Отчет по самообразованию «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям»
материал (старшая группа)

Будайчиева Рема Джавидовна

Отчет по самообразованию 2021-2022 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_samoobrazovaniya.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям»

"Без прошлого нет будущего"- гласит народная пословица. И с этим трудно не согласиться, как трудно не согласиться с неоспоримой истиной, гласившей: "Ты мира не узнаешь, не зная края своего". Любовь к родному краю, знание его истории - основа духовной культуры всего общества.

В последнее десятилетие в нашей стране произошло много сложных противоречивых событий в общественной жизни. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые. Можно с уверенностью сказать, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема ознакомления детей с русской народной культурой, в связи с чем, мною была определена данная тема для самообразования.

Приобщение детей к народным традициям – направление, обеспечивающее связь поколений, способствующее всестороннему гармоничному развитию личности, решающее задачи физического, умственного, нравственного, художественно-эстетического, трудового и семейного воспитания.

Воспитание патриотических, духовно - нравственных, социально - коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, в котором они живут.

Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

К народным традициям относятся народные праздники, обряды, обычаи, игры.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует такие компоненты народной культуры, как фольклор, сказки, песни, пословицы, поговорки, праздники.

Знакомство дошкольников с историей, народной культурой и традициями  – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Для эффективной реализации поставленной цели  и получения положительного результата    мы использовали  дополнительные образовательные программы: «Социокультурные истоки» и программа «Русская изба», основным направлением которой является патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к народным традициям.

В рамках программы решаются следующие педагогические задачи:

•        Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа.

•        Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.

•        Помочь через знакомство с избой понять сказку, раскрыть некоторые незнакомые стороны жизни деревенского человека ребенку, живущему в современных городских условиях.

•        Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.

•        Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.

•        Знакомить детей с особенностями русского национального уклада жизни, предметами быта, орудиями труда, одеждой;

•        Прививать  интерес к русской духовной культуре через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство;

•        Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире.

В работе использовала следующие формы обучения детей:

Словесные (рассказы, беседы, слушание, ситуативные разговоры, обсуждения, проведение разнообразных игр, загадывание загадок).

Практические (конструирование «Построй свой дом», лепка и роспись матрешки, декорирование пасхальных яиц, организация выставок детского творчества).

Наглядные (наблюдения, рассматривание иллюстраций, картин, предметов, презентаций.  

Для достижения поставленных задач нам очень помогает созданный нами в группе мини- музей «Русская изба» и патриотический уголок «Моя Родина – Россия».

В уголке имеются  Государственная символика (флаг, герб, текст гимна), портрет президента, карта страны, глобус, куклы в национальных костюмах, тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры по теме, фотографии, литература и многое другое. Для привития любви к малой Родине в уголке имеется различный материал о родном крае  - Югра. Как отметил Д. С. Лихачёв: " Культура как растение: у неё не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы пост начинался именно с корней". А корни, как известно, это - малая Родина, её история, культура, быт, уклад, традиции.  Воспитание патриотизма не возможно без привития любви к малой Родине и особенно важно, чтобы любовь эта прививалась с детского возраста, чтобы дети знали, какова история земли, на которой они растут. Материал в уголке постоянно обновляется.

 Работа в мини- музее «Русская изба» ведется у нас не первый год. Мини-музей оформлен в виде русской горницы, с печью, деревянным столом, лавками, самоткаными половиками, вышитыми рушниками.

Уже не первый год, дети вместе с родителями, собирают предметы русского быта, что способствовало формированию интереса к истории прошлого, развитию у детей фантазии, любознательности.

  В избе проходят занятия, беседы, посиделки по ознакомлению детей с народной культурой и  вызывает большой эмоциональный отклик у ребят. Детям интересно увидеть, потрогать предметы старины.

В «горнице» ребята знакомятся с народными сказками, песнями, играют в народные хороводные игры, рассматривают изделия народных промыслов, знакомятся с народными ремеслами: валянием из шерсти, вышивкой, изготовлением оберегов и т. д.

