Методическое объединение для воспитателей ДОУ «Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих технологий»
презентация

Мартыненко Марина Дмитриевна

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie234.pptx2.74 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровьесберегающие технологии в детском саду МБДОУ «Веселоярский детский сад «Сказка» Подготовила: воспитатель Мартыненко М.Д.

Слайд 2

Актуальность состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровье сберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности современного детского сада.

Слайд 3

Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Задачи : Обеспечение условий для сохранения, укрепления физического здоровья детей в соответствии с возможностями. Формирование реабилитационной базы в образовательном учреждении на основе внедрения спортивно-оздоровительных, а не медикаментозных средств. Создание оздоровительного микроклимата, соответствующей предметной среды, стимулирующей двигательную активность ребенка. Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями. Организация консультативной помощи родителям по вопросам физического воспитания и оздоровления детей .

Слайд 4

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Слайд 5

организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний; психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса); учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников . Виды здоровьесберегающих технологий :

Слайд 6

Выделяются три группы здоровьесберегающих технологий: 1 . Технологии сохранения и стимулирования здоровья : cтретчинг , ритмопластика, динамические паузы(физкультминутки), подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, закаливание, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая. 2. Технологии обучения здоровому образу жизни : физкультурное занятие, проблемно-игровые ( игротреннинги и игротерапия ), коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж , точечный самомассаж . 3. Коррекционные технологии : арттерапия , ароматерапия,технологии музыкального воздействия, сказкотерапия , технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика , фонетическая и логопедическая ритмика.

Слайд 7

Технологии сохранения и стимулирования здоровья Динамические паузы Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Создают необходимую атмосферу, снижающую напряжение

Слайд 8

Подвижные и спортивные игры Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – со средней степенью подвижности. Ежедневно. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения

Слайд 9

Пальчиковая гимнастика включает в себя активные упражнения и игры для пальцев и направлена на развитие мелкой моторики «Тренируем пальчики развиваем речь» Систематические упражнения по тренировке движений наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Позитивно влияет на развитие интеллекта

Слайд 10

Гимнастика для глаз Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. Снятие напряжения, нагрузки

Слайд 11

Гимнастика для глаз Использование разного рода фигур и линий , по которым дети «бегают» глазами (плакат 1х2 м.). Можно на кончик указки прикрепить бабочку и с ней отправиться в путешествие. Работа с расположенными на стенах комнаты карточками (силуэтные изображения букв, цифр, фигур и т.д. размер от 1 до 3 см.). «Найди картинку отгадку», «Найди изображение предметов, в названиях которых есть звук М». Гимнастика для глаз по методу Г.А. Шичко : "Буратино". Посмотреть на табличку. Запомнить фигуру или элемент. Закрыть глаза. Представить себе, что нос у вас стал таким длинным, что достает до таблички. Написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. Глазки, глазки! Я вас знаю, С вами мир я изучаю.

Слайд 12

Метка на стекле (по Аветисову) Позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости. Ребенку предлагают Рассмотреть круг, наклеенный на стекле, ответить, сколько на рисунке точек, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за окном и рассказать, что он там видит. Зрительно-пространственная активность (по Базарному) Детям предлагают найти зрительный материал в пространстве группы. Это могут быть отгадки загадок, слова с заданными звуками, наклеенные геометрические фигуры и др.

Слайд 13

Гимнастика дыхательная и артикуляционная Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие: положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы; восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

Слайд 14

корректирует нарушения речевого дыхания помогает выработать диафрагмальное дыхание вырабатывает силу и правильное распределение выдоха Рисунок на окне Ребенок выдыхает на стекло или зеркало так, чтобы оно затуманилось, после чего пальцем рисует на нем заданную фигурку. Бабочки Вырезать из бумаги маленьких бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку дуть на бабочек так, чтобы они летали

Слайд 15

«Сдуй снежинку или перышко» «Чье перышко улетит дальше ? » Сделанные из бумаги снежинки, кусочки ваты или перышки кладут на ладошку. Вдохнув слегка, наклоняются и, выдыхая, стараются сдуть их . «Король ветров» Дети дуют на вертушку или подвешенные воздушные шарики: воздух вдыхается через нос и резко выдыхается через рот. На столе между карандашами расположить 5-10 шариков. Вытянув губы трубочкой, глубоким, сильным выдохом ребенку необходимо сдуть шары со стола по одному. Вдох через нос.

