План и отчёт по самообразования воспитателя по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям»
методическая разработка (старшая группа)

Оганисян Кнарик Вагановна

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение комбинированного вида № 2 «Капитошка»

 

 

 

 

 

 

 

План самообразования воспитателя по теме:

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста

к народным и семейным традициям,

праздникам и обычаям»

(на 2022 – 2023учебный год)

 

 

 

 

 

                                                                                           Воспитатель:

                                                                                                Оганисян К.В.

 

 

 

 

                                                

 

г. Железногорск

Индивидуальный план работы по самообразованию по теме: «Приобщение детей      старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».

 

Без исторической памяти – нет традиций,

без традиций - нет культуры,

без культуры - нет воспитания,

без воспитания - нет духовности,

без духовности - нет личности,

без личности - нет народа как

исторической личности.

Г. Н. Волков

Дата начало работы над темой: сентябрь 2022года

Предполагаемая дата окончания работы: май 2023 г.

  Актуальность: Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процессе развития ребенка.

            Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры и семейных традиций каждого народа актуально для многонациональной России.

            Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении семейными ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, то есть, прежде всего, в сфере культуры и образования.

            Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена народная культура и семейные устои, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.

            Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, ни в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через «половое просвещение» у детей формируются в не супружеские, анти родительские, анти семейные установки.

            Такие факты доказывают значимость и актуальность работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Термин «духовно - нравственное» подчеркивает взаимосвязь нравственного и духовного воспитания; так как человек, следуя нравственным нормам в разных ситуациях должен иметь определенные ориентиры - высшие ценности, являющиеся своеобразным компасом на жизненном пути. Основная цель духовно - нравственного воспитания состоит в стремлении  реализовать те задачи нравственного воспитания, которые содействуют духовному развитию ребенка.

У всякого дерева глубоко в земле есть корни. И у всякого народа есть корни - его история и культура. «Носителями культурных способов познания, переживания и преобразования себя и мира для ребенка являются члены его семьи. В общении с ними ребенок усваивает эмоциональные и интеллектуальные способы взаимодействия с людьми, природой и предметами окружающего мира» Д. Б. Эльконин

Условием стабильного и целостного существования семьи как фактора приобщения ребенка к культуре своего народа являются соблюдение и сохранение традиций, присущих данному народу.

Формирование национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребенком своего места в нем как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуре.

Проблема воспитания оптимистически настроенного, счастливого человека приобретает особую остроту в наше время. Поэтому важно воспитывать в детях умение сохранять душевное равновесие. «Что ни день, то радость» – гласит русская пословица.

Народное искусство – это сплав доброго человеческого разума, душевной теплоты, мудрой неуёмной фантазии, непосредственности и чистоты.

Этнос адаптирует ребенка к реальному миру. Народный фольклор дает ребенку некую систему координат, помогающую самоопределиться в жизненно важных отношениях с миром. Народные игры - это жанр устного народного творчества, являются национальным богатством.

У каждого человека образ Родины должен формироваться из крупиц красоты, постепенно достигая уровня глубокой гражданской любви к родине. Великий образ Родины должен поэтапно формироваться в душе каждого ребенка.

Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими-то ни было материальными благами. Традиции - хранители народной культуры. Если полностью утеряны все народные традиции, народное искусство, то может встать под сомнение само существование народа.

Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, возрождение семейных ценностей, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы и в начальной школе. Этот возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре, к семейным традициям.

Цель самообразования: повысить профессиональный уровень знаний для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям в условиях ФГОС ДО.

Задачи самообразования:

  1. Повысить уровень знаний через подбор и изучение различной литературы, через СМИ по данной теме в свете новых требований ФГОС ДО;
  2. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
  3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
  4. Организовать работу в группе вариативной деятельности МБУ «Умелые ручки», включив в него элементы народного искусства;
  5. Оформить в группе мини – центр «Народные и семейные традиции»;
  6. Подготовить консультации для родителей;

Список литературы для самообразования по теме:

  1. Александрова Г.А. «Моя Россия!»,«Патриотическое воспитание старших дошкольников» Рабочая тетрадь.
  2. Алябьева Е.А. «Тематические дни и недели в детском саду».
  3. Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
  4. Дошкольник. Образование «Родной край». Методические рекомендации по организации и содержанию образовательного процесса в ДОУ
  5. Дьяченко В.Ю., Власенко О.П. «Маленькие шаги в большой мир».
  6. Захарова Л.М., Ларина Т.В., Мубаракина И.Б. «Мы дети России». Программа по воспитанию патриотических чувств.
  7. Использование ресурсов игровой деятельности в социально-личностном развитии детей.
  8. Ковардакова М.А., Майданкина Н.Ю., Шагарова Г.В. Программа «Василинка». Программа и технологии эколого-художественного образования детей.
  9. Кондрыкинская Л.А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду».
  10. Косарева В.Н. «Народная культура и традиции».
  11. Пантелеева Н. Г. «Знакомим детей с малой Родиной». Методическое пособие.
  12. Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. «Знакомим дошкольников с народной культурой».
  13. Шевченко Л.Л. «Добрый мир».
  14.  14. Шорыгина Т. А.» Наша Родина – Россия». Методическое пособие.

 

            Задачи по реализации программы самообразования в работе с детьми:

  1. Формировать первичное представление о истоках народной культуры и семейных ценностей на основе знакомства детей с народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традициями, народными праздниками.
  2. Использовать малые формы фольклора для развития речи, развития речевого творчества, обогащение активного словаря.
  3. Развивать коммуникативные качества у детей посредством народных игр, забав, песен и танцев.
  4. Формировать уважительное отношение к своей семье, к традициям и обычаям своей семьи.
  5. Знакомить детей с изобразительными формами народного творчества.

Индивидуальный  план самообразования по теме:

Месяц

Тема самообразования

Форма и срок отчета

Сентябрь

Изучение и подбор литературы.

Диагностика детей на начало года.

Разработка перспективного плана по работе с детьми.

