Использование кинетического песка в период адаптации ребенка к ДОО
проект (младшая группа)

Цыкунова Ирина Геннадьевна

Когда малыш впервые приходит в детский, он попадает в новые для него условия. Меняются режим дня, характер  питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п., поэтому проблема адаптации ребенка к детскому саду является ведущей.

Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее и спокойнее, необходимо в комплексе использовать различные адаптационные методики и приемы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_adaptatsiya.docx859.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеC:\Users\USER\Desktop\pesok-volnami-melkiy-priroda.jpg

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением художественно – эстетического развития

воспитанников» № 2 «Теремок» п. Новоорск

Новоорского района Оренбургской области

ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ

Тема:  «Использование

кинетического песка

в период адаптации ребенка к ДОО»

Образовательная область:

СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

C:\Users\USER\Desktop\img5.3b6144fe7055.jpg

        

                                                   

                                             

                                             Выполнила: Цыкунова Ирина

                                                                    Геннадьевна

                                                                       

                                                                           воспитатель МДОУ №2

                                   «Теремок» п.Новоорск

Новоорск

2019

Пояснительная записка

Когда малыш впервые приходит в детский, он попадает в новые для него условия. Меняются режим дня, характер  питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п., поэтому проблема адаптации ребенка к детскому саду является ведущей.

Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее и спокойнее, необходимо в комплексе использовать различные адаптационные методики и приемы.

Прежде всего, необходимо создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляет творческую активность.

Применение в этот период метода «песочной терапии» дает положительные результаты.

  – это проявление естественной активности ребенка. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Именно поэтому естественно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. 

Идея «терапии песком» была предложена еще швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом (1875 – 1961г), основателем аналитической терапии. Наблюдая за играми детей в песочнице, мы видим как положительно влияет песок на их эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребенка.

Игра с песком:

-усиливает желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;

-в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, как основа «ручного интеллекта»;

-в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.

-совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка;

-песок способен «заземлять» отрицательную энергию, стабилизировать эмоциональное состояние,  что особенно актуально в период адаптации. 

Название проекта: «Использование кинетического песка в период адаптации ребенка к ДОО».

Тема проекта: Развить навыки общения и взаимодействия с окружающим

 песочные игры.

Проблемное поле проекта:

Необходимость облегчения периода адаптации ребенка к доу.

Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта:

- Исследование свойств кинетического песка (не липнет, не пачкает руки и одежду, легко отряхивается);

- Экспериментирование  на песочном столе ( песок позволяет лепить различные фигурки, можно оставить следы);

- Технология песочных игр;

- Наблюдение за способом рисования на песке;

- Моделирование процесса лепки с помощью песочных формочек;

- Здоровьесберегающая.

Цель: Создание условий, которые помогут  воспитанникам справиться с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации с помощью.

Задачи:

- развивать  коммуникативные навыки;

          - организовать благоприятное протекание процесса привыкания к новым условиям с       позитивными результатами;

- снять детскую раздражительность, беспокойство, напряжение;

- познакомить со свойствами кинетического песка;

           - обогатить тактильный опыт, развивать осязание;

           - тренировать координацию движений, аккуратность, и точность;

          - мотивировать воспитателей использовать в работе с детьми в адаптационный    период игры с песком.

Планируемые результаты:

 Личностные качества:

  • поведение ребенка характеризуется активностью, инициативностью, любознательностью, стремлением к контакту со взрослыми, другими детьми нового коллектива, к получению новых знаний, эмоциональная отзывчивостью,
  • ребенок легко адаптируется к новой обстановке;
  • ребенок владеет культурно-гигиеническими привычками и навыками самообслуживания);
  • способен самостоятельно привлечь внимание взрослого или ребенка с целью сообщения о собственном продукте художественно-творческой деятельности;
  • проявляет интерес к совместной деятельности.

Интеллектуальные качества 

  • способен уверенно действовать по образцу (инструкции) педагога в процессе манипуляции с кинетическим песком;
  • речь ребенка развивается соответственно возрасту.

Физические качества 

  • проявляет ручную ловкость в процессе работы с кинетическим песком;
  • движения точные и скоординированные, развита мелкая моторика;
  • артикулирует звуки сообразно возрасту;
  • способен проявить волевые усилия.

Состав участников 

  • Дети – группа, младший дошкольный возраст
  • Педагоги – воспитатели детского сада, педагог-психолог
  • Родители.

        СЦЕНАРИЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ

Планируемое время на реализацию проекта по этапам:

сентябрь 2019 – декабрь 2019 г.

