Главные вкладки

    Консультация «Как научить детей раннего и дошкольного возраста употреблять предлоги»
    презентация по развитию речи по теме

    Емельянова Елена Владимировна

    Консультация

    «Как научить детей раннего и дошкольного возраста употреблять предлоги»

    1 слайд 

    2 слайд  По данным исследований,  предлоги появляются в речи детей позже, чем другие части речи. Сначала дети начинают употреблять в своей речи существительные, прилагательные и глаголы, затем – местоимения, наречия, числительные. И только после них – предлоги. 

    Первые предлоги появляются у детей на третьем году жизни – в возрасте 2 лет 3 месяцев – 2 лет 6 месяцев (А.Н. Гвоздев).

    3 слайд  На пятом году жизни (данные Г.М. Ляминой) дети наиболее активно используют в быту предлоги «у», «в», «на», «с». В этом в возрасте редко употребляются предлоги, обозначающие точное местонахождение предмета («над», «между», «через», «до»). И практически не используются детьми пятого года жизни в повседневном общении предлоги «под», «перед», «около», «о». Дети в обычном общении в быту вместо предлогов предпочитают использовать словами «там», «тут» (наречиями места).

    4 слайд   В возрасте 5-7 лет ребенок пользуется уже большим количеством разнообразных предлогов, правильно употребляя их в своей речи: на, в, за, под, к, от, по, около, из, с, над, из-за, из-под, через, между. Дети знают, что предлог – это отдельное слово. И могут посчитать, сколько слов в предложении с предлогом и выложить палочками схему предложения. Одна палочка – это одно слово. Например, в предложении «Мы идем в лес» — 4 слова. Соответственно, схема этого предложения будет выглядеть как ряд из 4 палочек, и дети в 6 лет уже понимают, что «в» — это отдельное слово в предложении.

    5 слайд Освоение предлогов не так просто для детей, как это может показаться. Малыши часто пропускают предлоги в своей речи или путают их, допуская речевые ошибки. В занимательных речевых играх и игровых речевых упражнениях можно помочь малышам освоить предлоги и научиться точно и правильно, без ошибок употреблять их в своей речи.

    6 слайд  Игры с предлогами для детей.

    Перед тем, как проводить речевые игры с предлогами нужно выяснить, какие предлоги уже использует Ваш малыш и правильно ли он их употребляет.

    Работа над предлогами с детьми раннего и среднего возраста

    Одна из любимых игр – прятки. Эта известная нам всем с детства веселая занимательная игра поможет научить дошкольников правильно употреблять в речи пространственные предлоги В,  НА, ПОД, ОКОЛО.

    «Прятки»

    В этой игре пространственные предлоги малыш еще только слышит в речи, от имени разных персонажей, но не говорит их. Идет накопление пассивного словаря. Речевую игру нужно повторять в другие дни по желанию малыша, но обязательно меняя каждый раз ее сюжет.

    Если Вы играете с игрушкой – кошкой, то используйте стихотворение — считалочку Н. Пикулевой:

    Слышу, слышу, слышу, слышу,
    Кто потопал и куда!
    Кошка прыгнула на крышу
    И пропала без следа!
    Раз-два-три, четыре, пять,
    Я иду её искать!

    Если ребенку 4-6 лет, то предложите ему спрятать от Вас несколько игрушек в разные места (в коробку, у коробки, за коробкой, под коробкой, на коробку и т.д.) и попробуйте отгадать, где что лежит. Затем повернитесь и вместе с малышом опишите правильное место расположения предметов: «Уточка в коробке. Бегемотик – за коробкой. Машинка – перед коробкой. Собачка – на коробке. Змейка – под коробкой». В этой игре Вы сможете понять, насколько точно, правильно, свободно Ваш малыш употребляет предлоги и в чем ему нужна Ваша помощь.

    Если ребенок неправильно употребляет предлоги, то нужно ему помочь серией увлекательных речевых игр, которые помогут уточнить и закрепить значения разных предлогов. Выберите игры из списка ниже в соответствии с теми проблемами, которые есть именно у Вашего ребенка (какие предлоги им не освоены).

    «Живые картинки».

    Одно из любимых упражнений детей с предлогами – это «живые картинки». Игра может проводиться в двух вариантах:

    А) Дети (ребенок)  разыгрывают сценки – пантомимы, изображая действия Ведущий отгадывает, что это за действие (ты поливаешь цветы ИЗ лейки, ты положил ложку НА стол, ты спрятал что-то ПОД стол и т.д.) Потом они меняются ролями в игре.  Можно разыгрывать как отдельные действия, так и целостные сюжеты.

