Программа дол.образования "Необычные опыты"
методическая разработка (подготовительная группа)

Ибрагимова Милана Османовна

Цель Программы: – развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира.

Задачи:

Обучающие:

  • Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
  • Углублять и расширять знания об окружающем мире.
  • Расширять знания естественно - научные представления об окружающем мире;
  • Закреплять знания о правилах техники безопасности при работе.

Развивающие:

  • Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
  • Развивать самостоятельность, познавательную инициативу, творчество в познавательно-исследовательской деятельности, поддерживать проявления индивидуальности в исследовательском поведении ребенка, избирательность детских интересов.
  • Развивать умение замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но и менее заметные, скрытые; устанавливать связи между качествами предмета и его значением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов по одному-двум признакам.

Воспитательные:

  • Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами.
  • Вызывать интерес к окружающему миру, воспитывать любовь к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_neobychnye_opyty_gruppa_16.docx73.91 КБ

Предварительный просмотр:

           Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа – сад № 10» города Когалыма

ПРИНЯТА

решением педагогического совета

МАОУ «Школа - сад № 10»

протокол от 30 августа 2021г. № 1

          УТВЕРЖДЕНА

          приказом директора

          МАОУ «Школа - сад № 10»

          от «31 » августа  2021 г.   № 561

Дополнительная общеобразовательная программа

«Необычные опыты»

направленность: естественнонаучная

 

 

Уровень: стартовый

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 учебный год

   

                                                                                                                   

Составители:

                                                                                                          Ибрагимова Милана Османовна

                                                                                                               Маковская Татьяна Олеговна

                                                                

г. Когалым

 2021-2022 год

Содержание

Пояснительная записка

3

Направленность Программы

3

Перечень нормативно-правовых актов

4

Цель и задачи Программы

4

Адресат Программы

4

Уровень Программы, объем и срок реализации

5

Условия реализации Программы

5

Учебный план

6

Перспективное планирование деятельности.

6

Содержание программы

7

Календарно -  тематическое планирование

«НЕОБЫЧНЫЕ ОПЫТЫ»

7

Планируемые (ожидаемые) результаты

22

Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы

22

Методические материалы

23

Организационно-педагогические условия реализации Программы

24

Календарный учебный график

24

Материально-технические условия реализации Программы

25

Кадровое обеспечение реализации Программы

25

Список литературы

25

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Один опыт стоит                      

тысячи слов»

арабская пословица

Направленность программы: естественнонаучная

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность Программы.

Экспериментальная деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не готов и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется, при этом все действия носят пробующий характер. Пробующие действия специфичны тем, что ребенок, производящий их, готов к любому неожиданному результату. Это позволяет ребенку эффективно познавать доступные ему предметы и явления. Поэтому экспериментирование можно применять как эффективный способ обучения детей.                                                                                                                                                                       Настоящая программа разработана на методических рекомендациях  академика А.Н. Подъякова. Она описывает курс экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста 6-7 лет (подготовительная группа),  сверх обязательного минимума содержания экспериментальной деятельности. В данной программе предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов, а самое главное,  чтобы ребенок выступал как своеобразный  исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.  В ходе экспериментальной деятельности педагог должен способствовать созданию ситуаций, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и,  анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.                                                                                                      

Одна из основных задач  данной кружковой деятельности – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого необходимые условия. Во время проведения занятий педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия. Результатом экспериментирования становится опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

Перечень нормативно-правовых актов

Программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г.        

№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

  • Приказом Министерства просвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726 «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей»;
  • Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» («Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

-     Основной образовательной программой дошкольного образования МАОУ      

      «Школа - сад № 10»;

  • Локальными и распорядительными актами ДОО.

Цель Программы: – развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира.

Задачи: 

Обучающие:

  • Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
  • Углублять и расширять знания об окружающем мире.
  • Расширять знания естественно - научные представления об окружающем мире;
  • Закреплять знания о правилах техники безопасности при работе.

Развивающие:

  • Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
  • Развивать самостоятельность, познавательную инициативу, творчество в познавательно-исследовательской деятельности, поддерживать проявления индивидуальности в исследовательском поведении ребенка, избирательность детских интересов.
  • Развивать умение замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но и менее заметные, скрытые; устанавливать связи между качествами предмета и его значением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов по одному-двум признакам.

