Самообразование "Приобщение детей к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям"
методическая разработка

Романенко Тамара Петровна

Самообразование "Приобщение детей к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_romanenko_t.p.docx31.01 КБ

Предварительный просмотр:

Романенко Т.П.  Самообразованию по теме: 

«Приобщение детей к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».

                                                                                    Без исторической памяти – нет традиций,

без традиций - нет культуры,

без культуры - нет воспитания,

без воспитания - нет духовности,

без духовности - нет личности,

без личности - нет народа как

исторической личности.

Г. Н. Волков

Дата начало работы над темой: сентябрь 2021 года.

         

         Актуальность: 

        Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена народная культура и семейные устои, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.

        Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, ни в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушие, патриотизме.

Основная цель духовно - нравственного воспитания состоит в стремлении реализовать те задачи нравственного воспитания, которые содействуют духовному развитию ребенка.

        К сожалению, обидеть даже собственных детей, обречь их на «социальное» сиротство стало возможным для определенной категории современных родителей. Поэтому возрождение гуманных семейных отношений, лучших отечественных традиций воспитания детей предоставляется крайне актуальным.

        Актуальность данной темы очень велика на современном этапе развития нашего общества, так как в России разрушена идеология, т. е. духовность, мораль и нравственность, формируется новая идеология, идет пересмотр старых ценностей.

        Время неумолимо требует пересмотра всего того, что сегодня не соответствует требованиям живительного процесса обновления. «Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен» Н. М. Карамзин.

У всякого дерева глубоко в земле есть корни. И у всякого народа есть корни - его история и культура. «Носителями культурных способов познания, переживания и преобразования себя и мира для ребенка являются члены его семьи. В общении с ними ребенок усваивает эмоциональные и интеллектуальные способы взаимодействия с людьми, природой и предметами окружающего мира» Д. Б. Эльконин

Условием стабильного и целостного существования семьи как фактора приобщения ребенка к культуре своего народа являются соблюдение и сохранение традиций, присущих данному народу.

Проблема в том, что сложность современной образовательной ситуации заключается в том, что мы постепенно перестаем ощущать ценность того, что живем на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру. Это губительно для нас и нашего Отечества.

           У каждого человека образ Родины должен формироваться из крупиц красоты, постепенно достигая уровня глубокой гражданской любви к родине. Великий образ Родины должен поэтапно формироваться в душе каждого ребенка.

        Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, возрождение семейных ценностей, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы и в начальной школе. Этот возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре, к семейным традициям.

Цель самообразования: повысить профессиональный уровень знаний для приобщения детей дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям в условиях ФГОС ДО.

Задачи самообразования:

  1. Повысить уровень знаний через подбор и изучение различной литературы, через СМИ по данной теме в свете новых требований ФГОС ДО;
  2. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;

  1. Организовать работу в группе, включив в него элементы народного искусства
  2. Подготовить (провести) консультацию на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к народным и семейным традициям на основе национальностей проживающих в Красноярском крае»;
  3. Подготовить материал по теме: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры.

Список литературы для самообразования по теме:

  1. Князева, О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ О. Л. Князева, М. Д. Маханева / Программа.: Учеб.-метод.пособие-2 изд., перераб. и доп. - СПб.: Детство-Пресс, 2015.
  2. Ильина, Л. Н. Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду [Текст] / Л. Н. Ильина, Г. И. Посохова // Молодой ученый /Актуальные задачи педагогики: материалы II международная научная конференция. -- Чита: 2012..
  3. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. М.: Сфера, 2009.

Перспективный план  самообразования в работе с детьми и родителями.

Месяц

Тема

Цели и задачи

Формы работы

с детьми

 с родителями

Сентябрь

«Кто мы,

откуда? Где

наши корни?

«Русский народный костюм»

Знакомство детей с предметом «Народная культура», с русским народом и его корнями.

Познакомить детей с женскими и мужскими русскими народными костюмами.

