План и отчёт по самообразования воспитателя по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям»
методическая разработка (старшая группа)
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение комбинированного вида № 2 «Капитошка»
План самообразования воспитателя по теме:
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста
к народным и семейным традициям,
праздникам и обычаям»
(на 2022 – 2023учебный год)
Воспитатель:
Оганисян К.В.
г. Железногорск
Индивидуальный план работы по самообразованию по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».
Без исторической памяти – нет традиций,
без традиций - нет культуры,
без культуры - нет воспитания,
без воспитания - нет духовности,
без духовности - нет личности,
без личности - нет народа как
исторической личности.
Г. Н. Волков
Дата начало работы над темой: сентябрь 2022года
Предполагаемая дата окончания работы: май 2023 г.
Актуальность: Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процессе развития ребенка.
Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры и семейных традиций каждого народа актуально для многонациональной России.
Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении семейными ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, то есть, прежде всего, в сфере культуры и образования.
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена народная культура и семейные устои, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.
Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, ни в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через «половое просвещение» у детей формируются в не супружеские, анти родительские, анти семейные установки.
Такие факты доказывают значимость и актуальность работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Термин «духовно - нравственное» подчеркивает взаимосвязь нравственного и духовного воспитания; так как человек, следуя нравственным нормам в разных ситуациях должен иметь определенные ориентиры - высшие ценности, являющиеся своеобразным компасом на жизненном пути. Основная цель духовно - нравственного воспитания состоит в стремлении реализовать те задачи нравственного воспитания, которые содействуют духовному развитию ребенка.
У всякого дерева глубоко в земле есть корни. И у всякого народа есть корни - его история и культура. «Носителями культурных способов познания, переживания и преобразования себя и мира для ребенка являются члены его семьи. В общении с ними ребенок усваивает эмоциональные и интеллектуальные способы взаимодействия с людьми, природой и предметами окружающего мира» Д. Б. Эльконин
Условием стабильного и целостного существования семьи как фактора приобщения ребенка к культуре своего народа являются соблюдение и сохранение традиций, присущих данному народу.
Формирование национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребенком своего места в нем как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуре.
Проблема воспитания оптимистически настроенного, счастливого человека приобретает особую остроту в наше время. Поэтому важно воспитывать в детях умение сохранять душевное равновесие. «Что ни день, то радость» – гласит русская пословица.
Народное искусство – это сплав доброго человеческого разума, душевной теплоты, мудрой неуёмной фантазии, непосредственности и чистоты.
Этнос адаптирует ребенка к реальному миру. Народный фольклор дает ребенку некую систему координат, помогающую самоопределиться в жизненно важных отношениях с миром. Народные игры - это жанр устного народного творчества, являются национальным богатством.
У каждого человека образ Родины должен формироваться из крупиц красоты, постепенно достигая уровня глубокой гражданской любви к родине. Великий образ Родины должен поэтапно формироваться в душе каждого ребенка.
Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими-то ни было материальными благами. Традиции - хранители народной культуры. Если полностью утеряны все народные традиции, народное искусство, то может встать под сомнение само существование народа.
Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, возрождение семейных ценностей, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы и в начальной школе. Этот возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре, к семейным традициям.
Цель самообразования: повысить профессиональный уровень знаний для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям в условиях ФГОС ДО.
Задачи самообразования:
- Повысить уровень знаний через подбор и изучение различной литературы, через СМИ по данной теме в свете новых требований ФГОС ДО;
- Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
- Организовать работу в группе вариативной деятельности МБУ «Умелые ручки», включив в него элементы народного искусства;
- Оформить в группе мини – центр «Народные и семейные традиции»;
- Подготовить консультации для родителей;
Список литературы для самообразования по теме:
- Александрова Г.А. «Моя Россия!»,«Патриотическое воспитание старших дошкольников» Рабочая тетрадь.
- Алябьева Е.А. «Тематические дни и недели в детском саду».
- Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
- Дошкольник. Образование «Родной край». Методические рекомендации по организации и содержанию образовательного процесса в ДОУ
- Дьяченко В.Ю., Власенко О.П. «Маленькие шаги в большой мир».
- Захарова Л.М., Ларина Т.В., Мубаракина И.Б. «Мы дети России». Программа по воспитанию патриотических чувств.
- Использование ресурсов игровой деятельности в социально-личностном развитии детей.
- Ковардакова М.А., Майданкина Н.Ю., Шагарова Г.В. Программа «Василинка». Программа и технологии эколого-художественного образования детей.
- Кондрыкинская Л.А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду».
- Косарева В.Н. «Народная культура и традиции».