Воспитательные:

  • Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами.
  • Вызывать интерес к окружающему миру, воспитывать любовь к природе.

Адресат Программы

Программа «Необычные опыты» естественнонаучная направленности актуальна для детей 6-7 лет (подготовительная группа).

Уровень Программы, объем и срок реализации

Уровень

Программы

Объём

Программы

Количество недель, месяцев, год

Форма обучения

Срок реализации программы

Стартовый

1/4/32

32/8/1

очная

с 1.09.21-31.05.22г

Условия реализации Программы

Программа «Необычные опыты » реализуется в очной форме, предназначена для детей 6 – 7лет и рассчитана на 8 месяцев, 32 недель. Режим кружковой работы соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей и способствует их гармоничному развитию. В объединение принимаются дети по желанию, без предъявления специальных требований, зачисление производится по желанию родителей или лиц их заменяющих. Количество воспитанников в группе - 23 человек.

Формы реализации

Периодичность

Продолжительность

Расписание

групповые

1 раз в неделю

30 мин

30 мин

Для детей седьмого года жизни образовательная деятельность по кружковой работе составляет 1академический час в неделю. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности составляет 30 минут соответственно. Выходные дни суббота , воскресенье, нерабочие – праздничные дни. Объем программы – 36 академических часа.

Программа предполагает организацию совместной и самостоятельной деятельности.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Перспективное планирование деятельности.

Темы

«Экскурсия в детскую лабораторию»

«Игра в шпионов»

 «Загадочные яйца»

 «Рекордный вес»

«Вода течет вверх»

 «Листопад в тарелочке молока»

«Магнит – фокусник»

«Стальной барьер»

 «Как достать скрепку из воды не намочив рук»

«Цветы лотоса»

«Волщебная трубочка»

 «Как таит лёд»

«Рыбки»

 «Ожившие волосы».

«Способ обнаружения воздуха, воздух невидим»

«Воздух помогает рыбам плавать».

«Плавающий апельсин».

 «Выращиваем чудо кристаллы»

«Рассматривание песка через лупу»

«Как вода поступает к листьям»

«Фильтрование воды»

«Мыло и её свойства»

 «Извержение вулкана»

 «Оживщие рисунки»

 «Лава – лампа»

 «Дождевые облака»

 «Цветное молоко»

 «Пизанская башня»

 «Тайный похититель варенья. А может, это Карлсон?»

 «Надувающийся шар»

«Солнце и космос»

 «Разбегающиеся зубочистки»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Календарно -  тематическое планирование

«НЕОБЫЧНЫЕ ОПЫТЫ»

№ занятия,

Тема

      Цель

Материалы и оборудование

Проведение опыта

Планируемая дата реализации

Фактическая дата реализации

1. «Экскурсия в детскую лабораторию»

Познакомить детей с оборудованием и помещением для исследовательской деятельности. Поддержать и развивать интерес у ребёнка к исследованиям, открытиям.

Закрепить представления о правилах безопасного поведения, во время проведения опытов.

Презинтация «Экскурсия в лабараторию»

Показ презентации «Кто такие ученые»

Рассматривание содержания уголка по экспериментированию в группе.

07.10.2021

2. «Игра в шпионов»

Воспитывать интерес к шпионской деятельности, исследованиям; развивать мышление, наблюдательность, речь, познавательный интерес.

½ лимона, 100г молока, 2ватные палочки и 2листа бумаги на каждого ребенка, настольная лампа или свеча со спичками.

На чистом листе бумаги сделать рисунок или надпись молоком, лимонным соком или уксусом. Затем лист бумаги нужно нагреть  и вы увидите, как невидимое превращается в видимое.

14.10.2021

3. «Научу яйцо плавать»

Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; развивать мышление, наблюдательность, речь; показать и объяснить, как определять сырое яйцо или варенное, показать, что вода расширяется.

Два сырых куриных яйца, поваренная соль, два стакана и вода.

Надо налить в стаканы воду, в один из них высыпается соль, все тщательно размешивается;

В каждый стакан погружается яйцо;

Наблюдаем, как в чистой воде яйцо тонет, а в соленой всплывает на поверхность.

