Комплексно тематический план на тему "Масленица"
календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Наумова Елена Владимировна

Комплексно тематическое планирование для второй младшей группы по теме "Масленица"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenitsa.docx35.78 КБ

Предварительный просмотр:

Календарный комплексно-тематический план

Вторая младшая  группа 2021/2022 учебный год

Дата: 21.02 – 25.02

Тема недели: «Масленица»

Цель: познакомить детей с народным праздником Масленица, с характерными для него обрядами, с русскими традициями. Пробуждать интерес к истории русского народа; Воспитывать любовь к своей Родине.Развивать творческие способности через продуктивные виды деятельности;

Название итогового мероприятия: выставка детских поделок " Блинчики к празднику Масленица"

Форма итогового мероприятия: выставка

день недели

Задачи совместной деятельности взрослого и детей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

Непосредственная образовательная деятельность

Непосредственная образовательная деятельность

Непосредственная образовательная деятельность

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

1

2

3

4

5

6

Понедельник

21.02

Художественно – эстетическое развитие (ИЗО)

Тема: Бублики баранки.        

Учить детей рисовать кольца (бублики и баранки), контрастные по размеру (диаметру), самостоятельно выбирать кисть: с широким ворсом для рисования баранок, с узким ворсом для рисования бубликов.

Упражнять в технике рисования гуашевыми красками.

Развивать внимание, глазомер, координацию.

Воспитывать самостоятельность и желание помочь ближнему.

Физическое развитие.

П.и. «Пузырь»  научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.

Дидактическая игра «Один - много». Цель: учить детей выделять в окружающей обстановке одиночные предметы и множества, отвечать на вопросы о количестве предметов. Активизировать в речи и уточнить соответствующие понятия, развивать грамматический строй речи. (Аня, Карина, Вова)

Дежурство на занятии – Юля, Тимур. Формировать у детей умение подбирать для работы необходимые материалы и оборудование, правильно раскладывать подготовленные материалы. Воспитывать ответственность за порученное дело.

Утро. Утренняя гимнастика Л.И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика». Комплекс № 24, с. 86.

Цель: формирование и совершенствование двигательных навыков.

Беседа «Что такое Масленица»,  воспитывать любовь и уважение к народным традициям.

С/р игра «Шоферы», сюжет «Кондуктор автобуса». Цель: Расширять игровой опыт детей.

Д.и. «Прищепки». Цель: учить детей располагать прищепки на картонном круге по образу, чтобы прилучился цветок, солнце,  самостоятельно придумывать конструкции. Развивать мелкую моторику рук детей.

Прогулка 1. Наблюдение: одежда детей. Цель: Учить детей различать пол ребенка по одежде, формировать образ своего «Я». Активизировать в речи названия предметов одежды, их характеристики (шапка меховая).

Д/и «Сравни и назови».  Цель: Учить детей сравнивать предметы контрастных и входных размеров, использовать в речи соответствующие понятия.

Трудовые поручения: кормление птиц семенами шишек. Воспитывать у детей заботливое отношение к природе, учить самостоятельно выполнять индивидуальные поручения.

Самостоятельная игровая деятельность. Учить детей находить себе занятие по интересам, объединяться в пары, микро группы. Способствовать профилактике нервного перенапряжения.

П.и. «Вейся, венок»  учить детей водить хоровод; упражнять в беге.

Работа перед сном. Чтение художественной литературы пер. с словац. С. Могилевской и Л. Зориной «У солнышка в гостях».

Вечер. Бодрящая гимнастика после сна. Ходьба по дорожкам здоровья.

Продолжать работу по укреплению здоровья детей, обеспечить постепенный подъем детей, создать эмоционально-положительную обстановку.

«Масленица пришла – пословицы, поговорки принесла».  Цель: познакомить детей с малыми формами устного народного творчества, развивать память, воспитывать интерес к русской народной культуре.

Слушание хороводных песен, звучащих на Масленицу. Цель: использовать в активной речи детей русский фольклор.

Прогулка 2.

Наблюдение  за птицами. Закреплять желание детей заботиться о птицах;

изучать их повадки и особенности.

Трудовые поручения: наводим порядок на веранде. Цель: Поддерживать у детей стремление приносить пользу, быть самостоятельными, учить видеть и радоваться результатам своего труда.