- Пантелеева Н. Г. «Знакомим детей с малой Родиной». Методическое пособие.
- Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. «Знакомим дошкольников с народной культурой».
- Шевченко Л.Л. «Добрый мир».
- 14. Шорыгина Т. А.» Наша Родина – Россия». Методическое пособие.
Задачи по реализации программы самообразования в работе с детьми:
- Формировать первичное представление о истоках народной культуры и семейных ценностей на основе знакомства детей с народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традициями, народными праздниками.
- Использовать малые формы фольклора для развития речи, развития речевого творчества, обогащение активного словаря.
- Развивать коммуникативные качества у детей посредством народных игр, забав, песен и танцев.
- Формировать уважительное отношение к своей семье, к традициям и обычаям своей семьи.
- Знакомить детей с изобразительными формами народного творчества.
Индивидуальный план самообразования по теме:
Месяц | Тема самообразования | Форма и срок отчета |
Сентябрь | Изучение и подбор литературы. Диагностика детей на начало года. Разработка перспективного плана по работе с детьми. | План самообразования. Перспективный план. Результат диагностики. Конец сентября – начало октября. |
Октябрь | Проектная деятельность по приобщению детей к народным традициям и семейным ценностям. Подбор материал для создания мини – центра «Народные и семейные традиции» | Проекты по заданным темам.
Мини – центр. Конец октября- начало ноября. |
Ноябрь | Оформление и оснащение папок передвижек для родителей по заданной теме. Консультации для педагогов и родителей. Подбор материала по мастер-классу для педагогов. | Папки передвижки. Консультации для родителей. Конец ноября – начало декабря. |
Декабрь | Прослушивание семинаров. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры |
Конец декабря |
Январь | Рождественский сочельник | Консультация Стенгазета Творческая выставка детских работ Конец января. |
Февраль |
Народные праздники в кругу семьи. | Фото выставка. Конец февраля |
Март | Духовное развитие народов проживающих в России. | Консультация. Конец марта. |
Апрель | Светлая Пасха | Стенгазета Папки передвижки для родителей Конец апреля |
Май | «У семейного очага» подбор материала | Мероприятие с родителями детьми. Конец мая |
Перспективный план самообразования в работе с детьми и родителями.
Месяц | Тема | Цели и задачи | Формы работы | |
с детьми | с родителями | |||
Сентябрь | «Кто мы, откуда? Где наши корни? «Путешествуем в прошлое России» «Русский народный костюм»
| Знакомство детей с предметом «Народная культура», с русским народом и его корнями На примере легенд, былин показать красоту, мудрость и смелость русского народа, народных героев. Познакомить детей с женскими и мужскими русскими народными костюмами, особенностями их изготовления и применения.
| Рассматривание семейных фотографий; Просмотр слайд – фильма «Как жили наши предки»; Изготовление семейного древа Чтение былин, просмотр диафильмов об Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемяке и других; Рассматривание и обсуждение картины В. Васнецова «Богатыри» (оружие, доспехи) Оформление альбома «Русский народный костюм» (совместно с родителями; «К нам гости пришли» с/р игра (Кукла в русском костюме); Знакомство с такими деталями русского костюма, как понева, зипун, душегрея, картуз, рубаха.