21.10.2021

4. «Рекордный вес»

Поддержать и развивать интерес у ребёнка к исследованиям, открытиям.

Две опоры для «моста»

Лист бумаги

Груз

Положим сверху лист бумаги, чтобы получился "мостик".

 Поставим на лист груз. Бумага не выдержит веса  и прогнётся вниз.

Теперь сложим лист бумаги гармошкой.

Положим эту "гармошку" на две жестяные банки и поставим на неё груз . Гармошка не прогибается!

28.10.2021

5.«Вода течет вверх»

Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; развивать мышление, наблюдательность, речь; показать,как происходит процесс впитывания жидкости твердым телом.

набор акварельных красок, маленькие стеклянные стаканчики по количеству цветов, вода, обыкновенные влажные салфетки.

Сворачиваем салфетки в полосочки одинакового размера;

Выставляем стаканы по кругу и наполняем водой примерно на 75%;

В каждый второй стакан капаем краску и смотрим, чтобы жидкость полностью изменила оттенок;

Соединяем стаканы салфетками и смотрим, как постепенно вода поднимается, а в чистых стаканах формируются цвета.

11.11.2021

6. «Листопад в тарелочке молока»

Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; развивать мышление, наблюдательность, речь;

Ватный диск (Изватного диска вырезаем форму дерева, фломастерами рисуем цветные точки)

Молоко

Фломастеры на водной основе

Плоская тарелка

Пипетка

Жидкое мыло

В плокую тарелкуналкаем молоко ,  помещаем ватный диск с изображением дерева, капаем пипеткой жидкое мыло.

18.11.2021

7.«Магнит – фокусник»

Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.      

Магнит, мелкие кусочки бумаги, пластмасса, ткань, стакан с водой, емкость с песком, скрепки, мелкие проволочки,

Предлагается выяснить, могут ли магнитные силы действовать на расстоянии, нужно поднести магнит и наблюдать за предметом, на большом расстоянии действие прекратится. Уточняют, могут ли магнитные силы проходить через разные материалы, нужно положить предмет с одной стороны, а с другой – магнит и перемещать его. Выбирают любой материал, проверяют действие магнитных сил через него; накрывают мелкие предметы чем-нибудь, подносят магнит, приподнимают его; насыпают мелкие предметы на исследуемый материал и снизу подносят магнит.

25.11.2021

8.«Стальной барьер»

Продолжать знакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами  (алюминий и сталь).      

Четыре металлические скрепки, алюминиевая фольга, прямоугольный магнит, стальной шпатель.

Положите скрепки на стол и накройте их листом фольги, а сверху положите магнит. Приподнимите магнит и посмотрите, сдвинулись ли с места скрепки. Положите скрепки под шпатель.

Поместите на шпатель магнит. Поднимите шпатель с магнитом и посмотрите, сдвинулись ли скрепки. Магнит притягивает скрепки через фольгу, а через шпатель - нет.

02.12.2021

9. «Как достать скрепку из воды не намочив рук»

Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде.

Магнит

Тазик с водой

Железные предметы.

- Как достать скрепки из воды, не намочив рук при этом?

После того как детям удается вытащить скрепки из воды с помощью магнита выясняется, что магнит действует на железные предметы и в воде тоже.

Вывод: вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь, даже если они разделены с ним

водой

09.12.2021

9. «Цветы лотоса»

Познакомить у детей представления о свойствах воды;

Способствовать развитию у детей любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению

Ёмкость с водой

Вырезанные из бумаги цветы.

Вырежьте из цветной бумаги длинные лепестки цветов лотоса. Закрутите лепестки к

центру. А теперь отпустите разноцветные лотосы в таз с водой. Буквально на ваших

глазах лепестки лотоса начнут распускаться

Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится тяжелее и лепестки

раскрываются.

16.12.2021

10.Волщебная трубочка»

Познакомить с законом сообщающихся сосудов.

Два сткана воды

Трубочка

Один конец согнутой трубочки опускаем в стакан, откуда вытекает вода, а другой— в пустой стакан.

Нужно предварительно набрать воду в трубочку и опустить один ее конец в стакан с водой, а второй в пустой стакан. При открытии отверстий трубочки вода будет переливаться в пустой стакан.