План самообразования.

Перспективный план.

Результат диагностики.

Конец сентября – начало октября.

Октябрь

Проектная деятельность по приобщению детей к народным традициям и семейным ценностям.

Подбор материал для создания мини – центра «Народные и семейные традиции»

Проекты по заданным темам.

 

Мини – центр.

Конец октября- начало ноября.

Ноябрь

Оформление и оснащение папок передвижек для родителей по заданной теме.

Консультации для педагогов и родителей.

Подбор материала по мастер-классу для педагогов.

Папки передвижки.

Консультации для родителей.

Конец ноября – начало декабря.

Декабрь

Прослушивание семинаров.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры

 

Конец декабря

Январь

Рождественский сочельник

Консультация

Стенгазета

Творческая выставка детских работ

Конец января.

Февраль

 

Народные праздники в кругу семьи.

Фото выставка.

Конец февраля

Март

Духовное развитие народов проживающих в России.

Консультация.

Конец марта.

Апрель

Светлая Пасха

Стенгазета

Папки передвижки для родителей

Конец апреля

Май

«У семейного очага» подбор материала

Мероприятие с родителями детьми.

Конец мая

 

Перспективный план  самообразования в работе с детьми и родителями.

 

Месяц

Тема

Цели и задачи

Формы работы

с детьми

с родителями

Сентябрь

«Кто мы,

откуда? Где

наши корни?

«Путешествуем

в прошлое России»

«Русский народный костюм»

 

Знакомство детей с предметом «Народная культура», с русским народом и его корнями

На примере легенд, былин

показать красоту, мудрость и смелость русского народа, народных героев.

Познакомить детей с женскими и мужскими русскими народными костюмами, особенностями их изготовления и применения.

 

Рассматривание семейных фотографий;

Просмотр слайд – фильма «Как жили наши предки»;

Изготовление семейного древа

Чтение былин, просмотр диафильмов об Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемяке и других;

Рассматривание и обсуждение картины В. Васнецова «Богатыри» (оружие, доспехи)

Оформление альбома «Русский народный костюм» (совместно с родителями;

«К нам гости пришли» с/р игра

(Кукла в русском костюме);

Знакомство с такими деталями русского костюма, как понева, зипун, душегрея, картуз, рубаха.

 

Создание мини-музея русской старины

Анкетирование родителей «Народные традиции в семье»

Родительское собрание «Приобщение детей к истокам народной культуры»

Совместный просмотр семейных фотографий, рассказы о родственниках

 

Октябрь

«Вечера долгие, руки умелые, головушки умные

«С новым урожаем!»

«Покров – первое зимовье»

 

Познакомить детей с русскими головными уборами, особенностями их изготовления и применения. Развивать художественный вкус и творческое воображение.

Знакомство с историей создания календаря, с подведением итогов осенних работ

Продолжать знакомство детей с народными праздниками

 

Рассматривание фото (готовые головные уборы: повязки, кокошники, картуз);

Украшение головного убора (повязки) бусинками, пуговицами, блестками, тесьмой.

Праздник  «Осень, осень, в гости просим»;

Беседы о трудолюбии и лени на примере пословиц и поговорок;

Выставка поделок из природного материала.

Приметы, пословицы об осени, наблюдение за погодой;

Рисование не тему «Поздняя осень»

 

Консультация для родителей в рамках «Дня семейного общения» - «Семья – это главное»

Ноябрь

«Дом, дом, открой свою тайну»

«Дух и природа»

«Синичкины именины»

 

Познакомить с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, сундук и др.); воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору;

Помочь детям понять, что духовная жизнь и природа соединены на  Руси в единой гармонии. Раскрыть собирательный образ Бабы – Яги как лесного духа.

Развлечение «Милости просим, гости дорогие»

Отгадывание загадок о предметах быта;

Экскурсия в краеведческий музей;

Д/И «Собери целое из частей»

Чтение: «Сказания и поверья русского народа»;

Чтение стихов о природе;

Иллюстрации и фрагменты сказок с участием Бабы -Яги

(обыгрывание)

Игра – викторина: «Что мы знаем о зимних пернатых друзьях»

Проведение акции совместно с родителями «Кормушки для птиц»

 

Конкурс «Родословное древо моей семьи»

Подарки и поздравления мамам к Дню Матери

Мамина школа «Волшебный лоскуток»

 

Декабрь

«Начинаем готовиться к зимним святкам»

«Спиридон – солнцеворот»

«Новый год у ворот »

 

Поддерживать у детей интерес к обычаям и традициям русского народа, желание принимать участие в играх и развлечениях

 

 

Рассказ воспитателя о двухнедельных новогодних праздниках;

Разучивание колядок, игр к празднику;

Заклички солнца, игры – забавы: (катание друг друга на санках, лепка снежной бабы, игра в снежки)

Хоровод с Петрушкой;

Презентация для детей «Новый год на Руси»

Пение колядок;

Сравнение игрушек (картинок) русского Николы и Санта – Клауса – чем похожи и в чем отличие;

Чтение русской народной сказки «Ермолка и лесной боров»

 

Папки-передвижки для родителей: «Пришла волшебница зима, зимние забавы для всех принесла» (народные забавы), «На пороге Новый год»

«Украсим нашу группу» (привлечение родителей к украшению группы, изготовлению атрибутов для новогоднего праздника)

Участие детей и родителей в выставке на тему: «Возродим Русь Святую»,

Декоративно-прикладное творчество

 

Январь

«У нас Рождественский Сочельник»

«Русский самовар и чаепитие на Руси.

 

Доставить детям радость, удовлетворение от возможности перевоплотиться в сказочного героя, способствовать раскрепощению, выплеску эмоций.

 

Познакомить детей с устройством самовара, показать роль и значение чаепитие для русского народа.

Разучивание считалок, слов к играм «Горшки», «Две тетери», «Горелки»

Конкурс рисунков «Рождественская сказка»

Беседа с детьми «Кто любит чай в семье, когда пьют, как, какой и т. д»

Рассматривание коллекций чая;

Лепка из соленого теста пряников, сушек;

Д.И «Разбитый чайник»

Чайный вечер с родителями.

