« Вспомним прошлое России, вспомним нашу старину. Маршрутная игра « Святая древняя Русь». Интеллект карта « Лента времени»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Оксана Васильевна Глущенко

Цель:  формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях, о предметах быта в русской избе.

Задачи:

Познавательное развитие: познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта(печь, прялка, посуда, коромысло, зыбка, ухват и т.д.)

Речевое  развитие: обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.);  развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи народных игр.

Социально – коммуникативное  развитие:  воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_drevnyaya_rus.docx38.75 КБ

Предварительный просмотр:

« Вспомним  прошлое  России, вспомним  нашу  старину. Маршрутная  игра « Святая  древняя  Русь». Интеллект  карта  « Лента  времени»

Цель:  формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях, о предметах быта в русской избе.

Задачи:

Познавательное развитие: познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта(печь, прялка, посуда, коромысло, зыбка, ухват и т.д.)

Речевое  развитие: обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.);  развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи народных игр.

Социально – коммуникативное  развитие:  воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстрированных книг, разучивание поговорок, игр, хороводов, пение русских народных песен, презентация « Как жили на Руси».

Материал: изображение  избы, печи, предметы  быта: чугунок, ухват, прялка, вязаные вещи, самовар; аудиозапись

Логика  деятельности:

Дети  вместе  с  воспитателем стоят  в  кругу  повторяют  слова  с  движениями:

Закрываем  мы  глаза – вот  такие  чудеса.

Время  убегает  -  в  прошлое  нас  возвращает.

Крепко, крепко закрывай  и  тихонько  открывай.

Головою  не  крути  - только  глазками  смотри.

Ты  направо  посмотри, и налево  посмотри.

Вверх, направо, вниз, налево.

На  кончик  носа  взгляд  переведи,

Теперь  в  окно  волшебное  смотри.

Воспитатель: Давным-давно, в далёкие времена жили-были добрые молодцы – могучие богатыри русские и девицы красавицы. А у них добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских. В ту пору государство называлось Киевская Русь, так как столица была в Киеве, а не в Москве как сейчас.

Дети  читают  отрывки  из  стихотворения:

 

1 Ребенок:

Слава нашей стороне!

 Слава русской старине!

Колесо истории мы повернем

 И рассказывать о ней начнем,

Чтобы люди знать могли

 О делах родной земли!

2 Ребенок:

Умный, сильный наш народ

Свою землю бережет,

 А преданья станины

Забывать мы не должны

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

Воспитатель:  - Ребята, скажите, пожалуйста, что такое «старина»? (ответы детей). Правильно, это то, что было до нас в далёкие времена. Сегодня мы с вами   отправимся в  прошлое, и  узнаем  много интересного  о жилище  и  быте наших  прабабушек  и  прадедушек.  Нас  ждет  необычная  игра, будем  двигаться  по  маршруту, а так  же  сделаем  карту  под  названием  « Лента  времени».

Раньше на Руси строили такие избы из деревянных бревен. В них было тепло и уютно. Первая  остановка  на  маршруте  « Жилище  славян».

Подходят  к столу  на нем  изображение   деревянной  избы.

Воспитатель: -Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

-Как мы себя чувствуем дома?

Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

Воспитатель: А из чего люди раньше могли построить себе дом?

 (из дерева).-А из какого дерева? (высказывания детей)

Ребенок: Из лиственницы, сосны, ели.

Воспитатель:   Почему же из лиственницы строили дома?

Дети: Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы. В таком доме воздух всегда пахнет смолой.

Воспитатель: Этот дом назывался?

Дети: ИЗБОЙ.

Домовой: Русская изба состояла из одной большой комнаты, называлась она

горницей,  а  перед  входом  в  избу  находились  сени.  В  них  держали

хозяйственный инвентарь (грабли, вилы,  лопаты, топоры, вёдра и др.)  

Акулина: Ребята, как вы думаете, что же в избе было самым главным? 

Послушайте ещё  загадку: 

 

Стоит в избе изба из кирпича, 

То холодна, то горяча. 

То она печет блины, 

То показывает сны. 

 Всех накормит, обогреет, 

 Всем тепла не жалеет. 

 

Правильно, ребята. Это русская печь, сердце дома.  Из чего  делали печь? 

Правильно, из кирпича. Потом обмазывали глиной. Для чего нужна печь? 

 

 (Обобщаются, дополняются ответы детей). 