«К нам гости пришли» с/р игра

(Кукла в русском костюме);

Знакомство с такими деталями русского костюма, как понева, зипун, душегрея, картуз, рубаха.

Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуре»

Октябрь

«Вечера долгие, руки умелые, головушки умные!»

Познакомить детей с русскими головными уборами.

Продолжать знакомство детей с народными праздниками

Украшение головного убора (повязки) бусинками, пуговицами, блестками, тесьмой.

Праздник  «Осень, осень, в гости просим»;

Рисование не тему «Поздняя осень»

Круглый стол для родителей в рамках «Дня семейного общения» - «Семья – это главное»

Ноябрь

«Синичкины именины»

Познакомить с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, сундук и др.)

Д/И «Собери целое из частей»

 «Что мы знаем о зимних пернатых друзьях»

Проведение акции совместно с родителями «Кормушки для птиц»

Подарки и поздравления мамам к Дню Матери

Декабрь

«Начинаем готовиться к

«Новому году »

Поддерживать у детей интерес к обычаям и традициям русского народа, желание принимать участие в играх и развлечениях

Продолжать знакомить детей с традициями  проведения праздников на Руси                                                                     

Рассказ воспитателя о двухнедельных новогодних праздниках: (катание друг друга на санках, лепка снежной бабы, игра в снежки)

Чтениесказки«Снегурочка»

Презентация для детей «Новый год на Руси»

«Украсим нашу группу» (привлечение родителей к украшению группы, изготовлению атрибутов для новогоднего праздника

Участие детей и родителей в творческом конкурсе

январь

«Русский самовар и чаепитие на Руси.

Познакомить детей с устройством самовара, показать роль и значение чаепитие для русского народа.

Конкурс рисунков «Рождественская сказка»

Беседа с детьми «Кто любит чай в семье, когда пьют, как, какой и т. д»

Рассматривание коллекций чая;

Лепка из соленого теста пряников, сушек;

 «Роль отца в семейном воспитании»

«Зимушка-зима» - экскурсия детьми

Февраль

«Ждем весну. Готовимся к Масленице»

«Познаем секреты русской кухни. Печем блины»

Продолжить знакомство с народными праздниками, о том как празднуется Масленица на Руси.

Продолжать развивать интерес к народным праздникам.

Чтение русской народной сказки «Как весна зиму переборола»;

Рассказ воспитателя о традиции выпекать блины на Масленицу;

Загадки о блинах;

с/р. Игра «Семья»

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: как научить любить Родину?»

«Наши руки не для скуки» - мастерим подарки для пап

Март

«Народные промыслы:

хохломские узоры, дымковская игрушка»

 Воспитывать уважение к труду и мастеровому человеку.

 Вызвать яркие эмоциональные чувства у детей, желание самим создавать узор.

Рисование на темы:

- «Хохлома»

Дидактические игры:

   «Составь узор»

Совместное творчество детей и родителей.

Изготовление скворечников

Праздник для мам и бабушек

Мастерим подарки для мам

Консультация: «Посеешь привычку – пожнешь характер»

Апрель

«Пасха»

Продолжать знакомство детей с обычаями и традициями.

Воспитывать в детях интерес к народной культуре.

Наблюдение за птицами на прогулке (поведение, места обитания и т д)

Рассматривание веточек вербы;

Дети расписывают яйца красками»

«Как познакомить ребенка с праздником Пасхи»

Май

 «Про отцов и дедов помним»

«Белая береза-Русская береза! Любимое дерево на Руси»

Воспитывать чувство гордости за страну в которой мы живем, уважение к ветеранам войны, помнить солдат, отдавших жизнь за Родину.

 

Выставка работ детского творчества «Победный май»

Рассматривание фото;

Хоровод «Во поле береза стояла»

Загадывание загадок о березе, о лете;

Рисование «Победный салют»

 -родительское собрание «Играют дети – играем вместе» Итоговое мероприятие

Рассказы родителей о своих успехах за круглым столом.