 

Участие в муниципальном конкурсе «Кормушка для птиц»

Круглый стол для родителей «Роль отца в семейном воспитании»

«Зимушка-зима» - экскурсия с родителями и детьми в парк

 

Февраль

«Ждем весну. Готовимся к Масленице»

«День Трифона. День святого Валентина (14 февраля)

«Познаем секреты русской кухни. Печем блины»

 

Продолжить знакомство с народными праздниками, о том как празднуется Масленица на Руси.

Продолжать развивать интерес к народным праздникам, любознательность, познавательную активность.

 

Дать представление о еде наших предков, развивать познавательный интерес детей, учить сравнивать, делать умозаключения после сравнения с кухней современного человека.

Разучивание закличек на Сретение (15 февраля), масленичных приговоров;

Чтение русской народной сказки «Как весна зиму переборола»;

Фольклорно – спортивный праздник «Широкая Масленица»

Сравнение двух праздников. Рассматривание слайдов, комментарии детей;

Изготовление сердечек – сувениров с последующим обмениванием ими по симпатиям.

Рассказ воспитателя о традиции выпекать блины на Масленицу;

Загадки о блинах;

Совместное мероприятие с родителями «История русских блинов;

с/р. Игра «Семья»

 

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: как научить любить Родину?»

«Наши руки не для скуки» - мастерим подарки для пап

Фоторепортаж «Я и мой папа»

Папка передвижка «Россия – наша Родина»

Готовимся к народному празднику «Масленица»

 

Март

«Народные промыслы:

хохломские узоры, дымковская игрушка, гжельские узоры, филимоновская игрушка,

 жестовские подносы»

 

Дать общее представление о народных промыслах России. Рассказать, почему возникли данные промыслы в этих местах. Воспитывать уважение к труду и мастеровому человеку.

Познакомить детей с историей народного промысла, его легендами и преданиями. Вызывать яркие эмоциональные чувства у детей, желание самим создавать узор.

Игра – путешествие « В музее  народного творчества»

    Рисование на темы:

- «Русская матрёшка»

-  «Городецкая роспись»

- «Это чудо – Гжель»

- «Роспись дымковских игрушек»

     Лепка на темы:

- «В гостях  у сказки»

-«Дымковские игрушки»

     Аппликация на темы:

- «Орнаменты для сарафанов и кокошников»

- «Украшение дымковских игрушек»

Дидактические игры:

   «Укрась кокошник», «Составь узор»

Выставка работ детского творчества «Город мастеров»

 

Совместное творчество детей и родителей на региональный конкурс  «Благовест» - изготовление птичек и рассказ о родном крае

Изготовление скворечников

Праздник для мам и бабушек

Мастерим подарки для мам

Фоторепортаж «Я и моя мама»

Консультация: «Посеешь привычку – пожнешь характер»

 

Апрель

«Благовещенье – птиц на волю отпущенье»

«Вербное воскресенье»

«Пасха»

 

Познакомить детей с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю.  Приобщать детей к духовному наследию русского народа.

Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, обрядах.

Продолжать знакомство детей с обычаями и традициями.

Воспитывать в детях интерес к народной культуре.

 

Изготовление птиц из бумаги (способом «Оригами») с последующим отпусканием по ветру на улице;

Наблюдение за птицами на прогулке (поведение, места обитания и т д)

Рассматривание веточек вербы;

Использование веточек вербы в игре «Ручеек»;

Игра с пением «Верба – вербочка»

Склеивание корзиночек подставок для яиц;

Дети расписывают яйца красками или путем аппликации, делают поделки по желанию»

Праздник «Пасха»

 

Совместное творчество детей и родителей на конкурс «Пасха радость нам несет»

Мастер-класс для мам «Как познакомить ребенка с праздником Пасхи»

Изготовление пасхальной корзиночки

Выставка литературы «Народное слово в семейном воспитании»

Презентации «Семейное хобби»

 

Май

«Не бывать на Руси весны без Егория»

«Про отцов и дедов помним»

«Белая береза-Русская береза! Любимое дерево на Руси»

 

Объяснить детям значимость этого праздника для пастухов, земледельцев, воспитывать уважение к людям труда.

Воспитывать чувство гордости за страну в которой мы живем, уважение к ветеранам войны, помнить солдат, отдавших жизнь за Родину.

 

Познакомить детей с традициями русских гуляний на Троицу. Обогатить словарный запас детей (название праздников, пословицы, приметы)  Развивать творчество, артистизм.

 

Знакомство с днем Егория, днем прихода весны, выгона скота на поля. Рассказ воспитателя.

Посещение Краеведческого музея (дети и родители)

Выставка работ детского творчества «Победный май»

Рассматривание фото из семейного альбома;

Утренник «День победы!»

Развлечение «Прощание с весной, встреча лета»

Хоровод «Во поле береза стояла»

Загадывание загадок о березе, о лете;

Коллаж «Разноцветная полянка»

 

Совместный поход детей и родителей на парад ко Дню Победы

Конкурс творческих работ «Любимая сказка»

Психологический тест «Знаете ли вы своего ребенка?»

«Наши успехи» - родительское собрание

Рассказы родителей о своих успехах за круглым столом.

                                                                                                                                                        

Планируемый практический выход:

1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Народные забавы», «Семейные посиделки», «В гостях у сказки»;

2. Подготовка и принятие участия семинара. Тема: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры»;;

3. Проведение мастер-классов для педагогов. Тема: «Воспитание сказкой», «Народные игрушки»;

4. Оформление папки-передвижки. Тема: «Народные и семейные традиции», «Осенние народные праздники», «Зимние забавы», «Рождественский сочельник», «Масленица пришла радость всем принесла», «Весенние народные праздники», «Папа, мама, я очень дружная семья», «Народный фольклор в воспитание и развитие ребенка», «Родословная семьи», «Ни кто не забыт, ни что не забыто»;

5. Выставка работ. Тема: «Осенние дары», «Кормушка для птиц», «Новогодние подарки своими руками», «Рождественские каникулы с семьей», «Веселая масленица», «Радостная Пасха», «Я помню и горжусь»;

6. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Народные и семейные традиции», «Семейные народные праздники»;

7. Проект. Тема: «Народные праздники», «Зимние забавы», «Рождество», «Народные пословицы, поговорки;

8. Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Заключение.

