программа развития двигательного опыта ребенка - дошкольника
методическая разработка (средняя группа) по теме

Цель программы укрепление психофизического здоровья ребенка в процессе развития двигательного воображения и формирования осмысленной моторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filippova.docx32.56 КБ

Предварительный просмотр:

Программа развития двигательного опыта ребенка при проведении режимных моментов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа развития двигательного опыта ребенка –дошкольника в ходе реализации образовательной деятельности при проведении режимных моментов ориентирована на детей дошкольного возраста 4-5 лет и основана на научных исследованиях А.В.Запорожца, разработках Н. Н. Ефименко, Т.В. Кудрявцева и В.Н.Грачевой.

Дошкольный период является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании физического здоровья и развития двигательного опыта, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем.

Физическая культура в детском саду дублирует обыденный двигательной опыт ребенка. Однако в настоящее время ведущим принципом дошкольного образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Чтобы этот принцип был соблюден необходимо, чтобы содержание образование стало интересным привлекательным для ребенка.

На каждой стадии развития формирование отдельных психических процессов и действий происходит не изолированно, а внутри "ведущего типа деятельности" ребенка. В частности, развитие двигательной сферы дошкольника происходит в значительной мере внутри его игровой деятельности.

Мотивы игры, создающие у ребенка столь сильные побуждения к выполнению тех или иных движений, создают специфические условия для их развития, накладывая, таким образом, своеобразный отпечаток на весь моторный облик ребенка-дошкольника.

Игра стимулирует не все виды и стороны двигательной активности. Одни их них выдвигаются на первый план, в то время как другие приобретают второстепенное значение.

Особенно много дает ребенку игра для овладения общим характером движения, выразительной манерой его выполнения.

Согласно исследованиям А.В.Запорожца: «В ходе постановки и решения различных двигательных проблем у дошкольников интенсивно формируется двигательное воображение - основа творческой, осмысленной моторики». «Движение, прежде чем превратиться в управляемое, должно стать ощущаемым, т. е. осмысленным» /А. В. Запорожец/.

Крупнейшие авторитеты в области физического воспитания, как например, Лесгафт, подчеркивают необходимость научить ребенка сознательно относиться к моторным заданиям, уметь анализировать и произвольно контролировать собственные движения.

Смежная с этим идея заложена в практике телесно-ориентированной терапии практикующего психолога и преподавателя Веры Николаевны Грачевой.

Телесно-ориентированный подход – это сочетание работы с телом и психологической составляющей. Он основан на представлении о существовании связи между телом и сознанием человека.
        Основная идея телесно-ориентированного подхода заключена в том, что организм является материальным отношением пережитых эмоций.

Одним из наиболее известных методов телесно-ориентированной практики является анализ характера и практика вегетотерапии Райха. Райх разработал теорию "мышечного панциря". В основе теории Райха лежит понятие о том, что защитным механизмам, которые затрудняют нормальное функционирование человеческой психики, можно противодействовать, оказывая прямое влияние на тело. Он выделял семь сегментов "мышечного панциря", охватывающего тело:

1) область глаз,

2) рот и челюсть,

3) шея,

4) грудь,

5) диафрагма,

6) живот,

7) таз.

Именно на эти сегменты должно быть нацелено воздействие в ходе формирования двигательного опыта. Таким образом,  развивая двигательную сферу ребёнка, мы идём по естественному пути, опосредованно влияя на развитие психических свойств  и процессов.

Основываясь на этих двух факторах, была выдвинута гипотеза о том, что развитие двигательного воображения в ходе реализации образовательной деятельности при проведении режимных моментов будет способствовать укреплению психофизического здоровья ребенка.

Цель программы: укрепление психофизического здоровья ребенка в процессе развития двигательного воображения и формирования осмысленной моторики.

Задачи программы:

  1. Формировать двигательный опыт ребенка.
  2. Развивать творческое воображение.
  3. Развивать координацию и равновесие, мелкую моторику, зрительные и тактильных анализаторы;
  4. Дать представление об основах саморегуляции;
  5. Способствовать снятию эмоционального и психомторного напряжения.

Принципы построения программы 

Принцип адаптивности. Данный принцип предполагает гибкое применение содержания и методов развития двигательного воображения в зависимости от индивидуальных и психофизических особенностей каждого ребенка.

Принцип творческого подхода. Данный принцип заключается в поощрении творческого подхода, творчества детей.

Принцип интегративность. Здесь подразумевается взаимопроникновения различных направлений и форм работы.

Принцип научности – подкрепление всех необходимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками.

Содержание программы.

Программа развития двигательного опыта ребенка – дошкольника в ходе реализации образовательной деятельности при проведении режимных моментов ориентирована на детей 4-5 лет.

Реализация программы возможна только при проведении различных режимных моментов оздоровительного характера, а именно:

  1. Утренняя гимнастка.
  2. Подвижные игры.
  3. Динамические паузы.
  4. Гимнастика после сна.

Таким образом, содержание программы реализуется ежедневно в течение дня.

        Длительность и кратность физкультурных мероприятий соответствует требованиям к физическому воспитанию детей средней группы, а именно:

Вид упражнений

Время

1

Утренняя гимнастика

7 минут

2

Динамические паузы/ физкультминутки

2 минуты по 2 раза

3

Подвижная игра на прогулке I половина дня

5 минут

4

Коррегирующая гимнастика после сна

6 минут

6

Подвижные игры во II половине дня

5 минут

7

Самомассаж

3 минуты

8

Игрообразы

9

Пластические этюды

Учебно-тематический план

        Учебно-тематический план коррелируется с календарно-тематическим планом учреждения .

