Создание мультфильмов старшими дошкольниками, как результат поисково-исследовательской деятельности.
статья

Келл Анна Валерьевна

В статье раскрывается вопрос создания мультфильмов детьми старшего дошкольного возраста в процессе поисково-исследовательской деятельности, выделены основные этапы работы в данном направлении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание мультфильмов старшими дошкольниками, как результат поисково-исследовательской деятельности.

Мультипликация в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства, доступны ребенку. Детская мультипликация является поистине универсальным средством обучения и воспитания. Дошкольный возраст – самый прекрасный период развития личности. Те основы деятельности, которые закладываются в детском саду, остаются с ребенком на всю жизнь. Согласно ФГОС ДОО ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Открывать новые знания, встраивать их в систему, применять на практике возможно с помощью применения системно-деятельностного подхода и технологии «Мультстудия». Мультипликация играет важную роль и значение в эмоциональном и интеллектуальном развитии всех детей. Мультфильмы, как сказки и рассказы учат малышей отличать вымысел от реальности, ценить честность и добро, бороться со злом, учат ориентироваться в сложных ситуациях и ценить прекрасное. Мультфильм – это особая и неотъемлемая часть детства. Это мир, в котором каждый ребёнок, может забыть о реальности и помечтать о сказке. Дети любят сочинять сказки, истории, рассказывать их другим.  Еще с большим интересом они смотрят мультфильмы. А что, если соединить столь интересные для детей занятия?

В век информационного прогресса компьютерные технологии быстрым темпом входят в нашу повседневную и профессиональную жизнь. Это дает огромные возможности для создания различных инновационных проектов в работе с детьми.

Мультипликация в образовательном процессе – современный вид проектной, исследовательской деятельности, очень привлекательный для детей. Осуществляя такой вид деятельности, мы поддерживаем любое стремление к творчеству, оказываем максимально возможное влияние на формирование в каждом из них свободной творческой личности, человека креативного, как самого дорогого и востребованного в современном обществе «продукта» образования.

Одним из ключевых вопросов исследовательского обучения является постановка ребенка в позицию исследователя. К сожалению, или к счастью, природа творческого озарения, позволяющая увидеть проблему исследования, неясна до конца современной науке. Но одно можно утверждать точно: ребенок, охваченный интересом к проблеме своего исследования, испытывает такие же сильные эмоции, как и взрослый исследователь. Если тема не навязана ребенку, он на протяжении всего исследовательского поиска испытывает устойчивый интерес, волнение, радость познания.

Мультипликация выступает действенным средством создания авторских произведений, отражающих всю гамму эмоций, которые испытывает маленький исследователь. Переживания ребенка, его самостоятельное движение к истине, ложатся в основу сюжетов мультфильмов, делая их не просто уникальными, но и крайне важными для автора.

В основу работы заложены принципы Н.С. Муродходжаевой и И.В. Амочаевой, которые выделяют два основных направления работы:

•     сюжет авторского мультфильма повторяет этапы исследования;

• авторский мультфильм творчески интерпретирует проблему исследования и полученные выводы.

В случае, когда сюжет мультфильма поэтапно раскрывает ход исследования, авторы рекомендуют следующие этапы работы:

1) Создание главного героя в соответствии с объектом исследования.

2) Соотнесение сюжета с рабочей гипотезой.

3) Взаимосвязь пиктограмм и композиционного оформления мультфильма.

4) Отражение выводов исследования в мультфильме.

Самым сложным по мнению Савенкова А.И.  бывает выбор темы исследования.

В методике исследовательского обучения все темы детских исследований объединяется по трем группам:

  • фантастические - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
  • эмпирические – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
  • теоретические - темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что можно увидеть в фильмах или прочитать в книгах и др.

Существуют общие критерии выбора тем любой из этих трех групп:

  • Личный интерес ребенка.
  • Выполнимость.
  • Оригинальность.
  • Компактность.

Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей "трёх вопросов”: Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать?. Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача педагога создать условия для реализации познавательной деятельности детей, помочь в выборе главного героя в соответствии с объектом исследования.

Далее идет этап выдвижения гипотез. Гипотезы обычно начинаются со слов «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что, если». После того, как гипотезы выдвинуты, требуется дать им предварительную оценку. Ведь их может быть очень много. Здесь необходимо соотнести сюжет будущего мультфильма с гипотезой.