    Б) Картинка – иллюстрация рассказа или стихотворения выкладывается  ребенком на магнитной доске, фланелеграфе или коврографе. Можно инсценировать ситуации на столе с помощью реальных предметов  под строчки стихов или небылиц. Ребенок выкладывает изображения – «живые картинки»  в соответствии с текстом стихотворения или рассказа.

    Стихи с предлогами для детей 3-4 лет

    «Что взяла – клади на место!» З. Александрова.

    Прочитайте стихотворение З. Александровой и предложите ребенку разыграть его с помощью реальных предметов и игрушек – кукольной обуви и кроватки, настоящей кружки, буфета, подушки. В соответствии с текстом стихотворения малышу нужно будет разместить предметы.

    Можно провести игру и  так, чтобы задания из стихотворения выполняла кукла Оля, а потом малыш исправил ее ошибки и помог кукле справиться с заданиями мамы.

     «Это Оленьке известно:
    Что взяла, клади на место!
    Только девочка мала:
    Забывает, где взяла.

    На кроватку ставит кружку,
    На паркет кладет подушку,
    Прячет ботики в буфет.
    Всё на месте или нет?

    Если мама промолчала,
    Надо делать всё сначала:
    На буфет нести подушку,
    На паркет поставить кружку,
    Сунуть ботики в кровать…
    Кажется, не так опять?

    Оля смотрит виновато:
    Нет, стояло всё не там…
    Помогите ей, ребята,
    Всё расставить по местам. (З. Александрова)»

    Игра – путаница с предлогами для детей 3-5  лет

    «Пирог»  А.Валасина

    Это стихотворение – путаница, веселая игра со словами. Попробуйте поиграть в эту веселую и полезную для развития речи ребенка игру!

    Для игры Вам понадобятся игрушки (картинки или предметы): кошка, корзина, картина.

    Как-то раз я ждал гостей — много взрослых и детей.
    Вкусный яблочный пирог очень ловко я испёк.
    Вытер пыль и пол помыл. И цветы везде полил.
    Вот я  посмотрел вокруг, сочинились строчки вдруг:
    «На стене висит картина, а под ней стоит корзина.
    В той корзине кошка спит. Рядом с ней клубок лежит».
    Вот и рифма получилась, очень складно всё сложилось.
    Чтобы строчки не забыть я решил их повторить:
    «У стены стоит картина, а под нею спит корзина.
    На стене клубок висит, кошка на клубке лежит».
    Ой, слова все заблудились и стихи не получились!
    Что  ж, придётся мне опять эти строчки повторять:
    «На стене висит корзина, а в корзине той картина.
    У корзины кошка спит, а под ней клубок лежит».

     Что-то перепутал я. Помогите мне, друзья!
    Вместе будем мы опять эти строчки повторять:
    « На стене висит…(картина). А под ней стоит …(корзина).
    В той корзине кошка спит. Рядом с ней…(клубок лежит)».
    Вот теперь порядок полный! Ждёт всех нас пирог огромный!

    Рассмотрите картинки и найдите на них путаницы – небылицы. Назовите вместе с ребенком, где находятся предметы и где они должны быть нарисованы.

    «Курочка и цыплята»

    Для игры Вам понадобятся игрушки или картинки: курочка и цыплята. Аналогичную игру можно провести и с другими игрушками – например, коза и козлята, кошка и котята, утка и утята, овечка и ягнята (в зависимости от того, что есть у Вас дома).

     Прочитайте ребенку стишок (или спойте песенку):

    Вышла курочка гулять
    Свежей травки пощипать,
    А за ней ребятки -
    Желтые цыплятки!

    Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
    Не ходите далеко,
    Лапками гребите,
    Зернышки ищите!

    Съели толстого жука,
    Дождевого червяка,
    Выпили водицы
    Полное корытце!

    Расскажите историю дальше. Не послушались цыплятки курочку, разбежались кто куда!

    Предложите ребенку закрыть глаза, а Вы в это время спрячете фигурки цыплят. Используйте для этого те картинки и предметы, которые есть у Вас дома (можно спрятать за книжку, за игрушечное дерево, под кукольной скамеечкой, на машине и т.д.).

    Давайте поможем курочке собрать ее деток. Где они спрятались? (попросите малыша найти цыплят и назвать, где они находятся): «Где спрятались цыплята? Правильно, вот один – НА крыльце. А второй? Да, ЗА крыльцом. А третий цыпленок где? Под домом. На пруду. Под кустом. Откуда прибежал цыпленок к маме — курочке? Из-под дома. А этот откуда? Из-за куста. А этот цыпленок, где спрятался? На  травке у пруда и т.д.»

    Речевая игра с предлогом «за».

    Отгадай, кто спрятался за домом?

    Еще одно стихотворение, которое замечательно подходит для закрепления правильного употребления в речи детей предлога «за» — спрятались за домом (за кустом, за машиной, за забором и другие варианты).