Вытекание воды прекратится тогда, когда уровень воды в стаканах станет одинаковым.2. Один стакан располагается выше другого.

Короткий конец согнутой трубочки опускаем в стакан, откуда вытекает вода, а длинный — в пустой стакан.

Нужно предварительно набрать воду в трубочку и опустить ее короткий конец в верхний стакан с водой. При открытии нижнего отверстия вода будет переливаться в пустой стакан.

Вода будет литься до тех пор, пока полностью не опорожнится верхний стакан.

23.12.2021

11. «Как таит лёд»

Познакомить у детей представления о свойствах воды и льда;

Способствовать развитию у детей любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению

Стакан

Вода

Растительное масло

Цветной лёд

Наполнить стакан на половину водой, вторую часть надолнить  растительнмаслом, положить в стакан лёд.

30.12.2021

12. «Рыбки»

Воспитывать интерес к природе, заботу о близких, экспериментальной деятельности; развивать наблюдательность, речь, мышление; показать, как соль подтапливает лед

Нитка, кубики льда, емкость с водой, соль.

Насыпем немного соли на лёд и подождём 5-10 минут.

Возьмём за свободный конец нитки и вытащим кубик льда из стакана.

Соль, попав на лёд, слегка подтапливает небольшой его участок. В течение 5-10 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью.

13.01.2022

13. Опыт «Ожившие волосы».

Знакомство дошкольников со статическим электричеством посредством опытно-экспериментальной деятельности

Расчёски

шерстяная ткань.

Потереть расчёску о шерстяную ткань, дотронуться до волос. Волосы «оживают», становятся «дыбом».

20.01.2022

14. «Способ обнаружения воздуха, воздух невидим»

 Доказать, что банка не пустая, в ней находится невидимый воздух.

Пустая стеклянная банка 1,0 литр.

Бумажные салфетки – 2 штуки.

Маленький кусочек пластилина.

Кастрюля с водой.

Попробуем опустить в кастрюлю с водой бумажную салфетку. Конечно, она намокла. А теперь при помощи пластилина закрепим точно такую же салфетку внутри банки на дне. Перевернем банку отверстием вниз и аккуратно опустим в кастрюлю с водой на самое дно. Вода полностью закрыла банку. Аккуратно вынимаем ее из воды. Почему же салфетка осталась сухой? Потому что в ней воздух, он не пускает воду. Это можно увидеть. Опять таким же образом опускаем банку на дно кастрюли и медленно наклоняем ее. Воздух вылетает из банки пузырем.

27.01.2022

15. «Воздух помогает рыбам плавать».

Рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать.

Бутылка газированной воды. Стакан

 Несколько некрупных виноградин.

Иллюстрации рыб.

Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды. Бросим в воду виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не "выдохнется". По такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря.

03.02.2021

16.«Плавающий апельсин».

Доказать, что в кожуре апельсина есть воздух.

2 апельсина.

Большая  миска с водой.

 Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

10.02.22

17.

«Выращиваем чудо кристаллы»

Вырастить кристалл из обыкновенной соли.

Пол-литровая банка на две трети наполненная горячей водой. Соль.

Скрепка или иголка, нитка, карандаш.

Готовим перенасыщенный солевой раствор, растворяя соль до тех пор, пока она уже больше не сможет растворяться.

Теперь соорудим основу для нашего будущего кристалла. Берем скрепку или иголку привязываем ниткой. Другой конец нитки прикрепите к карандашу, уложите его на горлышко банки, а нитку с крупинкой опустите в раствор. Поставьте банку в такое место, чтобы ребенок мог легко за ней наблюдать, и объясните ему, что тревожить раствор нельзя, можно лишь смотреть. Иначе ничего не выйдет.

Рост кристалла - дело не быстрое. А можно попробовать вырастить кристаллы сахара. Вся процедура подготовки абсолютно такая же, только теперь на скрепке и нитке появятся сладкие кристаллы, которые можно будет даже попробовать.

17.02.22

18. «Рассматривание песка через лупу»

Определение формы песчинок. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Песок

Черная

 Бумага

 Лупа

Из чего состоит песок?