| Создание мини-музея русской старины Анкетирование родителей «Народные традиции в семье» Родительское собрание «Приобщение детей к истокам народной культуры» Совместный просмотр семейных фотографий, рассказы о родственниках
|
Октябрь | «Вечера долгие, руки умелые, головушки умные «С новым урожаем!» «Покров – первое зимовье»
| Познакомить детей с русскими головными уборами, особенностями их изготовления и применения. Развивать художественный вкус и творческое воображение. Знакомство с историей создания календаря, с подведением итогов осенних работ Продолжать знакомство детей с народными праздниками
| Рассматривание фото (готовые головные уборы: повязки, кокошники, картуз); Украшение головного убора (повязки) бусинками, пуговицами, блестками, тесьмой. Праздник «Осень, осень, в гости просим»; Беседы о трудолюбии и лени на примере пословиц и поговорок; Выставка поделок из природного материала. Приметы, пословицы об осени, наблюдение за погодой; Рисование не тему «Поздняя осень»
| Консультация для родителей в рамках «Дня семейного общения» - «Семья – это главное» |
Ноябрь | «Дом, дом, открой свою тайну» «Дух и природа» «Синичкины именины»
| Познакомить с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, сундук и др.); воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору; Помочь детям понять, что духовная жизнь и природа соединены на Руси в единой гармонии. Раскрыть собирательный образ Бабы – Яги как лесного духа. | Развлечение «Милости просим, гости дорогие» Отгадывание загадок о предметах быта; Экскурсия в краеведческий музей; Д/И «Собери целое из частей» Чтение: «Сказания и поверья русского народа»; Чтение стихов о природе; Иллюстрации и фрагменты сказок с участием Бабы -Яги (обыгрывание) Игра – викторина: «Что мы знаем о зимних пернатых друзьях» Проведение акции совместно с родителями «Кормушки для птиц»
| Конкурс «Родословное древо моей семьи» Подарки и поздравления мамам к Дню Матери Мамина школа «Волшебный лоскуток»
|
Декабрь | «Начинаем готовиться к зимним святкам» «Спиридон – солнцеворот» «Новый год у ворот »
| Поддерживать у детей интерес к обычаям и традициям русского народа, желание принимать участие в играх и развлечениях
| Рассказ воспитателя о двухнедельных новогодних праздниках; Разучивание колядок, игр к празднику; Заклички солнца, игры – забавы: (катание друг друга на санках, лепка снежной бабы, игра в снежки) Хоровод с Петрушкой; Презентация для детей «Новый год на Руси» Пение колядок; Сравнение игрушек (картинок) русского Николы и Санта – Клауса – чем похожи и в чем отличие; Чтение русской народной сказки «Ермолка и лесной боров»
| Папки-передвижки для родителей: «Пришла волшебница зима, зимние забавы для всех принесла» (народные забавы), «На пороге Новый год» «Украсим нашу группу» (привлечение родителей к украшению группы, изготовлению атрибутов для новогоднего праздника) Участие детей и родителей в выставке на тему: «Возродим Русь Святую», Декоративно-прикладное творчество
|
Январь | «У нас Рождественский Сочельник» «Русский самовар и чаепитие на Руси.
| Доставить детям радость, удовлетворение от возможности перевоплотиться в сказочного героя, способствовать раскрепощению, выплеску эмоций.
Познакомить детей с устройством самовара, показать роль и значение чаепитие для русского народа. | Разучивание считалок, слов к играм «Горшки», «Две тетери», «Горелки» Конкурс рисунков «Рождественская сказка» Беседа с детьми «Кто любит чай в семье, когда пьют, как, какой и т. д» Рассматривание коллекций чая; Лепка из соленого теста пряников, сушек; Д.И «Разбитый чайник» Чайный вечер с родителями.
| Участие в муниципальном конкурсе «Кормушка для птиц» Круглый стол для родителей «Роль отца в семейном воспитании» «Зимушка-зима» - экскурсия с родителями и детьми в парк
|
Февраль | «Ждем весну. Готовимся к Масленице» «День Трифона. День святого Валентина (14 февраля) «Познаем секреты русской кухни. Печем блины»
| Продолжить знакомство с народными праздниками, о том как празднуется Масленица на Руси. Продолжать развивать интерес к народным праздникам, любознательность, познавательную активность.
Дать представление о еде наших предков, развивать познавательный интерес детей, учить сравнивать, делать умозаключения после сравнения с кухней современного человека. | Разучивание закличек на Сретение (15 февраля), масленичных приговоров; Чтение русской народной сказки «Как весна зиму переборола»; Фольклорно – спортивный праздник «Широкая Масленица» Сравнение двух праздников. Рассматривание слайдов, комментарии детей; Изготовление сердечек – сувениров с последующим обмениванием ими по симпатиям. Рассказ воспитателя о традиции выпекать блины на Масленицу; Загадки о блинах; Совместное мероприятие с родителями «История русских блинов; с/р. Игра «Семья»
| Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: как научить любить Родину?» «Наши руки не для скуки» - мастерим подарки для пап Фоторепортаж «Я и мой папа» Папка передвижка «Россия – наша Родина» Готовимся к народному празднику «Масленица»
|
Март | «Народные промыслы: хохломские узоры, дымковская игрушка, гжельские узоры, филимоновская игрушка, жестовские подносы»
| Дать общее представление о народных промыслах России. Рассказать, почему возникли данные промыслы в этих местах. Воспитывать уважение к труду и мастеровому человеку. Познакомить детей с историей народного промысла, его легендами и преданиями. Вызывать яркие эмоциональные чувства у детей, желание самим создавать узор. | Игра – путешествие « В музее народного творчества» Рисование на темы: - «Русская матрёшка» - «Городецкая роспись» - «Это чудо – Гжель» - «Роспись дымковских игрушек» Лепка на темы: - «В гостях у сказки» -«Дымковские игрушки» Аппликация на темы: - «Орнаменты для сарафанов и кокошников» - «Украшение дымковских игрушек» Дидактические игры: «Укрась кокошник», «Составь узор» Выставка работ детского творчества «Город мастеров»
| Совместное творчество детей и родителей на региональный конкурс «Благовест» - изготовление птичек и рассказ о родном крае Изготовление скворечников Праздник для мам и бабушек Мастерим подарки для мам Фоторепортаж «Я и моя мама» Консультация: «Посеешь привычку – пожнешь характер»
|
Апрель | «Благовещенье – птиц на волю отпущенье» «Вербное воскресенье» «Пасха»
| Познакомить детей с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю. Приобщать детей к духовному наследию русского народа. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, обрядах. Продолжать знакомство детей с обычаями и традициями. Воспитывать в детях интерес к народной культуре.