     Планирование самообразования по этому направлению позволит

познакомить детей со старинными обрядами, народными ремёслами, песенным и танцевальным творчеством, местным краеведческим и фольклорным материалом, семейными традициями. Одно из условий ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурными традициями – это соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащённого пространства предметно – развивающей среды, обеспечивающей погружение ребёнка в социально – культурный опыт народа.

 

 

       

 

 

 

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение комбинированного вида № 2 «Капитошка»

 

 

 

 

 

 

 

Отчёт плана по самообразованию воспитателя по теме:

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста

к народным и семейным традициям,

праздникам и обычаям»

(на 2022 – 2023учебный год)

 

 

 

 

 

                                                                                           Воспитатель:

                                                                                                Оганисян К.В.

 

 

 

 

                                            г. Железногорск

У всякого дерева глубоко в земле есть корни. И у всякого народа есть корни - его история и культура. «Носителями культурных способов познания, переживания и преобразования себя и мира для ребенка являются члены его семьи. В общении с ними ребенок усваивает эмоциональные и интеллектуальные способы взаимодействия с людьми, природой и предметами окружающего мира» (Д. Б. Эльконин)

 

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры и семейных традиций каждого народа актуально для многонациональной России.

Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении семейными ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, то есть, прежде всего, в сфере культуры и образования.

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое

знание и понимание возможны, когда органически освоена народная культура и семейные устои, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.

Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, возрождение семейных ценностей, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы и в начальной школе. Этот возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре, к семейным традициям.

Первым делом, я провела анкетирование среди родителей и проанализировав уровень знаний и умений воспитанников, пришла к выводу, что у детей и их родителей недостаточно сформировано представление о понятии народные и семейные традиции. На данном организационно – ознакомительном этапе я поставила передо мной цели:

1.Приобретение знаний в области культуры народных и семейных традиций, праздников, обычаев для детей старшего дошкольного возраста.

2.Изучение, анализ, подбор и приобретение педагогической, методической литературы по данной теме.

3.Создание предметно – развивающей среды по данной теме.

4. Разработка плана по самообразованию  на тему  «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».

 

Цель самообразования: повышение профессионального уровня  знаний для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям в условиях ФГОС ДО.

Задачи самообразования:

  1. Повысить уровень знаний через подбор и изучение различной литературы, через СМИ по данной теме в свете новых требований ФГОС ДО;
  2. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
  3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
  4. Организовать работу в группе вариативной деятельности МБУ «Умелые ручки», включив в него элементы народного искусства;
  5. Оформить в группе мини – центр «Народные и семейные традиции»;
  6. Подготовить консультации для родителей.
  7. Проанализированы программы по патриотическому воспитанию дошкольников: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;

Изучен Список литературы для самообразования по теме:

Александрова Г.А. «Моя Россия!»,«Патриотическое воспитание старших дошкольников» Рабочая тетрадь.

Алябьева Е.А. «Тематические дни и недели в детском саду».

Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

Дошкольник. Образование «Родной край». Методические рекомендации по организации и содержанию образовательного процесса в ДОУ

Дьяченко В.Ю., Власенко О.П. «Маленькие шаги в большой мир».

Захарова Л.М., Ларина Т.В., Мубаракина И.Б. «Мы дети России». Программа по воспитанию патриотических чувств.

Использование ресурсов игровой деятельности в социально-личностном развитии детей.

Ковардакова М.А., Майданкина Н.Ю., Шагарова Г.В. Программа «Василинка». Программа и технологии эколого-художественного образования детей.

Кондрыкинская Л.А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду».

Косарева В.Н. «Народная культура и традиции».

Пантелеева Н. Г. «Знакомим детей с малой Родиной». Методическое пособие.

Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. «Знакомим дошкольников с народной культурой».

Шевченко Л.Л. «Добрый мир».

Шорыгина Т. А.» Наша Родина – Россия». Методическое пособие.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Проделанная работа и реализация данного плана по   самообразованию позволили познакомить детей со старинными обрядами, народными ремёслами, песенным и танцевальным творчеством, местным краеведческим и фольклорным материалом, семейными традициями. Одно из условий было ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурными традициями, с этой целью было создано и  обогащено пространство предметно – развивающей среды, обеспечивающей погружение ребёнка в социально – культурный опыт народа.  

 Подобрана картотека дидактических игр по нравственно – патриотическому воспитанию, картотека «Дидактические игры по приобщению детей к народной культуре».

Оформлена картотека бесед по теме «Моя семья», «Воспитание культуры поведения дошкольников».

Подобран материал на папку – передвижку «Масленица», «Волшебное рождество», «Пасха», «Народные промыслы», «9 мая – День Победы», «Троица»,» О берёзе детям».

 Неоценимым богатством являлось  изучение народных игр. Они вызывали огромный интерес как жанр устного народного творчества, в них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.      

 Изучение фольклорных игр, песен, хороводов, уходящих  своими корнями в древность, помогают прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.

 Опыт, приобретенный в результате самообразования показал, что широкое включение фольклора в работу с детьми обогащает их жизнь, вводит в мир народной жизни, знакомит их с обычаями  и традициями русского народа, создаёт положительную эмоциональную обстановку в детском учреждении.

Я планирую не останавливаться на достигнутом результате и в  следующем году в планах продолжать развиваться в этой теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobrazovaniya_vospitatelya_po_teme_0.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение комбинированного вида № 2 «Капитошка»

План самообразования воспитателя по теме:

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста

к народным и семейным традициям,

праздникам и обычаям»

(на 2022 – 2023учебный год)

                                                                                           Воспитатель:

                                                                                                Оганисян К.В.

