Выступление на тему: «Методические приёмы и формы по созданию условий комфортного пребывания детей разной национальности в группах старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (подготовительная группа)

Карлик Светлана Анатольевна

Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному доброму отношению к представителям других культур. Сегодня необходимо с пониманием относиться к детям, воспитывающимся в разных этнических и социально-экономических условиях.

  Ребенок, его личность является центральной фигурой образовательного процесса. Целью которого является создание условий, способствующих «присвоению» общечеловеческой культуры. Однако основой успешности достижения цели является создание условий комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении, которое характеризуется состоянием внутреннего спокойствия, активности в общении со взрослыми и сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsiya.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАЛЬНАЯ ШКОЛА №14

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ «ЁЛОЧКА»

Выступление на тему:

«Методические приёмы и формы по созданию условий комфортного пребывания детей разной национальности в группах старшего дошкольного возраста»

ГМО воспитателей старших

и подготовительных к школе групп

«Скоро в школу»

Тема: «Воспитание как приоритет

образования: традиции и инновации»

Воспитатель:

Карлик Светлана Анатольевна

   

Г.о. Электрогорск

2022г

   

(слайд 1)

   Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному доброму отношению к представителям других культур. Сегодня необходимо с пониманием относиться к детям, воспитывающимся в разных этнических и социально-экономических условиях.

  Ребенок, его личность является центральной фигурой образовательного процесса. Целью которого является создание условий, способствующих «присвоению» общечеловеческой культуры. Однако основой успешности достижения цели является создание условий комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении, которое характеризуется состоянием внутреннего спокойствия, активности в общении со взрослыми и сверстниками.

   Такая цель достигается благодаря детским видам деятельности (игра, рисование, конструирование и др., субъектами которых являются дети, а сами виды деятельности интересны и значимы для каждого из них.

   Система современного образования ведёт к смене приоритетов в деятельности педагога: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ребёнка.

   В условиях быстро меняющегося мира и формирования нового стиля жизни образовательная система должна адекватно реагировать на запросы общества, внедряя инновации и сохраняя всё то ценное что было наработано не одним поколением русских и советских учёных и педагогов.

   Одним из ведущих приоритетов воспитания ребёнка является обращение к традициям, которые содержит знания о мире и способы отношения к нему, сложившиеся в культурно-историческом процессе и представленные в образной, метафоричной форме, доступной для восприятия дошкольников. Знакомство детей с культурой народов способствует развитию их нравственных чувств, обеспечивает им комфортность внутри культурного пространства, укоренение в родной национальной культуре.

   Методических разработок по воспитанию у детей таких нравственных ценностей, как уважение к иной культуре и её носителям, способствующих развитию взаимопонимания, терпимости, открытости и дружелюбия, в настоящее время недостаточно. Однако, на современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного детства, в целях противодействия пропаганде экстремизма и снижения социально- психологической напряжённости в обществе.

    В дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе.

Главной задачей детского сада является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

   Методика толерантного воспитания предполагает: создание условии обогащение развивающей среды в группе и дошкольном учреждении

(слайд 2)

  • предметно-информационная обогащенность (предметы народного быта, костюмы народа, макеты народных жилищ, краеведческие уголки и экспозиции);

(слайд 3)

  • образцы творческой деятельности разных народов (книги, картины, изделия декоративно-прикладного искусства);

 (слайд 4)

  • знаково-символическая насыщенность (портреты исторических личностей разных народов, фотографии, герб, флаг)

(слайд 5)

  • создание мини-музеев (Холл толерантности)

(слайд 6)

  • создание галерей народного творчества «Народные праздники», «Декоративная роспись».

В результате этого развивающая среда, дошкольного учреждения функционирует в разных измерениях: как источник познавательного развития, как поле самореализации личности и как воспитательное пространство, обеспечивающее нравственное развитие дошкольников.

Из своего опыта работы с детьми разной национальности, хочу поделится с вами приёмами и формами образовательной деятельности познание культуры разных народов, с детьми старшего дошкольного возраста. 

(слайд 7)

1) Знакомство с костюмами разных народов (русский, украинский, узбекский, азербайджанским, ненецким, мордовским)

(слайд 8)

2) Ознакомление с национальной выпечкой разных народов.

(слайд 9)

3) Драматизация сказок разных народов

(русская «Колобок», мордовская «Кот и лиса», ненецкая «Оленёнок», узбекская «Волк и лиса», азербайджанская «Осёл и лиса», украинская «Рукавичка»)

(слайд 10)

4) Театрализованная игра «Теремок на новый лад» с участием «животных» из сказок разных народов.