Хороводная игра «Мы на луг ходили», Обратить внимание детей на пар, выходящий изо рта людей при дыхании. Что это? Почему мы видим воздух, если он невидимка? Цель: учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

П/И «Ровным кругом». Учить детей образовывать круг, подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.

Рассматривание иллюстраций «Масленица к нам пришла».

Раскраски по теме недели

Атрибуты для с/рол. игр

Создать условия для игр по желанию детей.

Настольно-печатные игры, дидактические игрушки.

Пословицы, поговорки, диск с хороводными песнями, атрибуты к с/р игре, прищепки, д/и.

Выносной материал:

Метелки, лопатки, куклы, одетые по сезону. Мешочки с песком, мячи, обручи, мелкие игрушки, формочки, перчатки, палочки, ведерки, совочки, лопатки, снеголепы, ледянки

Поговорить с родителями о самочувствии детей.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.

Консультация для родителей «Воспитываем на собственном примере» (основы здорового образа жизни)

Попросить родителей принести семечки для подкормки птиц

Втор

ник

22.02

Познавательное развитие (ФЦКМ)

Тема: Едем в гости к бабушке. Опыт «Из чего делают хлеб». Познакомить с признаками весны: солнышко светит ярче, капель, на дорожках тает снег.

Хлеб может различаться по внешнему виду, запаху, вкусу и цвету.  Н.Е. Веракса «От рождения до школы» Перспективное планирование

Художественно - эстетическое

Развитие (музыка)

Беседа «проводы зимы»

Пение частушек.

Подвижная игра «Гори, Солнце, ярче».

Речевая игра «Блины»

подвижная игра «Снежки»

Знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями,

знакомить детей с обрядами масленичной недели,

знакомство с народными играми,

 развитие непосредственного эмоционального восприятия.

Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа; любовь к родному краю.

Д/и «Солдаты на марше».

Цель: Учить детей применять навыки сравнения размеров предметов различными способами. Упражнять в упорядочении предметов по убыванию высоты (длины). Арина, Дарина

Д/и «Кто больше действий назовет». Цель: Активно использовать в речи глаголы, образовывать различные глагольные формы. Ульяна, Аня.

Д/и «Собери снеговика» с Димой, Сашей, Артемом. Закрепление формы, размера, цвета предмета; развитие мелкой моторики рук; развитие логического мышления.

Поручения Маше и Дарине: переодеть кукол.

Утро. Утренняя гимнастика Л.И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика». Комплекс № 25, с. 87.

Цель: формирование и совершенствование двигательных навыков.

Беседа с детьми «Масленица. Что это за праздник?» Рассматривание альбома «Масленица». Цель: познакомить с русским народным праздником Масленицей, его историей, обычаями.

Д/и «Кого не стало?».  Цель: Учить действовать в соответствии с правилами.

Заучивание потешки:   «Заинька, попляши!»

С/р «В театре». Цель: Закреплять умение играть по ролям, уметь импровизировать.

Прогулка 1. Наблюдение за работой дворника. Цель: Продолжать знакомить детей с трудовыми операциями, рассказать о назначении работы по очистке двора от мокрого снега. Формировать первичные представления о труде взрослых, воспитывать уважение к нему.

П/и «Гори – гори ясно». Цель: познакомить с правилами и научить играть в русские народные игры.

П/и «Поймай комара». Цель: помочь детям вспомнить правила игры, учить энергично отталкиваться от земли и выполнять прыжок вверх, помогать себе руками при отталкивании.

Работа перед сном. Чтение  русской народной сказки: «Теремок» Е. Чарушина. Способствовать развитию диалогической речи, слушать и понимать вопрос. Обсуждение  прочитанной сказки.

Продолжать упражнять  аккуратно складывать одежду на  стульчики.

Вечер. Оздоровительная гимнастика после сна, самомассаж биологически активных точек «Ба-ба-ба», дыхательная гимнастика «Семафор»; ходьба по массажным коврикам. Продолжать работу по укреплению здоровья детей, обеспечить постепенный подъем детей, создать эмоционально-положительную обстановку.

Д.и. «Какие бывают блины?»   Формировать представление детей о традициях празднования русским народом Масленицы, дать представление о значении каждого дня.  Воспитывать интерес и уважение                                                                          к традициям и праздникам русского народа

Сюжетно-ролевая игра «Семья»: сюжет «Папа моет посуду».  Цель: Побуждать детей переносить известные им действия в ролевую игру. Формировать интерес к сюжетно игре, учить устанавливать дружеские взаимоотношения со сверстниками, поддерживать ролевые диалоги.

