Совет педагогов: "Современные подходы к организации игровой деятельности детей дошкольного возраста в ДОО"
материал (подготовительная группа)

Данный материал совершенствует педагогическое мастерство воспитателей, повышает методический уровень педагогов по организации различных видов игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet-2024_g.docx34.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Пукане» комбинированного вида г. Ядрина

Ядринского муниципального округа Чувашской Республики

Совет педагогов: «Современные подходы к организации игровой деятельности детей дошкольного возраста в ДОО»

Подготовила и провела

Воспитатель первой категории

Гусарова Наталия Евгеньевна

апрель 2024 г.

 «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»

Макаренко А. С.

Сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Куклы Барби, роботы, монстры, компьютеры, планшеты, телефоны не способны компенсировать полное психическое и социальное развитие личности. И большинство родителей, покупая малышу такие игрушки, не задумываются о том, что могут навредить душе ребёнка, стать врагом семьи. Игрушки на наших глазах с каждым годом становятся всё более недобрыми, агрессивными, более того, происходит явная демонизация игрушки.  Поэтому от нас воспитателей требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребёнка и пользой для него, больше уделяя внимание нетрадиционным методам и приёмам в развитии игровой деятельности, способствуя адекватной социализации ребёнка.

Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры. Игра – это основная форма проявления активности дошкольника. Вся жизнь детей насыщена игрой. Она обогащает воображение и эмоциональный мир, пробуждает творческие силы, развивает навыки общения с окружающими людьми, духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль в той или иной игре. Научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – всё это помогает осуществить игра. Поэтому роль игры во всестороннем развитии ребёнка - дошкольника очень важна. Что же даёт игра детям? (Ответы педагогов).

• Игра даёт свободу.

• Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.

• Игра даёт порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре.

• Игра создаёт гармонию. Формирует стремление к совершенству.

• Игра даёт физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение

• Игра даёт возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки.

• Игра даёт развитие воображения.

• Игра даёт возможность развить свой ум.

•Игра даёт умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, даёт психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передаётся детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремлённость в выполнении поставленной цели.

Современный подход к организации игр дошкольников требует гибкой тактики руководства, где позиция педагогов постоянно меняется: педагог-партнёр, носитель игровых умений и умений организованного общения в игре; педагог-координатор игровых замыслов и общения детей; педагог-наблюдатель за играми детей и консультант в случае возникших трудностей. Педагоги детского сада всё чаще используют в работе с детьми интерактивные игры. Интерактивная форма подачи игрового материала создаёт у дошкольников интерес к решению умственных задач, а успешный результат приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Всё это делает интерактивную игру важным средством формирования элементов логического мышления у воспитанников ДОУ. Воспитатели самостоятельно разрабатывают игры для интерактивной доски математического, экологического, художественно-эстетического содержания, для изучения правил дорожного движения для детей разных возрастных групп. Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками — создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.

      Существует много вариантов интерактивных игр, но способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:

1.     Подбор педагогом заданий и упражнений для группы детей. (Возможно проведение подготовительного занятия.)

2.     Дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которой надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущение непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься. Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции.

3.     В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом для достижения поставленной цели. Если какие-то этапы вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников.

4.     По окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте — на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).

       Важно, чтобы дети получали удовольствие от игры, попробовав себя в новой ситуации. Не следует путать интерактивную игру с ролевой и деловой игрой. Ролевая игра по сути своей напоминает театр: в ней решение проблемы не является основным; главное, есть те, кто разыгрывает роли, и наблюдатели. В процессе деловой игры происходит формирование профессиональных навыков на основе приобретаемого опыта и личностных качеств.

       Интерактивная технология направлена на формирование у дошкольников

новых качеств и умений:

• активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого

дошкольника;

• развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать

коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность),

создается ситуация успеха;

• формируются условия для самообразования саморазвития личности

каждого ребенка.

Детям предлагаются различные виды интерактивных игр:

1)Игры - соревнования: педагог показывает детям картинки и просит найти несколько отличий. Кто первый поднимет руку — тот имеет право первый назвать отличие и обвести его; или могут работать у доски одновременно 2 ребёнка.

2)Соответствие: дети соединяют предметы линией, определяя, что, чему соответствует: определяют, кто-где живёт, кто, чем питается и т. п.

3)Перетаскивание, группировка: воспитатель предлагает детям собрать гусеницу, причем цвета должны повторяться в определённом порядке, или собрать домик из деталей определенной формы и цвета, либо собрать фигурки в ведёрки или собрать только овощи, группировка предметов по форме, цвету, величине; в общем, задания с перетаскиванием ограничиваются только фантазией.

4)Графические работы: включают в себя всевозможные задания: соединение по точкам, лабиринты, головоломки, штриховки, графические диктанты т. д.