На этапе выявления и систематизации подходов к решению (выбор методов исследования) задачей маленьких исследователей является получение как можно больше новых сведений о том, что является предметом их исследования, и подготовка о нем сообщение — небольшой доклад, создание сценария мультфильма. Для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать все, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать ее. Это можно сделать с помощью различных методов, таких как наблюдение, эксперимент, посмотреть в книгах, обратиться к компьютеру, подумать самостоятельно и даже задать вопросы специалисту, то есть разработать методику проведения исследования.

Затем следует следующий этап - сбор и обработка информации (фиксация полученные знания). В процессе сбора информации из различных источников маленький исследователь не просто получает объем знаний, но и сталкивается с тем, что характер информации различен. Зафиксировать весь разноплановый поток фактов и суждений, вычленить главное и нащупать структурные связи позволяет пиктографирование (запись знаками и рисунками важнейших узнаваемых черт объекта, предмета или явления, на которые он указывает). Для создания мультфильма накопленные в ходе исследования пиктограммы группируются, уточняется сюжет.

После этого анализируются и обобщаются полученные материалы и идет подготовка отчета, окончательно продумывается сценарий, делается раскадровка, разрабатываются персонажи, декорации и фоны к мультфильму, происходит съемка. В ходе озвучивания маленькому исследователю необходимо вложить в уста героев фразы, «говорящие» о гипотезе, вопросах, основных фактах, анализе данных и выводах.

Любое исследование нужно защитить публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы, для этого можно организовать совместный просмотр полученного мультфильма, обсуждение работы.

Таким образом, создание мультфильма в процессе поисково-исследовательской деятельности позволяет всесторонне развиваться ребенку, закрепляет познавательную активность и любознательность к окружающему миру. Продолжая жить в мире детства, но приобретая взрослые профессиональные навыки, дети реализуют все свои исследовательские и творческие замыслы.

Литература:

  1. Велинский Д. В. Технология процесса производства мультфильмов в техниках перекладки. Методическое пособие. Издание второе, исправленное и дополненное. 2011 г.
  2. Зубкова С.А., Степанова С.В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. №5. С.54–59
  3. Муродходдаева Н.С., Амочаева И.В. Мультстудия «Мой мир». Методические рекомендации. – Москва, 2017.
  4. Почивалов А.В. Пластилиновый мультфильм своими руками: как оживить фигурки и снять свой собственный мультик. – М.: Издательство «Э», 2015.
  5. Пунько Н.П., Дунаевская О.В. Секреты детской мультипликации: перекладка: метод. пособие. – М.: Линка-Пресс, 2017.
  6. Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. Лекции 5-8. М.: педагогический университет «Первое сентября», 2007.
  7. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – М.: Федоров, 2010.
  8. Тихонова Е.Р. Рекомендации по работе с детьми в студии мультипликации. Издание второе. Переработанное и дополненное, 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Познавательное развитие дошкольника в процессе поисково-исследовательской деятельности». (из опыта работы)

 Жизнь в меняющимся мире требует от человека самостоятельности и инициативности. Начинают формироваться эти качества уже в детстве под непосредственным руководством взрослого, то есть роди...

Методические рекомендации по применению способа фотофиксации хода и результатов поисково-исследовательской деятельности с дошкольниками

Медодические рекомендации по применению способа фотофиксации хода и результатов поисково-исследовательской деятельности с дошкольниками могут быть полезными педагогам, работающим в дошкольных образава...

2018 год - "Воспитание экологической культуры дошкольников на основе поисково-исследовательской деятельности»"

laquo;Воспитание экологической культуры дошкольников  на основе поисково-исследовательской деятельности»...

Из опыта работы по теме:«Познавательное развитие дошкольника в процессе поисково-исследовательской деятельности».

На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности....

«Создание мини-агрокомплекса «Теплица» для осуществления поисково-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на базе МБДОУ ДС №123 «Тополёк» »

Экология стала одним из главных направлений развития системы  образования в России. Однако, совершенно очевидно, что обучить дошкольников экологии только на занятиях совершенно невозможно. Необхо...

Картотека дидактических игр направленных на формирование познавательной активности дошкольников в процессе поисково-исследовательской деятельности с применением методов ТРИЗ.

Картотека дидактических игр направленных на формирование познавательной активности дошкольников в процессе поисково-исследовательской деятельности с применением методов ТРИЗ....

Проект «ДОБРОМУЛЬТ». Духовно-нравственное просвещение старших дошкольников с помощью создания мультфильмов. Старший дошкольный возраст.

Проект «ДОБРОМУЛЬТ».Духовно-нравственное просвещение старших дошкольников  с помощью создания мультфильмов.Старший дошкольный возраст....