«Лыжная подготовка как средство приобретения двигательного опыта у дошкольников»
учебно-методический материал на тему

Семакова Ольга Владимировна

        Среди многочисленных средств физкультурно-оздоровительной деятельности территориально-климатические условия Кольского Заполярья  создают уникальные возможности для использования лыж и через них целого комплекса целительно-оздоровительных естественных природных факторов.

       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

 «Лыжная подготовка как средство приобретения двигательного опыта  у  дошкольников»

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ДО среди прочих направлений деятельности воспитанников ДОО предусматривает в образовательной области «Физическое развитие» главную задачу гармоничного развития у дошкольников физического и психического здоровья.

Подготовка ребенка к приобретению двигательного опыта, обучение его умениям и навыкам становится важнейшей задачей современного образования.

Движение – главное проявление жизни ребенка. Неподвижность приводит к понижению жизнедеятельности организма, замедлению роста, задержке умственного развития, снижению сопротивляемости к инфекционным заболеваниям. Движения являются для ребенка важнейшим источником получения представлений и сведений о действительности, имеют огромное значение в его физическом, сенсорном и интеллектуальном развитии.

Поэтому я,  как инструктор по физической культуре должна помочь детям  расширить их двигательный опыт.

Двигательные навыки и умения, сформированные у детей до 7 лет, составляют фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе, облегчают овладения более сложными  движениями и позволяют в дальнейшем достигнуть более высоких результатов.

На базе нашего детского сада № 101 г. Мурманска с целью обогащению их двигательного опыта  и повышению двигательной активности наших воспитанников организуется   лыжная подготовка.

          Лыжи на территории нашей страны появились давно. Лыжный спорт приобретает все большую популярность, в том числе и среди дошкольников.

          При передвижении на лыжах выполняется динамическая работа, которая характеризуется строго повторяющимися, одинаковыми  по структуре движениями.

В процессе формирования двигательного навыка исключительно большая роль принадлежит органам чувств. Они направляют движения, корректируют их в пространстве и времени, способствуют созданию комплекса различных ощущений. Кроме того, в ходьбе на лыжах особенно важно овладеть такими специфическими ощущениями  для этого вида движений, как «чувство лыж», «чувствовать снега».

«Чувство лыж» в начале обучения определяется ребенком как непривычная тяжесть на ногах, тормозящая свободное передвижение вперед.

В процессе обучения дети привыкают к лыжам, перестают ощущать их тяжесть и неудобство в движении.

«Чувства снега» характеризуется способностью определения состояния скользящей поверхности, качества снега. Дети с первых шагов довольно четко определяют характер снежной поверхности: неровности, впадины. Одной из важнейших задач обучения  является овладение этими новыми комплексами ощущений.

Движение лыжника отличается большим разнообразием и сложностью координацией, требуется  быстрая ориентировка в пространстве и времени.  

Большую роль в формировании навыка передвижения на лыжах играет вестибулярный аппарат, в ведении которого находится способность удерживать тело в состоянии равновесия.

В процессе лыжной подготовки дети овладевают основными способами передвижения такими как: ступающий шаг; скользящий шаг; повороты переступанием;  подъемы «лесенкой» и «елочкой»; спуски в разных стойках;торможение «упором».  

В нашей дошкольной организации созданы  условия: имеются лыжи, которые в конце осени выдаются родителям, чтобы они подогнали  крепления по размеру обуви своего ребенка и промаркировали лыжи. Так же имеются стойки для лыж: у каждой группы своя стойка. Дети знают свои стойки и с легкостью могут отыскать  свою пару лыж. Ребята занимаются  без палок, палки используются  только в качестве ориентира во время игровых упражнений.

С ноября начинается подготовительный период обучения детей ходьбе на лыжах. Дети знакомятся с лыжами, лыжными креплениями, палками, стойками для хранения лыж. На физкультурных занятиях дети тренируют вестибулярный аппарат, выполняют имитационные упражнения ходьбы на лыжах, учатся «стойке лыжника», а так же учатся правильно дышать при ходьбе на лыжах через нос.  