Из очень мелких зернышек – песчинок. Они круглые, полупрозрачные. В песке каждая песчинка лежит отдельно, не прилипает к другим песчинкам.

24.02.2022

19. «Как вода поступает к листьям»

 На опыте показать, как вода двигается по растению.

Стаканчики с подкрашеной водой

Листья салата или пекинская капуста

Этот опыт с водой призван продемонстрировать естественный процесс питания растений.

Для проведения возьмите две-три пол-литровых баночки (или стаканы), наполните их водой. Вместе с ребёнком растворите в жидкости по пакетику пищевого красителя – вода станет яркой и насыщенной. В каждую банку аккуратно поместите белые листья свежей капусты.

Спустя время листья примут окраску того раствора, в котором они находились. Этот опыт – наглядный пример тому, как растение получает влагу (и растворённые в ней минералы) из почвы в естественных условиях.

На этом примере объясните детям, что важнейшее свойство воды в природе – давать жизнь всем живым организмам.

03.03.2022

20.«Фильтрование воды»

Дать детям представление об очистке воды.

Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования

Два стакана с водой (грязной и чистой), вата, фильтр, стакан, воронка.

Воспитатель предлагает детям сравнить воду в двух стаканах.

- Чем она отличается? (В одном стакане – чистая вода, в другом - грязная)

- В какой воде могут жить рыбы, раки, растения, а в какой не могут?

Воспитатель предлагает детям очистить грязную воду с помощью фильтра (ваты), чтобы она стала чистой.

- А теперь профильтруйте воду из этого стакана через специальную бумагу, для этого положите её в воронку,

(деятельность детей)

- Что вы видите на бумаге? (Мелкие частицы песка)

- Сравните профильтрованную воду со стаканом с чистой водой, где вода чище? (Одинаковая)

Объясняет, что есть большие фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реку из

заводов.

10. 03.2022

21. «Мыло и её свойства»

Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность;

закрепить правила безопасности при работе с мылом

Ванночка

Кусочек мыла

Губка

Трубочка

Салфетка из ткани

- Хотите поиграть с мылом?

Дети трогают и нюхают мыло. (Оно гладкое, душистое) Обследуют воду. (Тёплая, прозрачная)

Делают быстрые движения руками в воде.

- Что происходит? (В воде появляются пузырьки воздуха)

Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки. Каким оно стало? (Скользким)

Натирают мокрую губку мылом, погружают её в воду, отжимают.

- Что происходит? (В воде появилась пена)

Играют с пеной. Набирают в ладони воды и дуют. (В воде появляются большие пузыри)

Опускают в воду конец трубочки, вынимают, медленно дуют. Что происходит? (Из трубочки появляются пузыри)

17. 03.2022

23. Опыт «Извержение вулкана»

Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об

окружающем мире; расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы

пищевая сода 2 ст. л.

уксус 2 ст. л.

вода 150 мл

жидкость для мытья посуды 1 ст. л.

гуашь (красная) 1 ч.л.

Разместите вулкан на подносе или в другой емкости с бортиками. Налейте в «кратер» вулкана воду, добавьте 1 ст. л. жидкости для мытья посуды, красную гуашь, соду и немного уксуса. Из жерла вулкана с шипением потечет густая пена.

24. 03.2022

24.  «Оживщие рисунки»

Познакомить со свойствами различных материалов, развивать наблюдательность, любознательность.

Маркеры

Ложки

Тазик с водой

На ложках маркерами рисуем разные изображения(рыбки,цветочки и т.д)

Медленно отпускаем ложку в воду. Рисунок отходит от маркера и начинает плавать в воде.

31. 03.2022

25. «Лава – лампа»

Развивать наблюдательность, любознательность

Соль

Вода

Стакан растительного масла

Несколько пищевых красителей

Большой прозрачный стакан.

Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать на поверхности. Добавить пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.

Масло легче воды, поэтому плавает на поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.

07. 04.2022

26. «Дождевые облака»

Развивать у детей познавательную активность, умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы; умение общаться со сверстниками во время проведения опытов.

