Консультация «Как научить детей пересказу».
материал (средняя группа)

Филатова Оксана Сергеевна
Часто вопросом, как научить ребенка пересказывать текст, родители задаются перед поступлением в школу, ведь большая часть школьного обучения построена на пересказывании услышанного или прочитанного. Однако большинство педагогов сходится во мнении, что наиболее подходящее время для обучения пересказу, это возраст от 3 до 6 лет. Организуя специальные игры в дошкольном возрасте, вы закладываете хороший фундамент для навыка пересказа, не говоря уже о влиянии подобных занятий на развитие внимания, мышления, воображения исвязной речи. Для того чтобы пересказать, то есть воспроизвести прочитанный или услышанный текст, ребенок должен уметь: 1. внимательно прослушать текст; 2. понять его смысл; 3. запомнить последовательность событий в сюжете произведения; 4. запомнить авторские или народные обороты речи; 5. осмысленно рассказать услышанный текст, соблюдая порядок действий и эмоциональную окраску событий. Чтобы ребенок успешно освоил каждый из этих этапов, необходимо намеренно включать каждый из них в игровую деятельность ребенка и ваше с ним общение. Произведения для пересказа Ребенку сложно будет пересказывать длинные тексты со сложными деепричастными оборотами, поэтому тексты лучше выбирать короткие с динамичным сюжетом и понятной последовательностью событий. Герои должны быть знакомы ребенку, а их мотивы и поступки понятными. Будет хорошо, если произведение имеет воспитательный характер, несет некий моральный опыт малышу. До 6 лет нежелательно использовать описательные произведения. Также не подходят стихи в качестве основы для пересказа. Стихотворения лучше заучивать наизусть. Подходящими под эти требования будут народные сказки, рассказы Сутеева, Чарушина, Толстого, Ушинского и др. Виды пересказов По своему виду пересказ может быть: •Близко передающий смысл текста. Включает обороты речи, характерные для произведения. •Сжатый или краткий пересказ, когда ребенку необходимо вычленить главные события и коротко о них рассказать, опуская другие подробности. •С творческим дополнением — когда ребенку предлагается придумать отличные от изначального начало, конец произведения или вариант развития событий в поворотной точке сюжета. •С частичной перестановкой текста. Первый вариант является основным в дошкольном возрасте, но при этом не стоит на нем останавливаться, ведь всевозможные творческие дополнения к хорошо знакомым произведениям помогают вернуть к ним интерес и способствуют развитию воображения и творчества у ребенка. С 5-6 лет необходимо тренироваться в кратком пересказе, так как умение выделять главное является важным навыком в школьном возрасте.Хочу такой сайт На что стоит обращать внимание, когда ребенок пересказывает текст? Самое главное требование – это осмысленность. Важно, чтобы ребенок понимал, о чем он говорит, а не повторял знакомый рассказ как заученную скороговорку. К другим требованиям относятся: •последовательность изложения; •отсутствие значительных пропусков, которые искажают сюжет; •использование характерных речевых оборотов; •плавность речи; •соответствие эмоционального сопровождения сюжету произведения. Конечно же, это некий идеал, к которому следует стремиться. Поэтому когда вы услышите первый сбивчивый и не очень разборчивый пересказ вашего крохи, не отчаивайтесь – это нормально. Регулярные тренировки и интересные рассказы сделают свое дело, и речь малыша станет связной и насыщенной. Первое, с чем сталкиваются родители, когда хотят научить ребенка пересказывать текст – это бедность детского активного словаря, в котором присутствуют в основном существительные и глаголы. Для того чтобы исправить такое положение вещей, необходимо самим обогатить свою бытовую речь прилагательными, причастными и деепричастными оборотами, сравнениями и фразеологизмами. На первых порах, пока у вас не выстроилась собственная схема занятий, вы можете пользоваться следующей: 1. Вначале необходимо заинтересовать ребенка сюжетом рассказа: загадать загадку про главного героя, показать и обсудить картинку с его участием; 2. Далее предлагаем ребенку послушать и читаем произведение; 3. Задаем вопросы по произведению. Вопросы могут быть направлены: на порядок действий в произведении (что за чем), на место действия и как оно описывается, на характеристику главных героев и обсуждение мотивов их поступков, на использование фразеологизмов и авторских оборотов в тексте; 4. Предупреждаете ребенка, что после прочтения он будет пересказывать, после чего зачитываете произведение; 5. Ребенок пересказывает. Если у него возникают сложности с сюжетом или последовательностью, помогаем, задавая наводящие вопросы; 6. Хвалим ребенка и предлагаем творческое занятие по произведению (рисование, аппликация, лепка, поделка и пр) Пересказ в 5-6 лет При успешном овладении навыками подробного пересказа в раннем возрасте, в 5-6 лет усложняют задачу для ребенка, используя поэтические описания природы в качестве основного текста. Более сложным заданием будет краткий пересказ текста, что требует от ребенка умения отделить главное от второстепенного, сохраняя при этом целостность сюжетной линии. Для этого после первичного прочтения и обсуждения сказки предложите ребенку разбить ее на главы. Объясните, что главы – это части произведения, в которых описывается кусочек сюжета. Главу можно коротко назвать так, что всем сразу будет понятно, о чем она. Начинайте повторно читать сказку, а ребенка просите вас останавливать, когда глава закончится, после чего вместе придумайте название главы, и пусть ребенок схематично зарисует её содержание. Глав должно быть от 4 до 8. У вас получится написанный и схематический планы произведения. Теперь попросите ребенка рассказать текст, опираясь на нарисованную схему и не вдаваясь в подробности. В этом возрасте используют иные вопросы на этапе обсуждения. Вместо вопросов — где? когда? что? какой? — используют – почему? зачем? для чего? — которые помогают ребенку понять смысл, напрямую не раскрытый в произведении. Желаем успехов!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Как научить детей пересказывать"

Консультация для родителей "Как научить детей пересказывать"...

Консультация «Как научить детей раннего и дошкольного возраста употреблять предлоги»

Консультация «Как научить детей раннего и дошкольного возраста употреблять предлоги» 1 слайд  2 слайд  По данным исследований,  предлоги появляются в речи детей позже, ...

Консультация"Как научить детей читать стихи с выражением"

Консультация предназначена для воспитателей ДОУ, но будет полезна и родителям....

Консультация "Как научить детей читать"

Консультация для родителей «Как научить детей читать?»...

4.04.19г. Консультация "Как научить детей читать" материал в свободном доступе интернета

Охота читать «Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать!» Сесиль Лупан Дети сейчас идут в первый класс читающие, хотя формальных требований по ...

Школа профилактики речевых нарушений: консультация «Методика обучения детей пересказу»

Консультация учителя-логопеда поможет воспитателям массовых групп овладеть методикой обучения детей дошкольного возраста пересказу....