Прогулка 2.

Наблюдение за березой и сосной. Расширять представление детей о деревьях;   воспитывать желание защищать и оберегать природу.

Трудовые поручения: кормление птиц семенами. Цель: Воспитывать у детей заботливое отношение к природе, учить самостоятельно выполнять индивидуальные поручения.

П/и "Догони меня», «Полоса препятствий». Учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место, приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей.

Уголок творчества: цветные карандаши, альбомы, раскраски по теме недели.

Сделать подбор книг по теме недели.

Создать условия для игр по желанию детей.

Настольно-печатные игры.

Картинки Масленица, атрибуты к с/р игре.

Выносной материал:

Метелки, лопатки, куклы, одетые по сезону, саночки Мешочки с песком, мячи, обручи, мелкие игрушки, формочки, перчатки, палочки, ведерки, совочки., снеголепы, ледянки

Игровой уголок: конструктор, кубики, мозаика.

Создать условия для игр по желанию детей.

Уголок творчества: штампы, краски, кисти, салфетки.

Настольный театр, сюжетные картинки, атрибуты к с/р игре,

Д/и «Развивающие кубики»

Дидактические игры: мозайка, матрешки, шнуровка.

Геоконт  Воскобовича, схема по изображению блинчика

Беседа «Одежда детей в группе».

Памятка для родителей «Традиции празднования Масленицы в России»

Консультация для родителей: «Играем в театр дома»

Рекомендация: организовать прогулку в парк, полюбоваться зимней природой, покормить птиц.

Пополнение стенда «наше творчество» рисунками детей бублики баранки.

Четверг

24.02

Познавательное развитие (ФЭМП)        

Тема: «Масленичная неделя ». Цель: Учить сравнивать две неравные группы предметов способом наложения; обозначать результаты сравнения словами: больше-меньше, столько-сколько.

И.А. Помораева «Занятия по ФЭМП во второй младшей группе детского сада». стр.35.

Художественно - эстетическое

Развитие (музыка)        

Беседа «проводы зимы»

Пение частушек.

Подвижная игра «Гори, Солнце, ярче».

Речевая игра «Блины»

подвижная игра «Снежки»

Знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями,

знакомить детей с обрядами масленичной недели,

знакомство с народными играми,

 развитие непосредственного эмоционального восприятия.

Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа; любовь к родному краю.

Учить описывать сегодняшнюю погоду на улице, составлять небольшой связный текст. Аня, Арина.

Игровое упражнение «Санный след».  Цель: Учить детей выполнять ходьбу с приставлением пятки к носку,  формировать умение осуществлять контроль правильности выполнения упражнения по оставляемым на снегу следам. Андрей, Матвей

Артикуляционная гимнастика «Бублик».

Цель: развитие артикуляционной моторики. (Майя и Саша)

Утро. Утренняя гимнастика Л.И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика». Комплекс № 26, с. 88.

Цель: формирование и совершенствование двигательных навыков.

«Скоморошка в гостях у ребят».  Цель: познакомить детей с определением «встреча» Масленицы, побеседовать об особенностях его празднования, развивать мышление, ловкость, воспитывать интерес к праздникам.

Дыхательная гимнастика «В лесу». Формировать правильное речевое дыхание.

Д/и "Чудесный мешочек" - называть предмет и его свойства.

Пальчиковая гимнастика «Масленица». Развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Прогулка 1. Наблюдение: снег в конце зимы. Чтение: А. Плещеев «Снег теперь уже не тот...». Цель: Обратить внимание детей на состояние снега (темнеет, становится рыхлым, тает), на вид построек из снега, помочь связать эти изменения с другими явлениями природы.

Русская подвижная игра «Карусель». Цель: развивать у ребенка равновесие в движении, навык бега, повышать эмоциональный тонус.

Трудовая деятельность:   сгребание снега лопатой. Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями.

П. и. «Ловишки». Цель: упражнять в беге в разных направлениях.

Работа перед сном. Закрепление навыков правильного раздевания.

Чтение худ. литературы «Пых» Цель: формирование у детей простейших навыков опрятности и самообслуживания.

Вечер. Закаливающая гимнастика после сна. Ходьба по массажным дорожкам. Продолжать работу по укреплению здоровья детей, обеспечить постепенный подъем детей, создать эмоционально-положительную обстановку.