 

                                               

г. Железногорск

Индивидуальный план работы по самообразованию по теме: «Приобщение детей      старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».

Без исторической памяти – нет традиций,

без традиций - нет культуры,

без культуры - нет воспитания,

без воспитания - нет духовности,

без духовности - нет личности,

без личности - нет народа как

исторической личности.

Г. Н. Волков

Дата начало работы над темой: сентябрь 2022года

Предполагаемая дата окончания работы: май 2023 г.

  Актуальность: Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процессе развития ребенка.

        Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры и семейных традиций каждого народа актуально для многонациональной России.

        Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении семейными ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, то есть, прежде всего, в сфере культуры и образования.

        Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена народная культура и семейные устои, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.

        Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, ни в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через «половое просвещение» у детей формируются в не супружеские, анти родительские, анти семейные установки.

        Такие факты доказывают значимость и актуальность работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Термин «духовно - нравственное» подчеркивает взаимосвязь нравственного и духовного воспитания; так как человек, следуя нравственным нормам в разных ситуациях должен иметь определенные ориентиры - высшие ценности, являющиеся своеобразным компасом на жизненном пути. Основная цель духовно - нравственного воспитания состоит в стремлении  реализовать те задачи нравственного воспитания, которые содействуют духовному развитию ребенка.

У всякого дерева глубоко в земле есть корни. И у всякого народа есть корни - его история и культура. «Носителями культурных способов познания, переживания и преобразования себя и мира для ребенка являются члены его семьи. В общении с ними ребенок усваивает эмоциональные и интеллектуальные способы взаимодействия с людьми, природой и предметами окружающего мира» Д. Б. Эльконин

Условием стабильного и целостного существования семьи как фактора приобщения ребенка к культуре своего народа являются соблюдение и сохранение традиций, присущих данному народу.

Формирование национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребенком своего места в нем как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуре.

Проблема воспитания оптимистически настроенного, счастливого человека приобретает особую остроту в наше время. Поэтому важно воспитывать в детях умение сохранять душевное равновесие. «Что ни день, то радость» – гласит русская пословица.

Народное искусство – это сплав доброго человеческого разума, душевной теплоты, мудрой неуёмной фантазии, непосредственности и чистоты.

Этнос адаптирует ребенка к реальному миру. Народный фольклор дает ребенку некую систему координат, помогающую самоопределиться в жизненно важных отношениях с миром. Народные игры - это жанр устного народного творчества, являются национальным богатством.

У каждого человека образ Родины должен формироваться из крупиц красоты, постепенно достигая уровня глубокой гражданской любви к родине. Великий образ Родины должен поэтапно формироваться в душе каждого ребенка.

Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими-то ни было материальными благами. Традиции - хранители народной культуры. Если полностью утеряны все народные традиции, народное искусство, то может встать под сомнение само существование народа.

Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, возрождение семейных ценностей, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы и в начальной школе. Этот возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре, к семейным традициям.

Цель самообразования: повысить профессиональный уровень знаний для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям в условиях ФГОС ДО.

Задачи самообразования:

  1. Повысить уровень знаний через подбор и изучение различной литературы, через СМИ по данной теме в свете новых требований ФГОС ДО;
  2. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
  3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
  4. Организовать работу в группе вариативной деятельности МБУ «Умелые ручки», включив в него элементы народного искусства;
  5. Оформить в группе мини – центр «Народные и семейные традиции»;
  6. Подготовить консультации для родителей;

Список литературы для самообразования по теме:

  1. Александрова Г.А. «Моя Россия!»,«Патриотическое воспитание старших дошкольников» Рабочая тетрадь.
  2. Алябьева Е.А. «Тематические дни и недели в детском саду».
  3. Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
  4. Дошкольник. Образование «Родной край». Методические рекомендации по организации и содержанию образовательного процесса в ДОУ
  5. Дьяченко В.Ю., Власенко О.П. «Маленькие шаги в большой мир».
  6. Захарова Л.М., Ларина Т.В., Мубаракина И.Б. «Мы дети России». Программа по воспитанию патриотических чувств.
  7. Использование ресурсов игровой деятельности в социально-личностном развитии детей.
  8. Ковардакова М.А., Майданкина Н.Ю., Шагарова Г.В. Программа «Василинка». Программа и технологии эколого-художественного образования детей.
  9. Кондрыкинская Л.А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду».
  10. Косарева В.Н. «Народная культура и традиции».
  11. Пантелеева Н. Г. «Знакомим детей с малой Родиной». Методическое пособие.
  12. Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. «Знакомим дошкольников с народной культурой».
  13. Шевченко Л.Л. «Добрый мир».
  14.  14. Шорыгина Т. А.» Наша Родина – Россия». Методическое пособие.

            Задачи по реализации программы самообразования в работе с детьми:

  1. Формировать первичное представление о истоках народной культуры и семейных ценностей на основе знакомства детей с народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традициями, народными праздниками.
  2. Использовать малые формы фольклора для развития речи, развития речевого творчества, обогащение активного словаря.
  3. Развивать коммуникативные качества у детей посредством народных игр, забав, песен и танцев.
  4. Формировать уважительное отношение к своей семье, к традициям и обычаям своей семьи.
  5. Знакомить детей с изобразительными формами народного творчества.

Индивидуальный  план самообразования по теме:

Месяц

Тема самообразования

Форма и срок отчета

Сентябрь

Изучение и подбор литературы.

Диагностика детей на начало года.

Разработка перспективного плана по работе с детьми.

План самообразования.

Перспективный план.

Результат диагностики.

Конец сентября – начало октября.

Октябрь

Проектная деятельность по приобщению детей к народным традициям и семейным ценностям.

Подбор материал для создания мини – центра «Народные и семейные традиции»

Проекты по заданным темам.

Мини – центр.

Конец октября- начало ноября.

