«Чудеса природы» - игры с природным материалом.
материал (старшая группа)

Картотека игр с использованием природного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_prirodnym_materialom.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр «Чудеса природы» - игры с природным материалом.

 

«Найди листок, какой покажу»

Дидактическая задача: Найти предметы по сходству. 
Игровое действие: Бег детей с определенными листочками. 
Правила: Бежать («лететь») по команде можно только тем, у кого в руках такой же листок, какой показал воспитатель. 
Ход игры: Во время прогулки воспитатель показывает детям какой-либо лист и предлагает найти такой же. Отобранные листья сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. Воспитатель оставляет каждому по листу с разных деревьев (клен, дуб, ясень и др.) . Затем педагог поднимает, например, кленовый листок и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках у которых листья клена, кружатся, а по команде воспитателя останавливаются. 
Игра повторяется с разными листьями. 

«Что изменилось»

Дидактическая задача: Найти предметы по сходству. 
Игровое действие: Поиск похожего предмета. 
Правила: Показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание. 
Оборудование: Одинаковые растения (по 3—4) расставлены на двух столах. 
Ход игры: Воспитатель показывает какое-нибудь растение на одном из столов, описывает его характерные признаки, а затем предлагает ребенку найти такое же на другом столе. (Можно попросить детей найти такие же растения в групповой комнате.) 
Игру повторяют с каждым из растений, находящихся на столах. 
Проводя дидактические игры с детьми 4—5 лет — средняя группа, —учитывают возросший уровень знаний ребят, опыт решения предложенных задач. 
Усложнение игр выражается в увеличении количества природного материала, в требовании более самостоятельно выполнять игровые задания, а также в том, что дети сами должны контролировать правильность выполнения поставленной задачи. 
Небольшое усложнение задачи вводится и в содержание знаний о комнатных растениях: от детей требуется более точное определение окраски листьев, с названием оттенков (темно- или светло-зеленый лист) .

«Опиши, я отгадаю»

Дидактическая задача: Выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы взрослого. 
Игровое действие: Загадывание взрослому загадок. 
Правила: Нельзя называть то, что описывают. Отвечать на вопросы воспитателя четко и правильно. 
Оборудование: Овощи и фрукты раскладывают на столе. Стул воспитателя ставят так, чтобы растения ему не были видны. 
Ход игры: Педагог говорит детям: «Из овощей, что лежат на столе, выберите один. Я буду спрашивать, какой он, а вы отвечайте. Только не говорите его название. Я попробую отгадать по вашим ответам». Затем воспитатель начинает задавать вопросы в определенной последовательности: «Какой по форме? Везде, как шарик? Ямки есть? Какого цвета? » И т. д. 
Дети подробно отвечают на вопросы. После того как ребята расскажут о характерных признаках предмета, воспитатель отгадывает загадки. 

«Чудесный мешочек»

Дидактическая задача: Узнать предмет на ощупь по перечисленным признакам. 
Ход игры: Воспитатель перечисляет признаки, которые можно воспринять на ощупь: форму, ее детали, поверхность, плоскость — и просит: «Найди в мешочке то, что похоже на шарик, но с длинным хвостом, твердое, негладкое». Ребенок по описанию ищет и находит свеклу. 
Сначала в мешочек опускают овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме. При повторении игры предметы можно подбирать похожие по форме, но отличающиеся другими признаками. 

«Загадай, мы отгадаем»

Дидактическая задача: Описать предметы и найти по описанию. 
Оборудование: На стол ставят 3—4 растения. 
Игровое действие: Загадывание и отгадывание загадок о растениях. 
Правило: Описывать растение нужно, не называя его. 
Ход игры: Один ребенок выходит за дверь. Он — водящий. Дети договариваются, о каком растении и что будут говорить. Водящий возвращается, и дети описывают ему задуманное. Внимательно прослушав рассказ, водящий должен назвать и показать растение. 

«Цветочный магазин»

Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты. 
Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов. 
На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме. 

«Каждому камешку свой домик»

Задачи: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые) ; показать детям возможность использования камней в игровых целях. 
Материалы: различные камни, четыре коробочки. 
Описание: Зайчик дарит детям сундучок с разными камешками, которые он собирал в лесу, возле озера. Дети их рассматривают. Чем похожи эти камни? Надавливают на камни, стучат. Все камни твердые. Чем камни отличаются друг от друга? Затем обращают внимание детей на цвет, форму камней, предлагает ощупать их. Отмечает, что есть камни гладкие, есть шероховатые. Зайчик просит помочь ему разложить камни по четырем коробочкам по следующим признакам: в первую — гладкие и округлые; во вторую — маленькие и шероховатые; в третью — большие и не круглые; в четвертую — красноватые. Затем все вместе рассматривают, как разложены камни, считают количество камешков. 

"Отпечатки"

Цель: развивать мелкую моторику.

Материал: шарики из пластилина или соленое тесто, скалка, шишки.

Описание :несколько шариков пластилина или солёного теста предварительно необходимо раскатать в лепёшечки с помощью скалки. Чем больше по размеру пластилиновый шарик, тем более широким получится круг, а значит увеличатся возможности для творческих экспериментов с шишкой. Дети берут шишки и делают  её сторонами и зубчиками разнообразные отпечатки и узоры на пластилиновых кругах. Показать, как можно катать ладошками шишку по пластилину в разные стороны - пусть они повторят эти движения одной и другой рукой.