| Изготовление птиц из бумаги (способом «Оригами») с последующим отпусканием по ветру на улице; Наблюдение за птицами на прогулке (поведение, места обитания и т д) Рассматривание веточек вербы; Использование веточек вербы в игре «Ручеек»; Игра с пением «Верба – вербочка» Склеивание корзиночек подставок для яиц; Дети расписывают яйца красками или путем аппликации, делают поделки по желанию» Праздник «Пасха»
| Совместное творчество детей и родителей на конкурс «Пасха радость нам несет» Мастер-класс для мам «Как познакомить ребенка с праздником Пасхи» Изготовление пасхальной корзиночки Выставка литературы «Народное слово в семейном воспитании» Презентации «Семейное хобби»
|
Май | «Не бывать на Руси весны без Егория» «Про отцов и дедов помним» «Белая береза-Русская береза! Любимое дерево на Руси»
| Объяснить детям значимость этого праздника для пастухов, земледельцев, воспитывать уважение к людям труда. Воспитывать чувство гордости за страну в которой мы живем, уважение к ветеранам войны, помнить солдат, отдавших жизнь за Родину.
Познакомить детей с традициями русских гуляний на Троицу. Обогатить словарный запас детей (название праздников, пословицы, приметы) Развивать творчество, артистизм.
| Знакомство с днем Егория, днем прихода весны, выгона скота на поля. Рассказ воспитателя. Посещение Краеведческого музея (дети и родители) Выставка работ детского творчества «Победный май» Рассматривание фото из семейного альбома; Утренник «День победы!» Развлечение «Прощание с весной, встреча лета» Хоровод «Во поле береза стояла» Загадывание загадок о березе, о лете; Коллаж «Разноцветная полянка»
| Совместный поход детей и родителей на парад ко Дню Победы Конкурс творческих работ «Любимая сказка» Психологический тест «Знаете ли вы своего ребенка?» «Наши успехи» - родительское собрание Рассказы родителей о своих успехах за круглым столом. |
Планируемый практический выход:
1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Народные забавы», «Семейные посиделки», «В гостях у сказки»;
2. Подготовка и принятие участия семинара. Тема: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры»;;
3. Проведение мастер-классов для педагогов. Тема: «Воспитание сказкой», «Народные игрушки»;
4. Оформление папки-передвижки. Тема: «Народные и семейные традиции», «Осенние народные праздники», «Зимние забавы», «Рождественский сочельник», «Масленица пришла радость всем принесла», «Весенние народные праздники», «Папа, мама, я очень дружная семья», «Народный фольклор в воспитание и развитие ребенка», «Родословная семьи», «Ни кто не забыт, ни что не забыто»;
5. Выставка работ. Тема: «Осенние дары», «Кормушка для птиц», «Новогодние подарки своими руками», «Рождественские каникулы с семьей», «Веселая масленица», «Радостная Пасха», «Я помню и горжусь»;
6. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Народные и семейные традиции», «Семейные народные праздники»;
7. Проект. Тема: «Народные праздники», «Зимние забавы», «Рождество», «Народные пословицы, поговорки;
8. Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Заключение.
Планирование самообразования по этому направлению позволит
познакомить детей со старинными обрядами, народными ремёслами, песенным и танцевальным творчеством, местным краеведческим и фольклорным материалом, семейными традициями. Одно из условий ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурными традициями – это соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащённого пространства предметно – развивающей среды, обеспечивающей погружение ребёнка в социально – культурный опыт народа.
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение комбинированного вида № 2 «Капитошка»
Отчёт плана по самообразованию воспитателя по теме:
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста
к народным и семейным традициям,
праздникам и обычаям»
(на 2022 – 2023учебный год)
Воспитатель:
Оганисян К.В.