Ноябрь

Оформление и оснащение папок передвижек для родителей по заданной теме.

Консультации для педагогов и родителей.

Подбор материала по мастер-классу для педагогов.

Папки передвижки.

Консультации для родителей.

Конец ноября – начало декабря.

Декабрь

Прослушивание семинаров.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры

Конец декабря

Январь

Рождественский сочельник

Консультация

Стенгазета

Творческая выставка детских работ

Конец января.

Февраль

Народные праздники в кругу семьи.

Фото выставка.

Конец февраля

Март

Духовное развитие народов проживающих в России.

Консультация.

Конец марта.

Апрель

Светлая Пасха

Стенгазета

Папки передвижки для родителей

Конец апреля

Май

«У семейного очага» подбор материала

Мероприятие с родителями детьми.

Конец мая

Перспективный план  самообразования в работе с детьми и родителями.

Месяц

Тема

Цели и задачи

Формы работы

с детьми

с родителями

Сентябрь

«Кто мы,

откуда? Где

наши корни?

«Путешествуем

в прошлое России»

«Русский народный костюм»

Знакомство детей с предметом «Народная культура», с русским народом и его корнями

На примере легенд, былин

показать красоту, мудрость и смелость русского народа, народных героев.

Познакомить детей с женскими и мужскими русскими народными костюмами, особенностями их изготовления и применения.

Рассматривание семейных фотографий;

Просмотр слайд – фильма «Как жили наши предки»;

Изготовление семейного древа

Чтение былин, просмотр диафильмов об Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемяке и других;

Рассматривание и обсуждение картины В. Васнецова «Богатыри» (оружие, доспехи)

Оформление альбома «Русский народный костюм» (совместно с родителями;

«К нам гости пришли» с/р игра

(Кукла в русском костюме);

Знакомство с такими деталями русского костюма, как понева, зипун, душегрея, картуз, рубаха.

Создание мини-музея русской старины

Анкетирование родителей «Народные традиции в семье»

Родительское собрание «Приобщение детей к истокам народной культуры»

Совместный просмотр семейных фотографий, рассказы о родственниках

Октябрь

«Вечера долгие, руки умелые, головушки умные

«С новым урожаем!»

«Покров – первое зимовье»

Познакомить детей с русскими головными уборами, особенностями их изготовления и применения. Развивать художественный вкус и творческое воображение.

Знакомство с историей создания календаря, с подведением итогов осенних работ

Продолжать знакомство детей с народными праздниками

Рассматривание фото (готовые головные уборы: повязки, кокошники, картуз);

Украшение головного убора (повязки) бусинками, пуговицами, блестками, тесьмой.

Праздник  «Осень, осень, в гости просим»;

Беседы о трудолюбии и лени на примере пословиц и поговорок;

Выставка поделок из природного материала.

Приметы, пословицы об осени, наблюдение за погодой;

Рисование не тему «Поздняя осень»

Консультация для родителей в рамках «Дня семейного общения» - «Семья – это главное»

Ноябрь

«Дом, дом, открой свою тайну»

«Дух и природа»

«Синичкины именины»

Познакомить с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, сундук и др.); воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору;

Помочь детям понять, что духовная жизнь и природа соединены на  Руси в единой гармонии. Раскрыть собирательный образ Бабы – Яги как лесного духа.

Развлечение «Милости просим, гости дорогие»

Отгадывание загадок о предметах быта;

Экскурсия в краеведческий музей;

Д/И «Собери целое из частей»

Чтение: «Сказания и поверья русского народа»;

Чтение стихов о природе;

Иллюстрации и фрагменты сказок с участием Бабы -Яги

(обыгрывание)

Игра – викторина: «Что мы знаем о зимних пернатых друзьях»

Проведение акции совместно с родителями «Кормушки для птиц»

Конкурс «Родословное древо моей семьи»

Подарки и поздравления мамам к Дню Матери

Мамина школа «Волшебный лоскуток»

Декабрь

«Начинаем готовиться к зимним святкам»

«Спиридон – солнцеворот»

«Новый год у ворот »

Поддерживать у детей интерес к обычаям и традициям русского народа, желание принимать участие в играх и развлечениях

 

Рассказ воспитателя о двухнедельных новогодних праздниках;

Разучивание колядок, игр к празднику;

Заклички солнца, игры – забавы: (катание друг друга на санках, лепка снежной бабы, игра в снежки)

Хоровод с Петрушкой;

Презентация для детей «Новый год на Руси»

Пение колядок;

Сравнение игрушек (картинок) русского Николы и Санта – Клауса – чем похожи и в чем отличие;

Чтение русской народной сказки «Ермолка и лесной боров»

Папки-передвижки для родителей: «Пришла волшебница зима, зимние забавы для всех принесла» (народные забавы), «На пороге Новый год»

«Украсим нашу группу» (привлечение родителей к украшению группы, изготовлению атрибутов для новогоднего праздника)

Участие детей и родителей в выставке на тему: «Возродим Русь Святую»,

Декоративно-прикладное творчество

Январь

«У нас Рождественский Сочельник»

«Русский самовар и чаепитие на Руси.

Доставить детям радость, удовлетворение от возможности перевоплотиться в сказочного героя, способствовать раскрепощению, выплеску эмоций.


Познакомить детей с устройством самовара, показать роль и значение чаепитие для русского народа.

Разучивание считалок, слов к играм «Горшки», «Две тетери», «Горелки»

Конкурс рисунков «Рождественская сказка»

Беседа с детьми «Кто любит чай в семье, когда пьют, как, какой и т. д»

Рассматривание коллекций чая;

Лепка из соленого теста пряников, сушек;

Д.И «Разбитый чайник»

Чайный вечер с родителями.

Участие в муниципальном конкурсе «Кормушка для птиц»

Круглый стол для родителей «Роль отца в семейном воспитании»

«Зимушка-зима» - экскурсия с родителями и детьми в парк

Февраль

«Ждем весну. Готовимся к Масленице»

«День Трифона. День святого Валентина (14 февраля)

«Познаем секреты русской кухни. Печем блины»

Продолжить знакомство с народными праздниками, о том как празднуется Масленица на Руси.

