогическое взаимодействие было эффективным, в основе методики его организации должна лежать педагогическая поддержка как особая, скрытая от глаз воспитанников позиция педагога, основанная на системе их взаимосвязанного и взаимодополняющего деятельностного общения.

Ведущие идеи педагогической поддержки (стремление видеть в ребенке личность, гуманное отношение и любовь к нему, учет его возрастных особенностей и природных задатков, опора на взаимопонимание и помощь в развитии) .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_pedagogov_i_vospitannikov.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие педагогов и воспитанников – основа успешного решения целей воспитания

Для человека характерно стремление к взаимодействию с различными объектами окружающего мира. Через взаимодействие человек постигает природные и общественные явления, закономерности, процессы, ориентируется в окружающей реальности, определяет способы своего мышления и поведения, с этим пониманием связана и потребность человека в общении, образовании, собственном развитии.

Понятие «педагогическое взаимодействие» отражает только одну из характеристик более широкого философского понимания категории «взаимодействие» в педагогическом процессе.

Под взаимодействием в общем значении подразумевается процесс взаимовлияния как объектов (педагогических ресурсов и средств) на участников образования, так и его субъектов друг на друга.

Адекватность взаимопонимания педагогов и воспитанников зависит от ряда факторов: времени знакомства, установки на взаимодействие, длительности и интенсивности общения, индивидуальных особенностей обеих сторон, психологической атмосферы в коллективе и группе, способов организации совместной деятельности.

Психологическое восприятие и понимание педагогом детей способствует эффективному сотрудничеству между ними, создает возможность воспитателю входить в душевный мир ребенка, объективно оценивать душевное состояние его, его речь, привычки и манеры поведения, улавливать настроение и переживания воспитанников. Поэтому одним из важных условий воспитания культуры общения является сотрудничество воспитателя с детьми. В технологии сотрудничества воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: «Не рядом и не над, а вместе!»

Важнейшие аспекты сотрудничества:

  • умение прислушиваться друг к другу;
  • принимать совместные решения;
  • доверять друг другу;
  • ощущать свою ответственность за работу группы.

Существует так же классификация В.А.Кан-Калика, в которой он выделяет следующие стили педагогического общения:

  • общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;
  • общение на основе дружеского расположения;
  • общение дистанция;
  • общение устрашение;
  • общение-заигрывание.

Самым плодотворным, по мнению В.А.Кан-Калика, является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе этого стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Увлеченность совместным с воспитанниками творческим поиском – результат не только коммуникативной деятельности педагога, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом.

Продуктивным является и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Такой стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Дружеское расположение – важнейший регулятор делового педагогического общения. Это стимулятор развития и плодотворности взаимоотношений педагога с учащимися. Но необходимо отметить, что дружественность, как и любое эмоциональное построение и педагогическая установка должна иметь меру.

Распространенным является общение-дистанция. Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога воспитанника в качестве ограничителя выступает дистанция. Но превращение «дистанционного показателя» в доминанту педагогического общения резко снижает творческий уровень совместной работы педагога и воспитанника. Это зачастую ведет к утверждению авторитарного принципа в системе взаимоотношений педагога с детьми, который, в конечном счете, отрицательно сказывается на результатах деятельности.

Педагогический такт, чуткое отношение к воспитанникам, безусловно играют решающую роль в успешности труда воспитателя. Это весьма важная сторона мастерства педагога. И от нее во многом зависят взаимоотношения между воспитателем и воспитанником.

Все начинается с воспитателя, с его умения организовать с детьми педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения. Педагог – это тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом, а ребенок их перенимает.

Для того чтобы педагогическое взаимодействие было эффективным, в основе методики его организации должна лежать педагогическая поддержка как особая, скрытая от глаз воспитанников позиция педагога, основанная на системе их взаимосвязанного и взаимодополняющего деятельностного общения.

Ведущие идеи педагогической поддержки (стремление видеть в ребенке личность, гуманное отношение и любовь к нему, учет его возрастных особенностей и природных задатков, опора на взаимопонимание и помощь в развитии) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Средовая концентрация как основа успешности реализации инклюзивного воспитания в МБДОУ»"

Статья Средовая концентрация как основа успешности реализации инклюзивного воспитания в МБДОУ»...

Методическая разработка, отражающая технологию педагогического взаимодействия с семьями воспитанников в рамках решения задач по образовательному направлению «Физическое развитие»

Круговая тренировка.Интервальный вариант с полными интервалами отдыха (т.е. участники между «станциями» отдыхают 60-90 с.) с вариантом образно-игровой тренировки....

Консультация для воспитателей. Тема: «Взаимодействия с родителями воспитанников» (проблемы, пути решения).

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г.ДОЛГОПРУДНОГОАВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. ДОЛГОПРУДНОГОДЕТСКИЙ САД № 10 «ЛУЧИК»(АОУ детский сад № 10...

Взаимодействие с семьями воспитанников по успешному формированию психофизиологической готовности дошкольников к обучению в школе.

Бондаренко Г.Н.Воспитатель МБДОУ №5, г. Усть-Лабинск.Доклад  на тему: Взаимодействие с семьями воспитанников по успешному формированию психофизиологической готовности дошкольников к обучению в шк...

Особенности и правила взаимодействия педагогов с воспитаниками в ДОО-основа успешного решения целей воспитания

Семейный досуг – это уникальный шанс для родителей узнать своего ребенка, услышать, а главное понять его. Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования л...

Консультация для педагогов "Взаимодействие педагогов и родителей по успешной адаптации детей"

Консультация для педагогов "Взаимодействие педагогов и родителей по успешной адаптации детей"...