     Мы сейчас играем в прятки,
    А в игре одни загадки.
    Не могу найти я Сашу,
    Настю, Диму и Наташу.
    Никого нет за кустом,
    За крыльцом и за столбом.
    Мне немножечко обидно,
    Что друзей совсем не видно.
    Где теперь ребят искать?
    Обойду весь двор опять.
    Чьи же ноги за машиной?
    Там присели Настя с Димой.
    Сашу где искать с Наташей?
    Вот они, в подъезде нашем.
    Не скажу я даже вам,
    Куда спрячусь после сам. (В. Пузырев)

    После чтения стихотворения поиграйте с детьми в игру «Отгадай, кто спрятался за домом» (за деревом, за кустом и т.д.). Аналогично можно провести игру «Отгадай, кто спрятался за кустом, (за забором, за деревом)»

     

    7 слайд  Обучение детей дошкольного старшего возраста

    Сначала необходимо дать детям понятие о ПРЕДЛОГЕ, как о «маленьком слове» и его значении в предложении, т.е. без определенного предлога нельзя понять смысл предложения и выполнить те или иные действия.

    Например, предлагается детям выполнить такие действия: положи карандаш…книгу; положи мяч …. стул; Они не могут выполнить это задание, пока не будет назван предлог.

    Научить понимать карточки схемы: (на, в, под , по и др.)

    Сначала научить детей составлять простые предложения с опорой на действие предметов и явлений, затем предложения с использованием предлогов.

    Далее предлагают составить предложения по картинке с одним действующим лицом ( Собака сидит в будке, Ваза на столе и т.д)

    Стихи с предлогами для детей 5-7 лет

    «Предлоги»  М. Яснов

    Это юмористическое стихотворение лучше всего инсценировать с группой детей. Но если Вы занимаетесь с одним малышом, то можно использовать картинки и располагать их на доске или на листе бумаги в соответствии с текстом стихотворения.  Либо разыграть сценку с игрушками на столе.

    Сидел прохожий на скамье,
    Держал в руках кулек.
    А над скамьей сидел скворец,
    А под — лежал бульдог.

    И тот, в траве, сидящий под,
    И тот, что над, в листве,
    Глядели на того, кто на, —
    Верней на то, что в.

    Тогда прохожий взял кулек
    И вынул пирожок.
    Часть бросил над, часть кинул под,
    А остальное — в рот.

    И каждый принялся жевать,
    Верней, один — клевать.
    Пришлось для этого ему
    Слететь и прыгать у.

    Так теплый, мягкий пирожок
    Был съеден от и до,
    А смятый маленький кулек
    Попал в карман пальто.

    И полетел один по-над,
    Другой полез из-под
    И рядом с третьим побежал
    За, перед —И вперед! (Михаил Яснов)

    «У куста растет ромашка»

    Развиваем словотворчество и сочиняем небылицы – стихи с предлогами вместе с детьми.

    Идеи для этой игры с предлогами:

    Вырежете из бумаги  простые силуэты — ромашку, букашку, куст, пташку, рубашку, речку, мост.

    Используйте предметы – заместители, развивающие воображение малышей. И выложите картинку в соответствии с текстом стихотворения.

    У куста растёт ромашка.
    Под кустом сидит букашка.
    Над кустом летает пташка.
    На кусте висит рубашка.

    Почему? Да потому!
    Потому что за кустом -
    Возле речки, за мостом -
    Сохнет мокрый рыболов,
    Без рубашки, без штанов.
    Дома удочку забыл
    И руками рыб ловил.
    Так увлёкся, что споткнулся,
    У реки в тоске сидит,
    Сохнет, мёрзнет и грустит.

    Поиграйте затем в небылицы – придумывайте необычные строчки с предлогами, которые малыш будет инсценировать – выкладывать из картинок в соответствии со значением предлога.

    «Котята»

    Вам понадобятся: картинки «котята» (5 штук) или игрушечные котята (5 штук)

    Предложите малышу придумать новые места в комнате, куда он спрятал бы котят и назвать (за шкафом, между столом и креслом, под диваном и т.д.)

    Затем сыграйте с ребенком в прятки. Пусть ребенок спрячет котят, а Вы будете отгадывать, и называть, где они находятся.  Затем поменяйтесь ролями. Обязательное правило в игре – называть место, где находится котенок, словами. Только в этом случае считается, что котенок найден и можно поменяться ролями.