Продолжать развивать интерес к народным праздникам, любознательность, познавательную активность.

Дать представление о еде наших предков, развивать познавательный интерес детей, учить сравнивать, делать умозаключения после сравнения с кухней современного человека.

Разучивание закличек на Сретение (15 февраля), масленичных приговоров;

Чтение русской народной сказки «Как весна зиму переборола»;

Фольклорно – спортивный праздник «Широкая Масленица»

Сравнение двух праздников. Рассматривание слайдов, комментарии детей;

Изготовление сердечек – сувениров с последующим обмениванием ими по симпатиям.

Рассказ воспитателя о традиции выпекать блины на Масленицу;

Загадки о блинах;

Совместное мероприятие с родителями «История русских блинов;

с/р. Игра «Семья»

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: как научить любить Родину?»

«Наши руки не для скуки» - мастерим подарки для пап

Фоторепортаж «Я и мой папа»

Папка передвижка «Россия – наша Родина»

Готовимся к народному празднику «Масленица»

Март

«Народные промыслы:

хохломские узоры, дымковская игрушка, гжельские узоры, филимоновская игрушка,

 жестовские подносы»

Дать общее представление о народных промыслах России. Рассказать, почему возникли данные промыслы в этих местах. Воспитывать уважение к труду и мастеровому человеку.

Познакомить детей с историей народного промысла, его легендами и преданиями. Вызывать яркие эмоциональные чувства у детей, желание самим создавать узор.

Игра – путешествие « В музее  народного творчества»

    Рисование на темы:

- «Русская матрёшка»

-  «Городецкая роспись»

- «Это чудо – Гжель»

- «Роспись дымковских игрушек»

     Лепка на темы:

- «В гостях  у сказки»

-«Дымковские игрушки»

     Аппликация на темы:

- «Орнаменты для сарафанов и кокошников»

- «Украшение дымковских игрушек»

Дидактические игры:

   «Укрась кокошник», «Составь узор»

Выставка работ детского творчества «Город мастеров»

Совместное творчество детей и родителей на региональный конкурс  «Благовест» - изготовление птичек и рассказ о родном крае

Изготовление скворечников

Праздник для мам и бабушек

Мастерим подарки для мам

Фоторепортаж «Я и моя мама»

Консультация: «Посеешь привычку – пожнешь характер»

Апрель

«Благовещенье – птиц на волю отпущенье»

«Вербное воскресенье»

«Пасха»

Познакомить детей с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю.  Приобщать детей к духовному наследию русского народа.

Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, обрядах.

Продолжать знакомство детей с обычаями и традициями.

Воспитывать в детях интерес к народной культуре.

Изготовление птиц из бумаги (способом «Оригами») с последующим отпусканием по ветру на улице;

Наблюдение за птицами на прогулке (поведение, места обитания и т д)

Рассматривание веточек вербы;

Использование веточек вербы в игре «Ручеек»;

Игра с пением «Верба – вербочка»

Склеивание корзиночек подставок для яиц;

Дети расписывают яйца красками или путем аппликации, делают поделки по желанию»

Праздник «Пасха»

Совместное творчество детей и родителей на конкурс «Пасха радость нам несет»

Мастер-класс для мам «Как познакомить ребенка с праздником Пасхи»

Изготовление пасхальной корзиночки

Выставка литературы «Народное слово в семейном воспитании»

Презентации «Семейное хобби»

Май

«Не бывать на Руси весны без Егория»

«Про отцов и дедов помним»

«Белая береза-Русская береза! Любимое дерево на Руси»

Объяснить детям значимость этого праздника для пастухов, земледельцев, воспитывать уважение к людям труда.

Воспитывать чувство гордости за страну в которой мы живем, уважение к ветеранам войны, помнить солдат, отдавших жизнь за Родину.

 

Познакомить детей с традициями русских гуляний на Троицу. Обогатить словарный запас детей (название праздников, пословицы, приметы)  Развивать творчество, артистизм.

Знакомство с днем Егория, днем прихода весны, выгона скота на поля. Рассказ воспитателя.

Посещение Краеведческого музея (дети и родители)

Выставка работ детского творчества «Победный май»

Рассматривание фото из семейного альбома;

Утренник «День победы!»

Развлечение «Прощание с весной, встреча лета»

Хоровод «Во поле береза стояла»

Загадывание загадок о березе, о лете;

Коллаж «Разноцветная полянка»

Совместный поход детей и родителей на парад ко Дню Победы

Конкурс творческих работ «Любимая сказка»

Психологический тест «Знаете ли вы своего ребенка?»

«Наши успехи» - родительское собрание

Рассказы родителей о своих успехах за круглым столом.

        

Планируемый практический выход:

1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Народные забавы», «Семейные посиделки», «В гостях у сказки»;

2. Подготовка и принятие участия семинара. Тема: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры»;;

3. Проведение мастер-классов для педагогов. Тема: «Воспитание сказкой», «Народные игрушки»;

4. Оформление папки-передвижки. Тема: «Народные и семейные традиции», «Осенние народные праздники», «Зимние забавы», «Рождественский сочельник», «Масленица пришла радость всем принесла», «Весенние народные праздники», «Папа, мама, я очень дружная семья», «Народный фольклор в воспитание и развитие ребенка», «Родословная семьи», «Ни кто не забыт, ни что не забыто»;

5. Выставка работ. Тема: «Осенние дары», «Кормушка для птиц», «Новогодние подарки своими руками», «Рождественские каникулы с семьей», «Веселая масленица», «Радостная Пасха», «Я помню и горжусь»;

6. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Народные и семейные традиции», «Семейные народные праздники»;

7. Проект. Тема: «Народные праздники», «Зимние забавы», «Рождество», «Народные пословицы, поговорки;

8. Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Заключение.

