Методическая разработка: проект "Такие разные листья" для группы младшего дошкольного возраста
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

Капустина Алла Викторовна

Данная методическая разработка может быть полезна воспитателям ДОУ, родителям, руководителям творческих объединений и кружков художественно-эстетической и развивающей направленности.

Так как все занятия, представленные в проекте, построены на бросовом, доступном и обожаемом детьми материале – опавших осенних листьях и плодах деревьев, его реализация не потребует особенных затрат и максимально приближена к интересам и потребностям ребенка в удовлетворении познавательного развития, рекомендую использовать методическую разработку полностью, чтобы сформировать у детей целостное восприятие темы «Осенние листья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_takie_raznye_listya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 38

комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРОЕКТ: «ТАКИЕ РАЗНЫЕ ЛИСТЬЯ»

для группы младшего дошкольного возраста

Автор: Капустина Алла Викторовна

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2015 г.

Аннотация

Данная методическая разработка может быть полезна воспитателям ДОУ, родителям, руководителям творческих объединений и кружков художественно-эстетической и развивающей направленности.

Так как все занятия, представленные в проекте, построены на бросовом, доступном и обожаемом детьми материале – опавших осенних листьях и плодах деревьев, его реализация не потребует особенных затрат и максимально приближена к интересам и потребностям ребенка в удовлетворении познавательного развития, рекомендую использовать методическую разработку полностью, чтобы сформировать у детей целостное восприятие темы «Осенние листья»

Вид проекта: познавательно-творческий, групповой

Классификация: краткосрочный (3 недели)

Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, воспитатель, руководитель музыкального развития, родители воспитанников.

Возраст участников: дети младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Образовательная область:  речевое, художественно-эстетическое, музыкальное, физическое социально-коммуникативное, познавательное развитие.

Актуальность темы:

Проектная деятельность имеет большое значение в обучении и развитии детей. Во время работы над проектом, дети получают глубокие знания, формируются стойкие ассоциативные связи, что важно для детей младшего дошкольного возраста, развивается наглядно-образное мышление, воображение, растет творческий потенциал ребенка, формируется зона ближайшего развития. Именно такой способ работы позволяет сформировать у ребенка целостное представление об изучаемом объекте. Каждое следующее занятие обогащает опыт ребенка, открывает ему еще одну грань, помогает по-новому взглянуть на изучаемый объект, расширяет его мировоззрение, учит творчеству. Кроме того, что развивается воображение, также развиваются процессы анализа и синтеза. В итоге ребенок имеет четкий сформировавшийся образ изучаемого объекта, глубокие знания по конкретной теме. В этом принципиальная разница между обычной учебной деятельностью, где ребенок получает поверхностные знания из разных областей без возможности глубокого исследования. В условиях, когда ребенок добывает знания сам в интересной форме, последовательно, раз, за разом возвращаясь к одной и той же теме, но под разным углом обозрения мы получаем полностью сформировавшееся представление. Проектная деятельность отталкивается от проблемного обучения, которое предполагает, что обучение ребенка идет от его интереса, ребенок сам находит ответы по интересующей его теме.

Так, листик, принесенный ребенком в группу с улицы, стал объектом большого исследования. Возникший интерес подхватывает взрослый и помогает организовать исследование объекта, какой он, откуда, для чего он нужен и как может пригодиться ребенку.

В стандартной группе детского сада мы видим детей с разным уровнем подготовки, с разным уровнем развития, разными интересами. В такой ситуации не каждый ребенок в состоянии быть активным участником, понять и усвоить разработанное стандартной программой занятие. Проект же позволяет проявить себя ребенку с любым уровнем подготовки и развития. Каждый ребенок становится активным участником, старается и увлеченно ищет ответы по исследуемой теме вместе со всей группой и общими усилиями дети делают новое открытие. По завершению проекта мы имеем не только богатый опыт у каждого ребенка в отдельности по изучаемой теме, но и развивается умение работать вместе, в команде, сообща, что, несомненно, сплачивает детский коллектив, учит дружбе и взаимному уважению. Дети заинтересованы в обучении, которое превращается в увлекательное исследование и формирует познавательный интерес.

        Почему именно листья стали объектом исследования?  Листья ребенок видит каждый день. Видит везде: на улице, на картинках в книгах, на одежде, в мультфильмах и т. д. Листья такие разные: по цвету, форме, размеру, разные на ощупь. Ребенок задается вопросами: почему они такие разные, для чего они нужны и для чего  могут пригодиться именно ему. Дети с радостью их рассматривают, собирают, но что с ними делать дальше не знают. Задача взрослого: помогать ребенку осваивать окружающий его мир. Организовать это исследование, найти ответы на интересующие ребенка вопросы.

И мой проект начался за стенами группы, во время прогулки дети собирали листья, играли с ними и задавали вопросы мне - воспитателю. Я организовала наблюдение за деревьями осенью и их листьями. Дети обратили внимание на разнообразие красок, форм, рассматривали  листья, лежащие на земле, и листья еще не опавшие с дерева, походили по опавшей листве, устроили листопад, собирали букеты из листьев для родителей.

Ни одна обучающая игрушка не может сравниться с природой. Ребенок непосредственно через органы чувств воспринимает объект: форму, величину, цвет,  пространственное расположение, движения, текстуру и т. д.
Растительный мир является источником развития логического мышления. На основе представлений о листьях, дети учатся видеть связи и зависимости.
Растения – это источник для различных видов деятельности - наблюдение, игра, труд, экспериментирование, творчество и т. д. В результате формируется любознательность, наблюдательность, развивается фантазия.