     Как-то раз одни котятки
    Поиграть решили в прятки:
    Первый прыгнул в сапожок -
    Котик маленький Снежок.
    Мурзик спрятался в корзинке,
    А под столик Василинка.
    С синим бантиком Матрёшка
    Притаилась у окошка.
    Ну, а самый шустрый Гришка
    В шкаф забрался, шалунишка!
    Вот как малые котятки
    Поиграть решили в прятки.
    Очень долго их искали,
    Только где они, не знали,
    Лишь потом, к молочной миске
    Прибежали быстро киски.
    Раз, два, три, четыре, пять -
    Вот и в сборе все опять! (Е. Горева)

    «Прятки в лесу»

    Это стихотворение очень хорошо подходит для инсценировки с группой детей старшего дошкольного возраста или для разыгрывания в театре игрушек или театре картинок. В нем встречаются предлоги «в», «за», «на», «до», «под». После инсценировки можно придумать новые места, в которые могли спрятаться лесные жители и назвать их (в берлоге, в дупле, под пнем, на ветке и т.д.)

     Расскажу я вам, ребятки,
    Как играли звери в прятки.
    Собрались они в лесочке.
    Кто попрятался за кочки,
    Кто на дерево залез,
    Кто ушел поглубже в лес,
    А зеленый крокодил –
    Он водил.
    К кенгуру скакал сынок,
    Добежал и в сумку скок!
    Мишка косолапый
    Спрятался за папой.
    А бобрята, как всегда,
    Добежали до пруда
    И туда!
    Вот жираф-акселерат
    Росту своему не рад.
    Где ж ему укрыться
    С высотой пять тридцать.
    Передумал он играть:
    «Лучше буду наблюдать.
    Мне с такого роста
    Все увидеть просто».
    Колючие ежата
    Спрятались под елку.
    Их там совсем не видно,
    Они как ель – в иголках,
    А крокодил в чащобу
    Забраться не  захочет.
    И вот сидят ежата
    И шепотом хохочут.
    Обиделся Зеленый,
    Под нос себе бормочет,
    Что он устал и больше
    Играть уже не хочет.
    Играть сегодня в прятки
    Мне больше нет охоты,
    Теперь меня пусть ищут»
    И плюхнулся в болото. (А. Прокофьев)

    «Найди ошибку»

    Предложите ребенку найти, какие ошибки допустил Незнайка. Придумывая предложения с ошибками, включайте в них типичные ошибки Вашего малыша. Дополняйте эти сложные для ребенка случаи употребления предлогов  просто веселыми и легкими примерами, чтобы ребенку нравилось играть в эту речевую игру и чтобы посмеяться вместе с ним. Например,

     Мы пошли до магазина (мы пошли в магазин)

    • Я сорвал яблоко над дерева (я сорвал яблоко с дерева)
    • Птенчики выпали от гнезда (птенчики выпали из гнезда)
    • Я возьму игрушку у шкафа (я возьму игрушку из шкафа)
    • Кошка прыгнула от стула (кошка прыгнула со стула)

    8 слайд   Дидактические игры для обучения детей умению правильно употреблять предлоги в речи

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc58.5 КБ
    Файл prezentatsiya12.pptx1.74 МБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация

    «Как научить детей раннего и дошкольного возраста употреблять предлоги»

    1 слайд  

    2 слайд  По данным исследований,  предлоги появляются в речи детей позже, чем другие части речи. Сначала дети начинают употреблять в своей речи существительные, прилагательные и глаголы, затем – местоимения, наречия, числительные. И только после них – предлоги. 

    Первые предлоги появляются у детей на третьем году жизни – в возрасте 2 лет 3 месяцев – 2 лет 6 месяцев (А.Н. Гвоздев).

    3 слайд  На пятом году жизни (данные Г.М. Ляминой) дети наиболее активно используют в быту предлоги «у», «в», «на», «с». В этом в возрасте редко употребляются предлоги, обозначающие точное местонахождение предмета («над», «между», «через», «до»). И практически не используются детьми пятого года жизни в повседневном общении предлоги «под», «перед», «около», «о». Дети в обычном общении в быту вместо предлогов предпочитают использовать словами «там», «тут» (наречиями места).

    4 слайд   В возрасте 5-7 лет ребенок пользуется уже большим количеством разнообразных предлогов, правильно употребляя их в своей речи: на, в, за, под, к, от, по, около, из, с, над, из-за, из-под, через, между. Дети знают, что предлог – это отдельное слово. И могут посчитать, сколько слов в предложении с предлогом и выложить палочками схему предложения. Одна палочка – это одно слово. Например, в предложении «Мы идем в лес» — 4 слова. Соответственно, схема этого предложения будет выглядеть как ряд из 4 палочек, и дети в 6 лет уже понимают, что «в» — это отдельное слово в предложении.

    5 слайд Освоение предлогов не так просто для детей, как это может показаться. Малыши часто пропускают предлоги в своей речи или путают их, допуская речевые ошибки. В занимательных речевых играх и игровых речевых упражнениях можно помочь малышам освоить предлоги и научиться точно и правильно, без ошибок употреблять их в своей речи.

