Снятие тревожности через танцевально - двигательную терапию у детей дошкольного возраста.
статья

Олеся Васильевна Оскорбина

Статья на детскую тревожность и проблемы снятия, путем танцевальной направленности. Возможности танцевальной направленности для дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Снятие тревожности через танцевально - двигательную терапию  у детей дошкольного возраста.

      Каждый ребенок приходит в этот мир особенным. Мы не можем повилять на то, как именно он родится, мы можем только сотрудничать с природой, чтобы позволить этому ребенку развиться согласно его потенциалу. И в этом основополагающая задача родителей и педагогов, которые отвечают за развитие и воспитание ребенка. И не мало важной и актуальной проблемой современного мира является проблема тревожности у детей дошкольного возраста. В различных научно-исследовательских работах психологов описываются причины и индивидуальные формы проявления, приёмы и возможности компенсации, преодоления тревожности у дошкольников (А. И. Захаров, Б. И. Кочубей, А. М. Прихожан и др.). Швец И.Г работает в данном направлении продолжительный период и исследуя данную проблему пришла к выводу о том, что, каждый третий дошкольник от 5,5 до 6,5 лет  имеет высокий уровень тревожности. Необходимость в исследовании тревожности наравне с малой научной разработанностью данной проблемы объясняет ее актуальность. В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это “индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают”. Необходимо отличать тревогу от тревожности, т.к тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, а тревожность является устойчивым состоянием. И если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях, то следует говорить о тревожности. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. До настоящего времени нет определённой точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений. Авторы книги “Эмоциональная устойчивость школьника” Б. И. Кочубей и Е.В. Новикова (1998) считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом). Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит “двойку” в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.

2. Неадекватными требованиями (чаще всего, завышенными). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только “пятерки” и не является лучшим учеником класса.

3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Как показывают исследования, в семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты. Интересен тот факт, что после развода родителей, когда, казалось бы, в семье закончились скандалы, уровень тревожности ребенка не снижается, а, как правило, резко возрастает. Психолог Е.Ю. Брель выявила и такую закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растет.  Ключевыми причинами по мнению многих современных психологов и педагогов тревожного состояния у детей дошкольного возраста являются: отличительные черты нервной системы: сензитивность, слабый тип ЦНС; следствие перенесенных заболеваний, следствие запугивания ребёнка взрослыми; плод чрезмерного детского воображения; естественная боязнь темноты, тишины и закрепившиеся возрастные страхи и т.д.

      С тревожными детьми работать нисколько не легче, а даже труднее чем с гиперактивными и агрессивными детьми, потому что и гиперактивные, и агрессивные дети всегда на виду, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе. Таких детей отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.  Диагностировать наличие тревожных состояний у дошкольников позволяют следующие критерии:

1. Постоянное беспокойство.

 2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

 3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).

 4. Раздражительность.

 5. Нарушения сна.

 Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении. С целью выявления тревожного ребенка используется также следующий опросник (Лаврентьва Г. П., Титарен-коТ. М., 1992).

     

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время. Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях: 1. Повышение самооценки. 2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. 3. Снятие мышечного напряжения.

      Детские психологи утверждают, что движение для ребёнка — это естественный способ познания себя и мира, поэтому дети так любят играть, двигаться, бегать и спонтанно танцевать,  и   вполне обоснованным в качестве инструмента для обеспечения психолого - педагогической поддержки детей дошкольного возраста с состояниями тревожности, применять метод танцевально - двигательной терапии, который в образовательном пространстве способствует приобретению новых навыков взаимодействия и рефлексии, самопонимания и самопринятия, а также понимание и принятие окружающих людей. Данные терапевтические мероприятия тесно переплетаются с психо-коррекционными, воспитательными, и социализирующими воздействиями, необходимыми для обеспечения ребёнку здорового и радостного взросления. Танцевальная терапия, как целенаправленная форма психотерапии зародилась в США  в 1940 гг. Танцевальная терапия – это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности. В основу танцевальной терапии заложен танец, художественная форма движений. Но для того, чтобы выразить бессознательные движения и чувства, подготовка нужна крайне редко. И потому, большая ошибка смотреть на танцевальную терапию как на механический тренинг или развитие. Техники танцевальной терапии направлены прежде всего на развитие кинестетической активности, телесной свободы самовыражения, отреагирование тревоги, страхов, раскрытие творческого самовыражения, тренировка коммуникативных функций, через танцевальное взаимодействие в паре, подгруппе, группе. Особенностью танцевально-двигательной терапии выступает наличие музыки, которая рассматривается даже без связи с движением, как лечебный фактор. В.А.Гринер, И.С. Самойленко и др. отмечали, что действие танцевально-двигательной терапии будет эффективнее, если ритм, как организующий элемент музыки, положить в основу двигательных систем, целью которых является регулирование движений. Ритмика развивает такие психические  функции, как восприятие, внимание, память, воображение. Для танцевальной терапии важнее, что человек чувствует, когда движется. Суть танцевальной терапии в том, чтобы снять мышечное напряжение, разрушить мышечный панцирь, который на протяжении жизни тормозит выход чувств, мыслей, эмоций человека.  