Слайд 16

Артикуляционная гимнастика Этот маленький дружок – Твой весёлый Язычок. Чтоб он ловким был, умелым, Каждый день зарядку делай!

Слайд 17

Помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Во время ее проведения целесообразно включать музыкальное сопровождение. Хорошо, если после пробуждения дети услышат свои любимые детские песни или спокойную приятную музыку. Выполняется ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по дорожкам здоровья; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ. Оказывает закаливающий эффект Гимнастика бодрящая

Слайд 18

Закаливание КОНТРАСТНЫЕ ВОДНЫЕ ВАННОЧКИ ДЛЯ РУК Автор Алямовская В.А. Рекомендуется проводить после прогулки, перед обедом. Воспитатель наливает в большой таз теплой воды и немного нейтрального детского шампуня. Можно иногда добавить настой трав или ароматических масел, бросить в воду резиновые игрушки. Дети играют с мыльной водой и к тому же получают лечебную ванну. При манипуляции с игрушками в воде развивается кисть руки и моторика пальцев. Поплескавшись в теплой воде («купаем игрушки»), ребенок моет руки под краном с холодной водой. Длительность горячей ванны 3 – 5 минут ЛЬДИНКА» Автор Кузнецова М.И. «Льдинка» - оздоровительный массаж, основанный на перепадах температур, тонизирующий кровеносные сосуды и тренирующий иммунную систему ребенка. Дети лежат в кроватках. Воспитатель берет кусочек льда (в пакете) и по часовой стрелке круговыми движениями делает три поворота по ступне ребенка, тут же закрывает ножки ребенка одеялом и переходит к следующему. Так она выполняет три раза. Через неделю воспитатель каждому ребенку делает уже четыре круговых движения, так доводится до десяти раз. После того, как воспитатель закончит растирание, медсестра начинает проводить массаж стоп детей махровой рукавичкой.

Слайд 19

Технологии обучения здоровому образу жизни: игровые технологии Проблемно-игровые ( игротреннинги ). Могут быть организованы незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности Коммуникативные игры . Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. Физкультурное занятие Точечный самомассаж

Слайд 20

Самомассаж , точечный самомассаж Массаж является одним из ср е дств лечебно-профилактической работы, наиболее полно влияет на здоровье и самочувствие каждого ребенка. Самомассаж доступен всем, даже малышам. Упражнения игрового массажа и самомассажа в сочетании с пальчиковыми упражнениями , в сопровождении с текстом обогащают не только внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на развитие памяти, мышления, развивают фантазию, способствует снятию напряжения. Потирание кончиков пальцев успокаивает нервную систему.

Слайд 21

Массаж ЛАДОШЕК МЯЧОМ- «ежиком»

Слайд 22

Т ехнология А.А. Уманской «массаж БАТ»

Слайд 23

проводятся в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности Проблемно – игровые (игротреннинги и игротерапия)

Слайд 24

проводятся 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой … Коммуникативные игры

Слайд 25

Коррекционные технологии Технология воздействия цветом ( цветотерапия ) Технология музыкального воздействия (музыкотерапия) Сказкотерапия Ароматерапия Технология создания здоровой экологической среды (экологический ландшафт) Фонетическая ритмика Технологии коррекции поведения Психогимнастика

Слайд 26

Логоритмика - это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой Она направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь –движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения

Слайд 27

«Апельсиновый ежик» или « Помандер » Помандер – это волшебный освежитель воздуха с целым ворохом полезных свойств: он улучшает настроение, помогает предотвратить не только инфекционные болезни (простуды, пневмонию,бронхит и т.д.),но и нашествие моли.

Слайд 28

Внутренний ландшафт Хлорофитум и аспарагус – прекрасно очищает воздух от пыли. Герань – полезна детям с заболеваниями дыхательных путей, положительно влияет при неврозах, заболевании уха (но у отдельных детей может вызвать аллергию). Бегонии снижают общее содержание микробных клеток в воздухе помещений. Бальзамин контролирует влажность воздуха.