    6 слайд  Игры с предлогами для детей.

    Перед тем, как проводить речевые игры с предлогами нужно выяснить, какие предлоги уже использует Ваш малыш и правильно ли он их употребляет.

    Работа над предлогами с детьми раннего и среднего возраста

    Одна из любимых игр – прятки. Эта известная нам всем с детства веселая занимательная игра поможет научить дошкольников правильно употреблять в речи пространственные предлоги В,  НА, ПОД, ОКОЛО.

    «Прятки»

    В этой игре пространственные предлоги малыш еще только слышит в речи, от имени разных персонажей, но не говорит их. Идет накопление пассивного словаря. Речевую игру нужно повторять в другие дни по желанию малыша, но обязательно меняя каждый раз ее сюжет.

    Если Вы играете с игрушкой – кошкой, то используйте стихотворение — считалочку Н. Пикулевой:

    Слышу, слышу, слышу, слышу,
    Кто потопал и куда!
    Кошка прыгнула на крышу
    И пропала без следа!
    Раз-два-три, четыре, пять,
    Я иду её искать!

    Если ребенку 4-6 лет, то предложите ему спрятать от Вас несколько игрушек в разные места (в коробку, у коробки, за коробкой, под коробкой, на коробку и т.д.) и попробуйте отгадать, где что лежит. Затем повернитесь и вместе с малышом опишите правильное место расположения предметов: «Уточка в коробке. Бегемотик – за коробкой. Машинка – перед коробкой. Собачка – на коробке. Змейка – под коробкой». В этой игре Вы сможете понять, насколько точно, правильно, свободно Ваш малыш употребляет предлоги и в чем ему нужна Ваша помощь.

    Если ребенок неправильно употребляет предлоги, то нужно ему помочь серией увлекательных речевых игр, которые помогут уточнить и закрепить значения разных предлогов. Выберите игры из списка ниже в соответствии с теми проблемами, которые есть именно у Вашего ребенка (какие предлоги им не освоены).

    «Живые картинки».

    Одно из любимых упражнений детей с предлогами – это «живые картинки». Игра может проводиться в двух вариантах:

    А) Дети (ребенок)  разыгрывают сценки – пантомимы, изображая действия Ведущий отгадывает, что это за действие (ты поливаешь цветы ИЗ лейки, ты положил ложку НА стол, ты спрятал что-то ПОД стол и т.д.) Потом они меняются ролями в игре.  Можно разыгрывать как отдельные действия, так и целостные сюжеты.

    Б) Картинка – иллюстрация рассказа или стихотворения выкладывается  ребенком на магнитной доске, фланелеграфе или коврографе. Можно инсценировать ситуации на столе с помощью реальных предметов  под строчки стихов или небылиц. Ребенок выкладывает изображения – «живые картинки»  в соответствии с текстом стихотворения или рассказа.

    Стихи с предлогами для детей 3-4 лет

    «Что взяла – клади на место!» З. Александрова.

    Прочитайте стихотворение З. Александровой и предложите ребенку разыграть его с помощью реальных предметов и игрушек – кукольной обуви и кроватки, настоящей кружки, буфета, подушки. В соответствии с текстом стихотворения малышу нужно будет разместить предметы.

    Можно провести игру и  так, чтобы задания из стихотворения выполняла кукла Оля, а потом малыш исправил ее ошибки и помог кукле справиться с заданиями мамы.

     «Это Оленьке известно:
    Что взяла, клади на место!
    Только девочка мала:
    Забывает, где взяла.

    На кроватку ставит кружку,
    На паркет кладет подушку,
    Прячет ботики 
    в буфет.
    Всё на месте или нет?

    Если мама промолчала,
    Надо делать всё сначала:
    На буфет нести подушку,
    На паркет поставить кружку,
    Сунуть ботики
     в кровать…
    Кажется, не так опять?

    Оля смотрит виновато:
    Нет, стояло всё не там…
    Помогите ей, ребята,
    Всё расставить по местам. (З. Александрова)»

    Игра – путаница с предлогами для детей 3-5  лет

    «Пирог»  А.Валасина

    Это стихотворение – путаница, веселая игра со словами. Попробуйте поиграть в эту веселую и полезную для развития речи ребенка игру!

    Для игры Вам понадобятся игрушки (картинки или предметы): кошка, корзина, картина.