В младшей группе до выхода на снег с детьми проводятся беседы  о лыжном спорте, лыжниках, рассматриваются сами лыжи и иллюстрации. Детям говорится о том, что у лыж есть носок и пятка, как правильно нести лыжи, как пользоваться лыжными креплениями, крепления ременные самые простые,   и после каждого занятия необходимо  лыжи  очищать от снега.

Дети занимаются на своих участках, небольшими подгруппами по 3 – 4 ребенка. Самое главное в этом возрасте – помочь ребенку освоить чувство лыж. Дети учатся ходить ступающим шагом и выполнять повороты способом «переступания». У малышей  плохо развита функция равновесия, поэтому не избежать падений. Что бы у детей не пропал интерес к занятиям можно использовать «помощь на лыжах»: если ребенок упал он зовет «помощь» (воспитателя или инструктора), которая не просто «приедет », она поспешит с сиреной. На занятиях в своей  работе, для освоения «чувства лыж» использую упражнения, которые хорошо знакомы детям: «Ручки-хлоп, а ножки-топ»; «Петушки машут крыльями»; «Пружинка»; «Где же наши ножки»; «Неваляшки»; «Большие и маленькие».

Для освоения техники ступающего шага использую игровые упражнения:

«Шаг приставка»; «Шаг шажок  вперед, вперед»

Для освоения поворотов упражнение «Веер».

Для закрепления полученных навыков используются игровые упражнения:«Беги ко мне», «До флажка»; «Прокати игрушку на лыжах».

В среднем возрасте  продолжаю следить  за тем, чтобы дети правильно выполняли те  требования, которые предъявлялись в младшем возрасте. Занятия проводятся на учебной площадке, по подгруппам. Основная цель – учить детей ходить на лыжах скользящим шагом. Дети продолжают учиться «стойке лыжника», одевать, снимать, переносить, очищать лыжи. Крепления у лыж ременные с резинкой на  пятке, дети ходят на лыжах по маленькому кругу.  Для того что б детям было легче ощутить чувство скольжения, использую игровую ситуацию: «машина» (инструктор)  приезжает и берет на «буксир» другую машину (ребенка), которая сломана и везет её в гараж на ремонт.

Для развития устойчивого равновесия в работе использую знакомые детям упражнения:  «Маятник», «Покажи носочек», «С ноги на ногу». Для отработки поворотов  упражнения «Веер», «Змейка», «Беги ко мне». В этом возрасте дети учатся спуску с пологой горки в средней стойке.

Главная трудность в этом возрасте – неумение ставить лыжи параллельно. Для этого дети выполняют упражнения:  «Переступание на лыжах через палки».

Для повышения интереса к лыжным занятиям в рамках фестиваля физкультуры и спорта «Белый медвежонок» дети участвуют в соревнованиях, они на время проходят по малому учебному кругу, и все участники награждаются дипломами и призами.

         Начиная со старшей группы,  продолжается формирование двигательных навыков, во время передвижения ребенок еще широко расставляет ноги и руки. Недостаточный сгиб ноги в коленях не дает необходимой силы для отталкивания. К концу обучения увеличивается длина шага и скорость передвижения.

          Дети занимаются на большой учебной лыжне,  всей группой, занятия начинаются с построения и с выполнения упражнений: «Аист», «Пружинка», «Вперед-назад», «Зайчишки -шалунишки». Главная задача - научить детей при скольжении сгибать ноги в коленях, для этого в работе использую упражнения: «Кто дальше», «Шире шаг», «Кто быстрее добежит до флажка». На каждом занятии дети отрабатывают основные элементы техники передвижения скользящим шагом, ходьба на лыжах в разном темпе помогает детям освоить чувство ритмичной ходьбы на лыжах. Дети совершенствуют навык спуска с пологого склона  в средней стойке и продолжают учиться подниматься «лесенкой».  

В старшей группе,  дети помимо обязательных лыжных занятий  ходят  на лыжах в любой день по желанию. Для повышения интереса к занятиям провожу игры-соревнования: «Попади в цель», «Слалом», «Сороконожка», «Воротца»,  «Поменяй мяч», «Преодоление полосы препятствий на лыжах».