г. Железногорск
У всякого дерева глубоко в земле есть корни. И у всякого народа есть корни - его история и культура. «Носителями культурных способов познания, переживания и преобразования себя и мира для ребенка являются члены его семьи. В общении с ними ребенок усваивает эмоциональные и интеллектуальные способы взаимодействия с людьми, природой и предметами окружающего мира» (Д. Б. Эльконин)
Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры и семейных традиций каждого народа актуально для многонациональной России.
Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении семейными ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, то есть, прежде всего, в сфере культуры и образования.
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое
знание и понимание возможны, когда органически освоена народная культура и семейные устои, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.
Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, возрождение семейных ценностей, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы и в начальной школе. Этот возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре, к семейным традициям.
Первым делом, я провела анкетирование среди родителей и проанализировав уровень знаний и умений воспитанников, пришла к выводу, что у детей и их родителей недостаточно сформировано представление о понятии народные и семейные традиции. На данном организационно – ознакомительном этапе я поставила передо мной цели:
1.Приобретение знаний в области культуры народных и семейных традиций, праздников, обычаев для детей старшего дошкольного возраста.
2.Изучение, анализ, подбор и приобретение педагогической, методической литературы по данной теме.
3.Создание предметно – развивающей среды по данной теме.
4. Разработка плана по самообразованию на тему «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».
Цель самообразования: повышение профессионального уровня знаний для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям в условиях ФГОС ДО.
Задачи самообразования:
- Повысить уровень знаний через подбор и изучение различной литературы, через СМИ по данной теме в свете новых требований ФГОС ДО;
- Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
- Организовать работу в группе вариативной деятельности МБУ «Умелые ручки», включив в него элементы народного искусства;
- Оформить в группе мини – центр «Народные и семейные традиции»;
- Подготовить консультации для родителей.
- Проанализированы программы по патриотическому воспитанию дошкольников: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
Изучен Список литературы для самообразования по теме:
Александрова Г.А. «Моя Россия!»,«Патриотическое воспитание старших дошкольников» Рабочая тетрадь.
Алябьева Е.А. «Тематические дни и недели в детском саду».
Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
Дошкольник. Образование «Родной край». Методические рекомендации по организации и содержанию образовательного процесса в ДОУ
Дьяченко В.Ю., Власенко О.П. «Маленькие шаги в большой мир».
Захарова Л.М., Ларина Т.В., Мубаракина И.Б. «Мы дети России». Программа по воспитанию патриотических чувств.
Использование ресурсов игровой деятельности в социально-личностном развитии детей.
Ковардакова М.А., Майданкина Н.Ю., Шагарова Г.В. Программа «Василинка». Программа и технологии эколого-художественного образования детей.
Кондрыкинская Л.А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду».
Косарева В.Н. «Народная культура и традиции».
Пантелеева Н. Г. «Знакомим детей с малой Родиной». Методическое пособие.
Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. «Знакомим дошкольников с народной культурой».
Шевченко Л.Л. «Добрый мир».
Шорыгина Т. А.» Наша Родина – Россия». Методическое пособие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Проделанная работа и реализация данного плана по самообразованию позволили познакомить детей со старинными обрядами, народными ремёслами, песенным и танцевальным творчеством, местным краеведческим и фольклорным материалом, семейными традициями. Одно из условий было ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурными традициями, с этой целью было создано и обогащено пространство предметно – развивающей среды, обеспечивающей погружение ребёнка в социально – культурный опыт народа.
Подобрана картотека дидактических игр по нравственно – патриотическому воспитанию, картотека «Дидактические игры по приобщению детей к народной культуре».
Оформлена картотека бесед по теме «Моя семья», «Воспитание культуры поведения дошкольников».
Подобран материал на папку – передвижку «Масленица», «Волшебное рождество», «Пасха», «Народные промыслы», «9 мая – День Победы», «Троица»,» О берёзе детям».
Неоценимым богатством являлось изучение народных игр. Они вызывали огромный интерес как жанр устного народного творчества, в них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.
Изучение фольклорных игр, песен, хороводов, уходящих своими корнями в древность, помогают прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.
Опыт, приобретенный в результате самообразования показал, что широкое включение фольклора в работу с детьми обогащает их жизнь, вводит в мир народной жизни, знакомит их с обычаями и традициями русского народа, создаёт положительную эмоциональную обстановку в детском учреждении.
Я планирую не останавливаться на достигнутом результате и в следующем году в планах продолжать развиваться в этой теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_vospitatelya_po_teme_0.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение комбинированного вида № 2 «Капитошка»
План самообразования воспитателя по теме:
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста
к народным и семейным традициям,
праздникам и обычаям»
(на 2022 – 2023учебный год)
Воспитатель:
Оганисян К.В.