    Как-то раз я ждал гостей — много взрослых и детей.
    Вкусный яблочный пирог очень ловко я испёк.
    Вытер пыль и пол помыл. И цветы везде полил.
    Вот я  посмотрел вокруг, сочинились строчки вдруг:
    «На стене висит картина, а под ней стоит корзина.
    В той корзине кошка спит. Рядом с ней клубок лежит».
    Вот и рифма получилась, очень складно всё сложилось.
    Чтобы строчки не забыть я решил их повторить:
    «У стены стоит картина, а под нею спит корзина.
    На стене клубок висит, кошка на клубке лежит».
    Ой, слова все заблудились и стихи не получились!
    Что  ж, придётся мне опять эти строчки повторять:
    «На стене висит корзина, а в корзине той картина.
    У корзины кошка спит, а под ней клубок лежит».

     Что-то перепутал я. Помогите мне, друзья!
    Вместе будем мы опять эти строчки повторять:
    « На стене висит…(картина). А под ней стоит …(корзина).
    В той корзине кошка спит. Рядом с ней…(клубок лежит)».
    Вот теперь порядок полный! Ждёт всех нас пирог огромный!

    Рассмотрите картинки и найдите на них путаницы – небылицы. Назовите вместе с ребенком, где находятся предметы и где они должны быть нарисованы.

    «Курочка и цыплята»

    Для игры Вам понадобятся игрушки или картинки: курочка и цыплята. Аналогичную игру можно провести и с другими игрушками – например, коза и козлята, кошка и котята, утка и утята, овечка и ягнята (в зависимости от того, что есть у Вас дома).

     Прочитайте ребенку стишок (или спойте песенку):

    Вышла курочка гулять
    Свежей травки пощипать,
    А за ней ребятки -
    Желтые цыплятки!

    Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
    Не ходите далеко,
    Лапками гребите,
    Зернышки ищите!

    Съели толстого жука,
    Дождевого червяка,
    Выпили водицы
    Полное корытце!

    Расскажите историю дальше. Не послушались цыплятки курочку, разбежались кто куда!

    Предложите ребенку закрыть глаза, а Вы в это время спрячете фигурки цыплят. Используйте для этого те картинки и предметы, которые есть у Вас дома (можно спрятать за книжку, за игрушечное дерево, под кукольной скамеечкой, на машине и т.д.).

    Давайте поможем курочке собрать ее деток. Где они спрятались? (попросите малыша найти цыплят и назвать, где они находятся): «Где спрятались цыплята? Правильно, вот один – НА крыльце. А второй? Да, ЗА крыльцом. А третий цыпленок где? Под домом. На пруду. Под кустом. Откуда прибежал цыпленок к маме — курочке? Из-под дома. А этот откуда? Из-за куста. А этот цыпленок, где спрятался? На  травке у пруда и т.д.»

    Речевая игра с предлогом «за».

    Отгадай, кто спрятался за домом?

    Еще одно стихотворение, которое замечательно подходит для закрепления правильного употребления в речи детей предлога «за» — спрятались за домом (за кустом, за машиной, за забором и другие варианты).

     Мы сейчас играем в прятки,
    А в игре одни загадки.
    Не могу найти я Сашу,
    Настю, Диму и Наташу.
    Никого нет 
    за кустом,
    За крыльцом и за столбом.
    Мне немножечко обидно,
    Что друзей совсем не видно.
    Где теперь ребят искать?
    Обойду весь двор опять.
    Чьи же ноги за машиной?
    Там присели Настя с Димой.
    Сашу где искать с Наташей?
    Вот они, в подъезде нашем.
    Не скажу я даже вам,
    Куда спрячусь после сам. (В. Пузырев)

    После чтения стихотворения поиграйте с детьми в игру «Отгадай, кто спрятался за домом» (за деревом, за кустом и т.д.). Аналогично можно провести игру «Отгадай, кто спрятался за кустом, (за забором, за деревом)»

    7 слайд  Обучение детей дошкольного старшего возраста

    Сначала необходимо дать детям понятие о ПРЕДЛОГЕ, как о «маленьком слове» и его значении в предложении, т.е. без определенного предлога нельзя понять смысл предложения и выполнить те или иные действия.

    Например, предлагается детям выполнить такие действия: положи карандаш…книгу; положи мяч …. стул; Они не могут выполнить это задание, пока не будет назван предлог.

    Научить понимать карточки схемы: (на, в, под , по и др.)

    Сначала научить детей составлять простые предложения с опорой на действие предметов и явлений, затем предложения с использованием предлогов.

    Далее предлагают составить предложения по картинке с одним действующим лицом ( Собака сидит в будке, Ваза на столе и т.д)

    Стихи с предлогами для детей 5-7 лет

    «Предлоги»  М. Яснов

    Это юмористическое стихотворение лучше всего инсценировать с группой детей. Но если Вы занимаетесь с одним малышом, то можно использовать картинки и располагать их на доске или на листе бумаги в соответствии с текстом стихотворения.  Либо разыграть сценку с игрушками на столе.