У детей  подготовительной группы под влиянием обучения значительно улучшается качество ходьбы. При многократном повторении упражнений формируется и закрепляется двигательный навык: увеличивается скорость, появляется длинный скользящий шаг. Дети уже в состоянии значительно выдвинуть вперед скользящую ногу. У детей 7 лет значительно развивается мышечная сила стопы. В связи с этим ребенок в состоянии дать большую амплитуду движений отталкивания. Толчок становится более резким и сильным.

Совершенствуется функция равновесия – одна из основных задач формирования двигательных навыков. Благодаря этому у детей приобретается умение при потере равновесия создать новую опору, выдвигая ногу в сторону падения – совершенствуется «мышечное чувство».

В своей работе зимние физкультурные досуги  провожу на улице,  дети веселятся и играют со снеговиком,  в наш детский сад на лыжах  приходит Дед Мороз и дети с удовольствием соревнуются с ним в ловкости.  

В программу ежегодного фестиваля физкультуры и  спорта  «Белый медвежонок» обязательно включаю «Лыжные гонки», «Биатлон». В работе с родителями  пишу консультации о пользе лыжной ходьбы, а также приглашаю на  «Спортивный выходной» (лыжный кросс на Семеновском озере с семьями наших воспитанников). На протяжении многих лет наш детский сад принимал участие в «Мурманской снежинке».  Дошкольное учреждение имеет три диплома лауреата за  участие в конкурсе «Лыжня зовет», период 2013-2015 годы. В марте  этого года приняли участие  в лыжном марафоне в рамках «Праздника Севера» в Долине Уюта.

В результате  работы дети овладели новыми видами движений.  Двигательные возможности детей значительно развились, движения стали более экономными, а тело – более послушным, ловким, способным выполнять точные координации, развилась двигательная память и физические качества.  

Литература:

  1. В.Г. Фролов, Г.П. Юрко «Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста» - М:, Просвещение, 1983.
  2. М.П. Голощекина «Лыжи в детском саду» - М:, Просвещение, 1972.
  3. А.И. Фомина «Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду» - Просвещение, 1974 г.
  4. Л.Н. Волошина, Т.В. Курилова,  Игры с элементами спорта для детей 3-4 лет. Программа «Играйте на здоровье» и технология её применения в ДОУ.-М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004. -112 с.
  5. Научно практический журнал ISSN 2220-1467, инструктор по физической культуре 2011, №7.
  6. Т.И. Осокина, В.А. Чунтонова «Физическое воспитание детей на Севере», Москва Просвещение, 1981г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс занятий по лыжной подготовке дошкольников.

Комплекс разработан  с целью формирования и закрепления у детей навыков ходьбы, скольжения на лыжах, умения скатываться с горки.Включает в себя цикл из 8 занятий и подборку  специальных игр....

Методическая разработка" Лыжная подготовка дошкольников"

В данной методической разработке представлен цикл занятий по обучению ходьбе на лыжах детей старшего дошкольного возраста,позволяющих каждому ребенку приобести первичные навыки в упражнениях данного в...

Лыжная подготовка в ДОУ

Консультация для родителей....

Анализ НОД по физкультуре по теме "Лыжная подготовка"

Анализ НОД по физкультуре по лыжной подготовке с детьми подготовительной группы в условиях физкультурного зала...

Использование современного физкультурного оборудования в условиях ДОО как средство приобретения опыта двигательной активности воспитанников

Для успешной реализации оздоровительных задач, решаемых в ДОО, необходимо соблюдение многих условий, одним из которых является создание и использование в НОД предметно-пространственной спортивно - озд...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «С ЛЫЖАМИ МЫ ДРУЖИМ» (ОСОБЕННОСТИ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО –ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА»

Консультация для родителей на тему " С лыжами мы дружим!" В презентации предоставлен метериал по лыжной полготовка детей.Как обучать детей ходьбе на лыжах, игры и игровые упражнения...

"Развитие двигательной активности и физической подготовки по средством изучения народных подвижных игр".

Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учиться любить его и целенаправленно действовать в нем. Движения – первые истоки смелости, выносливости, решительности....