Печь  кормила  семью,  обогревала  дом,  на  ней  спали  (показываю  рукой

лежанку  печки)  младшие  детки  и  старики,  сушили  одежду,  ягоды,  грибы,

целебные травы и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом

начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.  

Что же готовили в русской печи? 

Правильно, в русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. 

 

 Игра: «не зевай – на печь полезай» 

Слова к игре: 

 Нет избы без печи 

В ней пекут калачи, 

Варят в ней щи да кашу, 

Избу она согреет наше. 

Кто замёрз не зевай  

И на печь полезай.  (Кто быстрей сядет на стулья в центре хоровода)  

Акулина: Ещё главным обязательным атрибутом избы был большой стол с

лавками, с красным углом. 

Что это за угол такой красный ? Это самое почётное место, там над столом

стояли на полочке или висели иконы, под ними за стол сажали почитаемых

гостей, в обычные дни там сидел хозяин дома.                          Стол должен

быть большим, чтобы места хватила всем членам семьи

Домовой: Русская изба состояла из одной большой комнаты, называлась она

горницей,  а  перед  входом  в  избу  находились  сени.  В  них  держали

хозяйственный инвентарь (грабли, вилы,  лопаты, топоры, вёдра и др.)  

Акулина: Ребята, как вы думаете, что же в избе было самым главным? 

Послушайте ещё  загадку: 

 

Стоит в избе изба из кирпича, 

То холодна, то горяча. 

То она печет блины, 

То показывает сны. 

 Всех накормит, обогреет, 

 Всем тепла не жалеет. 

 

Правильно, ребята. Это русская печь, сердце дома.  Из чего  делали печь? 

Правильно, из кирпича. Потом обмазывали глиной. Для чего нужна печь? 

 

 (Обобщаются, дополняются ответы детей). 

Печь  кормила  семью,  обогревала  дом,  на  ней  спали  (показываю  рукой

лежанку  печки)  младшие  детки  и  старики,  сушили  одежду,  ягоды,  грибы,

целебные травы и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом

начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.  

Что же готовили в русской печи? 

Правильно, в русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. 

 

 Игра: «не зевай – на печь полезай» 

Слова к игре: 

 Нет избы без печи 

В ней пекут калачи, 

Варят в ней щи да кашу, 

Избу она согреет наше. 

Кто замёрз не зевай  

И на печь полезай.  (Кто быстрей сядет на стулья в центре хоровода)  

Воспитатель:  Та часть избы, которая выходила на улицу была «лицом» избы. Поэтому дорогу у которой стояла изба и стали называть улицей   (находилась у лица избы) Дом смотрел на мир глазами – окнами. Через них в избу входил солнечный свет, можно было видеть, что происходит на улице. Почти весь фасад дома украшали резьбой,  на ставнях, наличниках окон,  на  крыльце. Полюбуйтесь узорами на наличниках и ставнях!( показывает  картинку). Считалось, что изображения животных, птиц, охраняют жилье от нечистой силы.

Вопрос к детям:

- А почему их называли наличниками? Ответы детей: (находились на лице избы)

Воспитатель: Ещё у окошек были ставни. Кто знает, что это такое?

Ответы детей: ставни – не большие дверца на окнах. Их тоже украшали резьбой. Ставни ещё выполняли одну функцию.

Ребята, а для чего были нужны ставни ещё?

Ответы детей: Их закрывали на ночь, с улицы каждый мог видеть – открыты ставни, хозяева уже встали, закрыты ещё спят или их нет дома.

Ребята кто покажет на картинке где у избы наличники, а где ставни? (дети показывают).

Как и у других домов у избы были крыши.  Какие   они были?  

Ответы  детей:  ( скатные, двухскатные, четырехскатные). Как вы думаете  зачем?

Ответы детей: (снег, вода)

Крышу тоже украшали резьбой. 

Воспитатель: Какие  еще  дома были в  старину?   

Ребенок ( дети): Так  же встречались и двухэтажные дома, хозяевами которых были богатые крестьяне и купцы, они  находились за  забором . Домовитый хозяин старался огородить свое жилье так, чтобы чрез ограду никакое животное не пролезло, не пробрался бы никакой человек. Богатые крестьяне крышу   покрывали  тоненькими дощечками из осины, которые скрепляли одну с другой. Бедняки же крыли свои дома соломой.

Эти дома обязательно строились у реки, недалеко от леса; как вы думаете, почему?

