Повышение интереса детей среднего дошкольного возраста к занятиям физической культурой
материал

Марухина Елена Сергеевна

Повышение интереса детей среднего дошкольного возраста к занятиям физической культурой

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ

 СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  

К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Для повышения интереса детей к занятиям физическими упражнениями в содержание двигательной деятельности вводятся следующие приёмы и методы.

Игровые подражательные упражнения – самый доступный для детей способ восприятия любой двигательной деятельности. При назывании движения через образ дети подражают зверям, птицам, рыбам. Образно – подражательные движения развивают творческую двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию и др. Эффективность игровых подражательных упражнений заключается в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из разных исходных положений и с большим разнообразием видов движений: ходьбы, бега, прыжков, ползания, что даёт хорошую физическую нагрузку на все группы мышц.

Знакомя ребёнка с каким – либо подражательным движением, ему не только показывают точную технику, эмоционально передают характер образа, но и предлагают сделать так же. Это вызывает у него интерес и желание подражать. Приёмы показа подражательных движений могут быть разными, это зависит от сложности того или иного движения, образа. Например, можно сначала назвать образ, а потом показать подражательное движение и попросить детей угадать его. Показ сопровождается объяснением того, как двигаются при этом разные части тела.

Бег с препятствиями дети воспринимают как игру. Взрослому только необходимо поддерживать эмоциональное состояние детей и сделать так, чтобы у них не пропал интерес к движению, так как для детей выполнить даже хорошо знакомое движение в изменённых условиях представляет трудность.

Эмоциональную окрашенность движений в беге обеспечивает физкультурное оборудование (маты, модули, гимнастические скамейки, гимнастические доски, обручи разного диаметра, «косички», колокольчики и т. п.).

При организации бега и подборе упражнений учитываются следующие требования:

  • доступность заданий возрастным и индивидуальным возможностям детей;
  • предварительное ознакомление детей с физкультурным оборудованием и пособиями;
  • своевременное усложнение двигательных заданий с постепенным увеличением пробегаемого расстояния, времени пробега и скорости;
  • индивидуальная оценка интенсивности двигательной активности детей в ходе бега.

Не следует показывать детям, как нужно выполнять то или иное задание: пробежать по гимнастической доске, переступить во время бега шнуры – «косички». Достаточно обратить внимание ребёнка на лежание предметы, назвать физкультурное оборудование, пособия и ограничиться словом, в котором присутствует установка к действию: «Беги по доске, но не спеши», «Беги и перешагивай через косички, но не наступай на них». Важно дать детям возможность ощутить мышечное состояние, связанное с преодолением трудностей. Этот методический приём развивает умение выслушивать и понимать педагога, действовать по его заданию, сохраняя в памяти последовательность.

Игровые задания «Весёлый тренинг».  Дети нуждаются в дополнительных физических нагрузках для определённых групп мышц. Игровые упражнения проводятся после выполнения основных движений в кругу вместе с педагогом в течение 2 мин. Упражнения способствуют развитию координации движений и дают нагрузку специальным группам мышц. Каждое упражнение для ребёнка – это его маленькая победа в своём физическом совершенствовании. Наблюдения за выполнением упражнений даёт возможность педагогу оценить у каждого ребёнка уровень физической восприимчивости тех или иных мышечных нагрузок и тем самым индивидуализировать объём и количество повторений. Все упражнения имеют названия, символизирующие на время его выполнения подражание каким – либо действиям различных персонажей из известных произведений и сказок, а также предметов, птиц, рыб, деревьев, зверей и др. Это позволяет детям лучше запомнить и качественнее выполнить упражнения. При этом выполнение упражнений и особенно повторений должно сопровождаться фразами и выражениями педагога, стимулирующими в сознании ребёнка поддержание образа объекта подражания.

Оздоровительные упражнения: 1 – я неделя – упражнения для профилактики плоскостопия; 2 – я неделя – упражнения для профилактики простудных заболеваний и тренировки дыхательных мышц; 3 – я неделя – упражнения на расслабление (релаксацию); 4 – я неделя – самомассаж всего тела массажными мячиками (или другими предметами).

Авторы программы «Детство» отмечают, что к концу среднего дошкольного возраста ребёнок осваивает:

  • порядковые упражнения (построения и перестроения, повороты в движении);
  • общеразвивающие упражнения: исходные положения; одновременные и поочерёдные движения рук и ног, махи, вращения рук, темп (медленный, средний, быстрый);
  • основные движения: в беге – активный толчок и вынос маховой ноги; в прыжках – энергичный толчок и мах руками вперёд вверх; в метании – исходное положение, замах; в лазании – чередующийся шаг при подъёме на гимнастическую стенку одноимённым способом;
  • подвижные игры: правила игр, функции водящего;
  • спортивные упражнения: на лыжах – скользящий шаг, повороты на месте, подъёмы на гору; в плавании – погружение в воду, попеременные движения ног, игры в воде;
  • ритмические движения: танцевальные позиции (исходные положения), элементы народных танцев, ритм и темп движений, элементы простейшего перестроения по музыкальному сигналу.

Литература

М. С. Анисимова «Двигательная деятельность детей 3 – 5 лет».