Значение игры в жизни ребенка.
статья

Консультация для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.znachenie_igry_v_zhizni_rebenka.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Сапон Н.И., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 85 Приморского района

Санкт-Петербург

Значение игры в жизни ребенка.

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Основной вид детской деятельности – игра. Игра занимает в жизни ребенка особое место. Она является эффективным средством формирования личности. Это наиболее доступный способ познания окружающего мира. Именно так дети получают новые эмоции, учатся контролировать себя, начинают понимать принципы и законы мироздания.

Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.

Значение игры для полноценного развития ребенка сложно переоценить. Игра имеет многочисленные функции: развитие воображения и инициативности, абстрактного мышления, памяти и внимания, эмоциональное развитие, но главное, наверное, в том, что игра необходима для развития навыков взаимодействия с миром. В игровой ситуации всегда моделируется структура мира, будь то мир социальных отношений или мир предметов. Ребенок копирует окружающий мир в свою игру и таким образом усваивает его.

В возрасте до трех лет ребенок осваивает игры с предметами. В это время связь с родителями является главной в социальных отношениях, взаимодействие с ровесниками еще очень ограничено. Хотя какие-то правила социальной жизни ребенок уже усваивает на площадках, в песочнице,  в группах кратковременного пребывания (или яслях) он получает опыт встраивания в социальную структуру. Ребенок учится усваивать правила (не забирать чужие игрушки, не драться, помогать малышам и т.д.), а также получает первый опыт совместной игры, который чаще инициируется взрослыми («давайте сейчас вместе сделаем песочный замок»).

Но важнее в этих первых играх взаимодействие с предметным миром. В имитационных играх с предметами (игрушечной посудой, кукольной одеждой, машинками, оружием и т.п.) ребенок отстраивает и проверяет связи между предметами. При этом дети имитируют действия взрослых, которые они могут наблюдать, и задачей родителя в данном случае является демонстрировать ребенку широкий репертуар этих действий.

Предметная игра позволяет ребенку сделать мир понятным для себя, а правильно подобранные игрушки в этом периоде облегчают этот процесс. На самом раннем этапе нужно наличие игровых предметов, максимально похожих на настоящие, чтобы постепенно, с развитием воображения, ребенок мог заменять их чем-то другим. Как отмечали многие философы и писатели, эти воображаемые предметы, вплетенные в структуру реального мира, дают возможность ребенку вырасти человеком.

После трех лет игра становится ведущей деятельностью для ребенка, и в этот момент в жизнь малыша приходит сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок осваивает уже мир отношений между людьми. Именно сюжетно-ролевая игра дошкольников является лучшим средством подготовки ребенка к школе, потому что главный секрет школьных успехов лежит не в навыках ребенка, а в его социальной зрелости. Игра для ребенка – своеобразная школа жизни.

Сюжетно – ролевая игра  носит творческий характер, где дети берут на себя роли и воспроизводят деятельность и отношения взрослых. В таких играх дети способны на интересную выдумку, они сами вносят разнообразие в ту или иную игру. Детская инициатива оказывает огромное влияние на воспитание не только одного ребенка, но и на всю группу.

При воспитании детей очень важно понимать, что функции ролевой игры со сверстниками практически невозможно заменить дома.

Игры с правилами имеют другое назначение: они дают возможность систематических упражнений, необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного внимания и памяти, разнообразных движений. Каждая игра с правилами имеет определенную дидактическую задачу, но, в конечном счете, она направлена также на решение основных воспитательных задач. Дидактические игры особенно интересуют детей своей занимательностью и содержанием: отгадать, найти, назвать. Дети добиваются результата в игре, руководствуясь определенными правилами. 

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу.

Игры со сверстниками несут на себе функцию социальной адаптации. Ребенок учится чувствовать и сопереживать другим, находить и отстаивать свое место в группе и воспринимать, иногда интуитивно, правила поведения в больших и малых группах.

В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.

Играя, дети учатся жить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение игры в жизни ребенка

Значение игры в жизни ребёнка....

Значение игры в жизни ребенка

Все родители мечтают о лучшей карьере для жизни их ребенка. Все родители хотят, чтобы их ребенок был врачом, инженером, бизнесменом, журналистом и хотят видеть его на высоких постах....

Значение игры в жизни ребенка

Это правда, что образование является строительным материалом для будущего ребенка. Все родители мечтают о лучшей карьере для жизни их ребенка. Все родители хотят, чтобы их ребенок был врачом, инженеро...

Памятка для родителей "Значение игры в жизни ребенка"

Играя с ребенком, Вы помогаете ему познавать окружающий мир и чувствовать в нем себя уютно....

Папка - передвижка для родителей на тему: "Значение игры в жизни ребенка"

Великий педагог Антон Семенович Макаренко говорил : "Каков ребенок в игре, таков он будет в работе, когда вырастет"...

Значение игры в жизни ребенка

Значение игры в жизни ребенка. Игра –это вид деятельности, которая начинается в детстве и сопровождает человека на протяжении всей жизни. Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного в...

Значении игры в жизни ребенка-дошкольника

"Воспитание ребенка необходимо начинать с создания вежливой, доброй, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы" Л. Смирнова-Гангнус....