Изготовление блинов к Масленице из соленого теста (лепка).

Просмотр  мультфильма «Мама для мамонтенка», формировать доброжелательные отношения друг к другу, семье, ближайшему окружению.

С/р игра «Строители»: сюжет «Грузовики завозят на стройку материалы». Цель: учить детей взаимодействовать в сюжете с двумя действующими лицами (шофер и строитель).

Прогулка 2. П.и. «Дарит солнышко лучи» Способствовать физическому развитию, развитию ловкости, ориентировки в пространстве, дружелюбному отношению друг к другу. Учить детей водить хоровод.

«Наблюдение за сосульками». Понаблюдать за сосульками в мороз и оттепель. Дети могут ответить на вопрос, почему сосульки тают, и появляется вода. Предложить послушать, как звенит капель (поставить ведерко под капающие сосульки).

Уголок творчества: цветные карандаши, пластилин, цветная бумага, клей, краски.

Создать условия для игр по желанию детей.

Дидактические игры: пирамидки, матрешки, шнуровка.

Раскраски по теме недели.

Кукла-масленица

Выносной материал:

Метелки, лопатки, куклы, одетые по сезону. Мешочки с песком, мелкие игрушки, формочки, перчатки, палочки, ведерки, совочки, ледянки, снеголепы.

Мультфильм «мама для мамонтенка»

В уголке  ИЗО:  пластилин, соленое тесто.

Трафареты – круги для закрашивания, восковые мелки, тонированная бумага.

Беседа с родителями о самочувствии ребенка, о его настроении.

Рекомендации для родителей «Что нужно знать о профилактике гриппа и коронавирусной инфекции».

Предложить родителям принести бусинки для плетения украшений на выставку

Консультация для родителей «детям о масленице»

Попросить родителей принести фотографии для  оформления макетов  «ой блины, блины мои..», «Проводы масленицы», досуг в кругу семьи.

Пятница

25.02

Художественно – эстетическое развитие (лепка)        

Тема "Блины"

 Развивать умение отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, раскатывать из них шарики и расплющивать их;

формировать умение отгадывать загадки;

развивать умение отвечать на вопросы, используя высказывания из 2-3 простых фраз;

развивать стремление детей работать небольшим коллективом дружно;

продолжать формировать умение здороваться и прощаться, способствовать доброжелательному общению;

развивать мелкую моторику посредством пальчиковой гимнастики;

воспитывать аккуратность.

Физическое развитие Занятие по плану физ. инструктора

Лепка сушек с Соней и Сашей. закреплять детей  лепить  сушки:  делить  пластилин   на  небольшие  части, раскатывать кусочки прямыми движениями рук. соединять концы цилиндра,  накладывая их друг на друга и прижимая; воспитывать самостоятельность в выполнении задания.

Учимся рисовать следами. Цель: учить детей передавать в рисунке форму предметов, ориентироваться в пространстве, отведенном для рисования. Развивать воображение, зрительное восприятие, способствовать   профилактике   эмоционального   перенапряжения.

Утро. Утренняя гимнастика Л.И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика». Комплекс № 27, с. 89. формирование и совершенствование двигательных навыков.

Пальчиковая игра «Стала Маша гостей созывать» Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить; развивать координацию движений рук, мелкую моторику.

Беседа «Лакомка». Цель: рассказать детям об обычаях празднования Масленицы в других странах, закреплять знания обычаев своей страны, воспитывать гордость за русский народ.

«Концерт для кукол».  Цель: Предложить детям устроить концерт для зрителей-кукол, оркеструя знакомые песни и исполняя танцы. Развивать творческие способности детей, стремление к творчеству. Способствовать профилактике эмоционального перенапряжения.

Прогулка 1. Наблюдение «Наш семейный альбом». Формировать представление о семье и своем месте в ней. Побуждать называть членов семьи, род их занятий. Воспитывать желание проявлять заботу о родных и близких

П.и. «Карусель». Упражнять детей ходьбе и беге по кругу взявшись за руки,  содействовать совершенствованию двигательных умений и навыков, развивать у детей ловкость, внимание, быстроту реакции; воспитывать  создавать положительный эмоциональный настрой.

Трудовая деятельность Постройка горки для куклы. Цели: учить правильно наполнять ведерко снегом до определенной отметки; доводить начатое дело до конца.  