г. Железногорск
Индивидуальный план работы по самообразованию по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».
Без исторической памяти – нет традиций,
без традиций - нет культуры,
без культуры - нет воспитания,
без воспитания - нет духовности,
без духовности - нет личности,
без личности - нет народа как
исторической личности.
Г. Н. Волков
Дата начало работы над темой: сентябрь 2022года
Предполагаемая дата окончания работы: май 2023 г.
Актуальность: Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процессе развития ребенка.
Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры и семейных традиций каждого народа актуально для многонациональной России.
Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении семейными ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, то есть, прежде всего, в сфере культуры и образования.
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена народная культура и семейные устои, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.
Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, ни в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через «половое просвещение» у детей формируются в не супружеские, анти родительские, анти семейные установки.
Такие факты доказывают значимость и актуальность работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Термин «духовно - нравственное» подчеркивает взаимосвязь нравственного и духовного воспитания; так как человек, следуя нравственным нормам в разных ситуациях должен иметь определенные ориентиры - высшие ценности, являющиеся своеобразным компасом на жизненном пути. Основная цель духовно - нравственного воспитания состоит в стремлении реализовать те задачи нравственного воспитания, которые содействуют духовному развитию ребенка.
У всякого дерева глубоко в земле есть корни. И у всякого народа есть корни - его история и культура. «Носителями культурных способов познания, переживания и преобразования себя и мира для ребенка являются члены его семьи. В общении с ними ребенок усваивает эмоциональные и интеллектуальные способы взаимодействия с людьми, природой и предметами окружающего мира» Д. Б. Эльконин
Условием стабильного и целостного существования семьи как фактора приобщения ребенка к культуре своего народа являются соблюдение и сохранение традиций, присущих данному народу.
Формирование национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребенком своего места в нем как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуре.
Проблема воспитания оптимистически настроенного, счастливого человека приобретает особую остроту в наше время. Поэтому важно воспитывать в детях умение сохранять душевное равновесие. «Что ни день, то радость» – гласит русская пословица.
Народное искусство – это сплав доброго человеческого разума, душевной теплоты, мудрой неуёмной фантазии, непосредственности и чистоты.
Этнос адаптирует ребенка к реальному миру. Народный фольклор дает ребенку некую систему координат, помогающую самоопределиться в жизненно важных отношениях с миром. Народные игры - это жанр устного народного творчества, являются национальным богатством.
У каждого человека образ Родины должен формироваться из крупиц красоты, постепенно достигая уровня глубокой гражданской любви к родине. Великий образ Родины должен поэтапно формироваться в душе каждого ребенка.
Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими-то ни было материальными благами. Традиции - хранители народной культуры. Если полностью утеряны все народные традиции, народное искусство, то может встать под сомнение само существование народа.
Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, возрождение семейных ценностей, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы и в начальной школе. Этот возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре, к семейным традициям.
Цель самообразования: повысить профессиональный уровень знаний для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям в условиях ФГОС ДО.
Задачи самообразования:
- Повысить уровень знаний через подбор и изучение различной литературы, через СМИ по данной теме в свете новых требований ФГОС ДО;
- Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
- Организовать работу в группе вариативной деятельности МБУ «Умелые ручки», включив в него элементы народного искусства;
- Оформить в группе мини – центр «Народные и семейные традиции»;
- Подготовить консультации для родителей;
Список литературы для самообразования по теме:
- Александрова Г.А. «Моя Россия!»,«Патриотическое воспитание старших дошкольников» Рабочая тетрадь.
- Алябьева Е.А. «Тематические дни и недели в детском саду».
- Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
- Дошкольник. Образование «Родной край». Методические рекомендации по организации и содержанию образовательного процесса в ДОУ
- Дьяченко В.Ю., Власенко О.П. «Маленькие шаги в большой мир».
- Захарова Л.М., Ларина Т.В., Мубаракина И.Б. «Мы дети России». Программа по воспитанию патриотических чувств.
- Использование ресурсов игровой деятельности в социально-личностном развитии детей.
- Ковардакова М.А., Майданкина Н.Ю., Шагарова Г.В. Программа «Василинка». Программа и технологии эколого-художественного образования детей.
- Кондрыкинская Л.А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду».
- Косарева В.Н. «Народная культура и традиции».
- Пантелеева Н. Г. «Знакомим детей с малой Родиной». Методическое пособие.
- Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. «Знакомим дошкольников с народной культурой».
- Шевченко Л.Л. «Добрый мир».