№№ пп

Этап

Содержание деятельности

Сроки

1

Поисковый

Темы, по которым собирается информация:

- родителями «Анкета «Давайте познакомимся»

- педагогами «Условия легкой адаптации ребенка к доу»

1 неделя

2

Аналитический

Анализ собранной информации

Планирование практической деятельности с детьми

1 неделя

3

Практический

Распределение ответственности за реализацию проекта Изготовление карты игр с песочным песком

1 неделя

4

Презентационный

Открытое занятие «Играем с Солнышком»

Октябрь

5

Контрольный

Мониторинг адаптации

Декабрь

Организационные формы работы над проектом

№№ пп

Деятельность по участникам

Формы работы

Название / тема

Сроки

1

Деятельность воспитателя

Формулировка проблемы и цели проекта

Организация РППС: техническое оснащение для игр с песком в группах раннего возраста

Мастер-класс для воспитателей «Игры с песком в раннем возрасте»

Изготовление продукта

Проект «Игры с песком в период адаптации к ДОУ»

«Игры с песком в раннем возрасте»

«Картотека игр с песком»

Сентябрь- декабрь 2019 г.

Сентябрь 2019г.

Октябрь 2019г

Декабрь 2019 г..

2

Деятельность узких специалистов

Анкетирование

Наблюдение

Индивидуальное консультирование воспитателей.

«Адаптация ребенка»

По необходимости

3

Совместная деятельность педагога и детей

Индивидуальная

ООД

«Игры с кинетическим песком»

«Играем с Солнышком»

Ежедневно

Ноябрь 2019 г.

4

Совместная деятельность детей друг с другом

групповая

Совместные игры

ежедневно

5

Самостоятельная деятельность детей

групповая

Игровая

ежедневно

6

Совместная деятельность ребенка с родителями

индивидуальная

Беседа

ежедневно

7

Деятельность родителей

Анкетирование

Наблюдение

«Давайте познакомимся»

Сентябрь 2019 г.

ежедневно

        

Итоговое мероприятие: открытое занятие для педагогов района «Играем с Солнышком», в ходе которого дети показывают своё умение совместной работы на песочных столах. Итоговым продуктом является рисунок Солнышка из кинетического песка.

     Описание продукта, полученного в результате проекта

Картотека «Песочные игры для детей младшего дошкольного возраста», которая включает игры в период адаптации.

Интеграция образовательных областей:

 Социально-коммуникативное развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Познавательное развитие.

№№

пп

Название образовательной области

Содержание

(краткое)

Задачи

1

Социально-коммуникативное развитие

Ежедневная игровая деятельность с детьми, проходящими период адаптации

развивать  коммуникативные навыки;

 организовать благоприятное протекание процесса привыкания к новым условиям с       позитивными результатами;

Снять детскую раздражительность, беспокойство, напряжение;

2

Художественно-эстетическое развитие (изобразительное искусство)

Ежедневная игровая деятельность с детьми, проходящими период адаптации

Формирования умения рисовать пальчиком на песке

3

Познавательное развитие

Ежедневная игровая деятельность с детьми, проходящими период адаптации

познакомить со свойствами кинетического песка

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :

Оснастить ппрс световыми песочными столами.

Проектная карта

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами

Недели

Дни недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1

Совместная со взрослыми деятельность

1-ая

Песочные игры(картотека)

Песочные игры

Песочные игры

Песочные игры

Песочные игры

2-ая

Песочные игры

Песочные игры

Песочные игры

Песочные игры

Песочные игры

3-я

Песочные игры

Песочные игры

Песочные игры

Песочные игры

Песочные игры

4-я

Песочные игры

Песочные игры

Песочные игры

Песочные игры

Песочные игры

2

Совместная с другими детьми деятельность

игра

игра

игра

игра

игра

игра

игра

игра

игра

игра

3

Самостоятельная деятельность

игра

игра

игра

игра

игра

игра

игра

игра

игра

игра

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие /Н.А. Кочкина. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. (Цифровая книга);

2.Тупичкина Е.А. «Мир песочных фантазий: Программа обучения детей рисованию песочных картин в технике «Sand-Art» (для детей дошкольного и младшего школьного возраста).- М.: АРКТИ,2019.

3.Федосеева М.А.  «Занятия с детьми 3 – 7 лет по развитию эмоционально-коммуникативных и познавательных сфер средствами песочной терапии». Волгоград : Учитель.

4. Каушкаль О.Н., Чернышова И.Н. «Познавательно-речевое развитие дошкольников в игровой деятельности с песком «Сказка в песочнице».Учебно-методическое пособие.-М: Центр педагогического образования, 2016.

Приложение:

Консультация для воспитателей

«Возможности использования игр с песком

в период адаптации детей к ДОУ»

С приходом в детский сад у ребёнка начинается новый этап в его жизни. Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми и незнакомыми сверстниками становятся для ребёнка серьезной психической травмой. В период адаптации происходит перестройка ранее сформированного динамического стереотипа, физиологии и иммунной системы. Стрессовая ситуация вызывает защитную реакцию организма в виде отказа от сна, еды, общения с окружающими. В связи с этим адаптационный период переходит в тяжелую стадию, которая характеризуется разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии, неврозам, срывам нервной системы и т.п.

Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребёнком. Маленький ребёнок ещё плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком всё становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребёнок освобождается от напряжения и беспокойства. Взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребёнка в данный момент.

В играх с песком происходит снижение высокого уровня психического напряжения как ребёнка, так и воспитателя, который в свою очередь тоже испытывает в этот период нервные перегрузки. Это ведёт к сокращению сроков адаптации.

Воспитатель через игру с ребёнком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе. Воспитатель естественным путем осуществляет психолого-педагогическую коррекцию поведения ребёнка и обучает его социально приемлемым способам нервной разрядки.

Через игру в песок у ребёнка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:

  • В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребёнка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.
  • В песочных играх с миниатюрными фигурками ребёнок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.
  • Воспитатель становится для ребёнка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

Для игр с песком можно использовать следующие материалы:

  • Песочница «Малая» (деревянный ящик прямоугольной формы, традиционным размером 50*70*8 см).
  • Песочный планшет (деревянный поднос с цветным дном).
  • Кинетический песок.
  • Живой песок.
  • Речной песок (промытый, прокаленный речной песок крупной или мелкой фракции)
  • Кварцевый песок (окрашенный речной песок крупной или мелкой фракции).
  • Радужный песок.
  • Наборы миниатюрных игрушек (люди, животные, птицы, обитатели водного мира, дома, деревья и другие растения, транспортные средства, объекты среды обитания человека, аксессуары - ракушки, камни, скалки, формочки, совочки, ведёрки и т. д.)

 

План-конспект мастер-класса для воспитателей:

«Игры с песком в раннем возрасте»

Правила игры в песочнице для малышей.

На этом этапе целесообразно познакомить ребёнка с правилами поведения в песочнице (чем младше дети, тем короче правила).

1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

Общие рекомендации по подготовке и проведению адаптационных игр-занятий:

  • Занятия с детьми проводятся в группе каждый день по 5-10 мин.
  • Количество детей в подгруппе 2-3 человека, особое внимание при этом уделяется вновь прибывшему ребёнку.
  • Желательно, чтобы в данной подгруппе были дети, уже адаптированные к жизни в детском саду, так как много игр новичок будет выполнять по подражанию или из любопытства.
  • При проведении первых адаптационных игр-занятий не обязательно придерживаться жесткой структуры занятия, возможно продление по времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние ребенка.
  • На первых двух-трех занятиях ребёнку не показывают весь набор игрушек, он должен освоить достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук, лопатки, кисточки.
  • Во время занятий необходимо внимательно следить за реакцией ребёнка при работе с песком. В случае появления негативного отношения или усталости занятие ненавязчиво завершается.
  • Вначале игры сначала показываются способы действия, а затем ребёнок «рука в руке» или самостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка.
  • Для начала и окончания игр-занятий вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (это может быть определенная музыка или звук, песочные часы и пр.)

Картотека игр с кинетическим песком

Пересыпаем песок

Малыша 2 -2,5 года можно знакомить с основными свойствами песка. Покажите ребенку, как пересыпается сухой песок. Для этого можно использовать мельницу из песочного набора и ситечко.  Малышу это обязательно понравится.

Куличики из песка

Делать пасочки  из песка любят все малыши. Эта простая игра в песок развивает координацию движения, внимательность и приносит детям много радости.

Отпечатки на песке

Из влажного песка можно строить различные фигурки. Двухлетний малыш не всегда может  сделать куличик или фигурки без помощи взрослого, а смотреть и не участвовать в игре не всегда интересно, поэтому двухлетнему малышу можно предложить сделать на влажном песке отпечатки своих рук и ног. Особенно это интересно делать летом на море или около реки, озера,  где есть песочный пляж, а потом наблюдать, как накатывает волна и не оставляет и следа от этих отпечатков.

Можно поиграть в сравнение: следы, оставленные родителями – большие; старшего брата или сестры – средние, а вот у малыша и следы – маленькие.

Для сравнения  можно оставить отпечаток на сухом песке, потом полить его водой и сделать отпечаток уже на влажном песке. Показать малышу, чем отличаются эти отпечатки. Пусть он посмотрит, где   отпечаток получится более четким, а где практически незаметным. Отпечатки можно делать ладонями, кулаками, пальцами.

Также можно предложить малышу  сделать отпечатки следов животных или различных предметов. Ребенка такая игра может увлечь довольно на длительное время.

Откапывание спрятанной в песке руки взрослого

Поиграть с малышом можно  и в такую игру – показать, как можно спрятать в песке свою руку, а потом вместе с ребенком находить ее.