Прозрачные стаканчики или банки

Пена для бритья

Пипетки

Окрашеная вода

В банку налейте воды примерно на 2/3. Выдавите пену прямо поверх воды, чтобы она стала похожа на кучевое облако. Теперь пипеткой на пену накапайте (а лучше доверьте это ребенку) окрашенную воду. И теперь осталось только наблюдать, как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие ко дну банки.

14. 04.2022

27. «Цветное молоко»

Развитие интереса у дошкольников к опытно - экспериментальной деятельности.

Цельное молоко, пищевые красители, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.

Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель разных пищевых красителей. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться.

Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.

21. 04.2022

28. «Пизанская башня»

Упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром.

 Развивать активность мышления: умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

 Воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности.

Глубокая тарелка

Пять кубиков сахара

Пищевой краситель

Стакан питьевой воды

Постройте на тарелке башню из кубиков сахара, поставив, их друг на друга. В стакане с водой разведите немного пищевого красителя, чтобы вода поменяла цвет. Теперь аккуратно вылейте немного жидкости в тарелку (не на башню!). Понаблюдайте, что происходит. Сначала окраситься основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается водой – башня рухнет.

Что происходит: вода является хорошим растворителем. Она проникает в сахар, смешиваясь с ним (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара) и поднимается вверх по башне.

28. 04.2022

29. «Тайный похититель варенья. А может, это Карлсон?»

Цель: научить в игровой форме проводить простые опыты и эксперименты с использованием доступных средств;

Измельченный грифель

Скотч

Лист бумаги

Лупа

Измельчите карандашный грифель ножом. Пусть ребенок натрет готовым порошком себе палец. Теперь нужно прижать палец к кусочку скотча, а скотч приклеить к белому листу бумаги - на нем будет виден отпечаток узора пальца вашего малыша.

Теперь-то мы узнаем, чьи отпечатки остались на банке варенья. Или, может, это прилетал Карлсон?

05.05.2022

30. «Надувающийся шар»

Цель: изучить особенности, свойства, качества и применение различных предметов

воздушный шарик

пластиковая бутылка

сода – 2 ч. л.

уксус – 3-4 ст. л.

Насыпаем в шарик соду. С помощью воронки в пластиковую бутылку аккуратно наливаем уксус. Надеваем шарик с содой на горлышко бутылки и высыпаем соду из шарика в уксус.

12. 05.2022

31. «Солнце и космос»

Цель: дает детям первоначальное представление о Солнечной системе, ее строении, объяснить детям, почему бывает день и ночь

Глобус

Фонарик

Лучше всего сделать это на модели Солнечной системы. Для нее понадобятся всего-то две вещи — глобус и обычный фонарик. Включите в затемненной групповой комнате фонарик и направьте на глобус примерно на ваш город. Объясните детям: «Смотри: фонарик — это Солнце, оно светит на Землю. Там, где светло, уже наступил день. Вот, еще немножко повернем — теперь оно как раз светит на наш город. Там, куда лучи Солнца не доходят, — у нас ночь. Спросите у детей, как они думают, что происходит там, где граница света и темноты размыта. Уверен, любой малыш догадается, что это утро либо вечер

24. 05.2022

32. «Разбегающиеся зубочистки»

Цель: Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы.

миска с водой, 8 деревянных зубочисток, пипетка, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого), жидкость для мытья посуды.

1. Располагаем зубочистки лучами в миске с водой.

2. В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, - зубочистки начнут собираться к центру.

3. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, - зубочистки "разбегутся"!

Что же происходит? Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться.

26. 05.2022

ПЛАНИРУЕМЫЕ (ОЖИДАЕМЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу года дети знают и умеют:

- У детей расширены представления об окружающем мире, обогащен собственный познавательный опыт;

- Дети умеют самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, ставить цель, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа. По обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним;

- Дети инициативны, сообразительны, самостоятельны;

- Умеют рассуждать, аргументировать, сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи,  делать выводы;

- У детей развит поисково –познавательный интерес, через  включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия в процессе игровой экспериментальной деятельности;

- Умеют организовывать рабочее место, соблюдают правила техники безопасности.

В программе также представлен диагностический лист, по критериям которого можно отследить динамику овладения дошкольниками данной программы.

