Статья "Современные подходы к организации игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении"
статья

Никипелова Татьяна Александровна

статья "О современных подходах к организации игровой деятельности в ДОУ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Современные подходы к организации игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении».

Никипелова Татьяна Александровна, воспитатель, 1 кат.

С 2016 года – в течение трех лет наш детский сад был экспериментальной площадкой. Экспериментальная площадка ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (ФИРО). Тема экспериментальной работы: Проектирование социальной ситуации развития детей 3-7 лет в Примерной основной образовательной программе  «Миры детства: конструирование возможностей». Происходила апробация и  включение в работу подходов, технологий, методов программы «Миры детства: конструирование возможностей».

Особое, исключительное внимание в Программе уделяется игре, это и натолкнуло педагогический коллектив на пересмотр подходов к организации и развитию детской игры, а особенно сюжетной игры.

 Игра рассматривается авторами как культурная практика.  Важно наличие и собственной инициативы ребенка в самостоятельной игре, так и поддержка взрослого, направленная на обогащение культурного опыта ребенка.  

Наверняка вы сталкивались с тем, что сюжетная игра некоторых детей не развита, он манипулирует игрушками, через время бросает их, берет новые, ребенок не может придумать сюжет, обыграть  его. Это может говорить о том, что он, возможно, никогда не играл с более старшими, умеющими играть детьми и его никто не научил играть. Как бы это странно не звучало, но играть нужно, научиться, и это актуально не только в играх с правилами, но и в сюжетных играх.

Так вот, чтобы игра развивалась, становилась интереснее, сложнее с переходом на новый возрастной этап – нужен кто то, кто будет обогащать игровой опыт ребенка, на своем примере показывать, как можно интересно играть.

Варианты Деятельности взрослых по развитию сюжетной игры на которые нацеливает нас программа «Миры детства» описаны в разработках Надежды Александровны Коротковой, Нинель Яковлевны Михайленко «Сюжетная игра дошкольника».

Эта книга стала для нас настольной при организации сюжетной игры.

Для того, чтобы применить все рекомендации авторов – нужно было искать время для организации игровой деятельности в режиме дня.

  При анализе режима дня в большинстве детских садов попадаются эти короткие временные промежутки по 10,15,20 минут, предназначенные для игры. Но мы понимаем, что за такое короткое время развернуть полноценную игру не получится. Дети играют урывками, зная, что не успеют создать свои постройки  - ведь скоро начнется следующее занятие или пора на прогулку.

Таким образом, первым этапом было принятие проблемы и понимание, что нужно что то менять.

  Сначала мы включили в работу с детьми методы развития проекций сюжетной игры, для того, чтобы повысить компетентность коллектива в вопросах организации игры. Так мы разобрались как развивать ролевую, пространственную, функциональную проекцию, что значительно повысило уровень игры, и понимание что именно делать педагогу.

  Затем мы рассмотрели варианты с включением в режим дня «Игрового часа». Особенность этой технологии в том, что игра должна быть организована именно в первую половину дня. Причем прогулка не может заменять игровой час. Важно выбрать достаточное время, когда не надо спешить на другие занятия, на прогулку, освобождать столы для приема пищи. Все дети находятся в группе, их не забирают родители, спешащие на дополнительные занятия и кружки.

Ведь как часто бывает во второй половине дня – дети только начнут играть, построят замки, гаражи, рассадят игрушек, и тут за кем то приходят родители, по очереди участники игры уходят, сюжет распадается, и настроения играть уже нет.

Мы в режиме эксперимента попробовали не сдвинуть занятия, уплотнив вторую половину дня, а заменить некоторые занятия из сетки на игровой час. Поначалу это вызывало некоторую настороженность – как это мы заменим занятие на игру?

 Но опыт проведения игрового часа показал, что в игре можно успешно компенсировать занятия. Например, в игре дети рисуют билеты для представления, надписи для товаров в магазине, оформляют подарки, открытки в игре в семью, декорируют коробки, чтоб превратить их в домики для режиссерской игры.

 В игре они делают это с удовольствием, проявляют творчество, самостоятельность.  Поэтому мы решили, что вполне возможно вместо одного рисования в первую половину дня будем проводить «Игровой час». Задачи по Изо-деятельности перенесли в совместную деятельность во второй половине дня.

Затем, наблюдая за игрой, отметили, что у многих детей, особенно из групп для детей с нарушениями речи, в ходе ролевых диалогов значительно возрастает речевая активность. И те дети, от которых на занятии мы обычно слышим односложные ответы – в игре высказываются развернутыми фразами, используя прилагательные, синонимы, сравнения.

Так мы пришли к выводу, что стоит продумать вариант, как заменять речевое развитие на игровой час, тем более что эффект так очевиден.

 Каждая группа, проанализировав свое расписание, нашла время, для старших и подготовительных групп это не менее 50 минут в первую половину дня. Начали мы с одного игрового часа в неделю. У младших и средних групп  времени на игру больше.

Игровой час – это время для игры преимущественно в совместной деятельности взрослого и ребенка. То есть воспитатель, обязательно принимает участие в игре, не менее одного раза в неделю. В ходе игрового часа воспитатель решает задачи по развитию игровых навыков.

  Каковы цели игрового часа?

  • Дать ребенку наиграться, предоставить возможность для самореализации.
  • Обучение конкретным игровым навыкам. Дети свободны в выборе места для игры, сюжета, атрибутов. Происходит взаимообучение, т.к. некоторые дети имеют больший опыт игровой деятельности, у них лучше развиты игровые навыки. Параллельно воспитатель на своем примере показывает детям приемы игры: развивает игровые проекции.

Таким образом, воспитатель должен сам уметь хорошо и интересно играть, придумывать сюжеты, роли, диалоги, проявлять творчество в игре, а иначе как он научит детей?

Список литературы:

  1. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А., «Организация сюжетной игры в детском саду», М.: ЛИНКА-ПРЕСС,  2015. – 96 с.
  2. Миры детства: конструирование возможностей. Образовательная программа дошкольного образования / Т.Н.Доронова; науч. руководитель А.Г.Асмолов и Т.Н.Доронова – М.:  АСТ: Астрель, 2015. – 225 с.
  3. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Инновационная программа дошкольного образования/Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой. – 6-е изд., доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.-368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей « Оптимизация игровой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях»

« Оптимизация игровой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях»...

Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, подд...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ход...

Особенности организации игровой деятельности детей в образовательном учреждении

Широко известны слова А. В. Запорожца о том, что если ребенок не наигрался до школы, он будет доигрывать в школе. В аспекте проблемы преемственности ступеней в системе развивающего и развивающегося об...

Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь...

«Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения».

В дошкольные годы ребёнок полностью отождествляет себя с семьёй, открывая своё собственное «Я», и воспринимая других людей  через призму суждений, оценок, поступков родителей.  А...