Игра «Поиски  спрятанных сокровищ»

С помощью этой нехитрой игры в песок можно научить ребенка различать  признаки и свойства предметовс помощью которых он отличается от других.

Ход игры:

В начале игры закопайте в песке несколько сокровищ. Это могут быть небольшие шарики, крупные бусины,  ракушки, которые нередко привозятся с моря в качестве сувениров, речные и морские камешки, которые многими родителями используются в качестве материалов для сенсорных коробок, а также желуди, каштаны, собранные детьми осенью для различных поделок.

Попросите малыша разыскать эти сокровища и сгруппировать их по какому-либо признаку. Например, можно сгруппировать предметы по цвету, размеру, форме. После того, как все сокровища будут найдены и сгруппированы, попросите ребенка посчитать, сколько же он нашел сокровищ каждого вида.

Можно разнообразить игру, сказав детям, что нужно найти сокровища, зарытые в песке грозным капитаном пиратов Флинтом. В качестве сокровищ могут использоваться монеты (современные, оставшиеся с советских времен, привезенные из отпусков). Для старших ребят можно нарисовать карту и пометить крестиком место закопанных сокровищ, а затем вместе с ними смело отправляться на их поиски. Как использовать игру в песок «Поиски спрятанных сокровищ» для обучения детей буквам, цифрам, геометрическим фигурам?

                Чтобы игра превратилась в развивающую, можно закопать в песок буквы, цифры, различные геометрические фигуры. Также можно спросить у ребенка, какого  цвета и размера эти предметы. Ребенок может узнать, что предметы могут быть как разными, так и одинаковыми по нескольким признакам – цвету, форме, величине и другим.

Игра «Найди пару»

Нужно приготовить по паре предметов. Это могут быть два карандаша, два небольших шарика, две счетных палочки, две монеты и другие. По одному предмету из каждой пары нужно спрятать в песке. Оставшиеся предметы из каждой пары нужно показать ребенку, чтобы он познакомился с ними поближе, ощупал их. Предложить ребенку найти к этим предметам пару, но только на ощупь. От малыша можно прятать как один предмет, так и все сразу, опираясь на его возраст и уровень навыков и умений. Игра помогает развивать мелкую моторику у детей.

Игра «Путешествие к звукам»

С помощью игры в песок можно помочь ребенку развить фонематический слух, то есть познакомить его с миром звуков, научить различать отдельные звуки или их сочетания в словах.  Это и является краеугольным камнем в звукопроизношении и правописании.

В этой игре звук  не является самой маленькой непонятной для ребенка единицей языка, а становится настоящим сказочным персонажем. Чтобы было понятно, как играть, рассмотрим  игру «Путешествие в страну гласного звука «А»». Для того чтобы приступить непосредственно к игре взрослому нужно к ней тщательно подготовиться.

Подготовка к игре:

Нужно приготовить фигурки фруктов, овощей,  животных, деревьев в названиях, которых встречается гласный звук «А». Если таковых нет, то их можно сделать самостоятельно: перевести на бумагу, раскрасить и приклеить на картон, сделать из пластилина, соленого теста или других подручных материалов. На фигурки нужно прикрепить букву «А».

Приготовленные фигурки нужно поставить около песочницы. Найти или сделать деревянную, пластиковую, наконец, картонную букву «А».  И отправляться вместе с ребенком в увлекательное путешествие — в страну принцессы гласного звука «А».

Пересыпания

Мама сыплет малышу сухой песок на ручки, на ножки. Можно взять горсть песка с солнечного места – он теплый – и горсть с тенистого – он прохладный. Контрастные ощущения позволяют почувствовать разницу температур, развивают тактильные ощущения крохи. При этом желательно проговаривать все свои действия, например: «Вот песочек золотой, он бежит прохладною (теплою) рекой».

Вы любите, ребята,
Пересыпать песок.
В руках у вас лопата,
Ведерко и совок.

Как нитка золотая,
У вас из кулака
Бежит струя густая
Прохладного песка.
(С. Маршак)

Если засыпать песком ножку малыша, а потом раскопать – это щекотно и доставляет массу удовольствия и маме, и ребенку.

Различные пересыпания из одной емкости в другую увлекают детвору и весьма важны для развития. Малыши развивают глазомер, учатся соотносить количество песка и размер емкости. Можно предложить ребенку воронку и пластиковую бутылку: засыпаем песок через воронку внутрь, а потом высыпаем тонкой струйкой.

Особой популярностью у некоторых детишек пользуется процесс просеивания песка через сито. В сите остаются камушки и веточки, а мелкий песочек оказывается в ведре. Он на ощупь более нежный, и многие дети чувствуют эту разницу.

