Развивающая среда в детском саду. Знакомство с центром экологии.
методическая разработка

Соколова Елена Викторовна

Развивающая среда является одним из условий, обеспечивающих качество дошкольного образования. Научно обоснованная организация среды в целом определяет эффективность образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, создает благоприятные условия для развития личности и деятельности детей раннего и дошкольного возраста.

Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_sreda_v_detskom_sadu.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающая среда в детском саду. Знакомство с центром экологии.

Развивающая среда является одним из условий, обеспечивающих качество дошкольного образования. Научно обоснованная организация среды в целом определяет эффективность образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, создает благоприятные условия для развития личности и деятельности детей раннего и дошкольного возраста.

Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка.

В современном учреждении дошкольного образования предметно-пространственная развивающая среда должна отвечать требованиям:

Безопасность предполагает соответствие всех элементов предметно-пространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Одним из требований к отбору материалов и оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Оно должно быть устойчивым и прочным. Материалы, из которых изготовлено игровое оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию учебной программы дошкольного образования. Насыщенность предполагает оснащение среды средствами обучения и воспитания, игровыми материалами, игровым и спортивным оборудованием и инвентарем; разнообразие материалов и оборудования обеспечивающее игровую, познавательную, творческую и двигательную активность воспитанников, их эмоциональное благополучие. Предметное окружение детей раннего возраста предоставляет возможности для развития движений, моторики, координации, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Трансформируемость среды предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации (от меняющихся интересов и возможностей детей). Игровое пространство развернутой сюжетно-ролевой игры изменяется в соответствии с сюжетом новой игры-спутника.

Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Полифункциональность предполагает использование детьми предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления в разных видах детской деятельности. Так, например, предметы-заместители (детали конструктора, коробки) активно используются ребенком в игровой деятельности, природные материалы (песок, плоды и семена) – в познавательной, игровой и художественной и др.

Вариативность среды предполагает наличие в ней различных пространств и разнообразных игровых материалов и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Под вариативностью среды понимается наличие мест и материалов для игры, конструирования, экспериментирования, объектов для наблюдений и исследований; сменяемость игрового материала, в зависимости от расширения круга детских интересов и возможностей; появление в среде новых, «незнакомых» предметов, стимулирующих их игровую, познавательную и творческую активность.

Доступность – возможность свободного доступа детей к играм, игровым материалам и оборудованию, обеспечивающим разнообразные виды детской деятельности. Соответствующее расположение мебели, игрового оборудования, свободные проходы позволяют каждому ребенку беспрепятственно взять материал и организовать совместную со взрослым или самостоятельную деятельность.

При создании среды необходимо руководствоваться и современными требованиями к организации образовательного процесса. Для проведения занятий, игр, наблюдений педагог подбирает и размещает в групповом помещении игрушки, материалы и оборудование для специально организованной и нерегламентированной деятельности детей в соответствии с Перечнем средств воспитания и обучения. Он включает оборудование, игрушки, игровой материал, наглядные пособия, которые отвечают психолого-педагогическим, эстетическим, эргономическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям и нормам. Задача педагога спроектировать развивающую предметную среду в соответствии с данным перечнем и содержанием учебной программы дошкольного образования.

Таким образом, среда должна:

-обеспечивать полноценное и своевременное развитие ребенка;

-побуждать детей к деятельности;

-способствовать развитию самостоятельности и творчества;

-обеспечивать развитие субъектной позиции ребенка.

Экологический центр: Формирование элементарных представлений о некоторых общих для человека, животных и растений признаках:  движении, питании, росте.

-Цветущие растения.

-Предметы по уходу за растениями: лейки, тряпочки, тазы.

-Картинки с сезонными изменениями природы, отражающие части суток (день, ночь), состояние погоды.

-Природный материал для исследования: песок, вода, глина, разные виды бумаги, краски, пластилин. (материал хранится в ящиках, емкостях).

Общие требования к экологическим центрам.

Требования растут и расширяются год от года и отражены в образовательных программах:

Согласно санитарным нормам в групповых помещениях, раздевалках, спальнях запрещено размещать животных. Если в детском саду хотят, чтобы дети имели возможность наблюдать и ухаживать за ними, для них отводят отдельное помещение,  куда  дети  могут ходить  на экскурсию с воспитателем.

Расположение с учётом естественного освещения. Растения, которые там находятся, не должны быть затенены мебелью, игрушками, то есть им нужно предоставить максимум солнечного света в дневное время

 Безопасность. Растения, материалы и инструменты не должны причинять детям вреда и не представлять  опасности.

