РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ СКАЗКОТЕРАПИИ
статья (младшая, средняя, старшая группа)

Аннотация: В статье рассказывается об актуальности проблемы развития речи у младших дошкольников. Автор рассматривает сущность метода сказкотерапии, показывает его эффективность и целесообразность.

Ключевые слова: речевое развитие, сказка, речь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ СКАЗКОТЕРАПИИ

Аннотация: В статье рассказывается об актуальности проблемы развития речи у младших дошкольников. Автор рассматривает сущность метода сказкотерапии, показывает его эффективность и целесообразность.

Ключевые слова: речевое развитие, сказка, речь.  

Сегодня многие педагоги ДОО сталкиваются с проблемой недостаточно развитых навыков речевой деятельности детей. Поступающие в детский сад малыши часто имеют ограниченный словарный запас, им сложно выражать свои мысли и контактировать с окружающими. Поэтому очень важно заниматься проблемами речи и общим развитием младших дошкольников.

Одним из современных методов речевого развития детей младшего дошкольного возраста является сказка. Ведь язык сказок прост для восприятия, богат образными сравнениями и включает в себя несложные формы прямой речи. Сказочные герои большинству детей хорошо знакомы, им легко понять мотивы их поступков и следить за сюжетом. С помощью сказок ребята познают мир, учатся выражать свои эмоции, сопереживают героям, привыкают работать в команде и взаимодействовать друг с другом.

Включение в программу занятий сказок дает детям великолепные образцы русского литературного языка. Это простые и легкие для восприятия стихотворения Маршака, Чуковского, яркие образные повествования Ушинского, выразительный язык народных сказок.

Что же включает в себя сказкотерапия?

- рассказывание сказки (может быть как групповым, так и индивидуальным);

- постановка сказок с использованием различных видов театра (кукольный, пальчиковый, магнитный, би-ба-бо);

- сочинение сказок (придумывание новых историй, дописывание);

- анализ сказок (находить решение задачам, участвовать в исследовании героев);

- рисование сказок (тут потребуется наличие специальной подготовки, чтобы провести психодиагностическое рисование).

Наиболее популярными и востребованными сказками для развития речи младших дошкольников являются: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Волк и козлята». Через восприятие сказок закладываются основы нравственного воспитания, сохраняются народные традиции и преемственность поколений. Сказки развивают память, внимание, воображение и творческое мышление детей.

Для формирования четкого и правильного произношения отдельных фраз и слов в процессе сказкотерапии, можно использовать упражнения на звукоподражание. В процессе чтения сказки педагог просит детей произносить отдельные звуки и словосочетания, обращая внимание на интонацию, темп речи и силу голоса.

Педагогические задачи, которые решает сказкотерапия:

- формировать умение слушать, запоминать, анализировать поступки действующих лиц произведения;

- обогащать словарный запас ребенка, помогать говорить ему правильно и выразительно;

- формировать умение отвечать на вопросы по содержанию сказки;

- развивать кругозор и интерес к художественной литературе;

- формировать навыки пересказа.

В работе со сказкой можно выделить три этапа:

  1. Чтение сказки с ее последующим обсуждением. Очень важно, чтобы ребенок знал, что он может высказывать любое свое мнение и при этом не получит неодобрительной оценки от воспитателя.
  2. Попросить детей нарисовать героя, который запомнился больше всего.
  3. Проигрывание сказки по ролям. Предоставить ребенку возможность самому выбрать персонажа, а затем вместе проработать возможные проблемные моменты.

Завершающим этапом для формирования связной речи у младших дошкольников является умение одновременно рассказывать и показывать сказку.  Для этого можно использовать настольный или кукольный театр, ставить мини-спектакли с костюмами и декорациями. С помощью таких мероприятий дети легко вживаются в роль сказочных героев, стараются передавать их мимику, интонации голоса, движения и даже черты характера. Все это способствует развитию любознательности, творческого воображения, познавательных способностей.

Таким образом, сказкотерапия расширяет детский кругозор, помогает в формировании целостного представления об окружающей действительности, оказывает положительное влияние на всестороннее развитие ребенка. Регулярное восприятие сказок активирует функции памяти и внимания, побуждают к поиску нестандартных решений, а также мотивирует дошкольников к общению со сверстниками и взрослыми.

         

 Список использованной литературы

1. Евтухова, Л. Н. Роль сказки в речевом развитии младших дошкольников / Л. Н. Евтухова, М. В. Пронина. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа: Лето, 2014. — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5576/ (дата обращения: 10.09.2022).

2. Бован, Е. Ю. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста / Е. Ю. Бован. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань: Молодой ученый, 2020. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/371/15906/ (дата обращения: 10.09.2022).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста с использованием мнемотехники и ИКТ. «Мы спешим к друзьям на помощь»

К сожалению, не многие дети  любят учить стихи, пересказывать тексты,  владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и...

Проект «В гостях у кота Мурлыки» Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста с помощью художественной литературы.

В данном проекте представлены перспективный план занятий по знакомству дошкольников с художественной литературой, предварительная работа по чтению детям в течение недели художественных текстов за год....

Конспект НОД по развитию эмоциональности речи у детей младшего дошкольного возраста с помощью малых фольклорных форм.

Конспект НОД по развитию эмоциональности речи у детей младшего дошкольного возраста с помощью малых фольклорных форм. (1я младшая группа)Цель: учить детей проживать эмоции удивления, сопере...

« Развития речи у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр»

Если целеноправленно развивать культуру речи детей посредством дидактических игр, то это значительно повысит коммуникативные способности детей младшего дошкольного возраста....

Методическая разработка "Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста с помощью артикуляционной и дыхательной гимнастики".

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста с помощью артикуляционной и дыхательной  гимнастики - важные и нужные знания для воспитателя детского сада. Это прямой путь к "островку ус...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста с использованием мнемотехники и ИКТ «Мы спешим к друзьям на помощь»

Цель: Развитие речи детей через использование метода мнемотехники и ИТК.Образовательные задачи:Расширять представления детей о насекомых (муравьях, пауках, пчелах, божья коровка).Продолжать знакомить ...