Следы на песке

Для этой игры нужен влажный песок. Оптимально, если его подготовить с вечера: для этого достаточно полить песок из лейки с ситечком и накрыть пленкой на ночь. К утру получится прекрасно увлажненный, но не слишком мокрый песок. К сожалению, в городской песочнице это сделать не получится. В городе можно использовать бутылку с водой. На небольшом участке песочницы немного поливаем песок, тщательно перемешиваем совком. Влажный песок можно найти и на дне песочницы. Нужно аккуратно отодвинуть в сторону сухой песок, и под ним обычно есть влажный. Разравниваем его и печатаем ладошки. Можно и босыми ножками сделать отпечатки. Следы могут оставлять формочки, игрушки, машинки.

Дорожки

Сначала рисуем пальчиком дорожки. А потом по этим дорожкам ходим – ручками, ножками. Можно пробовать провести по дорожкам игрушки, изображая, как будет идти мишка косолапый, а как киска побежит.

Большие ноги идут по дороге: 
Топ! Топ! Топ! Топ! 
Маленькие ножки бегут по дорожке: 
Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ!

Мельница

Для этой игры хороши различные мельницы-вертушки. Малыш засыпает наверх песок и наблюдает, как колесико крутится под его воздействием. Этот процесс буквально завораживает детей: они готовы сыпать и сыпать песок, только бы колесико не останавливалось. Малыш наглядно видит результат своих действий: насыпал – завертелось.

Дуйте, дуйте, ветры, в поле, 
Чтобы мельницы мололи, 
Чтобы завтра из муки
Испекли нам пирожки!

Горки из песка

Из влажного песка строим горку. Затем с помощью совочка или руками делаем канавку от вершины вниз. И вот когда дорожка готова – устраиваем запуск маленьких мячиков. Ребенок вновь видит результат своих действий: кладет мячик наверх, а он катится вниз.

Волшебные картинки

Для этой игры нужен плоский поднос.
На его дно кладем картинку, сверху насыпаем небольшой слой сухого песка. Малыш пальчиком убирает песок и находит сюрприз – картинку.

Тортики

В этом возрасте малыш еще сам не может слепить куличик, но с помощью мамы он может его украсить. Мама выстраивает куличики, можно многоярусные – когда поверх кулича из ведра аккуратно надстраивается кулич из формочки. Теперь с помощью листочков, цветочков, камешков «тортик» украшается. Можно устроить кукольный праздник и угостить все игрушки кусочком такого пирога.

В руки мы берем совочек,
Сыплем желтенький песочек.
Помогай мне, не ленись!
Наш куличик, получись!
(С. Чертков)

Прятки

Вариант1.

Развиваем память
Кладем перед ребенком три игрушки. Потом просим его закрыть глаза и одну из игрушек закапываем. Малышу нужно догадаться, какая игрушка исчезла. Ее и ищем вместе. Если ребенок легко справляется с тремя игрушками, добавляем еще одну. Легко запоминает четыре – добавляем еще по одной.
Вариант 2. Развиваем память и воображение
Малыш закрывает глаза, а мама прячет игрушку. Теперь начинаем постепенно ее откапывать. Можно попробовать отгадать, что там спряталось, в тот момент, когда из песка показалась только какая-то часть игрушки.
Вариант 3.

Изучаем форму предметов
Закапываем в песок несколько игрушек и предлагаем ребенку на ощупь отгадать, что это за игрушка.

Горки

В этой игре ребенок знакомится с понятиями «высокий» и «низкий».

С помощью ведерок, формочек насыпаем горки разной высоты. Можно использовать игрушечные грузовики, подойдут детские тележки-тачки. Грузим песок в одном месте, затем аккуратно перевозим в другое и насыпаем горки разной высоты. Сравниваем горки по высоте и ширине. Можно посоревноваться –кто насыплет горку выше. Если наливать воду на вершину песчаной горы, можно наблюдать, как вода течет, образовывая канавки, впитываясь в песок.

Ямки

В этой игре мы знакомим малыша с понятиями «большой» и «маленький», «глубокая» и «мелкая», «узкая» и «широкая». Для игрушек разной величины нужно построить домики – ямки. Для большой игрушки – ямку большую, для маленькой – маленькую. Каждой ямке мама может дать дополнительное определение: глубокая, мелкая, узкая, широкая. Это обогатит словарь малыша и познакомит его с величинами.

Куличи

Пожалуй, это самая известная и самая любимая игра в песочнице. Если песок влажный – можно начинать делать куличики. Придется не один раз показывать и рассказывать, что куличик из влажного песка будет держать форму, а из сухого – сразу рассыплется. Мамой будет построен не один куличик, прежде чем малыш сможет повторить действия – насыпать, утрамбовать, перевернуть, постучать и снять. Все это требует определенной ловкости и координации движений. Но тут же ребенок учится запоминать последовательность действий для достижения результата. Необходимо не только выполнить все, но еще и найти ровное место, чтобы кулич не рассыпался. Мамина поддержка и вера в успех помогут крохе преодолевать трудности.