Критерии:

-интерес к экспериментированию и исследовательскому поиску решения проблемы;

-самостоятельность, инициативность в поисковых действиях;

-способы решения проблемы (выбор привычных способов деятельности, новых,

-комбинированных, с элементами творчества);

-результативность (результат адекватной цели, частичный результат, отсутствие результата);

-настойчивость, вариативность исследовательского поиска;

-эмоционально-положительное отношение к экспериментированию.

В результате обучения у детей формируется умения и навыки работы с различными материалами, развивается мелкая моторика рук, развивается усидчивость, целеустремленность.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ (КОНТРОЛЯ) И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Описание форм подведения итогов реализации Программы

Важной задачей обучения является диагностика. Это не только показатель работы педагога, но и важный аналитический материал, позволяющий корректировать содержание, методы и формы работы с детьми . Одной из форм диагностики может быть педагогический мониторинг.

Педагогический мониторинг — это педагогическая деятельность, направленная на изучение

фактического состояния и специфических особенностей субъектов педагогического взаимодействий, а также на прогнозирование тенденций их развития как основы для целеполагания и проектирования педагогического процесса. Таким образом, использование в педагогическом процессе технологий

образовательного мониторинга позволит решить выявленные проблемы.

Показатели оценивания детей. Оценивание осуществляется по трем баллам:

1 балл, 2 балла, 3 балла.

3 балла-ребенок самостоятельно выполняет задания.

2 балла-ребенок выполняет задания с небольшой помощью взрослого.

1 балл-ребенок выполняет задание с помощью взрослого.

Диагностическая таблица

Проявляет интерес к экспериментированию и исследовательскому поиску решения проблемы.

Умеют рассуждать, аргументировать, сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи,  делать выводы.

Умеют организовывать рабочее место, соблюдают правила техники безопасности.

Ф.И ребенка

с

м

с

м

с

м

Алиев  Данил

1

3

1

2

1

3

Андреев  Назар

2

3

2

3

2

3

Апаляева  Елезовета

2

3

2

3

2

3

Булатова Сафина

2

3

2

3

2

3

Валиева  Стелла

1

3

1

3

1

3

Гулиева  Мария

2

3

2

3

2

3

Гребенщиков  Егор

1

2

1

2

1

2

Давлетбаева  Радмила

2

3

2

3

2

3

Ислангильдин Гизар

2

3

2

3

2

3

Кисилёв  Алексей

2

3

2

3

2

3

Мороз   Даша

2

3

2

3

2

3

Мустакимова  Адэлина

2

3

2

3

2

3

Мутаев  Данияр

2

3

2

3

2

3

Матющенко Василиса

2

3

2

3

2

3

Нартиева  Салима

2

3

2

3

2

3

Немец  Александра

2

3

2

3

2

3

Саратинян  Давыд

2

3

2

3

2

3

Сидоренко Варвара

2

3

2

3

2

3

Умрихина  Алиана

2

3

2

3

2

3

Шакин  Никита

2

3

2

3

2

3

Шатунов  Даниил

2

3

2

3

2

3

Шкепу  Валерия

2

3

2

3

2

3

Хайрулин Нурлан

2

3

2

3

2

3

Оценка результатов

3 балла-ребенок самостоятельно выполняет задания.

2 балла-ребенок выполняет задания с небольшой помощью взрослого.

1 балл-ребенок выполняет задание с помощью взрослого.

0 баллов-ребенок не выполняет задание.

 6.Методические материалы

При реализации программы «Волшебная мастерская» художественной направленности на занятии педагогами применяются следующие методы, формы и технологии:

Форма обучения

- непосредственно-организованная деятельность;

-совместная деятельность;

-самостоятельная деятельность.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Для успешной реализации программы используются различные педагогические технологии: игровые, так как ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста является игровая; информационно- коммуникативные - обеспечивают наглядность, доступность, устойчивый интерес к познанию нового, представляют новые возможности добычи информации; 

Формы и режим занятий

Форма организации обучения – подгрупповая. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с воспитанниками является игровая деятельность. При реализации программы кружка применяются словесные, наглядные, игровые, практические методы, приёмы партнёрского взаимодействия взрослого и воспитанников. Режим занятий включает в себя одно занятие в неделю по 25 минут. 

Примерная структура занятия-экспериментирования:

1. Постановка исследовательской задачи.