    Сидел прохожий на скамье,
    Держал 
    в руках кулек.
    А 
    над скамьей сидел скворец,
    А 
    под — лежал бульдог.

    И тот, в траве, сидящий под,
    И тот, что 
    над, в листве,
    Глядели на того, кто 
    на, —
    Верней на то, что 
    в.

    Тогда прохожий взял кулек
    И вынул пирожок.
    Часть бросил 
    над, часть кинул под,
    А остальное — 
    в рот.

    И каждый принялся жевать,
    Верней, один — клевать.
    Пришлось для этого ему
    Слететь и прыгать 
    у.

    Так теплый, мягкий пирожок
    Был съеден от и до,
    А смятый маленький кулек
    Попал в карман пальто.

    И полетел один по-над,
    Другой полез 
    из-под
    И рядом с третьим побежал
    За, перед —И вперед! (Михаил Яснов)

    «У куста растет ромашка»

    Развиваем словотворчество и сочиняем небылицы – стихи с предлогами вместе с детьми.

    Идеи для этой игры с предлогами:

    Вырежете из бумаги  простые силуэты — ромашку, букашку, куст, пташку, рубашку, речку, мост.

    Используйте предметы – заместители, развивающие воображение малышей. И выложите картинку в соответствии с текстом стихотворения.

    У куста растёт ромашка.
    Под кустом сидит букашка.
    Над кустом летает пташка.
    На кусте висит рубашка.

    Почему? Да потому!
    Потому что 
    за кустом -
    Возле речки, 
    за мостом -
    Сохнет мокрый рыболов,
    Без рубашки, без штанов.
    Дома удочку забыл
    И руками рыб ловил.
    Так увлёкся, что споткнулся,
    У реки в тоске сидит,
    Сохнет, мёрзнет и грустит.

    Поиграйте затем в небылицы – придумывайте необычные строчки с предлогами, которые малыш будет инсценировать – выкладывать из картинок в соответствии со значением предлога.

    «Котята»

    Вам понадобятся: картинки «котята» (5 штук) или игрушечные котята (5 штук)

    Предложите малышу придумать новые места в комнате, куда он спрятал бы котят и назвать (за шкафом, между столом и креслом, под диваном и т.д.)

    Затем сыграйте с ребенком в прятки. Пусть ребенок спрячет котят, а Вы будете отгадывать, и называть, где они находятся.  Затем поменяйтесь ролями. Обязательное правило в игре – называть место, где находится котенок, словами. Только в этом случае считается, что котенок найден и можно поменяться ролями.

     Как-то раз одни котятки
    Поиграть решили в 
    прятки:
    Первый прыгнул 
    в сапожок -
    Котик маленький Снежок.
    Мурзик спрятался 
    в корзинке,
    А 
    под столик Василинка.
    С синим бантиком Матрёшка
    Притаилась 
    у окошка.
    Ну, а самый шустрый Гришка
    В шкаф забрался, шалунишка!
    Вот как малые котятки
    Поиграть решили в прятки.
    Очень долго их искали,
    Только где они, не знали,
    Лишь потом, к молочной миске
    Прибежали быстро киски.
    Раз, два, три, четыре, пять -
    Вот и в сборе все опять! (Е. Горева)

    «Прятки в лесу»

    Это стихотворение очень хорошо подходит для инсценировки с группой детей старшего дошкольного возраста или для разыгрывания в театре игрушек или театре картинок. В нем встречаются предлоги «в», «за», «на», «до», «под». После инсценировки можно придумать новые места, в которые могли спрятаться лесные жители и назвать их (в берлоге, в дупле, под пнем, на ветке и т.д.)

     Расскажу я вам, ребятки,
    Как играли звери в прятки
    .
    Собрались они в лесочке.
    Кто попрятался 
    за кочки,
    Кто 
    на дерево залез,
    Кто ушел поглубже 
    в лес,
    А зеленый крокодил –
    Он водил.
    К кенгуру скакал сынок,
    Добежал и 
    в сумку скок!
    Мишка косолапый
    Спрятался 
    за папой.
    А бобрята, как всегда,
    Добежали 
    до пруда
    И туда!
    Вот жираф-акселерат
    Росту своему не рад.
    Где ж ему укрыться
    С высотой пять тридцать.
    Передумал он играть:
    «Лучше буду наблюдать.
    Мне с такого роста
    Все увидеть просто».
    Колючие ежата
    Спрятались 
    под елку.
    Их там совсем не видно,
    Они как ель – в иголках,
    А крокодил в чащобу
    Забраться не  захочет.
    И вот сидят ежата
    И шепотом хохочут.
    Обиделся Зеленый,
    Под нос себе бормочет,
    Что он устал и больше
    Играть уже не хочет.
    Играть сегодня в прятки
    Мне больше нет охоты,
    Теперь меня пусть ищут»
    И плюхнулся 
    в болото. (А. Прокофьев)

