План самообразования на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям»
материал (старшая группа)
План и отчет самообразования воспитателя детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_2022-2023uch.g.docx | 32.15 КБ |
otchet_samoobrazovaniya.docx | 36.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Солнышко"
План самообразования по теме:
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста
к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».
Воспитатель: Будайчиева Р.Д.
Покачи 2022г
План работы по самообразованию по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям» на 2022 – 2023 учебный год.
Без исторической памяти – нет традиций,
без традиций - нет культуры,
без культуры - нет воспитания,
без воспитания - нет духовности,
без духовности - нет личности,
без личности - нет народа как
исторической личности.
Академик Г. Н. Волков
Дата начало работы над темой: сентябрь 2022 года
Предполагаемая дата окончания работы: май 2023 г.
Актуальность: Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процессе развития ребенка.
Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры и семейных традиций каждого народа актуально для многонациональной России.
Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении семейными ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, то есть, прежде всего, в сфере культуры и образования.
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.
Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - разрушении личности. В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушие, патриотизме. Такие факты доказывают значимость и актуальность работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Термин «духовно - нравственное» подчеркивает взаимосвязь нравственного и духовного воспитания; так как человек, следуя нравственным нормам в разных ситуациях должен иметь определенные ориентиры - высшие ценности, являющиеся своеобразным компасом на жизненном пути. Основная цель духовно - нравственного воспитания состоит в стремлении реализовать те задачи нравственного воспитания, которые содействуют духовному развитию ребенка.
Актуальность данной темы очень велика на современном этапе развития нашего общества, так как в России разрушена идеология, т. е. духовность, мораль и нравственность, формируется новая идеология, идет пересмотр старых ценностей.
Время неумолимо требует пересмотра всего того, что сегодня не соответствует требованиям живительного процесса обновления.
«Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен»
Н. М. Карамзин.
Формирование национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребенком своего места в нем как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуре.
Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими-то ни было материальными благами. Традиции- хранители народной культуры. Если полностью утеряны все народные традиции, народное искусство, то может встать под сомнение само существование народа.
Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, возрождение семейных ценностей, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы и в начальной школе. Этот возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре, к семейным традициям.
Цель самообразования: повысить профессиональный уровень знаний для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям в условиях ФГОС ДОУ.
Задачи самообразования:
- Повысить уровень знаний через подбор и изучение различной литературы, через СМИ по данной теме в свете новых требований ФГОС ДОУ;
- Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
- Продолжать реализовать работу в мини-музее «Русская изба»;
- Подготовить консультации для родителей;
Задачи по реализации программы самообразования в работе с детьми:
- Формировать первичное представление об истоках народной культуры и семейных ценностей на основе знакомства детей с народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традициями, народными праздниками;
- Использовать малые формы фольклора для развития речи, развития речевого творчества, обогащение активного словаря;
- Развивать коммуникативные качества у детей по средствам народных игр, забав, песен и танцев;
- Формировать уважительное отношение к своей семье, к традициям и обычаям своей семьи;
- Знакомить детей с изобразительными формами народного творчества.
Перспективный план работы по самообразованию.
Этапы работы | Тема | Форма работы | Дата проведения |
1 этап. Подготовительный. | Изучение и подбор литературы. Диагностика детей на начало года. Разработка перспективного плана по работе с детьми | План самообразования. Перспективный план. Результат диагностики. | Сентябрь –октябрь 2022г |
2 этап Содержательный | Проектная деятельность по приобщению детей к народным традициям и семейным ценностям. (Мини-музей «Русская изба») Оформление и оснащение папок передвижек для родителей по заданной теме. Консультации для педагогов и родителей. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры Рождественский сочельник Светлая Пасха Народные праздники в кругу семьи | Проект по заданной теме. Мини – музей. Папки передвижки. Консультации для родителей. Открытое занятие по музейной педагогике для педагогов. Стенгазета Творческая выставка детских работ Фотовыставка. | Ноябрь –апрель 2022-2023г |
3. этап Заключительный | Размещение опыта работы в СМИ Отчёт о реализации программы по самообразованию на педсовете. | На сайте nsportal Презентация | Май 2023г |
Заключение.
Планирование самообразования по этому направлению позволит познакомить детей со старинными обрядами, народными ремёслами, песенным и танцевальным творчеством, местным краеведческим и фольклорным материалом, семейными традициями. Одно из условий ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурными традициями – это соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащённого пространства предметно – развивающей среды, обеспечивающей погружение ребёнка в социально – культурный опыт народа.
Неоценимым богатством являются изучение народных игр. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества, в них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.
Изучение фольклорных игр, песен, хороводов, уходящие своими корнями в древность, помогают прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Солнышко"
Отчет самообразования по теме:
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям»
Воспитатель старшей
группы «Улыбка»
Будайчиева Р.Д.