- 14. Шорыгина Т. А.» Наша Родина – Россия». Методическое пособие.
Задачи по реализации программы самообразования в работе с детьми:
- Формировать первичное представление о истоках народной культуры и семейных ценностей на основе знакомства детей с народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традициями, народными праздниками.
- Использовать малые формы фольклора для развития речи, развития речевого творчества, обогащение активного словаря.
- Развивать коммуникативные качества у детей посредством народных игр, забав, песен и танцев.
- Формировать уважительное отношение к своей семье, к традициям и обычаям своей семьи.
- Знакомить детей с изобразительными формами народного творчества.
Индивидуальный план самообразования по теме:
Месяц | Тема самообразования | Форма и срок отчета |
Сентябрь | Изучение и подбор литературы. Диагностика детей на начало года. Разработка перспективного плана по работе с детьми. | План самообразования. Перспективный план. Результат диагностики. Конец сентября – начало октября. |
Октябрь | Проектная деятельность по приобщению детей к народным традициям и семейным ценностям. Подбор материал для создания мини – центра «Народные и семейные традиции» | Проекты по заданным темам. Мини – центр. Конец октября- начало ноября. |
Ноябрь | Оформление и оснащение папок передвижек для родителей по заданной теме. Консультации для педагогов и родителей. Подбор материала по мастер-классу для педагогов. | Папки передвижки. Консультации для родителей. Конец ноября – начало декабря. |
Декабрь | Прослушивание семинаров. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры | Конец декабря |
Январь | Рождественский сочельник | Консультация Стенгазета Творческая выставка детских работ Конец января. |
Февраль | Народные праздники в кругу семьи. | Фото выставка. Конец февраля |
Март | Духовное развитие народов проживающих в России. | Консультация. Конец марта. |
Апрель | Светлая Пасха | Стенгазета Папки передвижки для родителей Конец апреля |
Май | «У семейного очага» подбор материала | Мероприятие с родителями детьми. Конец мая |
Перспективный план самообразования в работе с детьми и родителями.
Планируемый практический выход:
1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Народные забавы», «Семейные посиделки», «В гостях у сказки»;
2. Подготовка и принятие участия семинара. Тема: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры»;;
3. Проведение мастер-классов для педагогов. Тема: «Воспитание сказкой», «Народные игрушки»;
4. Оформление папки-передвижки. Тема: «Народные и семейные традиции», «Осенние народные праздники», «Зимние забавы», «Рождественский сочельник», «Масленица пришла радость всем принесла», «Весенние народные праздники», «Папа, мама, я очень дружная семья», «Народный фольклор в воспитание и развитие ребенка», «Родословная семьи», «Ни кто не забыт, ни что не забыто»;
5. Выставка работ. Тема: «Осенние дары», «Кормушка для птиц», «Новогодние подарки своими руками», «Рождественские каникулы с семьей», «Веселая масленица», «Радостная Пасха», «Я помню и горжусь»;
6. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Народные и семейные традиции», «Семейные народные праздники»;
7. Проект. Тема: «Народные праздники», «Зимние забавы», «Рождество», «Народные пословицы, поговорки;
8. Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Заключение.
Планирование самообразования по этому направлению позволит
познакомить детей со старинными обрядами, народными ремёслами, песенным и танцевальным творчеством, местным краеведческим и фольклорным материалом, семейными традициями. Одно из условий ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурными традициями – это соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащённого пространства предметно – развивающей среды, обеспечивающей погружение ребёнка в социально – культурный опыт народа.
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение комбинированного вида № 2 «Капитошка»
Отчёт плана по самообразованию воспитателя по теме:
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста
к народным и семейным традициям,
праздникам и обычаям»
(на 2022 – 2023учебный год)
Воспитатель:
Оганисян К.В.
г. Железногорск
У всякого дерева глубоко в земле есть корни. И у всякого народа есть корни - его история и культура. «Носителями культурных способов познания, переживания и преобразования себя и мира для ребенка являются члены его семьи. В общении с ними ребенок усваивает эмоциональные и интеллектуальные способы взаимодействия с людьми, природой и предметами окружающего мира» (Д. Б. Эльконин)
Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры и семейных традиций каждого народа актуально для многонациональной России.
Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении семейными ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, то есть, прежде всего, в сфере культуры и образования.
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое
знание и понимание возможны, когда органически освоена народная культура и семейные устои, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.
Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, возрождение семейных ценностей, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы и в начальной школе. Этот возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре, к семейным традициям.