    «Найди ошибку»

    Предложите ребенку найти, какие ошибки допустил Незнайка. Придумывая предложения с ошибками, включайте в них типичные ошибки Вашего малыша. Дополняйте эти сложные для ребенка случаи употребления предлогов  просто веселыми и легкими примерами, чтобы ребенку нравилось играть в эту речевую игру и чтобы посмеяться вместе с ним. Например,

     Мы пошли до магазина (мы пошли в магазин)

    • Я сорвал яблоко над дерева (я сорвал яблоко с дерева)
    • Птенчики выпали от гнезда (птенчики выпали из гнезда)
    • Я возьму игрушку у шкафа (я возьму игрушку из шкафа)
    • Кошка прыгнула от стула (кошка прыгнула со стула)

    8 слайд   Дидактические игры для обучения детей умению правильно употреблять предлоги в речи


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Как научить детей раннего и дошкольного возраста употреблять предлоги» Подготовила учитель-логопед Емельянова Е.В.

    Слайд 2

    По А.Н. Гвоздеву отмечается следующая последовательность усвоения предлогов в онтогенезе

    Слайд 3

    Понимание предлогов

    Слайд 4

    Предлоги делятся на группы: 1 . Предлоги (в, на, под, за, около) – по местонахождению предметов или объектов в пространстве. 2. Предлоги (по, от, вокруг, к, в, из) – направление действия предметов или объектов. 3. Предлоги (по, между, с, перед, передо, за) – взаимное расположение предметов относительно друг друга. 4. Предлог (у) – наличие какого-либо свойства у предмета или объекта. 5. Предлоги (для, о, об) – направление действия на предмет или объект. 6. Сложные предлоги (из-за, из-под).

    Слайд 5

    Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок: а ) пропуск или замена предлогов. Чаще всего наблюдается опускание предлогов В, ИЗ, отсутствие предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Замена предлогов НА и НАД, ПОД и ПО, НА и В по причине смешения их и в импрессивной речи из-за трудностей понимания грамматических значений этих предлогов ( “на столе” вместо “над столом”, “по книжке” вместо “под книжкой” ). В речи детей часто отсутствуют сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД. б) замена одной предложно-падежной конструкции другой ( дом стоит на реке ). в) неправильное употребление падежного окончания существительного ( Мальчик бежит с собака ). г) неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания ( Собака ест у миска ).

    Слайд 6

    Как проводить игры с предлогами? Лучше всего игры проводить по этапам – от простого к сложному. от игры с игрушками и предметами (ребенок сам активно действует предметами, расставляя их в нужное место и называя предлог) к рассматриванию картинок (где? назови) к решению задач без наглядной опоры – словесных задач без картинок и игрушек.

    Слайд 7

    Схемы предлогов

    Слайд 8

    Дидактические игры для обучения детей умению правильно употреблять предлоги в речи. Дидактическое пособие «Живые картинки »

    Слайд 12

    Игра «Маленькие помощники »


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для коллег «Развитие мелкой моторики пальцев рук детей раннего и дошкольного возраста»

    В.А. Сухомлинский писала. что "Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев". Этими словами он прямо указывал на необходимость развития мелкой моторики в раннем и дошкольном воз...

    Консультация для родителей на тему: Плоскостопие у детей раннего и дошкольного возраста: причины, профилактика, лечение.

    Среди причин плоскостопия у детей самыми основными являются - недостаток или избыток нагрузки на ноги. Но что бы видеть полную картинку и понимать, на что нужно обращать внимание, мы перечислим наибол...

    Консультация для педагогов на тему: «Особенности речевого развития детей раннего и дошкольного возраста».

    Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества реч...

    Консультация для родителей "Использование занимательных упражнений и дидактических игр в процессе формирования грамматических навыков у детей раннего и дошкольного возраста"

    Консультация для родителей"Использование занимательных упражнений и дидактических игр в процессе формирования грамматических навыков у детей раннего и дошкольного возраста"...

    Консультация для педагогов "Особенности речевого развития детей раннего и дошкольного возраста".

    В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют ре...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "КАК ПРОВЕСТИ ВРЕМЯ С ПОЛЬЗОЙ ВО ВРЕМЯ САМОИЗОЛЯЦИИ?"

    РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Не теряйте время пока вся семья вынуждена оставаться в изоляции на карантине. Используйте его максимально полезно для себя и детей. Постарайтес...

    Консультация для родителей детей раннего и дошкольного возраста «Как провести время с пользой во время самоизоляции».

    Консультация для родителей детей раннего и дошкольного возраста «Как провести время с пользой во время самоизоляции»....