Мама может «испечь» куличик и вместе с малышом украсить его палочками, камушками, веточками. Можно разыгрывать целые действия по изготовлению торта на день рождения куклы или постройке башни замка. Можно составлять целые композиции из куличей разной формы и высоты.
Игра в куличики будет веселее, если сопровождать ее стишком:

Мы не в жаркой печи
Испечем куличи,
Нам нужна не мука –
Только горстка песка.
Сыпь в ведерко песок
Да прихлопни разок.
Хороши куличи,
Хоть и не из печи.
Так и просит роток:
– Отломи мне кусок.
(Е. Стеквашова )

Машинки

В песке очень интересно играть различными машинками. Лучше всего для этого подойдут средние и крупные машинки из пластмассы: в мелких застрянет песок и перестанут крутиться колеса.

С помощью машинок песок можно перевозить с места на место. Для них можно строить дороги, прокапывая их совком. Пригодятся и грабли из песочного набора: ими прокладываются трассы по всей песочнице. Если вырыть ямку и накрыть дощечкой – получится мост. Строительство тоннелей и транспортных развязок увлекает не только детей, но и взрослых.

Аппликация из песка

Это занятие потребует стола – на улице или дома. Песок необходимо просеять и просушить. Еще для работы нужны карандаш, картон и клей.

Карандашом рисуем простой рисунок, потом клеем «закрашиваем» его, и малыш посыпает изображение песком. Когда клей подсохнет, остатки песка стряхиваем и получаем картину. Такая работа смотрится на картоне темных тонов – черного, коричневого или синего цвета.

Игра «Здравствуй, песочек!»

Педагог от имени феи просит «нежно», а потом сильно поздороваться с песочком», то есть различными способами дотронуться до песка:

- Ребёнок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

- Ребёнок легко /с напряжением сжимает кулачки с песком; затем медленно высыпает его в песочницу;

- Ребёнок дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной;

- Ребёнок перетирает песок между пальцами, ладонями; Песочек в ответ тоже хочет поздороваться - посыпать на ваши пальчики «песочный дождь»

Игра «Песочный дождик»

Песочная фея: «В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит»:

- Ребёнок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

- Ребёнок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец (называя его), а ребёнок по возможности повторяет. Затем они меняются (ребёнок сыплет песок на пальцы взрослого и по возможности вместе проговаривают названия пальчиков)

Игра «Необыкновенные следы»

- «Идут медвежата» - ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;

- «Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой;

- «Прыгают зайцы» - ребёнок кончиками пальцев ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;

- «Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком, руками друг с другом – «жучки здороваются».

Игра «Отпечатки рук»

На ровной поверхности песка ребёнок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям. Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: “Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?”

Игра «Норки-холмики»

Ребёнок каждым пальцем поочередно, затем всеми сразу делает дырочки в песке — жилище для мышки, лепит холмики — жилище для черепашки.

Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки (Угадай, что спрятано в песке?», «Кто спрятался в песке?»).

Игра «Узоры на песке»

 Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого.

Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например: шишек, желудей, пуговиц, и пр.

Конспект ОД «Играем с Солнышком»

Организационная форма

1

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие

2

Виды деятельности детей

  • познавательная;
  • игровая;
  • коммуникативная;
  • двигательная;
  • речевая.

Методическая информация

1

Тема образовательной деятельности

«Играем с Солнышком»

2

Методы и приемы реализации содержания СД

  • словесные: беседа с детьми, проговаривание  потешки  «Утро настало», комментирование процесса выполнения приема взрослым и детьми, рефлексия занятия;
  • практические: графические игры и упражнения, пальчиковая  игра и упражнения, показ педагогом  изобразительных приемов, самостоятельное рисование и сотворчество;
  • наглядные: использования сказочного персонажа «Солнышко»,  наблюдение за процессом рисования воспитателя;
  • игровые:  сюрпризный момент,  совместная со сверстниками  игра с песком  вместе с Солнышком,  игра «Найдем бусинки для украшения»;
  • технологии: здоровьесберегающая, ИКТ.

3

Интеграция образоват-х областей

  • познавательное развитие;
  • социально – коммуникативное развитие;
  • физическое развитие;
  • художественно – эстетическое развитие.

4

Возрастная группа

2-3  лет

5

Цели

развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста через овладение техникой песочного рисования.

6

Задачи

Обучающие:

1.Сформировать у детей представления об изобразительном материале-песке, его свойствах.

2. Сформировать у детей интерес к искусству рисования песком на световых столах.