5)В детском саду воспитатели практикуют квест-игры. Квест - это игры, в которых детям нужно найти различные предметы, находить им применение, решать задания и т. д. Такие игры можно проводить, как в одном помещении или переходить в другие помещения, так и на улице. В эту игру играют команды. Идея такой игры проста: команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но самое главное в этой игре - это выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что и является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Через игру воспитатель помогает ребёнку обрести мотивацию, которая основывается на индивидуальных потребностях, обеспечивая свободу выбора, предоставляя возможность получения необходимых знаний и навыков. Такие игры направлены на самовоспитание и саморазвитие ребёнка, с активной познавательной позицией. Организуя и проводя с детьми квест-игры, решаются следующие задачи: образовательные (дети усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся); развивающие (играя, у детей происходит повышение образовательной мотивации, развитие инициативы творческих способностей и формируются исследовательские навыки); воспитательные (приобретаются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь и другие).

6)Игры-эксперименты - дидактическая игра. В младших группах дети экспериментируют с предметами – это такие игры, как «Зеркальная вода», «Создаём мыльные пузыри», «Царица Зубная щётка» и др., закрепляя культурно-гигиенические навыки и навыки здорового образа жизни. Также, экспериментирования, больше напоминающие сюжетную игру. В игре ребёнку даётся сюжет, подводящий его к эксперименту. («Предметы, которые опасны», «Скорая помощь» и т.д.). Игры - эксперименты с различными предметами и материалами (водой, снегом, льдом, мыльной водой, пеной, зеркалом, стеклом, звуками, светом). Инициатива проведения игры принадлежат в этом случае воспитателю. Основное правило таких игр: взрослый не выполняет задания за ребёнка. Интерес к действию - основной фактор, который захватывает детей.

7)Есть ещё один тип игр - развивающие или “умные” игры (книжки - раскраски, шнуровки, лото, конструкторы “Лего”, игры – пазлы, которые развивают мелкую моторику рук, сообразительность, тактильное и зрительное восприятие предмета, координацию движений, фантазию и воображение. Педагоги организовывают игры с конструкторами Лего: «Сельская жизнь», «Городские жители»,  «Кирпичики для творческих заданий». Ребятам очень нравится работать с детской киностудией для Лего и кукольной анимацией. Занимаясь конструктивно-игровой деятельностью, педагоги большое внимание уделяют познавательной активности, совершенствуют сенсорно-тактильную и двигательную сферы, развивают коммуникативную функцию, интерес к обучению. Преимущества использования Лего-технологий: привлекает детей, развивает их творческие способности, внимание, память, мышление, речь.

 8)Игры-Триз — современная игровая технология. Педагоги применяют Триз для развития у детей творческой личности, коррекции звукопроизношения, обогащения словарным запасам; учит связной, логически правильной, аргументированной речи. Дети, играя в Триз, видят мир во всём его многообразии и многогранности. Триз учит детей находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребёнку и в школе, и во взрослой жизни. В результате занятий с применением технологии Триз у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных способностей. Например, игры: «Хорошо – плохо», «Что умеет делать?», «Раньше – позже», «Что будет, если…», «Чем был – чем стал», «Что в чём?» и т. д.

9)Песочная терапия — важный метод для развития ребёнка, дающий возможность развить мелкую моторику рук, творческое восприятие мира и способность к самовыражению. Кроме того - это прекрасный способ развития у малыша пространственного воображения, внимания и памяти. Немаловажный момент, создавая свой собственный, неповторимый мир на песке, ребёнок показывает нам все свои переживания и фантазии. Световой песочный планшет используется в группах младшего дошкольного возраста: дети рисуют на песке одним пальчиком, кулачком, ладошкой, сыпят песок из кулачка; рисуют дорожки, выкладывают на них камешки, обводят ватными палочками шаблоны, ищут в песке картинки, мелкие предметы.

10)Имитационные игры. Детям предлагается исполнить роль того или иного персонажа, показать жестами, мимикой эмоциональное состояние героя: «Рассердившийся мальчик», «Испуганная девочка», «Любящая мама», «Заботливый папа».

11)Электронные игры. Подача информации на экране или мониторе компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Использовать эти электронные пособия при организации образовательной деятельности или индивидуально очень удобно, так как большое разнообразие заданий способствует развитию познавательных интересов. Широко используются: игры - путешествия, презентации. Всё это расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность.

12)Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки). В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы, развивается наблюдательность и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

13)Детская игра всегда носит творческий характер. Важное место в художественно – творческой деятельности дошкольников занимает музыка. И следующая игра – это музыкальные игры, которые развивают у детей умение узнавать музыку, её темп, характер, ритм («Найди нужный колокольчик», «На чём играю?», «Музыкальные загадки», «Какой музыкальный инструмент лишний?» и т. д.)