Ответы детей: В лесу собирали грибы и ягоды, охотились, в реке ловили рыбу. Лес  давал  человеку  кров, кормил, обувал, одевал.

Берут  картинки со  стола и наклеивают на карту.

Идут  по  маршруту  дальше, остановка « Предметы  быта», « Печь – кормилица, матушка», « Красный  угол».

Воспитатель: В избе всегда считали святыми 3 места: Какие  это  места?

1 – РЕБЕНОК: Красный угол. Красный угол- самое почётное место в доме. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали, в русской избе- это значит красивый, главный. Самое чистое и светлое, нарядное место во всем крестьянском доме. Здесь расположены иконы, и  каждый  здесь  молились. В этом же углу всегда находился большой стол, где сразу могла разместиться вся семья. Около стола стояли лавки.

2 – РЕБЕНОК: Лучшая  и самая  большая  комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Ответы детей) - Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.

Воспитатель: Ребята, самое главное в деревенской избе - это печь. Она находилась в центре избы. Русская печь была массивной и надолго сохраняла тепло.

Воспитатель: Ребята, а еще, для чего нужна была печка?

Дети: Спать на ней, для обогрева дома. Печь служила местом приготовления пищи. (щи, каши, пекли хлеб, пироги и блины).Каша, блины и щи, приготовленные в такой печи, были очень вкусными, ароматными и полезными.

Воспитатель:  В нижней части печки оставалось свободное пространство - подпечье. Его использовали для хранения печного инвентаря: ухвата, кочерги, совка и др. (показывает утварь). Чтобы сохранить в печи жар и чтобы угли не вылетели закрывали топку заслонкой. Воспитатель предлагает повторить и запомнить это слово и объяснить , почему так назвали. Поверху в русской печи располагалась - лежанка. Видите, подушка лежит. Дети, как вы думаете, для чего служило это место?

Дети: Для отдыха и сна людей. Там было очень тепло, печь также лечит (простудные заболевания, сушили одежду (валенки, носки и чулки). В  старину  говорили « Печь – всему  голова» она  кормит, греет, лечит.

Воспитатель: Ребята, а посмотрите дров-то маловато осталось. Давайте сходим в лес за дровами, чтобы было, чем печку топить.

Физминутка:  Дети и Воспитатель (имитируют движения)

За дровами в лес пойдем

И пилу с собой возьмем,

Вместе пилим мы бревно

Очень толстое оно,

Чтоб дрова пролезли в печку,

Разогрели бы мы печку!

Воспитатель: Ребята, а какие дрова вы знаете? Из  березы какие? Из  дуба, липы, ели.

Дети: берёзовые, дубовые, липовые, еловые.

Берут  картинки  наклеивают  на  карту.

Воспитатель: Следующий  маршрут  необычный  « Утварь»

Воспитатель:  Послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила еду в русской избе.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля,

Где, там в печке уголек

Кашу сварит….

Дети: Чугунок

Воспитатель: для  чего  нужен  был  чугунок?

Дети: Чугунок был незаменим в хозяйстве, был вместо кастрюли. По весу он тяжелый, т. к. сделан из железа. Чугун - это особый вид металла, который выдерживал любой огонь, и никогда не бился.

Воспитатель: Чтобы не обжечься, нужно чугунок в печь убрать, чем?

Не бык, а бодает

Не ест, а еду хватает.

Что схватит - отдает,

А сам в угол идет.

Дети: Ухват.

Воспитатель: Ой, ребята! Кто-то плачет. Как выдумаете, кто это?

Дети: Ребенок.

Воспитатель: А где же  он  лежит?

Дети: В люльке, раньше, в старину, не было кроваток, колясок и малышей укачивали в люльках. Люльку подвешивали к потолку, возле печки, где теплее. А как успокоить малыша?

Дети: Покачать, спеть колыбельную. Включается  колыбельная, дети с воспитателем выполняют  движения  в  соответствии  с  текстом.

Воспитатель: а чтобы приготовить еду нужна вода. Как вы думаете, откуда и чем приносили воду в дом?

Ребенок:  воду люди носили из колодца. А чтобы было удобно, несли ведра с помощью коромысла. Коромысло можно носить на одном плече или на двух (показ). Его делали из дерева. По краям прикрепляли крючки или делали выемки для ведер (показ иллюстраций нескольких видов коромысел).