Цели проекта: обогащение и углубление представлений у детей о листьях, плодах, деревьях, формирование познавательного интереса и бережного отношения к живой природе, привлечение в образовательно-воспитательный  процесс родителей воспитанников, разработать наглядные материалы и пособия, оказывающие развивающее воздействие на детей младшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  • расширение представления у детей о разнообразии листьев,
  • формирование и обогащение представления у детей о деревьях и их плодах,
  • приобщать детей к процессу познания через вовлечение их в разные виды практической и игровой деятельности,
  • создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний, умений,
  • осуществлять речевое развитие, обогатить и активизировать словарь детей,
  • формировать умение слушать, понимать и отвечать на вопросы воспитателя,
  • закреплять навыки организованного поведения в детском саду, формировать доброжелательное отношение друг к другу,
  • передавать в творческих работах красоту окружающей природы,
  • формировать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения,
  • развивать воображение и творческие способности детей
  • формировать у детей интерес к окружающему миру, родной природе,
  • осуществлять сенсорно-моторное развитие детей.

Предполагаемый результат: обогащение знаний детей о листьях и деревьях ближайшего окружения; умение устанавливать взаимосвязь между листьями, плодами и деревьями, дети проявляют познавательный интерес, отвечают на вопросы, эмоционально отзывчивы.

Результат проекта: выставка поделок из листьев (включение родителей), схема составления описательного рассказа листа дерева, детские работы по рисованию и по лепке, открытое музыкальное занятие, интегрированное занятие по познавательному развитию и художественному творчеству: викторина и коллективная работа по рисованию ладошками «Осеннее дерево».

Принципы реализации проекта:

  1. доступность:

▪ учет возрастных особенностей детей,

▪ адаптированность материала;

2.     систематичность и последовательность:

▪ постепенная подача материала от простого к сложному,

▪ частое повторение усвоенных знаний, правил и норм;

     3.     наглядность и занимательность:

     ▪ предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза;

    4.     динамичность:

     ▪ интеграция проекта в разные виды деятельности;

     5.     дифференциация:

     ▪ создание благоприятной среды для усвоения предложенного к изучению материала каждым ребенком

Содержание проекта:

1. Интегрированное занятие по речевому развитию и художественному творчеству: рисование  «Лист кленовый»

Цель: создание образа осеннего листа клена

2. Занятие - экспериментирование  «Плывет, плывет кораблик»

Цель: провести эксперимент с кленовым листом и водой

3. Интегрированное занятие по формированию элементарных математических представлений и художественному творчеству: обрывная аппликация  «Яркие листья»

Цель: создание образа кленового листа силуэтно - плоскостным способом

4. Интегрированное занятие по речевому развитию и художественному творчеству: пластилинография «Осенние листочки»

Цель: сформировать образ осеннего дерева

5. Интегрированное занятие по познавательному развитию и художественному творчеству: аппликация из листьев вяза «Ёжик»

Цель: создать образ ежика

6. Интегрированное занятие по речевому развитию и художественному творчеству: коллективная аппликация « Могучий дуб»

Цель: сформировать у детей образ могучего дуба

7. Интегрированное занятие по формированию элементарных математических представлений и художественному творчеству: аппликация «Солнышко»

Цель: сформировать понятие «круг»

8. Интегрированное занятие по познавательному развитию и конструированию: «Зайкина кладовочка»

Цель: научить детей конструировать заборчик из кирпичиков

9. Интегрированное занятие по формированию элементарных математических представлений и художественному творчеству: лепка «Веточка рябины»

Цель: выполнить из пластилина веточку рябины

10. Интегрированное занятие по познавательному развитию и художественное творчество: аппликация «Бабочка»

Цель: дать знания детям о крылатке – плод клена

11. Интегрированное занятие по речевому развитию и художественному творчеству: лепка «Разноцветные шляпки»

Цель: сформировать у детей представление о желудях – плод дуба

12. Интегрированное занятие по речевому развитию и экспериментированию «Волшебные желуди»

Цель: закрепить и расширить имеющиеся у детей знания о желудях

13. Интегрированное занятие по познавательному развитию и музыкальному развитию «Осенняя симфония»

Цель: сформировать общее понятие об изображении и звучании осеннего леса

14. Интегрированное занятие по познавательному развитию и художественному творчеству: коллективная работа по рисованию ладошками «Осеннее дерево»

Цель: выявить и обобщить полученные детьми знания о листьях, плодах и деревьях

Форма проведения – викторина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка игр по ПДД для детей младшего дошкольного возраста.

Методическая разработка игр по ПДД для детей младшего дошкольного возраста. "Воробышки и кот" Дети изображают воробышков. Один – «кот», он сидит на стуле. «Кот» поочередно называет цве...

Методическая разработка "Нетрадиционные методы рисования с детьми младшего дошкольного возраста".

Советы и рекомендации как правильно и играя развивать мелкую моторику у ребенка....

Методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Как лисёнок искал ёжика»

Одним из важнейших средств познания окружающего мира для детей 3-4 лет является возможность понимать речь и говорить. Воспитателям следует не только поощрять инициативу ребенка вступать в речевое обще...

Методическая разработка развлечения по здоровьесбережению в группе младшего дошкольного возраста «Заяц – непоседа»

Материал поможет способствовать формированию у воспитанников  осозноного отношения к своему здоровью, приобрести навыки безопасного поведения в окружающей среде...

Методическая разработка: проект "Осенние листья" для группы подготовительного дошкольного возраста

Данная методическая разработка может быть полезна воспитателям ДОУ, родителям, руководителям творческих объединений и кружков художественно-эстетической и развивающей направленности. Так как все занят...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие с Кроликом»

Математика, особенно для детей младшего возраста должна быть занимательной. Игра это основная деятельность ребёнка, особенно младшего возраста. Поэтому я стараюсь проводить ее в игравой форме....