Слайд 29

Сказкотерапия Двери в сказку открываем, В мир волшебный попадаем! Сказкотерапия – используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. В своей работе чаще использую авторские сказки, т.к. в них есть много поучительного. Сказки не только читаю, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев

Слайд 30

Музыкотерапия «Слушать музыку- это искусство, которому надо учиться»

Слайд 31

Технологии валеологического просвещения родителей Папки-передвижки, беседы, Личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы) и др.формы работы

Слайд 32

нен Психогимнастика (по М.И.Чистяковой) Биоэнергопластика ( кинезиологическая гимнастика) Корригирующая гимнастика Стретчинг Аурикулярный масса Музыкотерапия Сказкотерапия Минуты тишины “ Технология раскрепощенного развития” В.Ф. Базарного Минуты шалости нетрадиционные виды оздоровления «Гимнастика маленьких волшебников»

Слайд 33

Биоэнергопластика ( Кинезиологическая гимнастика) стимулирует развитие речи развивает пространст-венное мышление развивает внимание, воображение воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность

Слайд 34

Игры и упражнения для развития мелкой моторики

Слайд 35

Игры и упражнения для развития мелкой моторики

Слайд 36

Корригирующая гимнастика Вот ползет сороконожка по тропинке, по дорожке Ползет, переливается, спинка изгибается!

Слайд 37

Игровой стретчинг "Ежик" Ежик съежился, свернулся, Развернулся, потянулся, Раз, два, три, четыре, пять, Ежик съежился опять.

Слайд 38

Минуты тишины и минуты шалости снятие эмоционального напряжения коррекция настроения и отдельных черт характера обучение релаксации

Слайд 39

Психогимнастика по М.И.Чистяковой Все на свете можем мы: И смеяться, и грустить!

Слайд 40

Психогимнастика по М.И.Чистяковой Это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр),направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительными движениями. Основная цель – преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения

Слайд 41

Массаж ушных раковин (АУРИКУЛЯРНЫЙ МАССАЖ)

Слайд 42

Значительных результатов в работе помогают достичь инновационные здоровьесберегающие технологии: 1. «Технология раскрепощенного развития», В.Ф. Базарный; 2. «Гимнастика маленьких волшебников», Т.В. Нестерюк ; 3. «Дыхательная и звуковая гимнастика», Т.В. Нестерюк ;

Слайд 43

Создана картотека « Здоровьесберегающие технологии в детском саду»

Слайд 44

Результаты оздоровительной работы: повышение уровня речевого развития; снижение уровня заболеваемости ; овладение нормами и правилами по сохранению и укреплению здоровья; стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года, не зависимо от погоды; повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей; стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.

Слайд 45

Выводы: Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья .

Слайд 46

Выводы: Системный подход в организации физкультурно оздоровительных мероприятий позволил укрепить и сохранить здоровье воспитанников. Дал позитивную динамику оздоровления детского организма. Организация здоровье сберегающей среды, а также использование здоровье сберегающих технологий, помогли максимально снизить статический компонент в режиме дня наших воспитанников, а также способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию.

Слайд 47

Существует десять золотых правил здоровьесбережения , которые относятся и к воспитателям: 1. Соблюдайте режим дня! 2. Обращайте больше внимания на питание! 3. Больше двигайтесь! 4. Спите в прохладной комнате! 5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу! 6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью! 7. Гоните прочь уныние и хандру! 8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма! 9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций! 10. Желайте себе и окружающим только добра! .

Слайд 48

ЖЕЛАЮ ЗДОРОВЬЯ ВАМ И ВАШИМ ВОСПИТАННИКАМ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий»

Дошкольное образование играет значительную роль в создании условий для гармоничного развития человека, которое невозможно без физического развития.Основная нагрузка в плане физического развития детей ...

Методическая разработка «Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста, через организацию народных подвижных игр»

laquo;Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста, через организацию народных подвижных игр»...

«Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста, через организацию народных подвижных игр»

Народные подвижные игры в жизни детей. Правильная педагогическая организация игровой деятельности воспитанников....

Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста, через организацию народных подвижных игр

В последние годы игра вытесняется учебной деятельностью, увеличивается количество обучающих занятий и сокращается время для игровой деятельности. Чрезмерная загруженность детей в дошкольном учр...

Программа саморазвития педагога по теме: «Развитие двигательной активности детей раннего возраста через использование здоровьесберегающих технологий»

Пояснительная записка. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, а также эффективное средство сохранения и укрепления здоровья, гармонического развития личности, пр...

Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста, через организацию народных подвижных игр

В последние годы игра вытесняется учебной деятельностью, увеличивается количество обучающих занятий и сокращается время для игровой деятельности. Чрезмерная загруженность детей в дошкольном учреждении...

«Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста, через организацию народных подвижных игр»

          В последние годы игра вытесняется учебной деятельностью, увеличивается количество обучающих занятий и сокращается время для игровой деятельности. Чрезмерная з...