Агрессивное поведение детей дошкольного возраста
материал

Игры для детей и их родителей, чтобы направить агрессию ребенка в позитивное русло и дать ей выплеснуться. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _agressivnoe_povedenie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Агрессия -  это поведение ребенка, которое причиняет физический, психологический или предметный вред другому человеку, объекту или окружающей среде, даже если попытка причинения вреда завершилась неудачей.

В каждом человеке от природы есть агрессия. Это своеобразный защитный механизм, реакция на раздражение. Когда наступает опасная ситуация – например, кто отобрал игрушку или дал лопаткой по голове, ребенок защищается от нападения. Но иногда агрессивным становится фоновое поведение- ребенок нападает сам, акцентируется на плохих героях в сказках, говорит обидные слова. Это не значит, что он стал плохим, это значит, что есть раздражитель, который постоянно приводит его агрессию в активную фазу. Прежде всего, родители должны понять, что стало причиной агрессии:

  1. Обстановка в семье. Если мама и папа ругаются, спорят, ребенок принимает это на свой счет. «Они ругают, значит, плохой».
  2. Неблагоприятная обстановка в детском саду. В группе есть дети-агрессоры, которые провоцируют малыша на постоянную защиту.
  3. Физическое и моральное наказание, унижение, психологический отказ от ребенка. «Я сейчас уйду, а ты останешься». Страх разлучения с мамой – самый страшный для ребенка. Если она пользуется такими приемами, малыш находится в постоянном стрессе.
  4. Неприятие чувств ребенка, запреты выражать грусть, обиду, горечь. Ребенку говорят: «Фу, какая ты не красивая, когда плачешь!», «Не реви, ты же мальчик!». Если эмоции не прорабатываются, они накапливаются и выливаются в агрессивное поведение.
  5. Повышенная тревожность малыша. Если мама сама находится в постоянном стрессе или чрезмерно опекает ребенка» Не лезь на горку- это опасно» или «Не ходи туда, упадешь!». Мир начинает казаться ребенку опасным, и он защищается от него.

Агрессия у ребенка выражается по-разному:

обзывание сверстников;

• отбирание игрушек;

• желание ударить другого сверстника;

• мстительность;

• отказ соблюдать правила;

• непризнание своих ошибок;

• вспышки гнева на действия окружающих;

• драчливость;

• замахивание на близких;

• плевки;

• щипание;

• употребление бранных слов.

Чтобы направить агрессию в нужное русло и дать ей выплеснуться, психологи советуют играть в определенные игры, где это негативное поведение может быть управляемым. В эти игры могут играть и родители, и сами дети в садике.

«Обзывалки»

Мама и ребенок встают друг на против друга и кидают друг другу мяч. Когда ребенок кидает, он может назвать мама «обидным» словом, которое на самом деле разрешено, например, «Ты капуста!» - «А ты помидор!» и т.д.

«Пыль»

Предложите ребенку выбить пыль из подушки. Пусть он колотит ее, кричит.

«Борьба на подушках»

Включите веселую музыку, возьмите в руки подушки и слегка подеритесь ими. Но родители четко должны установить правила – не бить руками, не кричать обидные слова.

«Снежки»

Предложите ребенку комкать листы бумаги и бросать ими друг в друга.  

«Салют»

Ребенок рвет бумагу и с силой бросает вверх. Потом все вместе убирают с пола.

«Мячик катись»

Теннисный мячик кладется на ровную поверхность. Ребенку предлагают сдуть его, чтобы он прокатился по заданной траектории. Игры с участием дыхательных элементов психологи считают самыми эффективными.

«Лягушка»

Если малыш любит купаться, предложить ему дуть на поверхность воды, чтобы получились волны. Усилия ребенка должны быть достаточно интенсивными.

«Ураган»

Сядьте напротив малыша и предложите ему вас сдуть. Пусть он наберет в легкие побольше воздуха, и как следует, дует на вас - мама при этом делает вид, что сопротивляется потокам воздуха.  

«Упрямый барашек»

Малыш ложится на пол и с силой выпрямляет ноги, воздух. На каждый удар он может говорить: «Нет».

«Ласковый мелок»

 Ребенок ложится на пол. Мама - пальчиком на его спине рисует солнышко, цифру, дождик, букву. Малыш должен догадаться, что нарисовано. После окончания рисования – нежным жестом руки «стереть» все нарисованное. И поменяться.

Как замечает А. Гуггенбюль, младшие дети плохо осознают свое агрессивное поведение: при расспросах они бойко повторяют не раз слышанные от взрослых сентенции о том, что "кричать и драться нехорошо", но при случае не задумываясь делают и то, и другое. Маленькие дети вообще переходят от вербальной агрессии к физической гораздо легче, чем более старшие и, тем более, взрослые люди, но отличается агрессия младших от подростковой не только этим.

В отличие от старших, маленькие легко вовлекают в свои конфликты взрослых - родителей, воспитателей, учителей. Они делятся с ними своими переживаниями и тайнами, часто просят вмешаться в споры и конфликты со сверстниками, иногда настойчиво требуют поддержки, а нередко даже доносят на приятелей и сибсов. Грамотные воспитатели, учителя и родители с заступничеством обычно не торопятся, а предлагают малышам попробовать разобраться самим. И это правильно, потому что решение проблем за ребенка взрослыми помешает его развитию: он не научится грамотно выходить из конфликтных ситуаций, справляться и со своей агрессией, и с агрессией, проявляемой другими в его адрес.

Список литературы

  1. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. — М.: Генезис, 2000.
  2. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. — Спб.:Издательство“Питер”,1999.
  3. Смирнова Е. О, Хузеева Г. Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности//Вопросы психологии. — 2002. — № 1.