Работа перед сном. Чтение: Н.Саконская «Где мой пальчик?». Продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Регулярно рассматривать с детьми рисунки в знакомых книжках, ярко и выразительно рассказывать им о содержании иллюстраций, заслушивать высказывания детей.

Закреплять навык аккуратного складывания одежды на стульчик.

Вечер. Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.  Привести мышцы в тонус; улучшить настроение;

предотвратить искривление позвоночника, развитие плоскостопия;

привить малышам привычку разминаться после сна.

Д/и "Застегни и зашнуруй", формировать у детей усидчивость.

Чтение стихотворения "Угощенья Масленицы", учиться четко проговаривать слова.

Выставка детских поделок " Блинчики к празднику Масленица". Закреплять знания о масленице с детьми, воспитывать  создавать положительный эмоциональный настрой.

Строительная игра «Теремок». Развивать конструктивные способности и навыки в процессе действия со строительным материалом. Упражнять детей строить домик по образцу воспитателя. Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимание, память. Вызвать интерес к конструированию.

Прогулка 2. Наблюдение за деревьями. После сильных морозов рассмотреть кору деревьев, есть ли морозобойные трещины на стволе, рассказать детям, как образуются трещины.

Игра «Блины на Масленицу». Цель: расширять и закреплять знания детей о народных праздниках, обогащать словарный запас народными терминами.

П/и«Поезд» Учить детей двигаться  в колонне друг за другом, имитируя движение поезда, с  ускорением и замедлением темпа по сигналу. Развивать умение действовать согласованно, крепко держась друг за друга. Развивать внимание, ловкость. Воспитывать сплочённость.

 «Масленичные гуляния».  упражнять в езде на санках, развивать ловкость, выносливость, быстроту, воспитывать привычку к ЗОЖ, эмоциональное положительное отношение к празднику

Уголок творчества: цветные карандаши, альбомы, краски, пластилин, клей, цветная бумага.

Заготовки для пластилинографии. Раскраски по теме масленница.

Создать условия для игр по желанию детей.

Презентация празднование Масленицы в др. странах, диск с знакомыми песнями для прослушивания. Музыкальные инструменты: бубны, колокольчики, ложки, трещетки.

Самостоятельная

деятельность детей на участке, игры с выносным материалом – развитие навыков совместной

игровой деятельности

Элементарные трудовые поручения – собрать игрушки в корзину после прогулки.

Дорожка здоровья, массажные коврики

Уголок творчества: карандаши, восковые мелки, пластилин.

Игровой уголок: конструктор, кубики, мозаика.

Мозайка, пазлы, кубики; дидактические игры.

Кольцеброс.

Строитель  крупный

Атрибуты к строит. игре

Дидактические игры: складывание пирамидки из 5-8 колец разной величины; складывание узора из геометрической мозаики.

Выложить в уголок рисования бумагу, карандаши, шаблоны.

Поговорить с родителями о самочувствии детей.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей

Оформить макет материалами фотоснимков из семейного архива «ой блины, блины мои..», «Проводы  масленицы», досуг в кругу семьи.

Оформление выставки

детских поделок

"Блинчики к празднику масленица".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный комплексно-тематический план психолого-педагогической работы во второй младшей группе, составленный на основе ФГТ по формированию словаря

Предлагается примерный комплексно-тематический план психолого-педагогической работы во второй младшей группе по формированию словаря, составленный на основе ФГТ. Этот план дает возможность планировать...

Комплексно-тематический план образовательной работы в подготовительной группе

В данной работе представлен подробный комплексно-тематический план образовательной работы для подготовительной группы детского сада....

Комплексно-тематический план

Комплексно-тематическое  планирование  на год по программе "От рождения до школы"....

Комплексно- тематический план образовательной работы

                        Комплексно-тематический план образовательной работы  в подготовительной группе     ...

комплексно-тематический план для подготовительной группы

в плане содержание программы "Программа воспитания и обучения в детском саду" М.А.Васильевой. Т.С.Комаровой В.В. Гербовой систематизировано по темам: "Явления общественной жизни", "Предметное окружени...

Комплексно-тематический план работы "Здравствуй детский сад" для детей 4-7 лет. программа "Детство"

В тематическом плане представлена работа с детьми 4-7 лет по теме Здравствуй детскицй сад  во всех видах детской деятельности....