Осенью провела в избе познавательно-творческое занятие на  День Пожилого человека, «Нам года - не беда, коль душа молода». Изготовили поделки кружку своими руками. С помощью родителей сделали поздравительный фотоколлаж и видео- открытку для своих бабушек и дедушек. Праздник хоть сравнительно и молодой, но те не менее несет важную функциональную значимость — поддержание связи разных поколений.

Ведя работу в мини-музее, знакомили детей  с различными видами народных росписей, с прикладным искусством. Оформили мини-выставки по темам: «Золотая хохлома», «Русская матрешка», «Пасхальное яйцо» и др.

Особое внимание уделяли знакомству детей с народными  праздниками: зимние посиделки, рождественские колядки, масленичные гулянья, празднование Пасхи.

При подготовке к праздникам проводили  предварительную работу: рассказывали детям о праздничных традициях наших предков, разучивали с ребятами народные песни и игры, характерные для того или иного народного праздника.

 Кроме этого вели активную работу с родителями: оформляли папки передвижки, мини-консультации, знакомящие родителей с народными праздниками.

Помимо занятий в музее и народных праздников, знакомство с народными традициями велась и в повседневной жизни детей. Подобрана серия потешек, пестушек, прибауток, колыбельных песенок, скороговорок, приговорок, закличек, которые используются в работе с детьми, в ходе режимных моментов.

Подготовила картотеки по темам:  «Русские народные пословицы и поговорки», «Фольклорные хороводные игры», «Русские народные праздники», «Русская матрешка», «Хохлома», «Предметы русского быта».

Также компьютерные презентации: «Народы России», «Русский народный костюм», «Весенние заклички».

Подобраны следующие консультации и папки-передвижки для родителей: «Роль русского народного фольклора в развитии детей дошкольного возраста», «Предметы быта на Руси», «Масленица», «Волшебное рождество», «Пасха», «Русский народный костюм», «9 мая – День Победы», «Символы Победы» и т.д.

В рамках педагогического форума «Поделимся опытом», провела открытое  занятие по музейной педагогике  «Изба в гости приглашает", где дети показали свои знания русских народных сказок, предметов старины, проявили большой интерес к теме.

В течении года дети участвовали в следующих конкурсах чтецов и занимали призовые места: «Моя Югра – мой край родной», «Защитники Отечества», «Родной язык – живой воды родник!» посвященный Международному дню родного языка, «Воспеваю тебя, Покачи!» посвященный 30-летию образования города Покачи.

С целью ознакомления с традициями нашего народа и формирования у детей чувство патриотизма, в преддверии Дня Победы,  дети возложили цветы к Монументу Славы и Вечному огню, изготовили открытку ветерану.

Таким образом, комплексная, систематизированная работа по приобщению детей к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям имеет положительные результаты:

- видна положительная динамика в формировании у детей о традициях и обычаях своего народа;

- развиваются коммуникативные навыки, чувство коллективизма;

- развивается эмоционально-волевая сфера, патриотические чувства и любовь к Родине, к своей малой Родине, истории, природе, народу.

Проводимые в детском саду народные праздники, использование русского фольклора становится важнейшим, богатейшим источником духовно-нравственного развития детей.

Опыт приобретенный в результате самообразования показал, что широкое включение фольклора в работу с детьми обогащает их жизнь, вводит в мир народной жизни, знакомит их с обычаями  и традициями русского народа, создаёт положительную эмоциональную обстановку в детском коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям». на 2015 – 2016 учебный год

В плане собран список литературы и примерное планирование по самообразованию, которые помогут вам в работе с детьми по формированию у них знаний о народных и семейных традициях....

План самообразования воспитателя по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».

laquo;Приобщение детей старшего дошкольного возрастак народным и семейным традициям, праздникам и обычаям». Без исторической памяти – нет традиций,без традиций - нет культуры,без кул...

План самообразования на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».

План самообразования на тему:«Приобщение детей старшего дошкольного возраста  к народным и семейным традициям,  праздникам и обычаям»....

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».

Форма работы на год по теме самообразования педагога-организатора " Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным традициям, праздникам и обычаям"...

План и отчёт по самообразования воспитателя по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям»

Муниципальное дошкольное образовательноеучреждение комбинированного вида № 2 «Капитошка»       План самообразования воспитателя по теме:«Приобщение...