Тема

Кол-во часов

1

Овощи

1

2

Посуда

1

3

Домашние животные

1

4

Дикие животные

1

5

Бытовая техника

1

6

Транспорт

1

7

Человек

1

8

Фрукты

1

9

Насекомые

1

Критерии эффективности усвоения программы

Результативность освоения программе оценивается по нескольким параметрам.

  1. Состояние здоровья воспитанников

Данный параметр оценивает старшая медицинская сестра учреждения в ходе мониторинга заболеваемости., который проводится ежемесячно.

  1. Уровень сформированности мелкой моторики по методике Гончаренко О.Н.

1 блок.

Упражнения на повторение фигур из пальцев

  • «Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);
  •  «Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);
  •  «Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);
  • «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

 Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок  можно помогать  ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.

 

2 блок.

Упражнения на дорисовывание

  • Дорисуй прямую линию;
  • Дорисуй волнистую линию;
  • Дорисуй ломаную линию (заборчик).

 При выполнении этих упражнений, в начале года, обращается внимание,  на то, как ребёнок держит карандаш, в какой руке, как он продолжает линию карандашом: с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая.

 

3 блок.

Работа с бумагой

  • Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук);
  • Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).

  

4 блок.

Упражнения на координацию движений.

  • «Ладонь, кулак, ребро» - вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3;
  •  Посолим капусту. Посолим суп (ребёнок как бы растирает комочек соли);
  •  Катание шарика.


Методика  проведения обследования  развития мелкой моторики.

(+) – 1 балл – с заданием справился;
(-) – 0 баллов – с заданием не справился;
(=) – 0,5 баллов – справился с помощью взрослого;

2   -  балла и ниже – низкий уровень;
2-2,5 баллов – средний уровень;
3-4 баллов – высокий уровень;

 

2 балла и ниже (низкий уровень) – У таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.
 

2-2,5 баллов (средний уровень) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.


3-4 балла (высокий уровень) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко

  1. Оценка эмоционального благополучия воспитанников. Которая проводится по следующей  методике:

Цель: определение эмоционального благополучия ребенка в детском саду.

Материал: цветные карандаши (черный, зеленый, серый, красный, желтый, синий, коричневый), полоска бумаги.

Порядок проведения: ребенку предлагается выбрать карандаш такого цвета, который ему больше всего нравится. Этим карандашом надо нарисовать черточку на полоске, затем из оставшихся выбрать тот карандаш, который теперь больше всего нравится и тоже нарисовать черточку на полоске и так далее, до последнего карандаша.

Далее задаются вопросы.

  • Какое настроение у тебя бывает, когда ты приходишь в детский сад?
  • Какого цвета твое настроение?
  • Какое настроение у тебя возникает, когда ты встречаешься со своим воспитателем?
  • Когда ты видишь своих друзей?
  • Какое у тебя настроение на занятиях?

Таким образом, мы можем получить графическую проекцию эмоционального отношения ребенка к взрослым, сверстникам, занятиям.

Результаты исследования помогают определить причины и зоны эмоционального неблагополучия ребенка.

  1. Оценка уровня развития двигательного воображения.

В ходе исследования группе детей предлагается задания на создание игрообразов. Оценивается индивидуальность и оригинальность созданного образа.


Ответственные

Литература

1. Т.В. Кудрявцев Психологические основы развивающей педагогики оздоровления в свете идей А.В. Запорожца.

2. А.В.Запорожец. Психологическое изучение развития моторики ребенка – дошкольника.

3. Я.З.Неверович. Развитие предметных движений у ребенка – дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Лыжная подготовка как средство приобретения двигательного опыта у дошкольников»

      Среди многочисленных средств физкультурно-оздоровительной деятельности территориально-климатические условия Кольского Заполярья  создают уникальные возможности для исп...

Двигательная активность ребенка - дошкольника

Физическое развитие ребенка - важная функция ДОУ. Сегодня речь в программе ДОУ уже не о физкультуре, как таковой, о физическом развитии в целом, что предполагает развитие двигательной активности, физи...

Педсовет на тему "Обогащение двигательного опыта ребенка посредством создания физкультурно-игровой предметной среды "

Цель:- систематизация знаний педагогов об организации двигательной активности дошкольников в различные режимные моменты, эффекктивности используемых форм и методов организации двигательной активности ...

Консультация для родителей Тема: Организация двигательной активности ребенка - дошкольника

Родителям даны практические рекомендациии по организации двигательной активности и как это  важно правильно организовать....

Обогащение двигательного опыта младших дошкольников

Обогощение двигательного опыта младших дошкольников...

Консультация для родителей "Двигательная активность ребенка — дошкольника"

Физическое развитие ребенка — важная функция ДОУ. Сегодня речь в программе ДОУ уже не о физкультуре, как таковой, о физическом развитии в целом, что предполагает развитие двигательной активности...

24.01.19. Консультация для родителей «Как воспитывать двигательную активность ребенка — дошкольника.»

Развитие интереса к движениямПодбор интересных и доступных физических упражнений, использование имитационных и игровых заданий способствует развитию интереса у ребенка к движениям, которые он изучает....