"Коллаж из круп и специй"

Цель: развивать визуальный, тактильный каналы восприятия, обоняние, мелкую моторику.

Материал: клей ПВА или двусторонний скотч, природные материалы.

Описание:  предложить детям создать какое-то изображение, наклеивая на лист бумаги разные крупы, специи, косточки яблок и цитрусовых, хурмы, лавровые листья… Можно создавать тематические коллажи на какую-то тему, можно -абстрактные, отражающие настроение. Для самых маленьких подойдёт вариант оформления таким образом крупных раскрасок.

"Бусы из желудей"

Цель: развивать мелкую моторику, речь.

Материал: нитки, желуди.

Описание: предложить детям из желудей сделать бусы:

"Зайка желуди собрал,

Для подружки-барсучихи,

Их на нитку нанизал.

Всеми признанной портнихи,

Очень маме угодил, -

Зайка желудей собрал

Он ей бусы подарил.

Их на нитку нанизал,

Понесет подарок свой

Барсучихе дорогой".

"Черепаха"

Цель: развивать внимание, глазомер, мелкую моторику.

Материал: скорлупа грецкого ореха и желудя, пластилин, спички.

Описание: предложить детям слепить черепаху: "Из скорлупы грецкого ореха слепить туловище, из желудя голову, из спичек - ножки". Прочитать стихотворение:

"Черепаха из скорлупки

Движется вторые сутки.

Шаг назад и шаг вперед,

Может, ослик подвезет.

До реки бы ей добраться,

В теплой речке искупаться".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Морские камешки»

Игра проводится летом, в жаркую погоду, с детьми любой возрастной группы.

Цель: развитие зрительногогнозиса и конструктивного прасксиса.

Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой, разноцветные морские камешки, подбор которых зависит от того, с детьми какого возраста проводится игра.

Предварительная работа: Перед прогулкой педагог опускает в воду морские камешки, а на песке или скамейке выкладывает из таких же фигур узор, который нужно продолжить.

Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть у бассейна. Он показывает им узор, который нужно продолжить, выловив камешки из бассейна. Дети вылавливают фигуры и продолжают узор.

 

 

 

 

«Водичка, водичка»

Игра проводится летом, в жаркую погоду, у бассейна.

Цель: развитие первичных естественно-научных представлений.

надувной бассейн или ванночка с теплой водой, прозрачные пластиковые сосуды, контейнеры с глиной и песком, ковш, совки.

Предварительная работа: Разучивание стихотворного текста игры.

Ход игры: Педагог приглашает детей к бассейну. Дети проговаривают текст игры, совершая соответствующие тексту действия:

Раз, два, три, четыре,

Ручки в воду опустили.

Мы похлопаем в ладоши

И побрызгаем немножко.

Из ладошки, да в ладошку

Льются капельки-горошки.

Дети садятся вокруг бассейна и опускают в него руки. Хлопают в ладоши под водой. Легко загребают воду ладошками. Переливают воду из ладошки в ладошку.

Педагог ставит на стул или скамейку сосуды для воды и предлагает детям налить в них воду. Когда дети выполняют просьбу педагога, он предлагает им в один сосуд насыпать совок песка, а в другой положить совок глины и хорошо размешать в воде. Дети выполняют задание и наблюдают за тем, что происходит с песком и глиной, какой становится вода в обоих сосудах. Педагог помогает детям сделать вывод: «Песок не растворился в воде и постепенно осел на дно. Вода стала прозрачной. Глина частично растворилась в воде, вода в сосуде стала мутной».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Выложи фигуру»

Игра может проводиться на занятии, в совместной деятельности педагога с детьми, на прогулке.

Цель: уточнение знаний о геометрических фигурах. Оборудование: ведерки с различным природным материалом (камешками, желудями, каштанами, маленькими декоративными тыквами) по числу детей, пластиковые или деревянные геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Ход игры

Педагог предлагает детям встать или сесть перед ведерками, опустить в них руки, нащупать геометрические фигуры. Дети рассказывают о том, какие фигуры они нащупали. Педагог предлагает достать фигуры и убедиться в правильности ответов. Затем по предложению педагога дети кладут фигуры перед собой и выкладывают их изображения из всего природного материала, находящегося в ведерке. Все вместе рассматривают получившиеся фигуры, рассказывают, кто какую фигуру выложил.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры с природным материалом (ракушками)

Развивающие игрыс природным материалом (ракушками) Игра №1 «Угадай на ощупь»Цель: - помочь ребенку научиться правильно   пользоваться чувством осязания в процессе окружающего мира...

Дидактические игры с природным материалом.

Природный материал, развитие мышления, сенсорика....

Консультация для педагогов "Игры с природными материалами" (с водой, песком, природным материалом) (старший дошкольный возраст).

По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством во...

игры с природным материалом. игры с песком

игры представлены как для педагогов, так и для родителей...

Открытый урок на тему игры с природными материалами. Игры с солью.

Название «Яркие воспоминания лета»Цель: развитие сенсорных систем, произвольного внимания и мелкой моторики ребенка;Задачи: стимулирование сенсорных анализаторов; развитие мелкой моторики,...