     Планирование самообразования по этому направлению позволит

познакомить детей со старинными обрядами, народными ремёслами, песенным и танцевальным творчеством, местным краеведческим и фольклорным материалом, семейными традициями. Одно из условий ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурными традициями – это соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащённого пространства предметно – развивающей среды, обеспечивающей погружение ребёнка в социально – культурный опыт народа.

       

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение комбинированного вида № 2 «Капитошка»

Отчёт плана по самообразованию воспитателя по теме:

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста

к народным и семейным традициям,

праздникам и обычаям»

(на 2022 – 2023учебный год)

                                                                                           Воспитатель:

                                                                                                Оганисян К.В.

 

                                            г. Железногорск

У всякого дерева глубоко в земле есть корни. И у всякого народа есть корни - его история и культура. «Носителями культурных способов познания, переживания и преобразования себя и мира для ребенка являются члены его семьи. В общении с ними ребенок усваивает эмоциональные и интеллектуальные способы взаимодействия с людьми, природой и предметами окружающего мира» (Д. Б. Эльконин)

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры и семейных традиций каждого народа актуально для многонациональной России.

Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении семейными ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, то есть, прежде всего, в сфере культуры и образования.

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое

знание и понимание возможны, когда органически освоена народная культура и семейные устои, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.

Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, возрождение семейных ценностей, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы и в начальной школе. Этот возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре, к семейным традициям.

Первым делом, я провела анкетирование среди родителей и проанализировав уровень знаний и умений воспитанников, пришла к выводу, что у детей и их родителей недостаточно сформировано представление о понятии народные и семейные традиции. На данном организационно – ознакомительном этапе я поставила передо мной цели:

1.Приобретение знаний в области культуры народных и семейных традиций, праздников, обычаев для детей старшего дошкольного возраста.

2.Изучение, анализ, подбор и приобретение педагогической, методической литературы по данной теме.

3.Создание предметно – развивающей среды по данной теме.

4. Разработка плана по самообразованию  на тему  «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».

Цель самообразования: повышение профессионального уровня  знаний для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям в условиях ФГОС ДО.

Задачи самообразования:

  1. Повысить уровень знаний через подбор и изучение различной литературы, через СМИ по данной теме в свете новых требований ФГОС ДО;
  2. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
  3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
  4. Организовать работу в группе вариативной деятельности МБУ «Умелые ручки», включив в него элементы народного искусства;
  5. Оформить в группе мини – центр «Народные и семейные традиции»;
  6. Подготовить консультации для родителей.
  7. Проанализированы программы по патриотическому воспитанию дошкольников«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;

Изучен Список литературы для самообразования по теме:

Александрова Г.А. «Моя Россия!»,«Патриотическое воспитание старших дошкольников» Рабочая тетрадь.

Алябьева Е.А. «Тематические дни и недели в детском саду».

Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

Дошкольник. Образование «Родной край». Методические рекомендации по организации и содержанию образовательного процесса в ДОУ

Дьяченко В.Ю., Власенко О.П. «Маленькие шаги в большой мир».

Захарова Л.М., Ларина Т.В., Мубаракина И.Б. «Мы дети России». Программа по воспитанию патриотических чувств.

Использование ресурсов игровой деятельности в социально-личностном развитии детей.

Ковардакова М.А., Майданкина Н.Ю., Шагарова Г.В. Программа «Василинка». Программа и технологии эколого-художественного образования детей.

Кондрыкинская Л.А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду».

Косарева В.Н. «Народная культура и традиции».

Пантелеева Н. Г. «Знакомим детей с малой Родиной». Методическое пособие.

Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. «Знакомим дошкольников с народной культурой».

Шевченко Л.Л. «Добрый мир».

Шорыгина Т. А.» Наша Родина – Россия». Методическое пособие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Проделанная работа и реализация данного плана по   самообразованию позволили познакомить детей со старинными обрядами, народными ремёслами, песенным и танцевальным творчеством, местным краеведческим и фольклорным материалом, семейными традициями. Одно из условий было ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурными традициями, с этой целью было создано и  обогащено пространство предметно – развивающей среды, обеспечивающей погружение ребёнка в социально – культурный опыт народа.  

 Подобрана картотека дидактических игр по нравственно – патриотическому воспитанию, картотека «Дидактические игры по приобщению детей к народной культуре».

Оформлена картотека бесед по теме «Моя семья», «Воспитание культуры поведения дошкольников».

Подобран материал на папку – передвижку «Масленица», «Волшебное рождество», «Пасха», «Народные промыслы», «9 мая – День Победы», «Троица»,» О берёзе детям».

 Неоценимым богатством являлось  изучение народных игр. Они вызывали огромный интерес как жанр устного народного творчества, в них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.      

 Изучение фольклорных игр, песен, хороводов, уходящих  своими корнями в древность, помогают прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.

 Опыт, приобретенный в результате самообразования показал, что широкое включение фольклора в работу с детьми обогащает их жизнь, вводит в мир народной жизни, знакомит их с обычаями  и традициями русского народа, создаёт положительную эмоциональную обстановку в детском учреждении.

Я планирую не останавливаться на достигнутом результате и в  следующем году в планах продолжать развиваться в этой теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям». на 2015 – 2016 учебный год

В плане собран список литературы и примерное планирование по самообразованию, которые помогут вам в работе с детьми по формированию у них знаний о народных и семейных традициях....

План самообразования воспитателя по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».

laquo;Приобщение детей старшего дошкольного возрастак народным и семейным традициям, праздникам и обычаям». Без исторической памяти – нет традиций,без традиций - нет культуры,без кул...

План самообразования на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».

План самообразования на тему:«Приобщение детей старшего дошкольного возраста  к народным и семейным традициям,  праздникам и обычаям»....

План по самообразованию воспитателя «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интелекта дошкольника играет формирование элементарных математических представлений....

План самообразования на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным праздникам, традициям и обычаям через разные виды детской деятельности».

План самообразования на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста  к народным праздникам, традициям и обычаям через разные виды детской деятельности»....