Первым делом, я провела анкетирование среди родителей и проанализировав уровень знаний и умений воспитанников, пришла к выводу, что у детей и их родителей недостаточно сформировано представление о понятии народные и семейные традиции. На данном организационно – ознакомительном этапе я поставила передо мной цели:
1.Приобретение знаний в области культуры народных и семейных традиций, праздников, обычаев для детей старшего дошкольного возраста.
2.Изучение, анализ, подбор и приобретение педагогической, методической литературы по данной теме.
3.Создание предметно – развивающей среды по данной теме.
4. Разработка плана по самообразованию на тему «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».
Цель самообразования: повышение профессионального уровня знаний для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям в условиях ФГОС ДО.
Задачи самообразования:
- Повысить уровень знаний через подбор и изучение различной литературы, через СМИ по данной теме в свете новых требований ФГОС ДО;
- Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
- Организовать работу в группе вариативной деятельности МБУ «Умелые ручки», включив в него элементы народного искусства;
- Оформить в группе мини – центр «Народные и семейные традиции»;
- Подготовить консультации для родителей.
- Проанализированы программы по патриотическому воспитанию дошкольников: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
Изучен Список литературы для самообразования по теме:
Александрова Г.А. «Моя Россия!»,«Патриотическое воспитание старших дошкольников» Рабочая тетрадь.
Алябьева Е.А. «Тематические дни и недели в детском саду».
Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
Дошкольник. Образование «Родной край». Методические рекомендации по организации и содержанию образовательного процесса в ДОУ
Дьяченко В.Ю., Власенко О.П. «Маленькие шаги в большой мир».
Захарова Л.М., Ларина Т.В., Мубаракина И.Б. «Мы дети России». Программа по воспитанию патриотических чувств.
Использование ресурсов игровой деятельности в социально-личностном развитии детей.
Ковардакова М.А., Майданкина Н.Ю., Шагарова Г.В. Программа «Василинка». Программа и технологии эколого-художественного образования детей.
Кондрыкинская Л.А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду».
Косарева В.Н. «Народная культура и традиции».
Пантелеева Н. Г. «Знакомим детей с малой Родиной». Методическое пособие.
Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. «Знакомим дошкольников с народной культурой».
Шевченко Л.Л. «Добрый мир».
Шорыгина Т. А.» Наша Родина – Россия». Методическое пособие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Проделанная работа и реализация данного плана по самообразованию позволили познакомить детей со старинными обрядами, народными ремёслами, песенным и танцевальным творчеством, местным краеведческим и фольклорным материалом, семейными традициями. Одно из условий было ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурными традициями, с этой целью было создано и обогащено пространство предметно – развивающей среды, обеспечивающей погружение ребёнка в социально – культурный опыт народа.
Подобрана картотека дидактических игр по нравственно – патриотическому воспитанию, картотека «Дидактические игры по приобщению детей к народной культуре».
Оформлена картотека бесед по теме «Моя семья», «Воспитание культуры поведения дошкольников».
Подобран материал на папку – передвижку «Масленица», «Волшебное рождество», «Пасха», «Народные промыслы», «9 мая – День Победы», «Троица»,» О берёзе детям».
Неоценимым богатством являлось изучение народных игр. Они вызывали огромный интерес как жанр устного народного творчества, в них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.
Изучение фольклорных игр, песен, хороводов, уходящих своими корнями в древность, помогают прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.
Опыт, приобретенный в результате самообразования показал, что широкое включение фольклора в работу с детьми обогащает их жизнь, вводит в мир народной жизни, знакомит их с обычаями и традициями русского народа, создаёт положительную эмоциональную обстановку в детском учреждении.
Я планирую не останавливаться на достигнутом результате и в следующем году в планах продолжать развиваться в этой теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования воспитателя по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям». на 2015 – 2016 учебный год
В плане собран список литературы и примерное планирование по самообразованию, которые помогут вам в работе с детьми по формированию у них знаний о народных и семейных традициях....
План самообразования воспитателя по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».
laquo;Приобщение детей старшего дошкольного возрастак народным и семейным традициям, праздникам и обычаям». Без исторической памяти – нет традиций,без традиций - нет культуры,без кул...
План самообразования на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».
План самообразования на тему:«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям»....
План по самообразованию воспитателя «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интелекта дошкольника играет формирование элементарных математических представлений....
План по самообразованию воспитателя на тему «Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения»
План самообразования...
План самообразования на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным праздникам, традициям и обычаям через разные виды детской деятельности».
План самообразования на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным праздникам, традициям и обычаям через разные виды детской деятельности»....
План самообразования на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям»
План и отчет самообразования воспитателя детей старшего дошкольного возраста....