2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе

осуществления экспериментирования.

4. Уточнение плана исследования.

5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.

6. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

Описание форм и методов занятий

Методы и приёмы, используемые при реализации программы:

- Методы стимуляции и мотивации,  игровые, практические, словесные и наглядные;

Приёмы организации детей в процессе обучения:

- работа небольшими группами;

- создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;

Приёмы активизации умственной активности детей:

- включение игровых упражнений;

- активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;

- выполнение нетрадиционных заданий;

- решение проблемных ситуаций;

- моделирование и анализ заданных ситуаций.

Приёмы обучения:

- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с        привлечением разнообразных дидактических средств;

- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;

- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;

- вопросы к детям.

Примерный алгоритм занятия-экспериментирования:

-  мотивация

-  подготовительная беседа

-   практическое (экспериментальное) задание

-   анализ деятельности.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Организационно-педагогические условия реализации Программы.

Календарный учебный график

Содержание

Подготовительная группа

(с 6-ти до 7-ми лет)

Начало учебного года

1 октября

Окончание учебного года

31 мая

Продолжительность учебного года, всего, в том числе:

32 недель

Продолжительность учебной недели

5 дней

Недельная образовательная нагрузка, кол-во НОД

1

Объем недельной образовательной нагрузки (НОД), в том числе

30 мин

II половина дня

Сроки проведения мониторинга индивидуального развития ребенка

15.10 - 1.11.

16.05. – 20.05.

Праздничные дни

4 ноября,

1- 10 января,

23 февраля,

6-8 марта,1-3 мая, 8-11 мая

Материально-технические условия реализации Программы

При реализации общеобразовательной программы  «Необычные опыты» естественнонаучной направленности используются следующие материально-технические условия:

Техническое оснащение: групповое помещение, столы, стулья детские, доска, мальберт , телевизор, шкаф для хранения пособия.

приборы-помощники: увеличительные стекла, весы, песочные весы, компас, магниты, телескоп; часы песочные; глобус; микроскоп;

• разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;

• разнообразный природный материал; утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.);

• разные виды бумаги; красители (пищевые и непищевые);

• медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т. д.);

• прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т. д.).

Дополнительное оборудование:

• специальная одежда (халаты, фартуки);

• контейнеры для сыпучих и мелких предметов;

• правила работы с материалом;

Кадровое обеспечение реализации Программы

Дополнительная общеобразовательная программа «Необычные опыты» естественнонаучной   реализуется педагогическими работниками в должности воспитатель, без предъявления требований к категории и педагогическому стажу работы.

Другие специалисты к реализации Программы не привлекаются.

Список литературы

1.        Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательско-исследовательская деятельность дошкольников. М.: Мозайка-Синтез, 2014. – 80с.

2.        Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизвестное рядом. М.: Сфера, 2002. – 111с.

3.        Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000. - 266 с.

4.        Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию. // Вопросы психологии. 1991. - №4. - с. 29-34.

5.        Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения.//Управление ДОУ, № 4, 2044, с.84-92.

6.        Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников.// Ребенок в детском саду. №3,4,5 2003, № 1,2002.

7.        Соловьева Е. как организовать поисковую деятельность детей.// Дошкольное воспитание. № 1, 2005

8.        Материалы интернет сайтов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

программа развития двигательного опыта ребенка - дошкольника

Цель программы укрепление психофизического здоровья ребенка в процессе развития двигательного воображения и формирования осмысленной моторики...

Из опыта работы с родителями воспитанников по программе «Воспитание на социокультурном опыте"

Из опыта работы по программе Истоки , Воспитание на социокультурном опыте....

Из опыта работы с родителями воспитанников по программе «Воспитание на социокультурном опыте"

Из опыта работы с родителями воспитанников  по программе «Воспитание на социокультурном опыте"...

Программа кружка "Почемучки" (опыты и эксперименты в ДОУ

Структура программыI. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка 1.1. Цели и задачи реализации Программы 1.2. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников 2. ...

Заочный методический семинар по программе «Обобщение педагогического опыта работников дошкольных организаций» (с применением дистанционных образовательных технологий). Выступление на тему: «Ранняя профориентация детей младшего дошкольного возраста»

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. В зависимости от способностей, пси...