3.Познакомить детей с техникой рисования на песочном столе.

4.Помочь детям овладеть техническими умениями: изменять направление руки при рисовании, координировать движение руки и глаза.

5.Формировать представление о правилах безопасного поведения в играх с песком.

Развивающие:

1.Развивать у детей умение передавать круглую форму солнца  с помощью песка, дополнять рисунок  деталями – лучиками.

2.Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику руки, зрительно – моторную координацию, умение работать пальцами обеих рук одновременно.

3.Развивать речь детей словами, описывающими свойства песка: мягкий, сыпется и др.

Воспитательные:

1.Формировать интерес к художественной деятельности.

2. Воспитывать нравственные основы поведения: дружелюбное общение и дружеские взаимоотношения со сверстниками и педагогом.

Психолого – педагогические:

1.Поддерживать способность получать позитивные эмоции от процесса манипулирования песком и удовольствие от рисования.

7

Ожидаемые  результаты

1.Ребенок должен иметь представления, знать:

- основные техники песочного рисования;

-свойства изобразительного материала-песка.

2. Ребенок должен владеть графическими умениями и навыками:

-умениями использовать выразительные возможности графических средств: точки, штрихи, линии, пятна;

-умением использовать основные приемы рисования на песочном световом столе: отпечатки, дополнение целого рисунка отдельными деталями, рисование по песку.

-умением работать пальцами обеих рук.

3.У ребенка должны быть сформированы следующие отношения и личностные качества:

-интерес к художественной деятельности;

-позитивное эмоциональное состояние во время и после занятий.

4.У ребенка должна наблюдаться динамика развития:

-тактильной чувствительности, мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации;

-внимания, усидчивости, самостоятельности, активности;

-речи.

5.Эмоциональное состояние ребенка должно характеризоваться:

-стабильностью, уравновешенностью;

-позитивным настроем к окружающим детям и воспитателю.

8

Организация среды для проведения СД

 световой стол для рисования песком; присутствие игрового  персонажа Солнышко; крупный раздаточный материал (бусины); музыкальный центр для проведения релаксационных упражнений, а также для создания фона во время игр; видеокамера с выводом на LSD - телевизор для онлайн трансляции работы детей за световым столом.

9

Критерии оценки деятельности детей во время СД

- информированность ребенка об изобразительном материале-песке, его свойствах;

- отношение ребенка к рисованию песком;

- освоение ребенком графических навыков рисования песком;

- психомоторное развитие ребенка;

- эмоциональный отклик ребенка в процессе рисования.

10

План  СД

  1. Вводная часть:

-вход в  зал стайкой;

-познавательная беседа с детьми;

-пальчиковая игра «Утро настало»;

  1. Основная часть:

-«знакомство» с песком;

-познавательная беседа с детьми о правилах безопасности;

-обследование свойств песка;

-обучение приемам рисования на песке; рисование лучиков Солнышка;

-игра «Найдем бусины»

3. Заключительная часть:

          -рефлексия;

-подведение итогов.

11

Мотивация

Песок не простой, он волшебный. Песочек может показать детям много интересных игр и сказок.

Ход совместной деятельности

1.

Вводная часть.

Свободный вход в зал.

Беседа с детьми

Пальчиковая игра

Создание проблемной ситуации.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много пришло к нам гостей, а ещё к нам в гости пришло солнышко!

Поздороваемся сначала с гостями, а теперь с  солнышком.
Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Здравствуй солнышко! (показывает детям игрушку солнышка). Мы хотим поиграть с тобой.

Дети: Здравствуй солнышко!

Игра «Утро настало».

Воспитатель: Солнышко спрашивает вас, вы любите играть? С чем вы любите играть? А с песком? А что вы любите делать из песка? А вы хотите поиграть с песочком?

Дети вместе с воспитателем  подходят к песочнице. (Солнышко прикрепляется  рядом с песочницей)

2

Основная часть.

Рефлексия

Опытническая деятельность

Графические упражнения

Опыт с песком

ОБЖ

Д/и «Найдем

бусины»

Выполнение

совместной

работы

Самооценка

Педагогическая оценка, поощрение

3.Заключительная  часть.

Рефлексия

Подведение итогов

Воспитатель: Посмотрите,  этот песок не простой, он волшебный. Песочек может показать детям много интересных игр и сказок. Но с ним нужно играть осторожно:

1.Береги песочек.  Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2.Песочек очень не любит, когда его берут в рот или бросаются им  в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3.У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком — отряхни и помой ручки .

-Можно кидаться песком? (нет)

-Разбрасывать можно? (нет)

- Пробовать на вкус можно? (нет)

Молодцы, вы всё запомнили.

Воспитатель:  А сейчас положите ладошки на песок. Поздороваемся: здравствуй, песочек.