(слайд 11)

5) Настольные игры: лото, круги Луллия, таумантроп, кубики, бумажные куклы, пазды.

(слайд 12)

6) Подвижные игры: «Чапан», «Канатоходцы», «Юрта», «Бубенцы»,

(слайд 13)

7) Знакомство с орнаментами разных народов (русский, украинский, узбекский,

(слайд 14)

8) Коллективная работа по рисованию «Флаги разных стран)

(слайд 15)

9) Лепка кукол в национальных костюмах (украинском), «Хоровод дружбы».

(слайд 16)

10) Беседы «дома народов мира», приветствия народов мира»

(слайд 17)

11) Чаепитие со сладостями разных народов

(слайд 18)

12) Традиционные блюда на Рождество у русского и украинского народа (дегустация кутьи)

(слайд 19)

13) Работа с родителями по изготовлению одежды для бумажных кукол

(слайд 20)

14) Родительские собрания «Национальные блюда разных народов»

Перед собранием была проведена предварительная работа по ознакомлению с культурой русского, мордовского, украинского народа.

Мама Алексея К. рассказала об историю появления картошки на Руси.

Бабушка Егора П. о происхождении котлет по киевски . Мама Маши С. о традиционных мордовских блинах. Мама Леры Д.  о немецком штруделе)

(слайд 21)

15) Каждый месяц в холле толерантности меняется экспозиция по ознакомлению с культурой разных народов (изучается культура народов, дети которых посещают наш детский сад)

(слайд 22)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Народная культура принадлежит определенному народу и передает быт, жизнь, обычаи, дух, ум, нрав, направление, свойственные ему.

   Создание комфортных условий воспитания через познание культуры народов способствует развитию культуры поведения, взаимопонимания, формированию веротерпимости, межнациональной толерантности»

   Подводя итог, можно сделать вывод, что создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру закладывает основы личности ребенка.  Именно в этом возрасте ребенок получает первый опыт общения, он учится правильно вести себя с близкими ему людьми, ровесниками, усваивает традиции и культуру своего и других народов.

Используемая литература:

1. Абдулкаримов, Г.Г. Об опыте работы по формированию у детей этнической толерантности [Текст]/ Г.Г.Абдулкаримов // Дополнительное образование. – 2002. – № 2.

2. Абсалямова, А.Г. Этика межнационального общения детей в поликультурной группе [Текст]/А.Г.Абсалямова, Ю.С.Горбачева. - Уфа: Творчество, 1997.

3. Дмитриев, Г.Д. Многокультурное образование [Текст]/Г.Д.Дмитриев. - М.: Народное образование, 1999.

4.Ильинская Е.А. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности: автореф.  дис. … канд. пед. – СПб., 2009.

5.Мириманова М. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности. -2002. -№2.

6.Платохина Н.А. Воспитание социокультурной толерантности личности ребёнка в условиях ДОУ //Дошкольная педагогика.- 2010 - № 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: проект "Такие разные листья" для группы младшего дошкольного возраста

Данная методическая разработка может быть полезна воспитателям ДОУ, родителям, руководителям творческих объединений и кружков художественно-эстетической и развивающей направленности.Так как все заняти...

Конспект подгруппового занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей с особыми образовательными потребностями старшего дошкольного возраста "Красота татарского национального костюма "

Конспект подгруппового занятия по ознакомлению с окружаюжим миром для детей с особыми образовательными потребностями старшего дошкольного возраста "Красота татарского национального костюма"...

Конспект занятия НОД в разновозрастной группе старшего дошкольного возраста «Кукла в мордовском национальном костюме».

-расширять представления детей о родном крае, культуре, народном творчестве;-познакомить ребят с мордовским национальным костюмом;-закреплять умение детей создавать узор из различных элементов мордовс...

Методическая панорама статья "Создание условий для организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста".

Ребенок по своей сути - исследователь.Он все познает моетодом проб и ошибок. Но ребенку очень трудно найти самостоятельно ответы на все интересующие его вопросы. В проектной деятельности дети учатся н...

«Использование квест-игр в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» (опыт работы к методическому объединению воспитателей групп старшего дошкольного возраста)

laquo;Использование  квест-игр в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»(опыт работы к методическому объединению воспитателей групп старшего дошкольного воз...

Конспект подгруппового занятия по грамоте для детей с ТНР в группе старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) по теме: «Звуки [C], [Cь].

Конспект занятия направлен на ознакомление детей с буквой «С», обозначающей согласные звуки. Научить чётко произносить звуки [C], [Сь]. Формировать умение читать букву «С» в сл...