Исключить колючие и ядовитые растения, а мелкие природные материалы (камни, фасоль, горох, ракушки) дети должны использовать под присмотром  воспитателя.

Это же требование относится к оборудованию для опытов и экспериментирования: оно не должно содержать стеклянных, острых предметов (пробирок, пинцетов). Пользоваться им детям разрешено под присмотром педагога.

Однако, чтобы поощрять дошкольников к самостоятельности в исследовании, нужно иметь достаточное количество безопасных объектов, которыми дети могут пользоваться по собственной инициативе. Например, коллекцию семян растений, запаянных наглухо в пластиковые пакеты, дошкольники могут рассматривать самостоятельно, начиная со средней группы.

С этого же возраста детям можно давать небьющиеся увеличительные стёкла в пластиковой оправе. Детям младших групп для обследования и игры можно предложить пластиковые муляжи овощей и фруктов, фигурки животных, каштаны, листья.

Необходимо удостовериться, что ни на одно растение или животное у воспитанников нет аллергии.

Мебель должна быть хорошо закреплена, а полки находиться на уровне глаз детей. Малышам не следует тянуться вверх, чтобы всё рассмотреть.

Эстетичность оформления, яркость и привлекательность. В любом групповом помещении уголок природы обычно несёт  эстетические функции: он украшает группу благодаря зелёным частям растений, цветам, а также календарю природы, детским рисункам и другим поделкам.

Разнообразие. Выполнение этого требования достигается за счёт наполнения центра согласно возрасту детей, необходимыми растениями, материалами и оборудованием.

Использование игрушек при оформлении уголка природы:

Забавным и вызывающим массу положительных эмоций дополнением уголка станет сказочный герой, игрушка в виде гнома, феи, лесовичка. Этот персонаж может появиться однажды с интересным или необычным подарком: особенно ярким осенним листочком, корзинкой сладких яблок для малышей, роскошной рябиновой гроздью, которую потом засушат на корм птицам. Сказочный герой остаётся жить в уголке природы, внося в естественную среду элемент волшебства и фантастичности, что очень нравится детям. Общение с этим персонажем может превратиться в традицию: дети гораздо охотнее поделятся впечатлениями о произошедшем на прогулке с любимым героем, чем просто перескажут увиденное. В центре может поселиться добрый и забавный сказочный персонаж. Герой может «принимать участие» во всех видах деятельности детей: помогать им отмечать погоду в календаре, ухаживать за растениями, играть в дидактические игры. Он может «радоваться», когда дети делают добрые дела, ухаживают за питомцами в экологической комнате, и «грустить», когда ребята забыли полить растения или привести в порядок оборудование для опытов. Фотогалерея: образцы макетов климатических зон. Замечательным будет создание простейшего макета одной или нескольких природных зон, свойственных местности, где проживают дети, например, лесной поляны, пруда, реки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание социокультурной и предметно-развивающей среды в детском саду

Создание театральных уголков в группах детского сада, основные требования знакомства с различными видами театра....

"Принципы построения предметно-пространственной развивающей среды в детском саду" (на материале ГДОУ № 23 Пушкинского района)

Статья опубликована в сборнике "Процессы модернизации и ценности культуры" : Материалы XVIII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры»...

Использование развивающей среды территории детского сада , в развитии речи детей,в летней -оздоровительный период

Лето -это  период не только отдыха от занятий детей , но и еще одна возможность воспитателя проверить все то- что ребенок усвоил за пройденный период. Чтобы закрепить знания детей по развитию реч...

Предметно-развивающая среда в детском саду

Перечень оборудования к предметно-развающей среде во всех группах детского сада...

Предметно-развивающая среда в детском саду.

"Самостоятельная двигательная деятельность детей в условиях ограниченного пространства". Цель этой работы: развитие координации, пространственного воображения и восриятия, понимания пространственных о...

Тема: «Создание предметно-развивающей среды в детском саду, в условиях агробизнес-образования». Вид методической продукции: «Развивающая-доска Бизиборд- «Сад-огород».

Аннотация.Что представляет собой наш бизиборд «Сад-огород».В современной педагогике бизибордом называют специальную доску (стенд, щит, дом, на которой размещены разнообразные обу...

Предметно - пространственная развивающая среда в детском саду. Маркеры на уголки (центры) в младшей группе детского сада.

Предметно - пространственная развивающая среда в  детском  саду. Маркеры на уголки (центры) в младшей группе детского сада....