- Послушайте…Он с вами здоровается, только очень-очень тихо. Его можно погладить  ладошкой,  взять в руки  крепко- крепко, потихоньку отпустить. Я могу взять  в руки крепко - крепко, чтобы ни одна песчинка не упала с кулачков и опять отпустить, а вы? Потрем его между ладонями.

Какой песок?
-Сухой или мокрый? 
-Мягкий или твёрдый?(ответы детей)

Воспитатель: Песок сухой, мягкий.

Хотите его развеселить? Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком. Затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Звучит смех.

Воспитатель:  Рисуем на песочке-сначала большим пальчиком.(просит детей показать большой пальчик,  предлагает поиграть с ним).

- Где указательный пальчик? ( Показывает, предлагает поиграть с ним).

На песочке можно оставлять следы.

Упражнение «Необыкновенные следы»

«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки»- расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» -ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение .

Воспитатель: Ребята, а можно сделать из этого песочка колобок? Попробуем. Получается? А почему? Потому что песочек сухой, сыпучий.

Воспитатель:

Я пальчиком черчу, черчу - нарисую что хочу. (в-ль рисует круг).

- Что у меня получилось? (ответы детей).

- А, солнышко какой формы? круглое?

- Ребята посмотрите на наше солнышко. У  него лучики есть.

- А у этого солнышко есть лучики? (ответы детей)

- Нарисуем? Покажите свои указательные пальчики - рисуем длинные лучики.

Можно украсить солнышко бусинками. Почему нельзя их брать в рот?

Где их можно найти? (Находят бусинки на соседнем столе в песке).

Дети украшают солнышко.

Кто хочет нарисовать глазки солнышку, нос, рот, улыбку?

-Получилось у нас солнышко? Оно вам нравиться?(да). Оно похоже на наше Солнышко?

У вас очень красивое Солнышко. Вы большие молодцы!

Воспитатель:  С чем мы сегодня играли?

-Какой песочек (он жесткий или мягкий, холодный или тёплый)?

-Что мы нарисовали?

-Я очень горжусь вами! Вы так старались!

А вам, дети, понравилось играть с солнышком и песочком? (да).

Дети прощаются с кинетическим песком.

Пока-пока песочек! (дети похлопывают по песку)

Пока-пока песочек! (дети машут песку ладошкой)

Давайте отряхнем ручки, а в группе протрем салфеткой.


Воспитатель предлагает взять Солнышко для игры в группу.

Вывод по  ООД «Играем с Солнышком»:

 В ходе совместной деятельности её этапы были организованы методически верно. Цель достигалась через реализацию задач, что позволило обучить малышей навыкам экспериментирования с песком, обогатить тактильный опыт детей, побудить детей самостоятельно находить решение проблемы и учить высказывать свои предложения и суждения, продолжить развитие зрительно-моторной  координации и  вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями. Дети были максимально вовлечены  в процесс занятия, организованны , в силу своего возраста, инициативны.

В ходе всех этапов ОД дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. На протяжении всей совместной деятельности преобладал диалогический стиль общения. Уровень сложности заданий соответствовал возможностям детей, учитывались индивидуальные особенности.

По итогам проведенного мероприятия можно сделать вывод: поставленная цель достигнута, задачи выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи "Времена года" Тема: "осень" с использованием кинетического песка

Конспект занятия представлен для детей старшей группы по развитию речи, для закрепления знаний о времени года - осени, признаках,  сезонных изменениях. В конце занятия детям воспитатель  пре...

конспект занятия по развитию речи "Времена года" Тема: "осень" с использованием кинетического песка

Конспект занятия представлен для детей старшей группы по развитию речи, для закрепления знаний о времени года - осени, признаках,  сезонных изменениях. В конце занятия детям воспитатель  пре...

Использование кинетического песка в работе учителя-логопеда.

В данной статье описан опыт работы  учителя-логопеда в использования кинетического песка....

Консультация для педагогов: "Использование кинетического песка в период адаптации ребенка к условиям детского сада"

Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Они позитивно влияют на эмоциональное состояние, способны стабилизировать эмоциональное самочувствие ребенка. Манипуляции с песком...

Родительское собрание. Тема: «Кинетический песок. Возможностями использования кинетического песка для развития ребенка».

Родительское собрание. Тема: «Кинетический песок.  Возможностями использования кинетического песка для развития ребенка»....

Статья на тему: “Использования светового стола для рисования песком в период адаптации в детском саду для ребенка 2-3 лет”

На помощь нам, как педагогам, старавшимся улучшить процесс адаптации приходит песок, а точнее, световой стол для рисования песком....

Консультация для родителей «Польза кинетического песка в период адаптации ребенка»

Консультация для родителей«Польза кинетического песка в период адаптации ребенка» С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество измене...