Планируемый практический выход:

1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Народные забавы», «Семейные посиделки», «В гостях у сказки»;

2. Подготовка и принятие участия семинара. Тема: «Приобщение детей к истокам народной культуры»;;

3. Тема: «Воспитание сказкой», «Народные игрушки»;

4. Консультации. Тема: «Народные и семейные традиции», «Осенние народные праздники», «Зимние забавы», «Рождественский сочельник», «Масленица пришла радость всем принесла», «Весенние народные праздники», «Папа, мама, я очень дружная семья», «Народный фольклор в воспитание и развитие ребенка», «Родословная семьи», «Ни кто не забыт, ни что не забыто»;

5. «Новогодние подарки своими руками», «Рождественские каникулы с семьей», «Веселая масленица», «Радостная Пасха», «Я помню и горжусь»;

6. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Народные и семейные традиции», «Семейные народные праздники».

 Отчёт о проделанной работе за учебный год.

     Планирование самообразования по этому направлению позволило

познакомить детей со старинными обрядами, народными ремёслами, семейными традициями. В процессе ознакомления с русскими народными традициями дети получили первоначальные знания о декоративной Хохломской росписи (аппликация тарелки).   Для  ознакомления детей  с предметами старины создано обогащённое пространство предметно – развивающей среды, обеспечивающей погружение ребёнка в социально – культурный опыт народа.       

     Неоценимым богатством являются изучение народных игр. Мы много играли в игры, которые радовали детство дедушек и бабушек. Провели в итоге досуг для детей, на котором присутствовали сотрудники детского сада.  Народные игры вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества, в них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.      

     Изучение фольклорных игр, песен, хороводов, уходящие своими корнями в древность, помогают прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.

Воспитание  чувства гордости за страну в которой мы живем, уважение к ветеранам войны, память о  солдатах, отдавших жизнь за Родину. Рассматривали иллюстрации, познакомились с военным транспортом, с военными пилотками и в заключении нарисовали победный салют.

Консультации для родителей. Тема: «Народные и семейные традиции», «Осенние народные праздники», «Зимние забавы», «Рождественский сочельник», «Масленица пришла радость всем принесла», «Весенние народные праздники», «Папа, мама, я очень дружная семья», «Народный фольклор в воспитание и развитие ребенка», «Родословная семьи», «Ни кто не забыт, ни что не забыто» - напомнили о том, что надо продолжать семейные традиции в своём поколении. Родители присутствовали на педсовете детского сада «Взаимодействие д.сада и родителей  в приобщении детей к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».

       Опыт приобретенный в результате самообразования показал, что широкое включение фольклора в работу с детьми обогащает их жизнь, вводит в мир народной жизни, знакомит их с обычаями  и традициями русского народа, создаёт положительную эмоциональную обстановку в детском учреждении.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям». на 2015 – 2016 учебный год

В плане собран список литературы и примерное планирование по самообразованию, которые помогут вам в работе с детьми по формированию у них знаний о народных и семейных традициях....

План самообразования воспитателя по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».

laquo;Приобщение детей старшего дошкольного возрастак народным и семейным традициям, праздникам и обычаям». Без исторической памяти – нет традиций,без традиций - нет культуры,без кул...

План самообразования на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».

План самообразования на тему:«Приобщение детей старшего дошкольного возраста  к народным и семейным традициям,  праздникам и обычаям»....

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».

Форма работы на год по теме самообразования педагога-организатора " Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным традициям, праздникам и обычаям"...

План и отчёт по самообразования воспитателя по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям»

Муниципальное дошкольное образовательноеучреждение комбинированного вида № 2 «Капитошка»       План самообразования воспитателя по теме:«Приобщение...

Индивидуальный план работы по самообразованию по теме: «Приобщение детей к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».

У всякого дерева глубоко в земле есть корни. И у всякого народа есть корни - его история и культура. «Носителями культурных способов познания, переживания и преобразования себя и мира для ребенк...