Воспитатель: И такой предмет находился в избе. Что это, для чего он нужен? ( показывают картинку)

Ребенок: Раньше в деревнях шкафов не было, их заменял сундук, в нем хранили вещи. Подумайте, что можно хранить в сундуке? А ещё хранили сарафаны и разноцветные ленточки.

Воспитатель: Посмотрите на эту посуду. Из чего она сделана? (из дерева и глины). Раньше вся посуда была деревянная и глиняная. А вот различные кувшины для жидкого: для молока, для меда, кваса. Все это называется кухонная утварь . В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках.

Берут  картинки  с  предметами  быта  и  утвари, приклеивают  на  карту. Следующий  маршрут « Рукоделие».

Воспитатель:  Вечерами люди собирались в большой избе, где пели, рассказывали сказки, рукодельничали – пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.

Воспитатель. Для работы нужен свет. Чем, по вашему мнению, освещалась комната вечером?

Ответы детей.

Воспитатель. Раньше света не было, как у нас сейчас,  а когда темнело,  люди избы освещали лучинами или масляными светильниками.

«Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?» (прялка)

Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла пряжу. А из нее потом вязали носки и варежки.

Любимым рукоделием девушек была вышивка. Вышивкой украшали что? – одежду, убранство  (скатерть, занавески, полотенца, фартуки). 

К труду девочку приучала мать. Девочка помогала матери готовить, убирать избу, училась прясть, вязать, вышивать.

Приучали к труду и мальчиков. В 7-8 лет мальчика сажали на коня, он учился ездить верхом и управлять лошадью. Летом ребята отвозили родителям в поле еду, гоняли лошадей на водопой. С ранних лет мальчики пасли скот и ухаживали за ним, ловили рыбу. Сын помогал отцу боронить землю, сгребать сено, убирать хлеб.

Рефлексия

- Дети, что вы нового сегодня узнали?

- Что для  вас  было особенно интересным?

Мы с вами и дальше будем продолжать знакомиться с тем, как жили люди на Руси, с фольклором, с традициями русского народа, с народными праздниками.

 

Акулина: Ещё главным обязательным атрибутом избы был большой стол с

лавками, с красным углом. 

Что это за угол такой красный ? Это самое почётное место, там над столом

стояли на полочке или висели иконы, под ними за стол сажали почитаемых

гостей, в обычные дни там сидел хозяин дома.                          Стол должен

быть большим, чтобы места хватила всем членам семьи

Домовой: Русская изба состояла из одной большой комнаты, называлась она

горницей,  а  перед  входом  в  избу  находились  сени.  В  них  держали

хозяйственный инвентарь (грабли, вилы,  лопаты, топоры, вёдра и др.)  

Акулина: Ребята, как вы думаете, что же в избе было самым главным? 

Послушайте ещё  загадку: 

 

Стоит в избе изба из кирпича, 

То холодна, то горяча. 

То она печет блины, 

То показывает сны. 

 Всех накормит, обогреет, 

 Всем тепла не жалеет. 

 

Правильно, ребята. Это русская печь, сердце дома.  Из чего  делали печь? 

Правильно, из кирпича. Потом обмазывали глиной. Для чего нужна печь? 

 

 (Обобщаются, дополняются ответы детей). 

Печь  кормила  семью,  обогревала  дом,  на  ней  спали  (показываю  рукой

лежанку  печки)  младшие  детки  и  старики,  сушили  одежду,  ягоды,  грибы,

целебные травы и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом

начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.  

Что же готовили в русской печи? 

Правильно, в русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. 

 

 Игра: «не зевай – на печь полезай» 

Слова к игре: 

 Нет избы без печи 

В ней пекут калачи, 

Варят в ней щи да кашу, 

Избу она согреет наше. 

Кто замёрз не зевай  

И на печь полезай.  (Кто быстрей сядет на стулья в центре хоровода)  

Акулина: Ещё главным обязательным атрибутом избы был большой стол с

лавками, с красным углом. 

Что это за угол такой красный ? Это самое почётное место, там над столом

стояли на полочке или висели иконы, под ними за стол сажали почитаемых

гостей, в обычные дни там сидел хозяин дома.                          Стол должен

быть большим, чтобы места хватила всем членам семьи

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие по пдд с применением интеллекткарт

Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Восп...

Рекомендации педагогам по составлению интеллекткарты

Рекомендации педагогам по составлению интеллекткарты....