Покачи 2023
В настоящее время все большую актуальность приобретает укрепление национальных культурных традиций через различные фольклорные формы, семейно-бытовые обычаи, обряды, ритуалы.
Приобщение детей к народным традициям – направление, обеспечивающее связь поколений, способствующее всестороннему гармоничному развитию личности, решающее задачи физического, умственного, нравственного, художественно-эстетического, трудового и семейного воспитания.
Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.
К народным традициям относятся народные праздники, обряды, обычаи, игры.
В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует такие компоненты народной культуры, как фольклор, сказки, песни, пословицы, поговорки, праздники.
В нашей группе уже не первый год активно реализуется дополнительная образовательная программа мини-музей «Русская изба», основным направлением которой является патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к народным традициям.
В рамках программы решаются следующие педагогические задачи:
- Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа.
- Дать понятие о мудрой науке строительства русской избы, традиционном назначении и использовании каждой части избы, повседневном и праздничном её убранстве; русском костюме.
- Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.
- Помочь через знакомство с избой понять сказку, раскрыть некоторые незнакомые стороны жизни деревенского человека ребенку, живущему в современных городских условиях.
- Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.
- Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.
- Знакомить детей с особенностями русского национального уклада жизни, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;
- Прививать интерес к русской духовной культуре через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство;
- Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире.
Одновременно с этим ставится задача – создавать и пополнять развивающую среду по обозначенной теме. Созданное в группе мини-музей «Русская изба» оформлено в виде русской горницы, с печью, деревянным столом, лавками, самоткаными половиками, вышитыми рушниками. Уже не первый год собираются предметы русского быта: ухват, кочерга, самовар, обереги, веретено, прялка, деревянные ложки, котелки, корзинки, сундучок, глиняные горшки разного размера и т. д.
В избе проходят занятия, посиделки по ознакомлению детей с народной культурой. Наша «Русская изба» вызывает большой эмоциональный отклик у ребят. Детям интересно увидеть в действии веретено, прялку и т.д.
В «горнице» ребята знакомятся с народными сказками, песнями, играют в народные хороводные игры, рассматривают изделия народных промыслов, знакомятся с народными ремеслами: валянием из шерсти, вышивкой, элементарными приемами ткачества и т. д.
Ведя работу в мини-музее, знакомили детей с различными видами народных росписей, с прикладным искусством. Оформили мини-выставки по темам: «Золотая хохлома», «Куклы наших прабабушек», «Русская матрешка», «Пасхальное яйцо» и др.
Особое внимание уделяли организации и проведению народных праздников: Масленица, Рождество, Пасха и т. д.
При подготовке к праздникам проводили предварительную работу: рассказывали детям о праздничных традициях наших предков, разучивали с ребятами народные песни и игры, характерные для того или иного народного праздника. Кроме этого вели активную работу с родителями: оформляли папки передвижки, мини-консультации, знакомящие родителей с народными праздниками.
Помимо занятий в музее и народных праздников, знакомство с народными традициями велась и в повседневной жизни детей. Подобрана серия потешек, пестушек, прибауток, колыбельных песенок, скороговорок, приговорок, закличек, которые используются в работе с детьми, в ходе режимных моментов.
Разработала картотеки по темам: «Русские народные игры», «Русские народные праздники», «Виды русской матрешки», «Русские народные заклички, пословицы и поговорки». Подобраны следующие консультации и папки-передвижки для родителей: «Роль русского народного фольклора в развитии детей дошкольного возраста», «Предметы быта на Руси», «Масленица», «Волшебное рождество», «Пасха», «Русский народный костюм», «9 мая – День Победы», «Символы Победы» и т.д. Разработала следующие компьютерные презентации: «Народы России», «Русский народный костюм», «Весенние русские народные заклички» и т.д.
В рамках педагогического форума «Поделимся опытом», провела открытое занятие по музейной педагогике для педагогов «Изба в гости приглашает"
Опыт приобретенный в результате самообразования показал, что широкое включение фольклора в работу с детьми обогащает их жизнь, вводит в мир народной жизни, знакомит их с обычаями и традициями русского народа, создаёт положительную эмоциональную обстановку в детском коллективе.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Солнышко"
Отчет самообразования по теме:
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям»
Воспитатель подготовительной
группы «Улыбка»
Будайчиева Р.Д.
Покачи 2023
В настоящее время все большую актуальность приобретает укрепление национальных культурных традиций через различные фольклорные формы, семейно-бытовые обычаи, обряды, ритуалы.
Приобщение детей к народным традициям – направление, обеспечивающее связь поколений, способствующее всестороннему гармоничному развитию личности, решающее задачи физического, умственного, нравственного, художественно-эстетического, трудового и семейного воспитания.
Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.
К народным традициям относятся народные праздники, обряды, обычаи, игры.
В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует такие компоненты народной культуры, как фольклор, сказки, песни, пословицы, поговорки, праздники.
В нашей группе уже не первый год активно реализуется дополнительная образовательная программа мини-музей «Русская изба», основным направлением которой является патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к народным традициям.
В рамках программы решаются следующие педагогические задачи:
- Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа.
- Дать понятие о мудрой науке строительства русской избы, традиционном назначении и использовании каждой части избы, повседневном и праздничном её убранстве; русском костюме.
- Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.
- Помочь через знакомство с избой понять сказку, раскрыть некоторые незнакомые стороны жизни деревенского человека ребенку, живущему в современных городских условиях.
- Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.
- Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.
- Знакомить детей с особенностями русского национального уклада жизни, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;
- Прививать интерес к русской духовной культуре через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство;
- Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире.
Одновременно с этим ставится задача – создавать и пополнять развивающую среду по обозначенной теме. Созданное в группе мини-музей «Русская изба» оформлено в виде русской горницы, с печью, деревянным столом, лавками, самоткаными половиками, вышитыми рушниками. Уже не первый год собираются предметы русского быта: ухват, кочерга, самовар, обереги, веретено, прялка, деревянные ложки, котелки, корзинки, сундучок, глиняные горшки разного размера и т. д.
В избе проходят занятия, посиделки по ознакомлению детей с народной культурой. Наша «Русская изба» вызывает большой эмоциональный отклик у ребят. Детям интересно увидеть в действии веретено, прялку и т.д.
В «горнице» ребята знакомятся с народными сказками, песнями, играют в народные хороводные игры, рассматривают изделия народных промыслов, знакомятся с народными ремеслами: валянием из шерсти, вышивкой, элементарными приемами ткачества и т. д.
Ведя работу в мини-музее, знакомили детей с различными видами народных росписей, с прикладным искусством. Оформили мини-выставки по темам: «Золотая хохлома», «Куклы наших прабабушек», «Русская матрешка», «Пасхальное яйцо» и др.
Особое внимание уделяли организации и проведению народных праздников: Масленица, Рождество, Пасха и т. д.
При подготовке к праздникам проводили предварительную работу: рассказывали детям о праздничных традициях наших предков, разучивали с ребятами народные песни и игры, характерные для того или иного народного праздника. Кроме этого вели активную работу с родителями: оформляли папки передвижки, мини-консультации, знакомящие родителей с народными праздниками.
Помимо занятий в музее и народных праздников, знакомство с народными традициями велась и в повседневной жизни детей. Подобрана серия потешек, пестушек, прибауток, колыбельных песенок, скороговорок, приговорок, закличек, которые используются в работе с детьми, в ходе режимных моментов.
Разработала картотеки по темам: «Русские народные игры», «Русские народные праздники», «Виды русской матрешки», «Русские народные заклички, пословицы и поговорки». Подобраны следующие консультации и папки-передвижки для родителей: «Роль русского народного фольклора в развитии детей дошкольного возраста», «Предметы быта на Руси», «Масленица», «Волшебное рождество», «Пасха», «Русский народный костюм», «9 мая – День Победы», «Символы Победы» и т.д. Разработала следующие компьютерные презентации: «Народы России», «Русский народный костюм», «Весенние русские народные заклички» и т.д.
В рамках педагогического форума «Поделимся опытом», провела открытое занятие по музейной педагогике для педагогов «Изба в гости приглашает"
Опыт приобретенный в результате самообразования показал, что широкое включение фольклора в работу с детьми обогащает их жизнь, вводит в мир народной жизни, знакомит их с обычаями и традициями русского народа, создаёт положительную эмоциональную обстановку в детском коллективе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования воспитателя по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям». на 2015 – 2016 учебный год
В плане собран список литературы и примерное планирование по самообразованию, которые помогут вам в работе с детьми по формированию у них знаний о народных и семейных традициях....
План самообразования воспитателя по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».
laquo;Приобщение детей старшего дошкольного возрастак народным и семейным традициям, праздникам и обычаям». Без исторической памяти – нет традиций,без традиций - нет культуры,без кул...
План самообразования на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».
План самообразования на тему:«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям»....
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».
форма работы педагога по теме самообразования...
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».
Форма работы на год по теме самообразования педагога-организатора " Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным традициям, праздникам и обычаям"...
План и отчёт по самообразования воспитателя по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям»
Муниципальное дошкольное образовательноеучреждение комбинированного вида № 2 «Капитошка» План самообразования воспитателя по теме:«Приобщение...
Отчет по самообразованию «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям»
Отчет по самообразованию 2021-2022 учебный год....