Когда мы выражаем эмоции, ресурс, подготовленный организмом, своевременно используется и мышцы расслабляются. Но чаще всего мы не умеем выражать гнев или страх таким образом, чтобы не вредить себе или людям, не хотим знать об этих чувствах и чувствах наших близких, предпочитая подавлять их. Тело обмануть нельзя, и то, что мы скрываем от других и от собственного сознания, остается в нем в виде напряжения. Такое хроническое напряжение мышц тела называется "мышечным панцирем". Постепенно оно перестает замечаться, и человек живет, даже не подозревая о нем.  

     Виды  танцевальной терапии весьма разнообразны:

- индивидуальная - все упражнения направлены на овладение экспрессией собственного тела, невербальное выражение различных состояний;

- диадная (парная) - формируется отношение к партнеру, способность воспринимать, чувствовать и принимать его;

- терапия в малых группах;

- групповая - отрабатываются навыки взаимодействия в коллективе, совместной деятельности. В целях коррекции в дошкольных образовательных учреждениях танцетерапия строится на образно – сюжетном, народном танце (элементах индийского, испанского, узбекского, русского танца), хореографической гимнастики. Также занятия по танцевальной терапии выстраиваются в форме совместного игрового проживания, танцевальных движений, различных развивающих упражнений, бесед, самоанализа, интегрированных занятий, индивидуальной и групповой работы.

       Преимущества групповой работы:

  • Устранение тревожности и негативных переживаний создание эмоционального комфорта от контакта со взрослыми и сверстниками, усиление и развитие позитивных переживаний эмоциональной поддержки взрослого.
  •  Развитие волевых усилий, терпения, выдержки. способности к согласованному взаимодействию, развитие ориентировки в пространстве.
  • Приобретение коммуникативных навыков.
  • Приобретение навыков в более короткие сроки, благодаря высокой подражательной способности детей друг за другом и за педагогом.
  • Умение устанавливать зрительный контакт, узнавать друг друга, называть по имени, понимать эмоциональное состояние окружающих.

     Для некоторых детей методы и средства танцевальной терапии служит повышением самооценки, развитием положительного образа «Я», другим ребятам движения танца помогают освободить сдерживаемые чувства, эмоции, снять напряжение и избавиться или снизить порог тревожности. Таким образом коррекция средствами движений может быть направлена не только на реабилитацию и восстановление отклонений в моторике, регуляцию мышечно- физиологического тонуса, так и нарушений в психических процессах, коммуникативной, эмоционально – волевой сфере, но и снятие эмоционального напряжения и тревожности у детей дошкольного возраста.

Список литературы:

  1. Астапов В. М. Тревожность у детей. М.: ПЕР СЭ; Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. 160 c.
  2. Бирюкова И.В. Танцевально-двигательная терапии: тело как зеркало души // Журнал практического психолога. 2001. № 1-2.

  1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2003.
  2.  Гренлюнд, Эрна. Танцевальная терапия: теория, методика, практика [Электронный ресурс] / Э. Грёнлюнд, Н. Ю. Оганесян. — Санкт-Петербург: Речь, 2004 — 284, [1] с., [4] л. цв. ил.: ил.; 20.
  3.  Интегративная танцевально-двигательная терапия. Издание 2-е, расширенное и дополненное В. В. Козлов, А. Е. Гиршон, Н. И. Веремеенко. Интегративная танцевально-двигательная терапия. М., 2005 — .
  4. Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. - СПб.: Речь, 2006.
  5. Косачева, Е. В. Особенности тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Косачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 10 (352). — С. 162-164. — URL: https://moluch.ru/archive/352/78990/ (дата обращения: 28.08.2022).
  6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.
  7.  Мазурова Н. В., Трофимова Ю. А. Взаимосвязь тревожности детей дошкольного возраста и стиля семейного воспитания. // Вопросы современной педиатрии. — 2015. — № 12(3). — С. 82–88.
  8. Школьникова Л.Е. Танцевальная терапия как метод психокорекции личности. // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2008. Т. 1. № 6.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние танцевально-ритмической гимнастики на развитие двигательных качеств детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, ...

Методическая разработка «Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста, через организацию народных подвижных игр»

laquo;Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста, через организацию народных подвижных игр»...

«Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста, через организацию народных подвижных игр»

Народные подвижные игры в жизни детей. Правильная педагогическая организация игровой деятельности воспитанников....

Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста, через организацию народных подвижных игр

В последние годы игра вытесняется учебной деятельностью, увеличивается количество обучающих занятий и сокращается время для игровой деятельности. Чрезмерная загруженность детей в дошкольном учр...

Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста, через организацию народных подвижных игр

В последние годы игра вытесняется учебной деятельностью, увеличивается количество обучающих занятий и сокращается время для игровой деятельности. Чрезмерная загруженность детей в дошкольном учреждении...

«Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста, через организацию народных подвижных игр»

          В последние годы игра вытесняется учебной деятельностью, увеличивается количество обучающих занятий и сокращается время для игровой деятельности. Чрезмерная з...