«Несколько полезных советов по организации игровой деятельности детей»

  1. Не заменять игру другими видами деятельности
  2. Собирайте как особую ценность любимые игры детей: развивающие, коммуникативные, терапевтические, соревновательные, игры-импровизации.
  3. Включайте игру во все сферы жизни ребёнка.
  4. Радуйтесь, если ребёнок пригласил Вас в игру, это хороший знак доверия и принятия с его стороны.
  5. Играя с детьми, постарайтесь не быть взрослыми.
  6. Не наказывайте ребёнка лишением игры.
  7. Если ребёнок нарушает правила игры, постарайтесь к этому отнестись спокойно, это может быть поводом для доброжелательного разговора, объяснения.
  8. Не препятствуйте объединению детей разного возраста в единое игровое сообщество, прогулка для этого наилучшее условие.
  9. Избегайте насильственного распределения ролей, лучшая психологическая помощь – это ознакомление с различными сферами действительности.
  10. Готовясь к очередному рабочему дню, помните, что новая игра – это лучший подарок детям.

Мы воспитатели должны выступать в настоящее время в несколько ином качестве, мы не только должны осуществлять педагогическое руководство игровой деятельностью детей, но и сами становиться её активными участниками.

Правильно подобранная игра создаёт условия для обогащения активного словарного запаса детей и развития речи, включая дошкольников в образовательную деятельность и речевую активность, а правильно организованная работа обеспечит высокие достижения в обучении, развитии и воспитании будущих школьников.

Таким образом, игра выступает, как самая важная деятельность, через которую можно решать все образовательные задачи, в том числе и обучение.

Уважаемые, коллеги, сейчас переходим к практической части нашего совета педагогов – к деловой игре. Предлагаю вам блиц – опрос – вопросы для разминки:

  1. В каком возрасте для вас закончилась игра?
  2.  Можно ли сказать, что вы до сих пор играете?
  3. Когда вы были маленькими, в какие игры вы играли?
  4. С кем играли с больше всего?
  5. Где разворачивались игры?
  6. Были ли у вас какие – либо особые памятные игрушки?
  7. Какими материалами чаще всего пользовались в играх (настоящими игрушками или подсобными материалами)?
  8. Чему вы научились во время игр?
  9. Какие чувства вы испытывали в ходе самостоятельных игр?
  10. Можно ли сказать, что вы стремились играть  в присутствии или в непосредственной близости от взрослых?

Спасибо за ваши откровенные ответы. Сейчас мы с вами немного поиграем. Предлагаю разделиться на две команды. Представляю жюри игры.

1 задание: «Игры – соревнования» (найти отличия на картинках).

2 задание: «Соответствие» (соединить предметы линией, определяя, что чему соответсвует).

3 задание: «Группировка» (группировка предметов по форме, цвету, величине, по значению применения).

4 задание: «Графические работы» (соединение по точкам, лабиринты, головоломки, штриховки).

5 задание: «Игры – эксперименты» («Разные стрелки», «Молоко и Кока – Кола»).

6 задание: «Развивающие или «умные» игры (игры с конструктором Лего «Сельская жизнь», «Городские жители»).

7 задание: «Игры – Триз» («Что будет, если…», «Чем был – чем стал»).

8 задание: «Имитационные игры» («Рассердившийся мальчик», «Испуганная девочка»).

9 задание: «Электронные игры» (вопросы и ответы на экране проектора в игровой форме).

10 задание: «Игры с природным материалом» («Помоги Золушке», «Накорми курочку и петушка»).

11 задание: «Музыкальные игры» («Какой музыкальный инструмент лишний?», «Музыкальные загадки»).

На этом наша деловая игра закончилась. Слово подведению итогов предоставляется жюри.

Молодцы! Я вас поздравляю! Обе команды отлично справились с заданиями. А теперь, я прошу всех встать и расставить руки в стороны. Мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на педагогический совет: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку   то, что получили нового. А теперь мы свами хлопнем одновременно в ладоши и скажем громко «Спасибо!»

И я хочу сказать, что люди играют в любом возрасте. А воспитатели – это люди, которые играют сами и учат играть других всю жизнь. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерный подход к организации игровой деятельности детей младшего возраста.

Опыт работы по формированию первичных геендерных представлений у младших дошкольников....

Опыт работы "Гендерный подход при организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста"

На личном опыте хочу поделиться, как применяется гендерный подход при организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста....

Нетрадиционные формы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Нетрадиционные формы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста....

Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста

Создание условий для организации и содержание детской деятельности...

Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста через "LEGO-конструирование"

Статья предназначена для педагогов дошкольных учреждений...

"Современные подходы к организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста"

Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд детей дошкольного возраста является...

Педагогический совет в ДОУ. Тема: «Современные педагогические технологии организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»

В сценарии педагогического совета предлагается интеллектуальная игра для педагогов «Педагогическая заморочка»....